интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Мольер, Театр и Король в спектакле "Школа жен"

 
 
 

Мольер, Театр и Король в спектакле "Школа жен"

Автор: Ольга Пурчинская от 6-02-2017, 04:44, посмотрело: 1925

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова продолжает парад сочинений современных композиторов. В эти дни там проходит традиционный Крещенский фестиваль. Тема нынешнего года – «Старый Новый век». Зрителям предоставлена уникальная возможность в течение двух недель услышать немало интересных произведений, созданных в ХХ – XXI веках. 3 февраля 2017 года, в четвертый день грандиозного марафона современного искусства, прозвучала опера-буффа В.И.Мартынова «Школа жен». Автор идеи и либретто – Юрий Любимов (Народный артист России). Музыкальный руководитель – Дмитрий Юровский. Дирижер – Юрий Медяник. Режиссер – Игорь Ушаков. Сценография – Борис Мессерер. Костюмы – Рустам Хамдамов. Хореография – Анна Абалихина. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Премьера состоялась 20 мая 2014 года.
Мольер, Театр и Король в спектакле "Школа жен"В ролях: Мольер / Барон / Учитель философииДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Клефистон / Учитель танцевВладимир Магомадов (лауреат Международного конкурса, контратенор); Стиф / Учитель музыкиАртем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор); КнягиняВиктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); КнязьВениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор); господин Журден, мещанинМаксим Остроухов (тенор); господин Брекур, человек знатного происхожденияАнтон Бочкарев (тенор); господин де Лагранж, комический маркиз / КорольМарат Гареев (Заслуженный артист России, тенор); господин Дюкруази, поэтЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор); госпожа Дюпарк, ломака / Жеманная маркизаЕлена Митракова (лауреат Международных конкурсов, сопрано); госпожа Бежар, недотрогаЕкатерина Смолина (лауреат Международного конкурса, сопрано); госпожа Бри, остроумная кокеткаЕкатерина Миронычева (сопрано); госпожа Декруази, слащавая злюкаДжульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано); госпожа Эрве, жеманная служанкаАнастасия Белукова (лауреат Международных конкурсов, сопрано).

Случалось ли вам когда-нибудь побывать за кулисами театра? Эта уникальная возможность есть у каждого зрителя спектакля «Школа жен». Таким шансом грех не воспользоваться, тем более, что попадаем мы не к нашим современникам, а в XVIII век, в эпоху Просвещения, к самому господину Мольеру. Труппа легендарного драматурга, актера и директора с самого утра напоминает потревоженный улей. Обстоятельства сложились таким образом, что артисты должны сыграть новую пьесу для короля. Временные рамки сокращены до предела – до визита высочайшего гостя осталось всего два часа. Напряжение колоссальное, никто не готов выходить на сцену, не пройдя свою роль от начала и до конца. В результате – мелкие ссоры и конфликты, еще больше мешающие нормальной творческой работе.

«Школа жен» - название весьма условное: к одноименной пьесе Мольера происходящее никакого отношения не имеет. Зато на глазах зрителей развиваются эпизоды из других комедий драматурга. Сюжет базируется на комедии «Версальский экспромт». Все, что происходит на сцене – оригинальная вариация на тему театра внутри театра. Действие здесь начинается с первым звонком, то есть за несколько минут до начала спектакля. Заняв свои места в зале, мы наблюдаем царящую на сцене суматоху, какая становится неотъемлемой спутницей репетиционного процесса в любом Храме Искусства. Повсюду снуют сотрудники различных творческих и технических служб – художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики, осветители и уборщики, - а также представители администрации, заканчивающие финальные приготовления. Параллельно распеваются солисты и артисты хора, активно разминается у станка балетная труппа, разыгрывается оркестр.

На сцене «Новой Оперы» мы видим другой театр – мольеровский. Декорации представляют собой пространство со множеством лестниц и дверями, ведущими в мир Закулисья. Сверху на все происходящее смотрит огромный портрет, обрамленный роскошной рамой в виде солнца. Но это – вовсе не Людовик XIV, известный также под прозвищем Король-Солнце. Здесь великой чести удостоился… сам господин де Мольер.

Все, что происходит на сцене после третьего звонка (спектакль в одном действии, продолжительность – 1 час 30 минут) – яркая, «зажигательная» опера-буффа, полная отдельных номеров с веселыми диалогами, остроумными шутками, изысканно-гротесковыми мизансценами, виртуозным вокалом и интересной хореографией. Точно определить жанр постановки невозможно, скорее всего, это синтетический спектакль-мозаика, история, обретающая смысл из, казалось бы, не имеющих никакого отношения друг к другу эпизодов.

Главная сюжетная линия – грядущее прибытие Короля Людовика XIV. К важнейшему в жизни своего театра событию Мольер (Дмитрий Орлов) хочет поставить новую комедию, такую, чтобы вызвать смех не только у «простых» зрителей, но и – самое главное! – у Его Величества. К сожалению, его команда находится в весьма узких временных рамках – венценосная особа должна появиться через два часа. Естественно, труппа, в том числе госпожа Эрве (Анастасия Белукова), госпожа Бри (Екатерина Миронычева), госпожа Бежар (Екатерина Смолина), госпожа Декруази (Джульетта Аванесян), госпожа Дюпарк (Елена Митракова), господин Дюкруази (Ярослав Абаимов), господин де Лагранж (Марат Гареев) и господин Брекур (Антон Бочкарев), оказывается не готова сыграть спектакль, основанный на незнакомом материале, так скоро.

Обстановка накалена до предела, и конфликты возникают буквально на ровном месте, по самым ничтожным поводам. Артисты разных амплуа, все они предстают в преувеличенно пышных, возможно, излишне роскошных нарядах, стилизованных под эпоху барокко. Эта гротесковая красота контрастирует с типичными для оперы-буффа несколько комичными прическами, значительно расширяющими линию лба и меняющими выражение лица практически до неузнаваемости. Многочисленная бутафория в виде кокетливых усиков, мушек, аксессуаров из перьев и меха довершает удивительные образы.

Даже самое пристальное, внимательное изучение яркого облака буквально порхающих по сцене актеров мольеровской труппы не позволяет с самого начала определить, кто здесь служанка, а кто – госпожа, где плут, а где – герой, как именно выглядит простак, а как – персонаж, имеющий самые серьезные намерения. Задача выявления положительных и отрицательных характеров в таком облачении кажется практически не решаемой.

Отведенного на весь творческий процесс времени артистам точно не хватит, о чем они заявляют с самого начала. Тут ни рисунок роли никак не выучить, ни тексты. А как можно выходить на сцену без должной подготовки? Тем более, когда спектакль играется для такой значительной персоны! Мольер в результате оказывается буквально на грани нервного срыва, и в коллективе назревает серьезный конфликт.

Что же делать? Ведь представление должно состояться, несмотря ни на что! И «собрать» его необходимо всего за два часа, потихоньку, по крупицам, с учетом реальных возможностей своих кадров. Задача – создать из ничего спектакль, полный свежих, оригинальных, остроумных шуток и обрамить все это в достойные мизансцены, костюмы и танцы. Основу «Версальского экспромта» составляют отдельные сценки из известных произведений, логически не увязанные друг с другом. Сменять друг друга они должны стремительно, словно картинки в калейдоскопе.

Сцена первая. Шуточный поединок между двумя античными философами. Господа Клефистон (Владимир Магомадов) и Стиф (Артем Крутько) сходятся в вокальной дуэли.
Кажется, эти нежные, звонкие голоса, похожие на серебристый звон колокольчика или хрустального бокала, доносятся откуда-то сверху. Они поражают воображение ясным светом и кристальной чистотой звука. Возвышенность и хрупкость вокальной части «боя» сочетается с особенными костюмами, напоминающими современные персонажам античные тоги, дополненные огромными накладными «пивными» животами. Все движения – под стать облачению.

Сцена вторая. Из античной Эллады мы перебираемся в один из великосветских салонов Парижа. Молодая Княгиня (Виктория Шевцова) ждет Князя (Вениамин Егоров), своего мужа. Небольшой конфликт из-за, вроде бы, сущего пустяка, грозит перерасти в крупную ссору. Примирить супругов может лишь тонкий, деликатный дипломат – Барон, исполняемый самим господином де Мольером.
Подчеркнуто галантно, излишне изысканно, преувеличенно вежливо общаются представители высшего общества. Внешне они похожи на роскошную композицию из изысканного фарфора, очень тонкую и элегантную. Между тем, в воздухе царит невероятное напряжение. Кажется, еще минута – и отовсюду полетят искры. Глаза героев мечут грозовые молнии, голоса передают постоянные колебания настроений сиятельных персон. И только Барон может привести их в чувства, очень мягко, вкрадчиво, деликатно, но предельно четко и уверенно.

Сцена третья. Финальный эпизод импровизированной постановки, согласно замыслу легендарного драматурга, представляет собой массовую сцену из знаменитой комедии «Мещанин во дворянстве». Господин Журден (Максим Остроухов) решает кардинально изменить свою жизнь, стать членом высшего общества. Для этого ему необходимо получить образование. С этой целью наняты три учителятанцев (Владимир Магомадов), музыки (Артем Крутько) и философии (Дмитрий Орлов). Внутренний мир 40-летнего человека, до недавнего времени не слишком стремившегося встать на путь Знания, пытаются поменять балетные па, нотная грамота, начала вокального и инструментального образования. Грамматика ему дается непросто, даже выучить буквы, оказывается, задача не из легких!

Свершилось чудо! Господин Журден не только выучил гласные звуки, но и, после долгих мучений преподавателя, понял, в чем заключается их принципиальное отличие от согласных! Ну все, теперь он настолько продвинулся в своем образовании, что сможет написать письмо той, ради кого, собственно, и решился на глобальные перемены в жизни. Что это будет – стихи или проза? Оказывается, наш мещанин всю жизнь говорит прозой. Как это неожиданно!

Опера-буффа предполагает наличие интермедии. Еще несколько секунд назад перед нами был человек «из низов», стремящийся поднять свое социальное положение. И вот на сцене гаснет свет. В центре – Максим Остроухов в окружении артистов хора. В руках у него – фонарик. Вкрадчиво он читает проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Интересно, пришлась бы по душе Королю-Солнце такая форма Просвещения?

Артисты хора в этом спектакле предстали в образах актеров мольеровской труппы во всем многообразии характеров и амплуа. Вокальные и хореографические этюды в их исполнении помогают зрителям проникнуться атмосферой театрального закулисья, почувствовать жизнь внутри сложнейшего, неустанно работающего «организма».

Симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Юрия Медяника очень тонко и чутко передает сложный внутренний мир каждого ключевого персонажа, а также всего мольеровского коллектива, попавшего в непростую ситуацию. В этих мелодиях почти физически ощущается невероятное волнение, мандраж, стремительно нарастающее напряжение, сменяющееся моральной усталостью, опустошенностью.
Музыкальная составляющая всех сценок позволяет понять все, что происходит как в душе отдельно взятого персонажа, так и в межличностных коммуникациях.

Опера-буффа подобна комедии масок: определенному типажу соответствует не только характер поведения, но и специфические особенности внешности. Как правило, наименее серьезны «вмешательства» гримеров в образы лирических героев. В спектакле «Школа жен» таковым является центральный персонаж – господин Мольер. Взбудораженный, напряженный, находящийся «не в своей тарелке», легендарный артист, тем не менее, фонтанирует идеями и пытается решить крайне тяжелую творческую задачу. Сам выдающийся актер, он постоянно перевоплощается – то в Барона, то в Учителя философии. Драматический талант Дмитрий Орлова позволил создать образы трех совершенно непохожих друг на друга человек.

«Школа жен» - не просто опера. Скорее, это музыкальная комедия с элементами оперного пения. Запоминающиеся герои, оригинальные шутки, проникновенные монологи и изысканно-гротесковая хореография наводят на мысль о новом жанре музыкального театра, который, возможно, приживется не сразу, но рано или поздно получит немало верных поклонников.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр