интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Новые краски на историко-героическом полотне, или Четыре дебюта в опере "Князь Игорь"

 
 
 

Новые краски на историко-героическом полотне, или Четыре дебюта в опере "Князь Игорь"

Автор: Ольга Пурчинская от 10-08-2019, 05:38, посмотрело: 1713

8 августа 2019 года, на старте сезона 2019/20 в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло 95-е представление историко-патриотического шедевра А.П.Бородина «Князь Игорь» (либретто композитора при участии В.В.Стасова по мотивам памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве») в постановке Юрия Александрова. Спектакль ознаменовался четырьмя дебютами.

Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 15 апреля 2011 года.

Новые краски на историко-героическом полотне, или Четыре дебюта в опере "Князь Игорь"Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).

В ролях:
Игорь Святославич, князь СеверскийСергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его женаМарина Нерабеева (сопрано);
Владимир Игоревич, его сынАртем Голубев (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Князь Галицкий, брат ЯрославныЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Кончак, половецкий ханВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочьЮлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанинВасилий Гурылев (тенор, дебют в партии);
Скула, гудочникБорис Жуков (бас, дебют в партии);
Ерошка, гудочникАлександр Тюпа (лауреат Международных конкурсов, тенор, дебют в партии);
НяняЕкатерина Кичигина (сопрано);
Половецкая девушкаЕкатерина Миронычева (сопрано, дебют в партии);
Танцы с платками и топорамиАндрей Стебеньков;
БорцыПавел Пфистер, Павел Черняев;
НаложницыАнна Кириллова, Екатерина Сбытова (лауреат Международного конкурса), Ольга Унанян, Татьяна Фильчакова (лауреат Международного конкурса);
СтарецМихаил Кабаев;
Воины, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, гарем, бесноватые, погорельцы, танцевальные эпизодыартисты хора.

Соло в оркестре:
Английский рожокМария Шапарь;
ВалторнаАнтон Искеев.

«Солнцу красному – слава! Слава!...». Этими словами начинается опера. Дань уважения безграничной силе природы, главному источнику света и тепла воздают представители всех социальных слоев населения славянского города Путивля – и князья, и бояре, и воины, и священнослужители, и представители простого народа. Стихия – единственная сила, которая может остановить правителя, серьезно задуматься о правильности и своевременности принимаемого решения. Но Игорь Святославич решился отправиться в военный поход против половцев, несмотря на грозный знак – солнечное затмение.

Это мощный, яркий, по-русски глубокий, вдумчивый, душевный пролог. Предшествуя увертюре, он заранее настраивает на последующие драматические события, которые будут развиваться в двух параллельных мирах – западном (Путивль) и восточном (половецкое ханство). Вселенные не похожи друг на друга и в музыкальном, и в визуальном, и в драматическом плане. Кажется, даже атмосфера там совершенно разная: если на Руси вниманию зрителей предстает ясный солнечный день, то в вотчине хана Кончака взору публики открывается чарующая, туманная, загадочная южная ночь. В первом действии настроение многочисленного люда поднимается при помощи княжеских медов, песен и плясок, а во втором – благодаря пластическим этюдам наложниц, атлетическим и акробатическим номерам половцев и одурманивающих заморских яств и напитков.

Говорят, что «маленьких ролей не бывает, бывают маленькие актеры». Действительно, талантливый артист может рассказать зрителю много интересного, блеснуть и запомниться надолго, даже если проведет на сцене всего несколько минут. В первом спектакле «Князь Игорь» нового сезона случилось сразу четыре ярких дебюта в небольших партиях.

Дуэт гудочников Скулы (Борис Жуков) и Ерошки (Александр Тюпа) получился бойким, задорным, веселым, по-русски широким и по-театральному синтетическим. Веселые песни звучали на фоне лихих плясок, шутливых потасовок и щедрого, сытного, хмельного пира.

Екатерина Миронычева впервые исполнила партию половецкой девушки. Мягкий, обволакивающий голос покрывал пространство зала тончайшей шелковой чадрой, позволяя почувствовать комфорт в условиях душного южного воздуха. Изящная восточная пластика эффектно дополнила образ.

Не менее интересным получился крещеный половичанин Овлур у дебютанта Василия Гурылева. Несколько кошачьи повадки, осторожные шаги, зоркий взгляд и вкрадчивые, доверительные интонации сделали персонажа похожим на хитрого змея-искусителя, ловко, виртуозно лавирующего среди неприятелей. А соперник там совсем непростой – сам русский князь.

Исполнители центральный партий выдали галерею ярких персонажей - непохожих друг на друга князей, ханов и наследников. У каждого героя – свой уникальный жизненный путь, характер, судьба.

Силен, смел, отважен князь Игорь Святославич (Сергей Мурзаев). Бесстрашный воин, полководец, художественно идеализированный правитель, этот человек мудро руководит возглавляемой дружиной, быстро принимает важнейшие решения, не всегда правильные, но взвешенные.
В спектакле мы видим не столько Игоря-владыку, сколько Игоря-человека. Центральный образ – воплощение широкой русской души, вольной, свободолюбивой, парящей по бескрайним просторам родины. Нетрудно догадаться, каким непосильно тяжким грузом ложится на такое сердце осознание собственного бессилия в плену. В одной арии мощный голос богатого, благородного оттенка выражает всю насыщенную палитру чувств, одолевающих царственного узника. Сокол томится в неволе, хотя, на первый взгляд, он совершенно свободен. Но это всего лишь иллюзия, на самом деле герой находится под неусыпным взором половецких правителей.

Марина Нерабеева предстала в образе Ярославны, очень нежном и лиричном. Княгиня в ее исполнении получилась верной, преданной, эмоциональной, искренней как в счастье и горе, так и в возмущении, и в гневе. Особенно глубоко, трогательно, прочувствовано звучал голос в сцене плача. Ее переживания – не крик души, скорее, стон, вздох, вселенская скорбь и отчаяние. Тем радостнее было наблюдать за возрождением души героини, когда она обнимает вернувшегося после долгого плена князя. На несколько минут голос потеплел, заиграл яркими красками, ожил.

Князю Игорю противопоставлен половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев). Этот персонаж отличается неусыпным вниманием и бдительностью, он предельно сосредоточен. Орлиным взором глава половецкого войска наблюдает за своим «дорогим гостем», а на самом деле пленником. Его голос с мягкими, вкрадчивыми нотками пытается усыпить бдительность противника, втереться к нему в доверие. «Сознайся, разве пленники так живут?!» - спрашивает хан и приглашает князя насладиться роскошным пиром с восточным колоритом.

Если Игорь Святославич – практически идеальный, строго положительный князь, то Владимир Галицкий – персонаж, мягко говоря, отрицательный. Любитель роскошных пиров, веселых празднеств, плотских утех, он обладает несколько искаженным представлением о жизни правителя земель русских. Евгений Ставинский создал образ дерзкого, развязного, несколько нагловатого, но безмерно обаятельного князя. Его герой, несмотря на вульгарное поведение, не теряет своего природного аристократизма. Этот персонаж получается очень стильным, виртуозно балансирует «на грани фола», но никогда ее не преступает.

Юношеской страсти, порывистости, искренности и свежести полон молодой лирический дуэт князя Владимира Игоревича (Артем Голубев) и Кончаковны (Юлия Меннибаева). Их голоса наполнены любовью, сладостным томлением, предчувствием чего-то нового. Знойное, горячее, пряное, несколько опьяняющее меццо половецкой царевны и теплый, солнечный, журчащий тенор русского княжича на несколько минут стали единым целым, продолжая и дополняя друг друга.

Артисты хора в этом спектакле не только наблюдали за происходящим и сопереживали персонажам, но и создали один из самых зрелищных фрагментов спектакля – половецкие пляски. Чего здесь только не было – и изящный танец живота, и акробатические трюки с оружием, и захватывающие бои. Все очень ярко, красочно, технично и пластично. А в западном мире самый многоликий и многоголосый персонаж предстал в образах роскошных, богатых князей и бояр, бравых, отважных воинов и бедных, отчаявшихся представителей народа, от мала до велика, от младенцев до стариков.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр