20 мая 2019 года сцена московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в последний раз в уходящем 28-м сезоне приняла грандиозную эпическую драму, основанную на славянском средневековом эпосе – «Князя Игоря» А.П.Бородина (либретто – результат сотворчества композитора и В.В.Стасова, литературная основа – «Слово о полку Игореве»).
Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Режиссер – Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Дирижер – Евгений Самойлов.
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын – Артем Голубев (лауреат Международного конкурса, тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Кончак, половецкий хан – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин – Антон Бочкарев (тенор);
Скула, гудочник – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Ерошка, гудочник – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушка – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Воины, бояре, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, жители гарема, бесноватые, погорельцы – артисты хора.
«Верю с первой до последней секунды» - самая краткая характеристика спектакля. Каждая секунда, каждая сцена, каждый поворот сюжета прожиты, прочувствованы, выстраданы так, что просто невозможно не проникнуться происходящим.
Можно ли спокойно, равнодушно воспринимать отчаянный крик души плененного князя Игоря Святославича, этого вольного сокола, томящегося в неволе? В исполнении Сергея Мурзаева знаменитая ария – это спектакль внутри спектакля, целая жизнь титульного персонажа, искусно показанная за несколько минут. Есть в богатом красками голосе артиста и мощь, и сила, и героизм, и мужественный лиризм, и глубокий внутренний драматизм, и свободолюбие, и величие.
Под стать князю и его супруга Ярославна. Образ, созданный Ириной Моревой, полон величия и благородства, нежности и женственности, справедливости и мудрости, гордости и самообладания. Героиня переживает целую бурю эмоций, где есть и отчаяние, и страх, и скорбь, и страдание, но держит все это в себе. Перед подданными предстает истинная царица, сильная, смелая, разумная, уверенная в себе, могущественная. Теплый, насыщенный голос то окрашивается в светло-грустные, глубоко лирические тона, то приобретает властный, твердый, стальной оттенок.
В отличие от сестры, справедливой и могущественной княгини, князь Владимир Галицкий (Евгений Ставинский) – большой любитель всевозможных забав и развлечений. Такой правитель военным походам и присоединению к стране новых территорий предпочитает шумные, веселые, пьяные застолья в собственном роскошном жилище. Этот персонаж – сосредоточение безграничного темного обаяния, обладатель яркого характера и взрывной харизмы. Он гуляет на широкую ногу, а его ария – живописный музыкально-драматический портрет, в меру острый и пикантный, «на грани фола».
Воплощением юности, света, искренности, порывистости и любви предстал Владимир Игоревич в исполнении Артема Голубева. Лирический герой, сладкоголосый романтик. Его голос, звучащий под покровом душной восточной ночи, кружит голову половецкой царевне Кончаковне. Александра Саульская-Шулятьева воплотила образ горячей, страстной, таинственной, загадочной, игривой девушки. Она легка, пластична, грациозна. Медовый, густой, глубокий, насыщенный, одурманивающий голос раскрывает секрет души прекрасной принцессы, скрытой под многослойными шелками национального костюма.
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) – полководец, стихия, буря, получившая человеческое обличие. Этот воин не раз совершал набеги на соседские и заморские ханства и княжества, чаще всего успешные. Он хитер, внимателен, сосредоточен. Всегда сложно понять, о чем думает такой правитель: его речи призваны усыпить бдительность пленника. Хлебосольный хозяин, каким персонаж хочет казаться, на самом деле внимательно наблюдает за своим «гостем», за каждым его словом и действием.
Музыкальный материал оперы «Князь Игорь» показывает два параллельных мира – западный (Путивль) и восточный (половецкое ханство). Эти темы развиваются самостоятельно, независимо друг от друга. В мелодиях «живут» совершенно разные личности и народы.
Славянские гудочники Скула (Дмитрий Орлов) и Ерошка (Вениамин Егоров) – большие любители мирной разгульной жизни, полной вкусной еды, обильной выпивки, забав и развлечений. Они бедны, но с удовольствием идут служить князю Галицкому, чтобы избежать неминуемого участия в военном походе.
Половчанин Овлур (Антон Бочкарев), побывав в плену, принял христианскую веру. Это обстоятельство не изменило характер персонажа. Он остался хитрым, гибким, изворотливым. В общении с правителями молодой человек притворно любезен. За гладкими речами, поклонами и услужливостью скрывается тайный умысел. Князю он помог сбежать, а вот вожделенного внимания дочери хана так и не добился.
Кончаковна – грозная госпожа. Все обитатели половецких шатров побаиваются ее. Но как красивы, изящны, грациозны рабыни и пленницы, пытающиеся развлечь капризную принцессу. Из коллектива гибких, стройных красавиц выделяется сладкоголосая половецкая девушка (Ольга Ионова), завораживающая обволакивающим, струящимся, похожим на серебреный колокольчик голосом.
Восток и запад – два мира, существующих параллельно. Развиваться они могут только самостоятельно, перекрестков здесь нет и быть не может – люди в разных частях света живут совершенно разные. Их быт, нравы, обычаи, национальные культурные традиции и иные особенности не имеют ничего общего. Это проявляется и в музыке оперы, и в визуальном решении спектакля, и в игре солистов и артистов хора. В спектакле знаменитую сцену половецких плясок главный герой переживает крайне тяжело. Возможно, слишком крепки для любителя кваса и меда оказались восточные напитки…
Постановка Юрия Александрова живет на сцене «Новой Оперы» уже 8 лет. Несмотря на солидный возраст, она по-прежнему производит сильнейшее впечатление, благодаря, в том числе, музыкально-драматическим портретам и ярким, красочным эпическим полотнам. Драгоценности и лохмотья, богатство и нищета царят в Путивле, а в половецком ханстве все загадочно мерцает и покрывается шелковой туманной дымкой.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Режиссер – Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Дирижер – Евгений Самойлов.
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын – Артем Голубев (лауреат Международного конкурса, тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Кончак, половецкий хан – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин – Антон Бочкарев (тенор);
Скула, гудочник – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Ерошка, гудочник – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушка – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Воины, бояре, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, жители гарема, бесноватые, погорельцы – артисты хора.
«Верю с первой до последней секунды» - самая краткая характеристика спектакля. Каждая секунда, каждая сцена, каждый поворот сюжета прожиты, прочувствованы, выстраданы так, что просто невозможно не проникнуться происходящим.
Можно ли спокойно, равнодушно воспринимать отчаянный крик души плененного князя Игоря Святославича, этого вольного сокола, томящегося в неволе? В исполнении Сергея Мурзаева знаменитая ария – это спектакль внутри спектакля, целая жизнь титульного персонажа, искусно показанная за несколько минут. Есть в богатом красками голосе артиста и мощь, и сила, и героизм, и мужественный лиризм, и глубокий внутренний драматизм, и свободолюбие, и величие.
Под стать князю и его супруга Ярославна. Образ, созданный Ириной Моревой, полон величия и благородства, нежности и женственности, справедливости и мудрости, гордости и самообладания. Героиня переживает целую бурю эмоций, где есть и отчаяние, и страх, и скорбь, и страдание, но держит все это в себе. Перед подданными предстает истинная царица, сильная, смелая, разумная, уверенная в себе, могущественная. Теплый, насыщенный голос то окрашивается в светло-грустные, глубоко лирические тона, то приобретает властный, твердый, стальной оттенок.
В отличие от сестры, справедливой и могущественной княгини, князь Владимир Галицкий (Евгений Ставинский) – большой любитель всевозможных забав и развлечений. Такой правитель военным походам и присоединению к стране новых территорий предпочитает шумные, веселые, пьяные застолья в собственном роскошном жилище. Этот персонаж – сосредоточение безграничного темного обаяния, обладатель яркого характера и взрывной харизмы. Он гуляет на широкую ногу, а его ария – живописный музыкально-драматический портрет, в меру острый и пикантный, «на грани фола».
Воплощением юности, света, искренности, порывистости и любви предстал Владимир Игоревич в исполнении Артема Голубева. Лирический герой, сладкоголосый романтик. Его голос, звучащий под покровом душной восточной ночи, кружит голову половецкой царевне Кончаковне. Александра Саульская-Шулятьева воплотила образ горячей, страстной, таинственной, загадочной, игривой девушки. Она легка, пластична, грациозна. Медовый, густой, глубокий, насыщенный, одурманивающий голос раскрывает секрет души прекрасной принцессы, скрытой под многослойными шелками национального костюма.
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) – полководец, стихия, буря, получившая человеческое обличие. Этот воин не раз совершал набеги на соседские и заморские ханства и княжества, чаще всего успешные. Он хитер, внимателен, сосредоточен. Всегда сложно понять, о чем думает такой правитель: его речи призваны усыпить бдительность пленника. Хлебосольный хозяин, каким персонаж хочет казаться, на самом деле внимательно наблюдает за своим «гостем», за каждым его словом и действием.
Музыкальный материал оперы «Князь Игорь» показывает два параллельных мира – западный (Путивль) и восточный (половецкое ханство). Эти темы развиваются самостоятельно, независимо друг от друга. В мелодиях «живут» совершенно разные личности и народы.
Славянские гудочники Скула (Дмитрий Орлов) и Ерошка (Вениамин Егоров) – большие любители мирной разгульной жизни, полной вкусной еды, обильной выпивки, забав и развлечений. Они бедны, но с удовольствием идут служить князю Галицкому, чтобы избежать неминуемого участия в военном походе.
Половчанин Овлур (Антон Бочкарев), побывав в плену, принял христианскую веру. Это обстоятельство не изменило характер персонажа. Он остался хитрым, гибким, изворотливым. В общении с правителями молодой человек притворно любезен. За гладкими речами, поклонами и услужливостью скрывается тайный умысел. Князю он помог сбежать, а вот вожделенного внимания дочери хана так и не добился.
Кончаковна – грозная госпожа. Все обитатели половецких шатров побаиваются ее. Но как красивы, изящны, грациозны рабыни и пленницы, пытающиеся развлечь капризную принцессу. Из коллектива гибких, стройных красавиц выделяется сладкоголосая половецкая девушка (Ольга Ионова), завораживающая обволакивающим, струящимся, похожим на серебреный колокольчик голосом.
Восток и запад – два мира, существующих параллельно. Развиваться они могут только самостоятельно, перекрестков здесь нет и быть не может – люди в разных частях света живут совершенно разные. Их быт, нравы, обычаи, национальные культурные традиции и иные особенности не имеют ничего общего. Это проявляется и в музыке оперы, и в визуальном решении спектакля, и в игре солистов и артистов хора. В спектакле знаменитую сцену половецких плясок главный герой переживает крайне тяжело. Возможно, слишком крепки для любителя кваса и меда оказались восточные напитки…
Постановка Юрия Александрова живет на сцене «Новой Оперы» уже 8 лет. Несмотря на солидный возраст, она по-прежнему производит сильнейшее впечатление, благодаря, в том числе, музыкально-драматическим портретам и ярким, красочным эпическим полотнам. Драгоценности и лохмотья, богатство и нищета царят в Путивле, а в половецком ханстве все загадочно мерцает и покрывается шелковой туманной дымкой.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии