интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Два часа в театре Мольера, или "Школа жен" Любимова – Мартынова – Ушакова в "Новой Опере"

 
 
 

Два часа в театре Мольера, или "Школа жен" Любимова – Мартынова – Ушакова в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 8-10-2017, 04:39, посмотрело: 1748

30 сентября 2017 года культурная общественность отметила знаковую дату – сто лет со дня рождения Юрия Петровича Любимова (1917 – 2014), одного из ярчайших российских и советских театральных режиссеров, знаменитого актера и педагога. Юбилею Маэстро отечественные храмы искусства посвятили ряд разнообразных мероприятий.

5 октября, в день памяти Народного артиста России Юрия Любимова на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся специальный показ спектакля «Школа жен» (музыка В.Мартынова, идея и либретто Ю.Любимова, литературная основа – сочинения Мольера, К.Пруткова и М.Булгакова) – последней творческой работы легендарного мастера. Музыкальный руководитель – Дмитрий Юровский. Режиссер – Игорь Ушаков. Сценография – Борис Мессерер. Костюмы – Рустам Хамдамов. Хореография – Анна Аболихина. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Премьера состоялась 20 мая 2014 года.

Два часа в театре Мольера, или "Школа жен" Любимова – Мартынова – Ушакова в "Новой Опере"5 октября 2017 года сцена «Новой Оперы» временно превратилась в закулисье театра господина Мольера. Уютный «дом», где обитает мольеровская труппа, решил посетить король Франции Людовик XIV. До визита высочайшего гостя осталось всего два часа. За этот короткий промежуток времени артисты должны подготовить такое зрелище, какое сможет оценить привилегированный, взыскательный зритель. На этом и основывается сюжет веселого, остроумного, яркого и красивого спектакля, жанр которого мне бы хотелось определить как драматическое действо с элементами оперного пения.

Дирижер – Александр Жиленков.
В ролях:
Мольер / Барон / Учитель философииДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Клефистон / Учитель танцевВладимир Магомадов (лауреат Международных конкурсов, контратенор);
Стиф / Учитель музыкиАртем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор);
КнягиняВиктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
КнязьВениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Господин Журден, мещанинМаксим Остроухов (тенор);
Господин Брекур, человек знатного происхождения Антон Бочкарев (тенор);
Господин де Лагранж, комический маркиз / КорольМарат Гареев (Заслуженный артист России, тенор);
Господин Дюкруази, поэтЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Госпожа Дюпарк, ломака, жеманная маркизаИрина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Госпожа Бежар, недотрогаЕкатерина Смолина (сопрано);
Госпожа Бри, остроумная кокеткаЕкатерина Миронычева (сопрано);
Госпожа Декруази, слащавая злюкаНестан Мебония (сопрано);
Госпожа Эрве, жеманная служанкаЕкатерина Кичигина (сопрано).

Итак, до визита короля Франции остается два часа. Бесценные секунды уплывают быстрее, чем актеры мольеровской труппы успевают усвоить новый материал. Или это протест? Может, они попросту издеваются над своим руководителем? Возможно, это не более чем каприз? Ведь артисты – люди творческие, обладающие выразительной индивидуальностью и сильным характером, который в экстремальной ситуации не грех и проявить!

Мольеровское закулисье напоминает потревоженный улей. Актеры, певцы, танцовщики, мимы и чтецы все время спорят с режиссером и художественным руководителем, у реквизиторов и монтировщиков все валится из рук, гримеры и костюмеры сбиваются с ног, стремясь угодить главным героям вечера. Это очень напоминает любой современный театр или концертный зал за несколько часов до премьеры.

За два часа из ничего «слепить» спектакль, который будет выглядеть так, будто играется уже давно, имеет колоссальный успех у публики, тщательно выверен и отработан – задача, прямо скажем, непростая, возможно, даже невыполнимая. Артисты капризничают, неустанно подливают масло в огонь, утверждая, что не успеют выучить роль, соответственно, пойдут на сцену с тетрадкой, где записан текст.

Существует ли выход из столь сложного, деликатного положения? Безусловно! Импровизация – истинное чудо театра всех времен и народов, «палочка-выручалочка», спасшая от неминуемого позора великое множество творческих коллективов. Новая постановка рождается буквально на глазах у зрителей. Плоды интенсивно работающей фантазии Мольера – яркие, зрелищные миниатюры, сценки из жизни высшего (и не очень) общества.

Сцена первая происходит в эпоху Античности и представляет собой незабываемую дуэль двух философов – Клефистона (Владимир Магомадов) и Стифа (Артем Крутько). Яркий вокально-драматический поединок, состязание в пении, владении словом и физической силе победителя не выявил, зато доставил удовольствие парадом виртуозных пассажей и трелей в исполнении двух замечательных контратеноров.

Сцена вторая – изысканно-элегантная, утонченно-аристократическая миниатюра, представляющая собой один вечер из жизни французских аристократов, современников Короля-Солнце. Княгиня (Виктория Шевцова) и Князь (Вениамин Егоров) встречаются вечером в своей роскошной гостиной. Благородные супруги обсуждают небольшую бытовую проблему, но изначально легкий, невинный спор может обернуться серьезной ссорой. Примирить их может только третий персонаж – Барон, которого играет сам господин Мольер (Дмитрий Орлов).
Пышные наряды, стилизованные под роскошные одеяния эпохи барокко и изящные, легкие движения в духе балетных па причудливо пересекаются с блестящими, искрометными, «витиевато-кружевными» пассажами в лучших традициях оперы-буффа.

Сцена третья – фрагмент одной из самых известных комедий Мольера, «Мещанина во дворянстве». Господин Журден (Максим Остроухов) влюбился в молодую девушку из высшего общества, и теперь получает образование, чтобы соответствовать ее уровню. С этой целью наняты учителя музыки (Артем Крутько), танцев (Владимир Магомадов) и философии (Дмитрий Орлов). В доме разбогатевшего простолюдина с утра до ночи слышны звуки роялей и скрипок, отрабатываются сложнейшие балетные па и проходит обучение грамоте.
Этот эпизод изобилует хореографией, вокалом и драматическими монологами, то есть представляет собой подлинный синтез сценических искусств. А поможет ли это 40-летнему мещанину, никогда раньше не интересовавшемуся различными областями знаний, стать интеллектуалом и покорить сердце девушки из «другого мира»? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден.

Артисты мольеровской труппы (Антон Бочкарев, Марат Гареев, Ярослав Абаимов, Екатерина Миронычева, Ирина Костина, Екатерина Смолина, Нестан Мебония, Екатерина Кичигина, а также артисты хора) – богатая россыпь актерских характеров, масок и амплуа, представленных в смешной, несколько нелепой, гротесковой форме. Дамы и господа различного возраста и происхождения представляют собой фейерверк, фонтанирующий постоянными вспышками энергии, как положительной, так и отрицательной, как теплой, так и холодной, как творческой, так и бытовой. В результате мы видим Поэта, Аристократа, Служанку, Недотрогу, Жеманницу, Ломаку и так далее. Вокальные и хореографические этюды в их исполнении помогают зрителям проникнуться атмосферой театрального закулисья, почувствовать жизнь внутри сложнейшего, неустанно работающего «организма».
Таким ярким, разноплановым, имеющим богатейший творческий потенциал «букетом» руководит один человек – господин Мольер (Дмитрий Орлов), знаменитый актер, режиссер, драматург, реформатор европейского театра эпохи Просвещения.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Александра Жиленкова погрузил зрителей в манящую атмосферу театрального закулисья, создал «портреты» как каждого отдельно взятого персонажа, так и всего коллектива в целом. Музыкальный материал подчеркивает такие эмоции, как мандраж, адреналин, нагнетание напряжения, накал атмосферы добела, моральная усталость, опустошенность и так далее, - в общем, все, что обязательно возникает в экстремальной ситуации.

«Школа жен» - веселый, увлекательный, красивый спектакль. Он представляется мне не как опера, а как своего рода пародия на театр эпохи Просвещения, времени, когда свои шедевры писал и ставил Ж.-Б.Мольер. На сцене «Новой Оперы» мы наблюдаем синтез сценических искусств – вокального, хореографического, драматического и художественного. Не стоит искать глубокие смыслы и подтексты в диалогах и интермедиях. Лучше просто расслабиться и получать удовольствие от виртуозной работы замечательных артистов. Ведь театр создавался, в том числе, для этого!

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр