Франция. XVII век. Эра правления «короля-солнце» Людовика XIV (1643 - 1815). В искусстве Западной Европы правит бал стиль барокко, для которого свойственно все необычное, причудливое, вычурное. В национальном театральном искусстве тогда выделялся Жан-Батист Мольер (1622 – 1673), создавший классическую комедию и возглавлявший собственный театр под названием «Труппа Мольера».
После своей смерти знаменитый актер и театральный деятель оставил богатейшее культурное наследие – более 40 пьес, большая часть которых сохранилась и по сей день.
По произведениям Мольера было поставлено огромное количество спектаклей. В России на сегодняшний день очень многие драматические театры имеют в своем репертуаре хотя бы одну пьесу великого француза. Что касается музыкальных произведений, то еще совсем недавно не существовало опусов такого рода, созданных на основе его творчества.
20 и 21 мая 2014 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоится событие мирового масштаба – премьера комической оперы Владимира Мартынова на либретто Юрия Любимова «Школа жен». Режиссер-постановщик – Игорь Ушаков. Хореограф – Анна Абалихина.
Жанр спектакля определен как опера-буффа, а это значит, что зрителям предстоит увидеть шуточное произведение на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции.
Несмотря на свое название, сюжет молодого произведения основан на другой пьесе Мольера – «Версальском экспромте». Это – оригинальная вариация на тему «театра в театре». За несколько минут до начала спектакля, едва войдя в зал, зритель наблюдает на сцене активное действие. Мы видим суматоху, которая бывает в любом Храме Искусства перед репетицией. Повсюду снуют сотрудники различных творческих служб – художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики, осветители и уборщики, заканчивающие последние приготовления. Параллельно распеваются солисты и артисты хора, активно разминается у станка балетная труппа, разыгрывается оркестр.
«Театр внутри театра», вернее, точную копию сценической площадки, воссоздал народный художник России Борис Мессерер. Необыкновенные, яркие, эффектные костюмы придумал Рустам Хамдамов.
Но вот, наконец, на часах – 19.00. Прозвучал третий звонок, в зале гаснет свет. Секунда тишины – и на свое место выходит Дмитрий Юровский, дирижер и музыкальный руководитель постановки. Взмах «волшебной палочки» - и действие начинается!
Театральная труппа во главе со своим руководителем Мольером (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас) ожидает прибытия высочайшего гостя – короля Людовика XIV. К визиту венценосной особы режиссер хочет создать новую комедию, такую, которая вызовет смех не только «простых» зрителей, но и – самое главное! – Его Величества.
До момента Х осталось всего 2 часа. Актеры и Актрисы, среди которых – Заслуженный артист России Марат Гареев (тенор), лауреаты Международных конкурсов Анастасия Белукова (сопрано), Джульетта Аванесян (сопрано), Екатерина Миронычева (сопрано), Светлана Медведева (сопрано), Ирина Костина (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), а также – Антон Бочкарев (тенор), артисты хор театра «Новая Опера» и участники коллектива «Балет Москва» (Мария Бодрова, Евгения Глазунова, Арсен Именов, Ирина Лобкова, Алексей Нарутто, Илья Романов, Константин Матулевский), не только не успевают должным образом, они даже не могут выучить за отведенное им время тексты. Из-за этого режиссер находится буквально на грани нервного срыва, и в коллективе назревает серьезный творческий конфликт.
Используя имеющиеся у себя ресурсы, Мольер пытается собрать из ничего необычный веселый спектакль. В основе экспромта – небольшие сценки, не имеющие какой-либо логической увязки друг с другом.
Первая – вокальная «дуэль» древнегреческих философов Клефистона (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор) и Стифа (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор). Нежные, и в тоже время звонкие голоса, похожие на серебристый звон колокольчика или хрустального бокала, причудливым образом сочетаются с одеяниями, напоминающими античные тоги, а бутафорские животы необычно смотрятся в «компании» бочек, напоминающих еще об одном великом греческом мыслителе – Диогене.
Вторая яркая сцена импровизированной комедии разворачивается в гостиной роскошного дворца. Действующие лица – Княгиня (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано), Князь (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор) и Барон (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Банальный «бытовой» конфликт в богатой аристократической семье чуть не становится причиной глобальной ссоры. Но в помощь молодым людям – настоящий дипломат в лице Барона (точнее, самого Мольера).
Наконец, третий кусок представляет собой сцену из знаменитой комедии «Мещанин во дворянстве». Итак, господин Журден (Максим Остроухов, тенор), 40 лет от роду, влюбился в молодую аристократку. В связи с этим он хочет обучиться грамоте и хорошим манерам. Для этого в огромный дом приглашены учителя танцев (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор), музыки (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор) и философии (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Балетные па, азы высокого искусства пения и игры на музыкальных инструментах, устный счет, начала грамоты – все смешалось в мещанской голове, ранее занятой информацией совершенно иного рода. Но чего не сделаешь во имя прекрасного чувства!
Господин Журден выучил гласные буквы и понял, в чем их принципиальное отличие от согласных. Теперь можно и письмо объекту вожделения написать! Стихи это будут? Или проза? Оказывается, наш мещанин всю жизнь говорит прозой. Как это неожиданно!
Опера-буффа предполагает наличие интермедии. Еще несколько секунд назад перед нами был человек «из низов», стремящийся поднять свое социальное положение. И вот на сцене гаснет свет. В центре – Максим Остроухов в окружении артистов хора. В руках у него – фонарик. Вкрадчиво он читает проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Это – самый длинный вербальный монолог в спектакле.
…Но время идет, и до важнейшего для театра Мольера визита короля осталось всего 10 минут. Какие мысли, какие чувства одолевают в эти мгновения великого актера, режиссера и комедиографа XVII века, представить себе непросто. Художник, находящийся в мире своего творчества, тем не менее, полностью зависит от представителей власти, от того, какое отношение к нему испытывают правители. И в этом заключена одна из основных тем спектакля «Школа жен», задуманного Юрием Петровичем Любимовым.
Музыкальный театр XXI века – это не просто прекрасное пение. Теперь перед нами – синтетический жанр, который требует от артистов не только навыков вокала, но и мастерства актера драматического театра, и даже балетной пластики, серьезных хореографических навыков.
Солисты, исполнявшие в одном спектакле несколько ролей, воплотили в жизнь разные интересные образы. Дмитрий Орлов, большую часть истории предстающий в виде великого Мольера, взволнованного, но при этом удивительно креативного, находящегося в постоянном творческом поиске, волшебным образом в течение одной минуты превращался в благородного Барона, сумевшего за короткий промежуток времени помирить молодую семейную пару, а затем – в хитрого, коварного профессора, учителя философии, готового оказать своему работодателю любую услугу, кроме той, для которой его изначально нанимали.
Очень интересны перевоплощения двух обладателей редчайших голосов – котратеноров Владимира Магомадова и Олега Безинских. Сперва – тучные античные философы, находящиеся в рамках горячего идейного спора по поводу взгляд на остроактуальные вопросы. Затем – изящные, грациозные учителя танцев и музыки соответственно. Легкость прыжков, пластика и изящество на секунду заставили забыть о том, что это – опера, а не урок в танцклассе.
Костюмы поражают воображение разнообразием стилей и эпох. Античные тоги гармонично сосуществуют с пышными, вычурными нарядами эпохи барокко (роскошные ткани, глубокие декольте, высокие каблуки, как у леди, так и у джентльменов, высокие прически с обилием локонов и пудры). Гротеск обозначается слишком высокой линией роста волос, за счет чего у некоторых героев имеет место очень широкий лоб.
Музыкальный материал очень сложный, насыщенный. Здесь можно уловить знакомые мотивы и из классических опер, и из оперетт, и из мюзиклов. И даже из современного кино. Каждый зритель услышит что-то свое, давно знакомое и любимое. А это значит, что мы можем видеть уникальную постановку, в которой обязательно будет все: и талантливые исполнители, и оригинальные образы, и приятные сюрпризы.
В добрый путь, «Школа жен»! Счастливого плавания в огромном океане под названием «Мировая опера»!
Ольга Пурчинская
другая рецензия на этот спектакль
После своей смерти знаменитый актер и театральный деятель оставил богатейшее культурное наследие – более 40 пьес, большая часть которых сохранилась и по сей день.
По произведениям Мольера было поставлено огромное количество спектаклей. В России на сегодняшний день очень многие драматические театры имеют в своем репертуаре хотя бы одну пьесу великого француза. Что касается музыкальных произведений, то еще совсем недавно не существовало опусов такого рода, созданных на основе его творчества.
20 и 21 мая 2014 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоится событие мирового масштаба – премьера комической оперы Владимира Мартынова на либретто Юрия Любимова «Школа жен». Режиссер-постановщик – Игорь Ушаков. Хореограф – Анна Абалихина.
Жанр спектакля определен как опера-буффа, а это значит, что зрителям предстоит увидеть шуточное произведение на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции.
Несмотря на свое название, сюжет молодого произведения основан на другой пьесе Мольера – «Версальском экспромте». Это – оригинальная вариация на тему «театра в театре». За несколько минут до начала спектакля, едва войдя в зал, зритель наблюдает на сцене активное действие. Мы видим суматоху, которая бывает в любом Храме Искусства перед репетицией. Повсюду снуют сотрудники различных творческих служб – художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики, осветители и уборщики, заканчивающие последние приготовления. Параллельно распеваются солисты и артисты хора, активно разминается у станка балетная труппа, разыгрывается оркестр.
«Театр внутри театра», вернее, точную копию сценической площадки, воссоздал народный художник России Борис Мессерер. Необыкновенные, яркие, эффектные костюмы придумал Рустам Хамдамов.
Но вот, наконец, на часах – 19.00. Прозвучал третий звонок, в зале гаснет свет. Секунда тишины – и на свое место выходит Дмитрий Юровский, дирижер и музыкальный руководитель постановки. Взмах «волшебной палочки» - и действие начинается!
Театральная труппа во главе со своим руководителем Мольером (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас) ожидает прибытия высочайшего гостя – короля Людовика XIV. К визиту венценосной особы режиссер хочет создать новую комедию, такую, которая вызовет смех не только «простых» зрителей, но и – самое главное! – Его Величества.
До момента Х осталось всего 2 часа. Актеры и Актрисы, среди которых – Заслуженный артист России Марат Гареев (тенор), лауреаты Международных конкурсов Анастасия Белукова (сопрано), Джульетта Аванесян (сопрано), Екатерина Миронычева (сопрано), Светлана Медведева (сопрано), Ирина Костина (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), а также – Антон Бочкарев (тенор), артисты хор театра «Новая Опера» и участники коллектива «Балет Москва» (Мария Бодрова, Евгения Глазунова, Арсен Именов, Ирина Лобкова, Алексей Нарутто, Илья Романов, Константин Матулевский), не только не успевают должным образом, они даже не могут выучить за отведенное им время тексты. Из-за этого режиссер находится буквально на грани нервного срыва, и в коллективе назревает серьезный творческий конфликт.
Используя имеющиеся у себя ресурсы, Мольер пытается собрать из ничего необычный веселый спектакль. В основе экспромта – небольшие сценки, не имеющие какой-либо логической увязки друг с другом.
Первая – вокальная «дуэль» древнегреческих философов Клефистона (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор) и Стифа (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор). Нежные, и в тоже время звонкие голоса, похожие на серебристый звон колокольчика или хрустального бокала, причудливым образом сочетаются с одеяниями, напоминающими античные тоги, а бутафорские животы необычно смотрятся в «компании» бочек, напоминающих еще об одном великом греческом мыслителе – Диогене.
Вторая яркая сцена импровизированной комедии разворачивается в гостиной роскошного дворца. Действующие лица – Княгиня (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано), Князь (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор) и Барон (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Банальный «бытовой» конфликт в богатой аристократической семье чуть не становится причиной глобальной ссоры. Но в помощь молодым людям – настоящий дипломат в лице Барона (точнее, самого Мольера).
Наконец, третий кусок представляет собой сцену из знаменитой комедии «Мещанин во дворянстве». Итак, господин Журден (Максим Остроухов, тенор), 40 лет от роду, влюбился в молодую аристократку. В связи с этим он хочет обучиться грамоте и хорошим манерам. Для этого в огромный дом приглашены учителя танцев (лауреат Международного конкурса Владимир Магомадов, контратенор), музыки (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор) и философии (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас). Балетные па, азы высокого искусства пения и игры на музыкальных инструментах, устный счет, начала грамоты – все смешалось в мещанской голове, ранее занятой информацией совершенно иного рода. Но чего не сделаешь во имя прекрасного чувства!
Господин Журден выучил гласные буквы и понял, в чем их принципиальное отличие от согласных. Теперь можно и письмо объекту вожделения написать! Стихи это будут? Или проза? Оказывается, наш мещанин всю жизнь говорит прозой. Как это неожиданно!
Опера-буффа предполагает наличие интермедии. Еще несколько секунд назад перед нами был человек «из низов», стремящийся поднять свое социальное положение. И вот на сцене гаснет свет. В центре – Максим Остроухов в окружении артистов хора. В руках у него – фонарик. Вкрадчиво он читает проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Это – самый длинный вербальный монолог в спектакле.
…Но время идет, и до важнейшего для театра Мольера визита короля осталось всего 10 минут. Какие мысли, какие чувства одолевают в эти мгновения великого актера, режиссера и комедиографа XVII века, представить себе непросто. Художник, находящийся в мире своего творчества, тем не менее, полностью зависит от представителей власти, от того, какое отношение к нему испытывают правители. И в этом заключена одна из основных тем спектакля «Школа жен», задуманного Юрием Петровичем Любимовым.
Музыкальный театр XXI века – это не просто прекрасное пение. Теперь перед нами – синтетический жанр, который требует от артистов не только навыков вокала, но и мастерства актера драматического театра, и даже балетной пластики, серьезных хореографических навыков.
Солисты, исполнявшие в одном спектакле несколько ролей, воплотили в жизнь разные интересные образы. Дмитрий Орлов, большую часть истории предстающий в виде великого Мольера, взволнованного, но при этом удивительно креативного, находящегося в постоянном творческом поиске, волшебным образом в течение одной минуты превращался в благородного Барона, сумевшего за короткий промежуток времени помирить молодую семейную пару, а затем – в хитрого, коварного профессора, учителя философии, готового оказать своему работодателю любую услугу, кроме той, для которой его изначально нанимали.
Очень интересны перевоплощения двух обладателей редчайших голосов – котратеноров Владимира Магомадова и Олега Безинских. Сперва – тучные античные философы, находящиеся в рамках горячего идейного спора по поводу взгляд на остроактуальные вопросы. Затем – изящные, грациозные учителя танцев и музыки соответственно. Легкость прыжков, пластика и изящество на секунду заставили забыть о том, что это – опера, а не урок в танцклассе.
Костюмы поражают воображение разнообразием стилей и эпох. Античные тоги гармонично сосуществуют с пышными, вычурными нарядами эпохи барокко (роскошные ткани, глубокие декольте, высокие каблуки, как у леди, так и у джентльменов, высокие прически с обилием локонов и пудры). Гротеск обозначается слишком высокой линией роста волос, за счет чего у некоторых героев имеет место очень широкий лоб.
Музыкальный материал очень сложный, насыщенный. Здесь можно уловить знакомые мотивы и из классических опер, и из оперетт, и из мюзиклов. И даже из современного кино. Каждый зритель услышит что-то свое, давно знакомое и любимое. А это значит, что мы можем видеть уникальную постановку, в которой обязательно будет все: и талантливые исполнители, и оригинальные образы, и приятные сюрпризы.
В добрый путь, «Школа жен»! Счастливого плавания в огромном океане под названием «Мировая опера»!
Ольга Пурчинская
другая рецензия на этот спектакль