8 марта 2020 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло 101-е представление «Князя Игоря» А.П.Бородина (либретто композитора и В.В.Стасова, литературная основа – памятник средневековой литературы «Слово о полку Игореве»).
Музыкальный руководитель: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценическая редакция и постановка: Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
[b]Режиссеры по пластике: Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России)[/b].
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Художник по свету: Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Дирижер:
Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский: Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена: Ольга Терентьева (Заслуженная артистка Республики Башкортостан, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын: Борис Рудак (тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Кончак, половецкий хан: Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь: Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин: Василий Гурылев (тенор);
Скула, гудочник: Сергей Тарасов (бас);
Ерошка, гудочник: Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня: Светлана Скрпикина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушка: Екатерина Миронычева (сопрано);
Воины, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, гарем, бесноватые, погорельцы, танцевальные эпизоды: артисты хора.
В разговоре о своем спектакле режиссер Юрий Александров объясняет, что работа над постановкой заставила его «задуматься о том, что происходит в России, какова ее историческая роль, какая она сейчас и какая будет завтра»… Основным мотивом своего творческого замысла автор называет «воспевание человеческой доблести. Персонаж, который ее олицетворяет – это Ярославна – нравственный столп, женщина, которая вынесет на себе всю людскую боль, если надо, даже возглавит государство. Она – символ преданности нашей стране. Если Игорь запутался в жизни, пренебрег божьими законами, людским мнением, то все ценные и редкие человеческие качества сосредоточены в Ярославне»…
Центральный женский образ спектакля в исполнении Ольги Терентьевой полностью соответствует словесному портрету, написанному постановщиком. Мы видим яркую, сильную, волевую женщину, умеющую мгновенно взять себя в руки, вытеснить на второй план душевные терзания, гнетущую боль и мрачные предчувствия, не позволить тревогам, волнениям и прочим слабостям одержать верх над собой. В трудную минуту княгиня готова встать во главе войска, чтобы защитить родные земли от наступающих захватчиков, не переставая тревожиться о томящемся в плену князе, но оставляя эти мысли глубоко в себе. Теплый, солнечный, мягкий голос богатого, благородного оттенка рисует органичный, живописный портрет царицы, доброй матери и хранительницы земель русских.
Князь Игорь Святославич (Сергей Мурзаев) – натура страстная, экспрессивная. Летописи утверждают, что он отправился в военный поход вопреки здравому смыслу, не слушая ничьих советов. Его мощный, глубокий, объемный, всепоглощающий голос уверенно, парадно, торжественно призывает подданных всех сословий пойти «на ратный бой» против ханов половецких. Как известно, эта кампания завершилась разгромным поражением, гибелью полков. В неволе сильный, смелый, отважный сокол томится, тяжко страдает и, согласно замыслу постановщика, «в страдании искупает свой грех». Его знаменитая ария – пронзительный крик души, апофеоз мук свободолюбивого правителя.
Молодой князь Владимир Игоревич (Борис Рудак) и половецкая принцесса Кончаковна (Юлия Меннибаева) – воплощение юности, обаяния, знойной красоты, светлой лирики, горячего темперамента, брутального характера и пылкости. Нежный, журчащий, звонкий тенор сливается в совершенной гармонии со знойным, пряным, пикантным, завораживающим меццо-сопрано. В этом дуэте одним целым становятся восточный колорит и западный стиль.
Еще один ярчайший персонаж – князь Галицкий. В исполнении Евгения Ставинского брат правительницы земель русских предстает нахальным, развязным, но никогда не переступающим границ пошлости, дерзким, но трусливым псевдо-бунтарем. Красивый, насыщенный голос имеет выраженный аристократический оттенок, а искусно подобранные манеры резко очерчивают образ «плохого парня».
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) – бравый воин, одержавший на своем веку немало славных побед. Он силен и хитер, зоркий глаз с неусыпным вниманием наблюдает за пленником, а мощный, всепоглощающий голос ловко усыпляет бдительность красивыми речами. Половецкий хан значительно отличается от русского князя и в визуальном, и в драматическом, и в музыкальном плане. Их общение – противостояние миров и характеров, вечные столкновения Востока и Запада.
В половецком стане, в ярко раскрашенной толпе, звенящей монетами и бубенчиками, выделяются еще два персонажа – обратившийся в христианскую веру, гибкий и изворотливый, хитрый и коварный Овлур (Василий Гурылев) и гибкая, тонкая, пластичная, очаровывающая красивым, мелодичным голосом с восточным оттенком половецкая девушка (Екатерина Миронычева).
Артисты хора в спектакле создают зрелищность. По их костюмам можно увидеть потрясающие контрасты условий жизни представителей разных сословий Руси, от утопающих в роскоши князей и бояр до гнетуще бедных крестьян и многих горожан. У обитателей половецких земель наряды позволяют увидеть тонкий, гибкий стан, сильный, атлетически сложенный торс, варварское неумение сочетать разные элементы гардероба, почти стихийную силу и поразительную меткость стрелков, метателей ножей и прочих иноземцев.
У некоторых обитателей земель русских все должно быть «сытно, пьяно», весело, радостно, вальяжно, безопасно. Вот и не захотели гудочники Скула (Сергей Тарасов) и Ерошка (Вениамин Егоров) отправляться в поход с княжеской дружиной, а остались в просторном, уютном тереме Галицкого.
Симфонический оркестр театра под управлением Василий Валитова рисует насыщенные музыкальные полотна двух миров, помогает раскрыть образы персонажей максимально полно, увидеть в людях, живших несколько веков назад, черты характера наших современников.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценическая редакция и постановка: Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
[b]Режиссеры по пластике: Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России)[/b].
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Художник по свету: Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Дирижер:
Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский: Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена: Ольга Терентьева (Заслуженная артистка Республики Башкортостан, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын: Борис Рудак (тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Кончак, половецкий хан: Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь: Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин: Василий Гурылев (тенор);
Скула, гудочник: Сергей Тарасов (бас);
Ерошка, гудочник: Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня: Светлана Скрпикина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушка: Екатерина Миронычева (сопрано);
Воины, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, гарем, бесноватые, погорельцы, танцевальные эпизоды: артисты хора.
В разговоре о своем спектакле режиссер Юрий Александров объясняет, что работа над постановкой заставила его «задуматься о том, что происходит в России, какова ее историческая роль, какая она сейчас и какая будет завтра»… Основным мотивом своего творческого замысла автор называет «воспевание человеческой доблести. Персонаж, который ее олицетворяет – это Ярославна – нравственный столп, женщина, которая вынесет на себе всю людскую боль, если надо, даже возглавит государство. Она – символ преданности нашей стране. Если Игорь запутался в жизни, пренебрег божьими законами, людским мнением, то все ценные и редкие человеческие качества сосредоточены в Ярославне»…
Центральный женский образ спектакля в исполнении Ольги Терентьевой полностью соответствует словесному портрету, написанному постановщиком. Мы видим яркую, сильную, волевую женщину, умеющую мгновенно взять себя в руки, вытеснить на второй план душевные терзания, гнетущую боль и мрачные предчувствия, не позволить тревогам, волнениям и прочим слабостям одержать верх над собой. В трудную минуту княгиня готова встать во главе войска, чтобы защитить родные земли от наступающих захватчиков, не переставая тревожиться о томящемся в плену князе, но оставляя эти мысли глубоко в себе. Теплый, солнечный, мягкий голос богатого, благородного оттенка рисует органичный, живописный портрет царицы, доброй матери и хранительницы земель русских.
Князь Игорь Святославич (Сергей Мурзаев) – натура страстная, экспрессивная. Летописи утверждают, что он отправился в военный поход вопреки здравому смыслу, не слушая ничьих советов. Его мощный, глубокий, объемный, всепоглощающий голос уверенно, парадно, торжественно призывает подданных всех сословий пойти «на ратный бой» против ханов половецких. Как известно, эта кампания завершилась разгромным поражением, гибелью полков. В неволе сильный, смелый, отважный сокол томится, тяжко страдает и, согласно замыслу постановщика, «в страдании искупает свой грех». Его знаменитая ария – пронзительный крик души, апофеоз мук свободолюбивого правителя.
Молодой князь Владимир Игоревич (Борис Рудак) и половецкая принцесса Кончаковна (Юлия Меннибаева) – воплощение юности, обаяния, знойной красоты, светлой лирики, горячего темперамента, брутального характера и пылкости. Нежный, журчащий, звонкий тенор сливается в совершенной гармонии со знойным, пряным, пикантным, завораживающим меццо-сопрано. В этом дуэте одним целым становятся восточный колорит и западный стиль.
Еще один ярчайший персонаж – князь Галицкий. В исполнении Евгения Ставинского брат правительницы земель русских предстает нахальным, развязным, но никогда не переступающим границ пошлости, дерзким, но трусливым псевдо-бунтарем. Красивый, насыщенный голос имеет выраженный аристократический оттенок, а искусно подобранные манеры резко очерчивают образ «плохого парня».
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) – бравый воин, одержавший на своем веку немало славных побед. Он силен и хитер, зоркий глаз с неусыпным вниманием наблюдает за пленником, а мощный, всепоглощающий голос ловко усыпляет бдительность красивыми речами. Половецкий хан значительно отличается от русского князя и в визуальном, и в драматическом, и в музыкальном плане. Их общение – противостояние миров и характеров, вечные столкновения Востока и Запада.
В половецком стане, в ярко раскрашенной толпе, звенящей монетами и бубенчиками, выделяются еще два персонажа – обратившийся в христианскую веру, гибкий и изворотливый, хитрый и коварный Овлур (Василий Гурылев) и гибкая, тонкая, пластичная, очаровывающая красивым, мелодичным голосом с восточным оттенком половецкая девушка (Екатерина Миронычева).
Артисты хора в спектакле создают зрелищность. По их костюмам можно увидеть потрясающие контрасты условий жизни представителей разных сословий Руси, от утопающих в роскоши князей и бояр до гнетуще бедных крестьян и многих горожан. У обитателей половецких земель наряды позволяют увидеть тонкий, гибкий стан, сильный, атлетически сложенный торс, варварское неумение сочетать разные элементы гардероба, почти стихийную силу и поразительную меткость стрелков, метателей ножей и прочих иноземцев.
У некоторых обитателей земель русских все должно быть «сытно, пьяно», весело, радостно, вальяжно, безопасно. Вот и не захотели гудочники Скула (Сергей Тарасов) и Ерошка (Вениамин Егоров) отправляться в поход с княжеской дружиной, а остались в просторном, уютном тереме Галицкого.
Симфонический оркестр театра под управлением Василий Валитова рисует насыщенные музыкальные полотна двух миров, помогает раскрыть образы персонажей максимально полно, увидеть в людях, живших несколько веков назад, черты характера наших современников.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии