16 августа 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел спектакль «Князь Игорь» - музыкально-эпическое полотно А.П.Бородина (либретто автора при участии В.В.Стасова на основе «Слова о полку Игореве») в постановке Юрия Александрова (Народный артист России).
Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена – Елена Поповская (сопрано);
Владимир Игоревич, его сын – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны – Алексей Антонов (бас);
Кончак, половецкий хан – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь – Агунда Кулаева (Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, меццо-сопрано);
Овлур, крещенный половчанин – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Скула, гудочник – Анатолий Григорьев (баритон);
Ерошка, гудочник – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня – Екатерина Кичигина (сопрано);
Половецкая девушка – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Воины, бояре, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, жители гарема, бесноватые, погорельцы – артисты хора.
Запад и Восток. Два мира. Две вселенных. Они никогда не сойдутся как в буквальном, так и в переносном смысле. Славянский город Путивль и половецкое ханство не похожи друг на друга как в музыкальном, так и в визуальном плане.
Просторные теремы князей и бояр построены в лучших традициях зодчества Киевской Руси. Стольный град русского княжества – эпицентр контрастов. Огромные жилища господ соседствуют со скромными лачугами простого народа. Поистине великолепны парадные наряды отечественной знати из шелка, парчи и мехов, щедро украшенные драгоценными камнями. Это же касается посуды, столовых приборов, икон и оружия.
Крестьяне живут значительно скромнее, одеваются гораздо проще, быт их обставлен просто, обыденно. Эти люди суеверны, необычное явление воспринимают как знамение свыше. Русский крестьянин готов защищать все самое дорогое – родных, близких, имущество, отечество. Но и расслабиться он умеет, так, чтобы было вкусно, сытно и хмельно.
Половецкое ханство – характерный фрагмент карты совершенно другого мира. Здесь люди живут в шатрах, расслабляются в огнях жаркой ночи, любуются яркими звездами, таинственно мерцающими на черном бархате безоблачного неба. Тонкие станы юных наложниц и зажигательные пляски одурманивают не меньше, чем дым от знаменитых восточных благовоний. Едва слышное колыхание шелков и звон монет и многочисленных украшений, гибкие тела и особая пластика половецких красавиц – экзотика, которую не без интереса вкушали западные гости. Но в этой истории новые ощущения довелось испытать пленникам – князю Северскому и его сыну. Впечатления на двух представителей одной династии иностранный быт произвел совершенно разные.
Затмение западного солнца после ряда перипетий погрузило героев в одурманивающую, завораживающе прекрасную восточную ночь. Но не иллюзия ли это?
Музыкальный материал оперы поистине грандиозен и масштабен. Красками Звука и Гармонии симфонический оркестр театра под управлением Евгения Самойлова рисует живописные пейзажи и натюрморты, многократно усиливающие визуальное впечатление от сценографии. Контрасты древнерусского княжества и половецкого ханства очень глубоко и подробно проявляются в потрясающих мелодиях.
Не менее ярко проступают сквозь музыкальную канву образы героев. Каждый персонаж – личность со своей историей и непростым, самобытным характером.
Царственная уверенность, величие и ощущение безграничной силы характеризуют Игоря Святославича (Сергей Мурзаев) в прологе спектакля. Перед нами предстал блестящий правитель, уверенный в себе, в своей дружине и в народе. Такой мощный, раскатистый, всепоглощающий голос – неотъемлемый элемент образа правителя, умеющего воздействовать на народ безграничной силой слова.
Князь, томящийся в плену, подобен раненому зверю: он беспокоится, переживает. Невыразимые страдания «измученной души» рождают одну из самых пронзительных, драматически наполненных и эмоционально обогащенных арий. В исполнении Сергея Мурзаева знаменитый фрагмент поражает сочетанием стихийной силы и героического лиризма, безграничного мужества и скрытых глубоко внутри страданий.
Наконец, финальный эпизод спектакля – возвращение князя на родину – вновь наполняет титульный образ безграничной силой и непоколебимой уверенностью в себе, в дальнейших завоеваниях и победах. Но чисто «королевский» голос здесь обретает светлый, теплый оттенок.
Княгиня Ярославна Елены Поповской впечатлила сочетанием в образе мудрости и чувства, величия и сострадания, драматизма и музыкальности, света и характера. Центральная героиня – не просто жена князя, а самая настоящая правительница, в трудный момент она может (и должна!) стать во главе войска и одержать победу над сильным врагом.
Голос светлого, «медового» оттенка показывал совершенно разную героиню – и нежную, и страдающую, и скорбящую, и сильную, и верную, и уверенную в себе, и величественную, и волевую. Вот она, истинная царица, владычица, которая всегда, в любую минуту со своим народом – в радости и в печали, в болезни и здравии, в стольном граде или в военном походе.
Князь Галицкий – родной брат княгини Ярославны. Это совершенно другой человек – грубый, развязный, любящий шумные пьяные пирушки и многочисленные развлечения. Алексей Антонов создал образ взрывного, темпераментного, безгранично обаятельного человека, прожигателя жизни, яркого представителя «золотой» молодежи. От Владимира Ярославича исходят мощные заряды энергии, он – душа компании, однако не позволяет забыть, кто есть кто и какой у кого социальный статус.
Князь Владимир Игоревич в исполнении Алексея Татаринцева – воплощение летнего тепла и солнечного света. Его облик полон царственного величия, а голос впечатляет сочетанием нежности, страсти и глубины. Лиризм в образе гармонично переплетается с героизмом, а юность – с опытом и силой.
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) - будто воплощение стихии: невозможно угадать, чего следует ожидать от этого, вроде бы, щедрого хлебосольного хозяина. Кажется, расслабленный, неспешно прогуливается по городу и крайне доброжелательно, уважительно относится к своему пленнику – Игорю Святославичу. На самом же деле он, обладающий зорким орлиным взглядом, внимательно наблюдает за «гостем», следит, как бы ни произошло чего-то неожиданного.
Мощный голос с мягкими, вкрадчивыми интонациями гипнотизирует не хуже знаменитых восточных благовоний и особых напитков, какие можно вкусить на их пирах.
Дочь половецкого хана Кончаковна в исполнении Агунды Кулаевой – воплощение женского магнетизма. Ее легкие шаги и изящные движения напоминают о грации пантеры. Характерный звон монет и колыхание шелков многократно усиливают впечатление.
Роскошный голос с пряными нотками полон мягкости и теплоты, кажется, это – одно из воплощений самой красивой южной ночи, жаркой, ясной, обильно звездной.
Важные штрихи к восточному групповому портрету добавляют крещенный половчанин Овлур (Ярослав Абаимов), очень пластичный, обладающий особенными вкрадчивыми интонациями, и легкая, тонкая, гибкая, обволакивающая звонким, нежным голосом половецкая девушка (Галина Королева).
Западную картину завершают два гудочника – Скула (Анатолий Григорьев) и Ерошка (Вениамин Егоров). Эти прислужники князя Галицкого – большие любители веселых гуляний и шумных пирушек, поклонники вкусной еды и сладкой выпивки. Яркие, харизиматичные, неустанно шутящие, бесконечно «подкалывающие» друг друга и получающие от этого заметное удовольствие, они быстро станут душой любой компании или в одночасье превратятся в зачинщиков драк и потасовок.
В этом спектакле великолепный хор театра предстает во всех спектрах своего многогранного таланта. Они дополняют картины блеска и нищеты русского княжеского двора и неописуемого колорита половецкого ханства.
Во втором действии величественные князья и бояре, бравые дружинники и многочисленные подданные князя Игоря превращаются в обитателей восточных шатров. Именно они отражают несравненный восточный колорит в одной из самых знаменитых сцен оперы – в Половецких плясках. Каких здесь только нет танцев – и с платками, и с оружием, и многие другие. Один из красивейших эпизодов – завораживающий танец живота.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Ярославна, его жена – Елена Поповская (сопрано);
Владимир Игоревич, его сын – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны – Алексей Антонов (бас);
Кончак, половецкий хан – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь – Агунда Кулаева (Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, меццо-сопрано);
Овлур, крещенный половчанин – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Скула, гудочник – Анатолий Григорьев (баритон);
Ерошка, гудочник – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня – Екатерина Кичигина (сопрано);
Половецкая девушка – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Воины, бояре, народ, половецкие ханы, половецкие девушки, жители гарема, бесноватые, погорельцы – артисты хора.
Запад и Восток. Два мира. Две вселенных. Они никогда не сойдутся как в буквальном, так и в переносном смысле. Славянский город Путивль и половецкое ханство не похожи друг на друга как в музыкальном, так и в визуальном плане.
Просторные теремы князей и бояр построены в лучших традициях зодчества Киевской Руси. Стольный град русского княжества – эпицентр контрастов. Огромные жилища господ соседствуют со скромными лачугами простого народа. Поистине великолепны парадные наряды отечественной знати из шелка, парчи и мехов, щедро украшенные драгоценными камнями. Это же касается посуды, столовых приборов, икон и оружия.
Крестьяне живут значительно скромнее, одеваются гораздо проще, быт их обставлен просто, обыденно. Эти люди суеверны, необычное явление воспринимают как знамение свыше. Русский крестьянин готов защищать все самое дорогое – родных, близких, имущество, отечество. Но и расслабиться он умеет, так, чтобы было вкусно, сытно и хмельно.
Половецкое ханство – характерный фрагмент карты совершенно другого мира. Здесь люди живут в шатрах, расслабляются в огнях жаркой ночи, любуются яркими звездами, таинственно мерцающими на черном бархате безоблачного неба. Тонкие станы юных наложниц и зажигательные пляски одурманивают не меньше, чем дым от знаменитых восточных благовоний. Едва слышное колыхание шелков и звон монет и многочисленных украшений, гибкие тела и особая пластика половецких красавиц – экзотика, которую не без интереса вкушали западные гости. Но в этой истории новые ощущения довелось испытать пленникам – князю Северскому и его сыну. Впечатления на двух представителей одной династии иностранный быт произвел совершенно разные.
Затмение западного солнца после ряда перипетий погрузило героев в одурманивающую, завораживающе прекрасную восточную ночь. Но не иллюзия ли это?
Музыкальный материал оперы поистине грандиозен и масштабен. Красками Звука и Гармонии симфонический оркестр театра под управлением Евгения Самойлова рисует живописные пейзажи и натюрморты, многократно усиливающие визуальное впечатление от сценографии. Контрасты древнерусского княжества и половецкого ханства очень глубоко и подробно проявляются в потрясающих мелодиях.
Не менее ярко проступают сквозь музыкальную канву образы героев. Каждый персонаж – личность со своей историей и непростым, самобытным характером.
Царственная уверенность, величие и ощущение безграничной силы характеризуют Игоря Святославича (Сергей Мурзаев) в прологе спектакля. Перед нами предстал блестящий правитель, уверенный в себе, в своей дружине и в народе. Такой мощный, раскатистый, всепоглощающий голос – неотъемлемый элемент образа правителя, умеющего воздействовать на народ безграничной силой слова.
Князь, томящийся в плену, подобен раненому зверю: он беспокоится, переживает. Невыразимые страдания «измученной души» рождают одну из самых пронзительных, драматически наполненных и эмоционально обогащенных арий. В исполнении Сергея Мурзаева знаменитый фрагмент поражает сочетанием стихийной силы и героического лиризма, безграничного мужества и скрытых глубоко внутри страданий.
Наконец, финальный эпизод спектакля – возвращение князя на родину – вновь наполняет титульный образ безграничной силой и непоколебимой уверенностью в себе, в дальнейших завоеваниях и победах. Но чисто «королевский» голос здесь обретает светлый, теплый оттенок.
Княгиня Ярославна Елены Поповской впечатлила сочетанием в образе мудрости и чувства, величия и сострадания, драматизма и музыкальности, света и характера. Центральная героиня – не просто жена князя, а самая настоящая правительница, в трудный момент она может (и должна!) стать во главе войска и одержать победу над сильным врагом.
Голос светлого, «медового» оттенка показывал совершенно разную героиню – и нежную, и страдающую, и скорбящую, и сильную, и верную, и уверенную в себе, и величественную, и волевую. Вот она, истинная царица, владычица, которая всегда, в любую минуту со своим народом – в радости и в печали, в болезни и здравии, в стольном граде или в военном походе.
Князь Галицкий – родной брат княгини Ярославны. Это совершенно другой человек – грубый, развязный, любящий шумные пьяные пирушки и многочисленные развлечения. Алексей Антонов создал образ взрывного, темпераментного, безгранично обаятельного человека, прожигателя жизни, яркого представителя «золотой» молодежи. От Владимира Ярославича исходят мощные заряды энергии, он – душа компании, однако не позволяет забыть, кто есть кто и какой у кого социальный статус.
Князь Владимир Игоревич в исполнении Алексея Татаринцева – воплощение летнего тепла и солнечного света. Его облик полон царственного величия, а голос впечатляет сочетанием нежности, страсти и глубины. Лиризм в образе гармонично переплетается с героизмом, а юность – с опытом и силой.
Половецкий хан Кончак (Владимир Кудашев) - будто воплощение стихии: невозможно угадать, чего следует ожидать от этого, вроде бы, щедрого хлебосольного хозяина. Кажется, расслабленный, неспешно прогуливается по городу и крайне доброжелательно, уважительно относится к своему пленнику – Игорю Святославичу. На самом же деле он, обладающий зорким орлиным взглядом, внимательно наблюдает за «гостем», следит, как бы ни произошло чего-то неожиданного.
Мощный голос с мягкими, вкрадчивыми интонациями гипнотизирует не хуже знаменитых восточных благовоний и особых напитков, какие можно вкусить на их пирах.
Дочь половецкого хана Кончаковна в исполнении Агунды Кулаевой – воплощение женского магнетизма. Ее легкие шаги и изящные движения напоминают о грации пантеры. Характерный звон монет и колыхание шелков многократно усиливают впечатление.
Роскошный голос с пряными нотками полон мягкости и теплоты, кажется, это – одно из воплощений самой красивой южной ночи, жаркой, ясной, обильно звездной.
Важные штрихи к восточному групповому портрету добавляют крещенный половчанин Овлур (Ярослав Абаимов), очень пластичный, обладающий особенными вкрадчивыми интонациями, и легкая, тонкая, гибкая, обволакивающая звонким, нежным голосом половецкая девушка (Галина Королева).
Западную картину завершают два гудочника – Скула (Анатолий Григорьев) и Ерошка (Вениамин Егоров). Эти прислужники князя Галицкого – большие любители веселых гуляний и шумных пирушек, поклонники вкусной еды и сладкой выпивки. Яркие, харизиматичные, неустанно шутящие, бесконечно «подкалывающие» друг друга и получающие от этого заметное удовольствие, они быстро станут душой любой компании или в одночасье превратятся в зачинщиков драк и потасовок.
В этом спектакле великолепный хор театра предстает во всех спектрах своего многогранного таланта. Они дополняют картины блеска и нищеты русского княжеского двора и неописуемого колорита половецкого ханства.
Во втором действии величественные князья и бояре, бравые дружинники и многочисленные подданные князя Игоря превращаются в обитателей восточных шатров. Именно они отражают несравненный восточный колорит в одной из самых знаменитых сцен оперы – в Половецких плясках. Каких здесь только нет танцев – и с платками, и с оружием, и многие другие. Один из красивейших эпизодов – завораживающий танец живота.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии