20 июня 2019 года исполнилось 200 лет со дня рождения французского композитора, дирижера и виолончелиста, некоронованного короля оперетты Жака Оффенбаха (1819 – 1880). К юбилею маэстро во многих странах приурочено множество интересных событий, знакомящих ценителей сценических искусств с разными направлениями в его творчестве.
Столичная «Новая Опера» подготовила яркий подарок любителям самого «легкого» жанра музыкального театра – праздничный концерт к 200-летию со дня рождения Ж.Оффенбаха. В исполнении солистов, хора и симфонического оркестра звучат фрагменты опер «Сказки Гофмана» и «Рейнские русалки» и оперетт «Муж за дверью», «Орфей в аду», «Парижская жизнь», «Перикола» и «Прекрасная Елена». Очередной показ этого вечера прошел 9 ноября 2019 года.
Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Ведущие – Лариса Крисько, Михаил Анестратенко.
Первое отделение:
Оперетта «Орфей в аду».
Увертюра. Исполняет оркестр.
Опера «Сказки Гофмана»:
Баркарола. Солистки: Джульетта – Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Никлаус – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Куплеты Гофмана. Солисты: Гофман – Дмитрий Бобров (тенор), Натанаэль – Василий Гурылев (тенор);
Куплеты Никлауса. Солистка – Анна Синицына;
Куплеты Олимпии. Солистка – Елена Терентьева (Заслуженная артистка Республики Башкортостан, сопрано);
Куплеты Франца. Солист – Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор);
Застольная песня. Солист – Дмитрий Бобров;
Ария Дапертутто. Солист – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Септет. Солисты: Гофман – Дмитрий Бобров, Дапертутто – Андрей Борисенко (баритон), Питтикиначчо – Василий Гурылев, Шлемиль – Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас), Джульетта – Екатерина Петрова, Никлаус – Анна Синицына, хор.
Второе отделение:
Опера «Рейнские русалки».
Увертюра. Исполняет оркестр.
Оперетта «Муж за дверью».
Тирольский вальс Розиты. Солистка – Галина Королева.
Оперетта «Прекрасная Елена»:
Ария Париса. Солист – Дмитрий Бобров;
Патриотическое трио. Солисты: Менелай – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Агамемнон – Андрей Борисенко, Калхас – Борис Жуков (бас).
Оперетта «Перикола».
Ариетта Периколы. Солистка – Анна Синицына.
Оперетта «Парижская жизнь».
Финал. Солисты: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Галина Королева, Дмитрий Бобров, Василий Гурылев, Андрей Борисенко, Борис Жуков.
Ж.Оффенбах родился и провел детские годы в Кельне. В 14-летнем возрасте отец отправил его вместе со старшим братом в Париж, чтобы учиться музыке, которой оба юноши были всерьез увлечены. Будущий композитор поступил в Парижскую консерваторию, где обучался игре на виолончели у маэстро Л.Керубини. Это был редчайший случай для легендарного учебного заведения – устав строжайше запрещал прием иностранцев. Для того, чтобы обеспечить себе пропитание и иметь возможность оплачивать жилье, молодой человек совмещал совершенствование исполнительских навыков с работой в театральных оркестрах, игрой на вечерах в великосветских салонах, а также пробовал сочинять модные в те времена сентиментальные баллады и танцевальные мелодии для балов.
Композитор пробыл в консерватории недолго (1833 – 1835). Позднее он продолжал обучение частным образом: в разные годы брал уроки у Ф.Галеви, Ф.Листа, А.Рубинштейна, Г.Берлиоза, Ф.Мендельсона и др. С некоторыми из этих выдающихся мастеров Оффенбаху посчастливилось вместе неоднократно выступать на сцене.
Молодой композитор, чьим кумиром был Г.Берлиоз, долго мечтал создавать замечательные оперы. Его желание осуществилось лишь в самом конце жизни. Один из ярчайших шедевров маэстро – неоконченная опера «Сказки Гофмана». Это загадочное, глубоко философское сочинение полно тайн и подтекстов, особый интерес оно представляет не только для меломанов, но и для любителей читать между строк, находить то, что не бросается в глаза, а требует внимательного, вдумчивого подхода. Представляет оно собой переработку трех рассказов Э.Т.А.Гофмана – «Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель». В центре каждого эпизода стоит фигура самого автора.
Практически все первое отделение праздничного концерта в «Новой Опере» посвящено «Сказкам Гофмана». Один за другим выходят на сцену со своими ариями и куплетами – героический Гофман (Дмитрий Бобров), коварный, завораживающий волшебник-искуситель Дапертутто (Борис Стаценко), сладкоголосая, но холодная механическая кукла Олимпия (Елена Терентьева), музыкально-изысканная куртизанка Джульетта (Екатерина Петрова), ироничный, проникающий в глубину души, всегда зрящий в корень насмешник Никлаус (Анна Синицына), глуховатый, эксцентричный любитель пения Франц (Дмитрий Пьянов).
Музыка Ж.Оффенбаха в сочетании с голосами солистов и артистов хора создает сказочные, таинственные, загадочные, очень интересные, будоражащие фантазию образы. Каждый фрагмент, звучащий в концерте, заставляет задуматься: а хорошо ли будет, если нечто подобное произойдет на самом деле?
Изысканная музыка баркаролы, напоминающая о легком покачивании плывущей по волнам лодки, о шуме моря, о соленом ветре и теплом солнце, слышится и во втором отделении, которое начинается увертюрой из оперы «Рейнские русалки». Эта мерная, плавная, неспешная мелодия похожа на прекрасные песни подводных красавиц-сирен, пленяющих, завораживающих, околдовывающих, усыпляющих.
Вторая половина праздничного вечера погружает зрителей в мир оперетт Оффенбаха со свойственной им атмосферой вечного счастья, радости, эйфории, беззаботного веселья. Здесь много юмора, зажигательных танцев, эффектных вокальных поединков и сольных номеров. На сцене, всем своим видом напоминающей классическое французское кабаре, друг друга сменяют тирольская жена Розита (Галина Королева), типовой лирический герой Парис (Дмитрий Бобров), несколько гротесковые, брутальные правители эллинского полиса Менелай, Агамемнон и Калхас (Вениамин Егоров, Андрей Борисенко, Борис Жуков), яркая, знойная, харизматичная красавица-танцовщица Перикола (Анна Синицына) и жители Парижа (Кристина Бикмаева, Галина Королева, Дмитрий Бобров, Василий Гурылев, Андрей Борисенко, Борис Жуков), представители разных социальных слоев.
Жак Оффенбах сделал мировому музыкальному театру несколько драгоценных подарков. Об одном из этих даров хочется сказать отдельно. Речь идет о канкане – откровенном, энергичном танце, торжестве грации, изящества и эстетике. Впервые такой хореографический номер композитор вставил в свою оперетту «Орфей в аду». Сегодня зажигательная мелодия, вечно живущая легенда, знакома и любима даже теми, кто не относится к поклонникам сценических искусств. Концерт к 200-летию со дня рождения Ж.Оффенбаха в «Новой Опере» завершается канканом в виртуозном исполнении артисток хора. Обилие блесток и перьев, четкие, синхронные движения и яркая, незабываемая музыка, - все выполнено в лучших традициях «легкого» жанра.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Столичная «Новая Опера» подготовила яркий подарок любителям самого «легкого» жанра музыкального театра – праздничный концерт к 200-летию со дня рождения Ж.Оффенбаха. В исполнении солистов, хора и симфонического оркестра звучат фрагменты опер «Сказки Гофмана» и «Рейнские русалки» и оперетт «Муж за дверью», «Орфей в аду», «Парижская жизнь», «Перикола» и «Прекрасная Елена». Очередной показ этого вечера прошел 9 ноября 2019 года.
Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Ведущие – Лариса Крисько, Михаил Анестратенко.
Первое отделение:
Оперетта «Орфей в аду».
Увертюра. Исполняет оркестр.
Опера «Сказки Гофмана»:
Баркарола. Солистки: Джульетта – Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Никлаус – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Куплеты Гофмана. Солисты: Гофман – Дмитрий Бобров (тенор), Натанаэль – Василий Гурылев (тенор);
Куплеты Никлауса. Солистка – Анна Синицына;
Куплеты Олимпии. Солистка – Елена Терентьева (Заслуженная артистка Республики Башкортостан, сопрано);
Куплеты Франца. Солист – Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор);
Застольная песня. Солист – Дмитрий Бобров;
Ария Дапертутто. Солист – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Септет. Солисты: Гофман – Дмитрий Бобров, Дапертутто – Андрей Борисенко (баритон), Питтикиначчо – Василий Гурылев, Шлемиль – Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас), Джульетта – Екатерина Петрова, Никлаус – Анна Синицына, хор.
Второе отделение:
Опера «Рейнские русалки».
Увертюра. Исполняет оркестр.
Оперетта «Муж за дверью».
Тирольский вальс Розиты. Солистка – Галина Королева.
Оперетта «Прекрасная Елена»:
Ария Париса. Солист – Дмитрий Бобров;
Патриотическое трио. Солисты: Менелай – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Агамемнон – Андрей Борисенко, Калхас – Борис Жуков (бас).
Оперетта «Перикола».
Ариетта Периколы. Солистка – Анна Синицына.
Оперетта «Парижская жизнь».
Финал. Солисты: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Галина Королева, Дмитрий Бобров, Василий Гурылев, Андрей Борисенко, Борис Жуков.
Ж.Оффенбах родился и провел детские годы в Кельне. В 14-летнем возрасте отец отправил его вместе со старшим братом в Париж, чтобы учиться музыке, которой оба юноши были всерьез увлечены. Будущий композитор поступил в Парижскую консерваторию, где обучался игре на виолончели у маэстро Л.Керубини. Это был редчайший случай для легендарного учебного заведения – устав строжайше запрещал прием иностранцев. Для того, чтобы обеспечить себе пропитание и иметь возможность оплачивать жилье, молодой человек совмещал совершенствование исполнительских навыков с работой в театральных оркестрах, игрой на вечерах в великосветских салонах, а также пробовал сочинять модные в те времена сентиментальные баллады и танцевальные мелодии для балов.
Композитор пробыл в консерватории недолго (1833 – 1835). Позднее он продолжал обучение частным образом: в разные годы брал уроки у Ф.Галеви, Ф.Листа, А.Рубинштейна, Г.Берлиоза, Ф.Мендельсона и др. С некоторыми из этих выдающихся мастеров Оффенбаху посчастливилось вместе неоднократно выступать на сцене.
Молодой композитор, чьим кумиром был Г.Берлиоз, долго мечтал создавать замечательные оперы. Его желание осуществилось лишь в самом конце жизни. Один из ярчайших шедевров маэстро – неоконченная опера «Сказки Гофмана». Это загадочное, глубоко философское сочинение полно тайн и подтекстов, особый интерес оно представляет не только для меломанов, но и для любителей читать между строк, находить то, что не бросается в глаза, а требует внимательного, вдумчивого подхода. Представляет оно собой переработку трех рассказов Э.Т.А.Гофмана – «Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель». В центре каждого эпизода стоит фигура самого автора.
Практически все первое отделение праздничного концерта в «Новой Опере» посвящено «Сказкам Гофмана». Один за другим выходят на сцену со своими ариями и куплетами – героический Гофман (Дмитрий Бобров), коварный, завораживающий волшебник-искуситель Дапертутто (Борис Стаценко), сладкоголосая, но холодная механическая кукла Олимпия (Елена Терентьева), музыкально-изысканная куртизанка Джульетта (Екатерина Петрова), ироничный, проникающий в глубину души, всегда зрящий в корень насмешник Никлаус (Анна Синицына), глуховатый, эксцентричный любитель пения Франц (Дмитрий Пьянов).
Музыка Ж.Оффенбаха в сочетании с голосами солистов и артистов хора создает сказочные, таинственные, загадочные, очень интересные, будоражащие фантазию образы. Каждый фрагмент, звучащий в концерте, заставляет задуматься: а хорошо ли будет, если нечто подобное произойдет на самом деле?
Изысканная музыка баркаролы, напоминающая о легком покачивании плывущей по волнам лодки, о шуме моря, о соленом ветре и теплом солнце, слышится и во втором отделении, которое начинается увертюрой из оперы «Рейнские русалки». Эта мерная, плавная, неспешная мелодия похожа на прекрасные песни подводных красавиц-сирен, пленяющих, завораживающих, околдовывающих, усыпляющих.
Вторая половина праздничного вечера погружает зрителей в мир оперетт Оффенбаха со свойственной им атмосферой вечного счастья, радости, эйфории, беззаботного веселья. Здесь много юмора, зажигательных танцев, эффектных вокальных поединков и сольных номеров. На сцене, всем своим видом напоминающей классическое французское кабаре, друг друга сменяют тирольская жена Розита (Галина Королева), типовой лирический герой Парис (Дмитрий Бобров), несколько гротесковые, брутальные правители эллинского полиса Менелай, Агамемнон и Калхас (Вениамин Егоров, Андрей Борисенко, Борис Жуков), яркая, знойная, харизматичная красавица-танцовщица Перикола (Анна Синицына) и жители Парижа (Кристина Бикмаева, Галина Королева, Дмитрий Бобров, Василий Гурылев, Андрей Борисенко, Борис Жуков), представители разных социальных слоев.
Жак Оффенбах сделал мировому музыкальному театру несколько драгоценных подарков. Об одном из этих даров хочется сказать отдельно. Речь идет о канкане – откровенном, энергичном танце, торжестве грации, изящества и эстетике. Впервые такой хореографический номер композитор вставил в свою оперетту «Орфей в аду». Сегодня зажигательная мелодия, вечно живущая легенда, знакома и любима даже теми, кто не относится к поклонникам сценических искусств. Концерт к 200-летию со дня рождения Ж.Оффенбаха в «Новой Опере» завершается канканом в виртуозном исполнении артисток хора. Обилие блесток и перьев, четкие, синхронные движения и яркая, незабываемая музыка, - все выполнено в лучших традициях «легкого» жанра.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии