В репертуаре театра «Новая опера» имени Е.В.Колобова появился спектакль под названием «Школа жен», но любителей комедий Мольера, ожидающих увидеть на сцене Арнольфа, Агнесу и Ораса стоит предупредить, что опера-буффа Владимира Мартынова не имеет ничего общего с одноименной пьесой великого драматурга. Зрителей ожидает сюрприз – они становятся участниками необычной репетиции, которую проводит сам Мольер, ожидающий прибытия короля. Актеры не слушаются, пьеса не склеивается, что делать – никто не понимает. А до приезда монарха осталось 2 часа…
Автор идеи и либретто оперы – Народный артист России Юрий Любимов. Музыка была написана по его заказу, но текст и драматургия не отошли на второй план.
Владимир Мартынов, композитор:
Эта опера очень важна для Юрия Петровича Любимова, потому что является не просто очередной работой, а итогом всей его жизни. Несмотря на то, что она шуточная, буффонадная, речь там ведется об очень серьезных вещах – о связи Художника и Власти, Художника и Артистов.
Действительно, проблемы в «Школе жен» Юрия Любимова затронуты вечные, существующие во все времена, не зря волновали они и Мольера, и Булгакова, и Козьму Пруткова, чьи сочинения вплетены в сюжет, актуальны они и сейчас. Необычная репетиция на сцене театра переносит зрителя то в Древнюю Грецию, то во Францию времен Людовика ХIV, то в Россию второй половины XIX века. Времени и настроению соответствует не только оригинальная сценография Народного художника России Бориса Мессерера и потрясающие костюмы Рустама Хамдамова, но и, конечно, музыка.
Михаил Сегельман, заведующий литературной частью театра «Новая Опера»:
Музыка Владимира Мартынова – типичный продукт постмодернизма. Причем, я говорю не в плохом и не в хорошем смысле, а констатирую так, как это есть. Несомненно: зритель искушенный и зритель неискушенный посмотрят и послушают эту оперу совершенно по-разному.
Для искушенного зрителя будет особым интеллектуальным и эстетическим удовольствием увидеть весь тот набор цитат (под словом «цитаты» я подразумеваю не прямое копирование, а отсылки к стилю). Владимир Мартынов виртуозно работает с материалом, это начинается буквально с увертюры и продолжается на протяжении всего произведения. XVI век постоянно контрастирует с ХХ. Имеет место совершенно неожиданная «цитата» их оперы «Пеллеас и Мелизанда» (К.Дебюсси). Она соседствует с псевдоцитатами, отсылками к стилю мюзикла, причем не только классического, но и советского, и даже постсоветского. Некоторые страницы партитуры можно считать пародией на таких авторов, как Владимир Дашкевич. От высокой полифонии эпохи Возрождения до романтической оперы, Вагнеровской оперы, и до сочинений самого последнего времени.
Неискушенный зритель воспримет все это за чистую монету, у него будет свой интерес.
Воплотил идею Любимова на сцене «Новой Оперы» Игорь Ушаков. Задача ему досталась невероятно трудная – построить спектакль, не разрушая концепции Юрия Петровича.
Игорь Ушаков, режиссер-постановщик:
Режиссер – профессия практическая, поэтому высказывание каких-то философских трактатов и размышлений – дело бессмысленное. Можно говорить много, красиво, в конечном итоге подстраиваться под философские течения, но когда зритель приходит в зал, он может ничего этого не увидеть.
Работа действительно очень сложная, потому что нужно было совместить все смыслы, которые были заложены в этой опере, но тем самым ее не перегрузить и не сделать саркастическую историю для журнала «Крокодил» на тот предмет, будто мы кого-то обличаем. Это – юмористическое высказывание на тему взаимоотношений творческого человека и власти, а также взаимоотношений творческих людей внутри коллектива. В этом есть трагический аспект, комический аспект, какая-то драма человека.
Спектакль не совсем обычный для оперного театра: очень много разговорной речи, гораздо больше, чем в классических операх-буффа, допускающих такие вольности, его жанр скорее можно определить как «музыкально-драматический». Довольно длинные диалоги и монологи вкупе со сложным музыкальным материалом, казалось бы, непосильная задача для оркестра и солистов, но только не в «Новой Опере»!
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер:
Когда мы подошли к музыкальному материалу, то стало ясно, что наша главная задача – найти баланс между разговорной речью, которая в большом количестве в спектакле присутствует, и пением. Для вокалистов всегда непросто переключаться с разговоров на пение и наоборот.
Другой подход был чисто стилистическим. В.И.Мартынов написал произведение, в котором встречается очень много стилей, и наша задача заключалась еще и в том, чтобы их не сглаживать, а создать эпизодический вечер, состоящий из большого количества стилей. Неважно, на 4 такта или на 4 минуты. Мы постарались с осторожностью и уважением отнестись к каждому использованному стилю, музыкальному эпизоду.
Михаил Сегельман, заведующий литературной частью театра «Новая Опера»:
Партитура Мартынова очень заковыристая из-за постоянного контраста стилей, и оркестр справляется с ними великолепно. Все произведение играется легко, непринужденно, и нет следа тяжелой работы, которая, безусловно, произошла.
Замечательные образы создали артисты хора «Новой Оперы» и театра «Балет Москва». С ролями своих коллег эпохи Мольера отлично справились солисты – Антон Бочкарев (тенор), Екатерина Миронычева (сопрано), Заслуженный артист России Марат Гареев (тенор), лауреат международных конкурсов Ирина Костина (сопрано), лауреаты международного конкурса Ярослав Абаимов (тенор), Светлана Медведева (сопрано), Джульетта Аванесян (сопрано), Анастасия Белукова (сопрано). Показали драматический талант вкупе с прекрасным вокалом лауреат международных конкурсов Виктория Шевцова (сопрано), лауреат международного конкурса Вениамин Егоров (тенор), обладатели уникальных голосов Олег Безинских (контратенор, лауреат международных конкурсов) и Владимир Магомадов (контратенор, лауреат международного конкурса). Максим Остроухов (тенор) одинаково хорошо исполнил и роль Журдена, и прочел проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России».
Спектакль таит множество сюрпризов, полностью раскрывать интригу не буду, но о главное открытие – Дмитрий Орлов (бас, лауреат международного конкурса). Мольер, Барон, Учитель философии - ему подвластна и опера, и драма, и комедия, он может быть и трогательным, и смешным, и мужественным.
Михаил Сегельман, заведующий литературной частью театра «Новая Опера»:
Я очень порадовался за певцов, потому что мне кажется, что для них это будет хорошая школа. Комическая опера – один из самых трудных жанров. Там нужно одновременно хорошо играть, причем делать это очень выпукло, предметно, огромное значение приобретает жест, нужны мимолетные реакции, и при этом хорошо петь.
Надеюсь, что этот легкий, веселый (несмотря на трагичную социальную подоплеку) спектакль понравится зрителям, и в конце их настроение будет значительно лучше, чем в начале.
Итак, первые зрители уже оценили «Школу жен» в «Новой Опере». Спектакль яркий, действительно, веселый и достаточно легкий, несмотря на философский подтекст. Это событие, пропускать которое не стоит!
Марина Айриянц
другая рецензия на этот спектакль
Автор идеи и либретто оперы – Народный артист России Юрий Любимов. Музыка была написана по его заказу, но текст и драматургия не отошли на второй план.
Владимир Мартынов, композитор:
Эта опера очень важна для Юрия Петровича Любимова, потому что является не просто очередной работой, а итогом всей его жизни. Несмотря на то, что она шуточная, буффонадная, речь там ведется об очень серьезных вещах – о связи Художника и Власти, Художника и Артистов.
Действительно, проблемы в «Школе жен» Юрия Любимова затронуты вечные, существующие во все времена, не зря волновали они и Мольера, и Булгакова, и Козьму Пруткова, чьи сочинения вплетены в сюжет, актуальны они и сейчас. Необычная репетиция на сцене театра переносит зрителя то в Древнюю Грецию, то во Францию времен Людовика ХIV, то в Россию второй половины XIX века. Времени и настроению соответствует не только оригинальная сценография Народного художника России Бориса Мессерера и потрясающие костюмы Рустама Хамдамова, но и, конечно, музыка.
Михаил Сегельман, заведующий литературной частью театра «Новая Опера»:
Музыка Владимира Мартынова – типичный продукт постмодернизма. Причем, я говорю не в плохом и не в хорошем смысле, а констатирую так, как это есть. Несомненно: зритель искушенный и зритель неискушенный посмотрят и послушают эту оперу совершенно по-разному.
Для искушенного зрителя будет особым интеллектуальным и эстетическим удовольствием увидеть весь тот набор цитат (под словом «цитаты» я подразумеваю не прямое копирование, а отсылки к стилю). Владимир Мартынов виртуозно работает с материалом, это начинается буквально с увертюры и продолжается на протяжении всего произведения. XVI век постоянно контрастирует с ХХ. Имеет место совершенно неожиданная «цитата» их оперы «Пеллеас и Мелизанда» (К.Дебюсси). Она соседствует с псевдоцитатами, отсылками к стилю мюзикла, причем не только классического, но и советского, и даже постсоветского. Некоторые страницы партитуры можно считать пародией на таких авторов, как Владимир Дашкевич. От высокой полифонии эпохи Возрождения до романтической оперы, Вагнеровской оперы, и до сочинений самого последнего времени.
Неискушенный зритель воспримет все это за чистую монету, у него будет свой интерес.
Воплотил идею Любимова на сцене «Новой Оперы» Игорь Ушаков. Задача ему досталась невероятно трудная – построить спектакль, не разрушая концепции Юрия Петровича.
Игорь Ушаков, режиссер-постановщик:
Режиссер – профессия практическая, поэтому высказывание каких-то философских трактатов и размышлений – дело бессмысленное. Можно говорить много, красиво, в конечном итоге подстраиваться под философские течения, но когда зритель приходит в зал, он может ничего этого не увидеть.
Работа действительно очень сложная, потому что нужно было совместить все смыслы, которые были заложены в этой опере, но тем самым ее не перегрузить и не сделать саркастическую историю для журнала «Крокодил» на тот предмет, будто мы кого-то обличаем. Это – юмористическое высказывание на тему взаимоотношений творческого человека и власти, а также взаимоотношений творческих людей внутри коллектива. В этом есть трагический аспект, комический аспект, какая-то драма человека.
Спектакль не совсем обычный для оперного театра: очень много разговорной речи, гораздо больше, чем в классических операх-буффа, допускающих такие вольности, его жанр скорее можно определить как «музыкально-драматический». Довольно длинные диалоги и монологи вкупе со сложным музыкальным материалом, казалось бы, непосильная задача для оркестра и солистов, но только не в «Новой Опере»!
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер:
Когда мы подошли к музыкальному материалу, то стало ясно, что наша главная задача – найти баланс между разговорной речью, которая в большом количестве в спектакле присутствует, и пением. Для вокалистов всегда непросто переключаться с разговоров на пение и наоборот.
Другой подход был чисто стилистическим. В.И.Мартынов написал произведение, в котором встречается очень много стилей, и наша задача заключалась еще и в том, чтобы их не сглаживать, а создать эпизодический вечер, состоящий из большого количества стилей. Неважно, на 4 такта или на 4 минуты. Мы постарались с осторожностью и уважением отнестись к каждому использованному стилю, музыкальному эпизоду.
Михаил Сегельман, заведующий литературной частью театра «Новая Опера»:
Партитура Мартынова очень заковыристая из-за постоянного контраста стилей, и оркестр справляется с ними великолепно. Все произведение играется легко, непринужденно, и нет следа тяжелой работы, которая, безусловно, произошла.
Замечательные образы создали артисты хора «Новой Оперы» и театра «Балет Москва». С ролями своих коллег эпохи Мольера отлично справились солисты – Антон Бочкарев (тенор), Екатерина Миронычева (сопрано), Заслуженный артист России Марат Гареев (тенор), лауреат международных конкурсов Ирина Костина (сопрано), лауреаты международного конкурса Ярослав Абаимов (тенор), Светлана Медведева (сопрано), Джульетта Аванесян (сопрано), Анастасия Белукова (сопрано). Показали драматический талант вкупе с прекрасным вокалом лауреат международных конкурсов Виктория Шевцова (сопрано), лауреат международного конкурса Вениамин Егоров (тенор), обладатели уникальных голосов Олег Безинских (контратенор, лауреат международных конкурсов) и Владимир Магомадов (контратенор, лауреат международного конкурса). Максим Остроухов (тенор) одинаково хорошо исполнил и роль Журдена, и прочел проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России».
Спектакль таит множество сюрпризов, полностью раскрывать интригу не буду, но о главное открытие – Дмитрий Орлов (бас, лауреат международного конкурса). Мольер, Барон, Учитель философии - ему подвластна и опера, и драма, и комедия, он может быть и трогательным, и смешным, и мужественным.
Михаил Сегельман, заведующий литературной частью театра «Новая Опера»:
Я очень порадовался за певцов, потому что мне кажется, что для них это будет хорошая школа. Комическая опера – один из самых трудных жанров. Там нужно одновременно хорошо играть, причем делать это очень выпукло, предметно, огромное значение приобретает жест, нужны мимолетные реакции, и при этом хорошо петь.
Надеюсь, что этот легкий, веселый (несмотря на трагичную социальную подоплеку) спектакль понравится зрителям, и в конце их настроение будет значительно лучше, чем в начале.
Итак, первые зрители уже оценили «Школу жен» в «Новой Опере». Спектакль яркий, действительно, веселый и достаточно легкий, несмотря на философский подтекст. Это событие, пропускать которое не стоит!
Марина Айриянц
другая рецензия на этот спектакль