«Солнцу красному слава! Слава!
Слава в небе у нас!
Князю Игорю слава! Слава!
Слава у нас на Руси!»
Слава в небе у нас!
Князю Игорю слава! Слава!
Слава у нас на Руси!»
22 января 2020 года в рамках ежегодного Крещенского фестиваля (марафон проходит под заголовком «Главный дирижер») в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова спели, сыграли и прожили музыкальную версию памятника древнерусской литературы – «Князя Игоря» А.П.Бородина (либретто композитора при участии В.В.Стасова на основе «Слова о полку Игореве»). Спектакль прошел под управлением Валентина Урюпина (главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра).
Музыкальный руководитель: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценическая редакция и постановка: Юрий Александров (Народный артист России).
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике: Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Художник по свету: Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Дирижер:
Валентин Урюпин.
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский: Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена: Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын: Борис Рудак (тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны: Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Кончак, половецкий хан: Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь: Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин: Антон Бочкарев (тенор);
Скула, гудочник: Борис Жуков (бас);
Ерошка, гудочник: Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня: Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Половецкая девушка: Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Воины, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, гарем, бесноватые, погорельцы, танцевальные эпизоды: артисты хора.
Соло в оркестре:
Английский рожок: Мария Шапарь;
Валторна: Юрий Таран.
«Князь Игорь» - грандиозное сочинение, представляющее собой масштабное героико-патриотическое, литературно-историческое, музыкально-драматическое полотно. Маэстро Валентин Урюпин показал интересную концепцию шедевра А.П.Бородина. Дирижер трактовал оперу как цельное, глубокое, тщательно продуманное действие, где каждый номер, с одной стороны, является составной частью общего полотна, а с другой это уникальное, самобытное произведение. Несмотря на то, что все арии, каватины, дуэты, ансамбли, массовые сцены и оркестровые эпизоды живут самостоятельно, каждый следующий фрагмент возникает из предыдущего, подчеркивает и развивает его драматургию.
Два мира – западный и восточный, вотчины князя Игоря Святославича и хана Кончака – развиваются параллельно, живут самостоятельно, не пересекаются ни музыкально, ни драматически, ни визуально. Всюду контрасты – и в мелодиях, и в солирующих инструментах, и в напевах, и в костюмах, и в обстановке, и даже в энергетике путивльской и половецкой сцен.
Маэстро заостряет внимание зрителей на образе каждого героя, при помощи музыкального материала помогает почувствовать глубину заложенного в них драматизма. Благодаря грамотно расставленным акцентам и тем краскам, которые добавляют своим персонажам солисты, мы видим настоящих людей, таких, какими, возможно, они были во времена Древней Руси. Если внимательно вглядеться, можно увидеть, что славянские князья, половецкие ханы, их слуги, рабы, наложницы, бояре и простой народ очень похожи на современных людей.
Игорь Святославич (Сергей Мурзаев) – вольный, сильный, свободолюбивый, властный, харизматичный сокол. Князь рожден царствовать, парить высоко в небесах. Плен – суровое испытание для правителя земель русских. Его крик «О дайте, дайте мне свободу!...» полон отчаяния, невыносимых страданий и заставляет зрителя почти физически ощутить ту боль, которую центральный персонаж испытывает, вынужденный задержаться у врага. Богатый, густой, мощный, насыщенный голос благородного оттенка рисует образ царя-батюшки, отца русского народа, готового до последнего защищать родные просторы от вторжения неприятелей.
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) – личность совсем другого рода. Он ублажает слух своего державного пленника сладкими речами, завлекает вкусными, пьяными пирами и экзотическими развлечениями, а сам внимательно, зорко наблюдает за «дорогим гостем», взятым «на поруки». Хозяин несметных богатств с роскошным, царственным, поглощающим голосом все время беспокойно озирается на славянского князя. Выразительные глаза горят стальным огнем.
Дочь хана – знойная красавица Кончаковна (Валерия Пфистер). Образ половецкой царевны полон огненной страсти, восточной пластики, кошачьей грации, изящества, девичьей мечтательности, а также гордости, насмешливости, кокетства и обаяния. Она влюблена в плененного наследника земель Северских и не обращает никакого внимания на неравнодушного к ней половчанина Овлура (Антон Бочкарев) – хитрого, изворотливого, гибкого во всех смыслах молодого человека.
Княжеский сын Владимир Игоревич (Борис Рудак, дебют в партии) – трепетный, нежный, лиричный, мужественный, страстный юноша. В плену он встретил свою любовь и буквально сгорает от нетерпения, ожидая свадьбу с восточной принцессой.
Дома возвращения пленников с нетерпением ожидает княгиня Ярославна (Ирина Морева) – величественная, властная, волевая, сильная «мать» русского народа, защитница и заступница, приходящая на помощь всем поданным, попавшим в беду. Она поддерживает девушек, молящих спасти их подругу, а у самой сердце не на месте. Дать волю своим чувствам томящаяся от волнений за ушедшего в военный поход супруга царица может только в своих покоях. Ее монологи – нежные, глубоко лиричные, искренние, прожитые и прочувствованные арии. Голос то обволакивает и успокаивает, то выдает всю тяжесть душевных потрясений героини, то затухает, точно княгиня теряет не только надежду, но и жизненные силы.
Родной брат Ярославны – князь Владимир Галицкий – являет собой полную ей противоположность. Это нахальный, развязный тип, человек резкий, грубый, не привыкший отказывать себе в каких-либо удовольствиях. Он большой любитель веселых, шумных пиров с обилием гостей, еды, выпивки и развлечений на любой вкус. В исполнении Алексея Тихомирова герой обладает взрывным темпераментом, харизмой, обаянием и мощным, роскошным, всепоглощающим голосом темного, горячего, богатого оттенка. Лихие танцы на пиру в тереме, выразительная мимика, вульгарные манеры, не самые изысканные ухаживания за девушками – эффектные детали яркого образа.
Веселье в княжеском доме было бы не полным без двух веселых гудочников – Скулы (Борис Жуков) и Ерошки (Вениамин Егоров). Эти два любителя легкой, сладкой жизни поступают на службу к князю Галицкому, чтобы не воевать с врагами Руси на их территории, а проводить время там, где все вкусно, сытно, пьяно, празднично и тепло. Их шутливые песни и зажигательные танцы – украшение очередной гулянки.
Восточной пластикой, кошачьей грацией, южным теплом нежного, обволакивающего голоса наполнен образ половецкой девушки (Ксения Нестеренко), чья песня красиво разливается под покровом жаркой, душной ночи.
Артисты хора исполняют не только традиционные партии князей, бояр, воинов, народа, но и хореографические этюды в одном из самых зрелищных эпизодов – в половецких плясках. Кого здесь только нет – и хрупкие наложницы с тонким станом, и атлетически сложенные воины, и разноплановые обитатели гарема. Сдобренные щедрой порцией восточных деликатесов и крепких напитков, эти танцы производят на Игоря Святославича неизгладимое впечатление. Какой контраст с его родными землями! Здесь все искрится, горит яркими огнями, зачаровывает и одурманивает.
«Князь Игорь» - опера грандиозная, масштабная. В ней есть и сильные, берущие за душу сольные номера, и вызывающие трепет массовые сцены. Эпическое полотно основано на памятнике средневековой литературы и написано русским композитором. Такое сочинение вызывает всплеск истинно патриотического настроения, которое может создать лишь качественно поданное произведение искусства.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии