8 сентября 2016 года исполнилось 175 лет со дня рождения Антонина Леопольда Дворжака (1841 – 1904) – чешского композитора, считающегося одним из основоположников национальной музыкальной школы. Расцвет его творчества пришелся на эпоху романтизма. Культурное наследие Маэстро включает в себя как симфонические (симфонии, оперы, концерты, симфонические поэмы и т.д.), так и камерные (вокальные и инструментальные – фортепианные трио, струнные квартеты и квинтеты и т.д.) произведения. Свою музыку Дворжак писал с использованием черт, элементов и мотивов, характерных для фольклорных мелодий Моравии и Богемии.
Большую часть жизни композитор прожил в Праге. Между тем, он девять раз (впервые – в 1884) посещал Великобританию, главным образом для того, чтобы продирижировать оркестрами, исполнявшими его произведения (в том числе Симфонией №7, которая была создана специально для Лондона). А в 1890 году состоялся визит А.Л.Дворжака в Россию (Москва, Санкт-Петербург). С 1892 по 1895 гг.Маэстро возглавлял Национальную консерваторию Нью-Йорка (США). В этот период плоды его творчества представляли собой удивительно гармоничную смесь славянской и афроамериканской (спиричуэлс) национальных музыкальных культур. Тоска по Родине не позволила ему продлить трудовое соглашение, и по истечению сроков контракта он вернулся домой.
Камерную музыку Дворжак создавал на протяжении всей жизни. К сожалению, его вокальные сочинения малой формы не относятся к наиболее популярным примерам этого жанра. Тем не менее, существует немало интереснейших вокальных циклов, полных чешского национального колорита (местами - с элементами спиричуэлс), помогающих углубиться в непростой менталитет одного из славянских народов.
С этим многогранным направлением творчества композитора смогли поближе познакомиться меломаны, пришедшие в московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 6 октября 2016 года. В этот день в Зеркальном фойе прошел концерт «Прага – Нью-Йорк – Прага». Вокальные циклы, написанные в разные годы, как в Чехии, так и в США, звучали в исполнении солистов Екатерины Миронычевой (сопрано), Виктории Шевцовой (лауреат Международного конкурса, сопрано), Анны Синицыной (меццо-сопрано), Георгия Фараджева (лауреат Премии города Москвы, тенор), Артема Гарнова (баритон). Партия фортепиано – Татьяна Сотникова (лауреат Международных конкурсов). Комментарий к программе, партия фортепиано – Михаил Сегельман. Режиссер – Алексей Вэйро. Репетиторы по чешскому языку – Серафим Хоронов, Наталья Зимянина.
Каждый вокальный цикл (а их в этот вечер прозвучало четыре) – настоящий музыкально-драматический роман. Все песни – не просто отдельные «главы» одного крупного произведения. Любой «фрагмент» сам по себе превращается в полную, четко простроенную и выверенную до мельчайших нюансов историю в миниатюре. Бесконечная сила музыки и многогранный талант исполнителей позволяют увидеть во всех эпизодах не только общую, глобальную картину, но и подробно остановиться на наиболее тонких, сокровенных деталях образов.
Часть первая – цикл «Песни любви», ор.83 на стихи Г.Пфлегер-Моравского (1888, Прага). Солистка – Екатерина Миронычева. Партия фортепиано – Татьяна Сотникова.
Это произведение – отредактированные выдержки из созданного в 1865 году цикла «Кипарисы». Музой композитора стала тогда актриса Йозефина Чермакова. Сам автор признал свой труд из 18 частей несовершенным и очень долго не издавал его.
«Песни любви» - восемь отредактированных фрагментов этого музыкального посвящения: «Нам никогда не суждены», «О, как пустынно в сердце моем», «Близ дома часто я брожу», «Я так любовно, так давно», «Нивы и рощи полны покоя», «В лесу, у вод потока», «От дивных чар твоих очей», «О, светлый друг души моей».
Нежный, «хрустальный» голос Екатерины Миронычевой, полный глубокого внутреннего драматизма, выразительными красками рисует образы щемящей тоски, светлой грусти, печали, спокойного созерцания, наблюдения и особого мировоззрения, возникающего у человека в момент появления сильного чувства.
Часть вторая – цикл «Библейские песни», ор.99 на тексты Псалмов из Кралицкой Библии (1894, Нью-Йорк). Солист – Артем Гарнов. Партия фортепиано – Михаил Сегельман.
Сочинение состоит из десяти частей. В программу концерта вошли пять фрагментов: «Облако и мрак окрест Его» (№1), «Услышь, Боже, молитву мою» (№3), «Боже! Новую песнь воспою Тебе» (№5), «Призри на меня и помилуй меня» (№8), «Воспойте Господу новую песнь» (№10).
Этот цикл композитор создал под впечатлением от печальных новостей о кончине своих современников П.И.Чайковского и Ганса Бюлова, которых он очень уважал и любил.
Мудрость, свет, доброта, простота и чистота души отражается и в музыкальной канве, и в образах, создаваемых глубоким, «бархатным», насыщенным, брутально-деликатным голосом Артема Гарнова, ассоциирующимся с мелодикой эпохи романтизма.
Часть третья – цикл «Цыганские мелодии», ор.55 на стихи А.Гейдука (1880, Прага). Солист – Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Татьяна Сотникова.
В основу этого сочинения легло семь стихотворений, изящно, элегантно, ритмично описывающих сценки из жизни цыганских племен, кочующих на территории Австро-Венгрии: «Любовь воспеть хотел бы я…», «Звонкий треугольник», «Лес зачарован…», «Помню, мать, бывало…», «Вольный цыган», «В небе ясный сокол…».
Фортепиано Татьяны Сотниковой и голос Георгия Фараджева создавали яркие, живописные «полотна» на тему цыганского быта. Сочетание звонкого, теплого, «солнечного» тенора и величественного, насыщенного, по-королевски щедрого рояля создавало насыщенные, желанные, близкие образы, бесконечно дорогие и понятные современным людям: прекрасную европейскую природу, не тронутую цивилизацией, спокойствие и безмятежность вольных жителей Старого Света, пропитанные духом свободы и светлыми мечтами доверительные беседы в таинственном бархате тихой, душной южной ночи.
Часть четвертая – цикл «Моравские дуэты» (1875 – 1877, Прага). Солистки – Виктория Шевцова, Анна Синицына. Партия фортепиано – Михаил Сегельман.
Это произведение основано на народных текстах и состоит из четырех сборников. На концерте прозвучало семь фрагментов: «Я уплыву в Дунай» (ор.32, №1), «Вейся, птичка» (ор.32, №2), «Голубь на клене» (ор.32, №6), «Перстенек («Кольцо»)» (ор.32, №9), «Пленница» (ор.32, №11), «Там, на нашей крыше» (б.о.), «Яблоко» (ор.38, №2).
Цикл буквально пропитан нежностью и красотой музыки. Сочетание голосов – звонкого сопрано Виктории Шевцовой, очень напоминающего соловьиные трели, и терпкого, пряного, насыщенного меццо-сопрано Анны Синицыной – эффектно подчеркивает образы прекрасной, обаятельной юности, свежести и красоты.
Чешский язык очень сложен и интересен. Беглый взгляд на тексты наводит на мысль о том, что прочитать их совершенно невозможно. Однако, внимательно вслушиваясь в каждую песню, мы улавливаем не только общий смысл, но и отдельно взятые слова и фразы.
Какой же концерт без номера «на бис»? Вечер «Прага – Нью-Йорк – Прага» завершился номером, для которого, по словам Михаила Сегельмана, «не нужен консультант по чешскому языку». В финале концерта Михаил Сегельман и Татьяна Сотникова в четыре руки исполнили Славянский танец ор.72 (№2) Думка. Прекрасная мелодия поставила эффектную точку в этом интересном, познавательном вечере.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Большую часть жизни композитор прожил в Праге. Между тем, он девять раз (впервые – в 1884) посещал Великобританию, главным образом для того, чтобы продирижировать оркестрами, исполнявшими его произведения (в том числе Симфонией №7, которая была создана специально для Лондона). А в 1890 году состоялся визит А.Л.Дворжака в Россию (Москва, Санкт-Петербург). С 1892 по 1895 гг.Маэстро возглавлял Национальную консерваторию Нью-Йорка (США). В этот период плоды его творчества представляли собой удивительно гармоничную смесь славянской и афроамериканской (спиричуэлс) национальных музыкальных культур. Тоска по Родине не позволила ему продлить трудовое соглашение, и по истечению сроков контракта он вернулся домой.
Камерную музыку Дворжак создавал на протяжении всей жизни. К сожалению, его вокальные сочинения малой формы не относятся к наиболее популярным примерам этого жанра. Тем не менее, существует немало интереснейших вокальных циклов, полных чешского национального колорита (местами - с элементами спиричуэлс), помогающих углубиться в непростой менталитет одного из славянских народов.
С этим многогранным направлением творчества композитора смогли поближе познакомиться меломаны, пришедшие в московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 6 октября 2016 года. В этот день в Зеркальном фойе прошел концерт «Прага – Нью-Йорк – Прага». Вокальные циклы, написанные в разные годы, как в Чехии, так и в США, звучали в исполнении солистов Екатерины Миронычевой (сопрано), Виктории Шевцовой (лауреат Международного конкурса, сопрано), Анны Синицыной (меццо-сопрано), Георгия Фараджева (лауреат Премии города Москвы, тенор), Артема Гарнова (баритон). Партия фортепиано – Татьяна Сотникова (лауреат Международных конкурсов). Комментарий к программе, партия фортепиано – Михаил Сегельман. Режиссер – Алексей Вэйро. Репетиторы по чешскому языку – Серафим Хоронов, Наталья Зимянина.
Каждый вокальный цикл (а их в этот вечер прозвучало четыре) – настоящий музыкально-драматический роман. Все песни – не просто отдельные «главы» одного крупного произведения. Любой «фрагмент» сам по себе превращается в полную, четко простроенную и выверенную до мельчайших нюансов историю в миниатюре. Бесконечная сила музыки и многогранный талант исполнителей позволяют увидеть во всех эпизодах не только общую, глобальную картину, но и подробно остановиться на наиболее тонких, сокровенных деталях образов.
Часть первая – цикл «Песни любви», ор.83 на стихи Г.Пфлегер-Моравского (1888, Прага). Солистка – Екатерина Миронычева. Партия фортепиано – Татьяна Сотникова.
Это произведение – отредактированные выдержки из созданного в 1865 году цикла «Кипарисы». Музой композитора стала тогда актриса Йозефина Чермакова. Сам автор признал свой труд из 18 частей несовершенным и очень долго не издавал его.
«Песни любви» - восемь отредактированных фрагментов этого музыкального посвящения: «Нам никогда не суждены», «О, как пустынно в сердце моем», «Близ дома часто я брожу», «Я так любовно, так давно», «Нивы и рощи полны покоя», «В лесу, у вод потока», «От дивных чар твоих очей», «О, светлый друг души моей».
Нежный, «хрустальный» голос Екатерины Миронычевой, полный глубокого внутреннего драматизма, выразительными красками рисует образы щемящей тоски, светлой грусти, печали, спокойного созерцания, наблюдения и особого мировоззрения, возникающего у человека в момент появления сильного чувства.
Часть вторая – цикл «Библейские песни», ор.99 на тексты Псалмов из Кралицкой Библии (1894, Нью-Йорк). Солист – Артем Гарнов. Партия фортепиано – Михаил Сегельман.
Сочинение состоит из десяти частей. В программу концерта вошли пять фрагментов: «Облако и мрак окрест Его» (№1), «Услышь, Боже, молитву мою» (№3), «Боже! Новую песнь воспою Тебе» (№5), «Призри на меня и помилуй меня» (№8), «Воспойте Господу новую песнь» (№10).
Этот цикл композитор создал под впечатлением от печальных новостей о кончине своих современников П.И.Чайковского и Ганса Бюлова, которых он очень уважал и любил.
Мудрость, свет, доброта, простота и чистота души отражается и в музыкальной канве, и в образах, создаваемых глубоким, «бархатным», насыщенным, брутально-деликатным голосом Артема Гарнова, ассоциирующимся с мелодикой эпохи романтизма.
Часть третья – цикл «Цыганские мелодии», ор.55 на стихи А.Гейдука (1880, Прага). Солист – Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Татьяна Сотникова.
В основу этого сочинения легло семь стихотворений, изящно, элегантно, ритмично описывающих сценки из жизни цыганских племен, кочующих на территории Австро-Венгрии: «Любовь воспеть хотел бы я…», «Звонкий треугольник», «Лес зачарован…», «Помню, мать, бывало…», «Вольный цыган», «В небе ясный сокол…».
Фортепиано Татьяны Сотниковой и голос Георгия Фараджева создавали яркие, живописные «полотна» на тему цыганского быта. Сочетание звонкого, теплого, «солнечного» тенора и величественного, насыщенного, по-королевски щедрого рояля создавало насыщенные, желанные, близкие образы, бесконечно дорогие и понятные современным людям: прекрасную европейскую природу, не тронутую цивилизацией, спокойствие и безмятежность вольных жителей Старого Света, пропитанные духом свободы и светлыми мечтами доверительные беседы в таинственном бархате тихой, душной южной ночи.
Часть четвертая – цикл «Моравские дуэты» (1875 – 1877, Прага). Солистки – Виктория Шевцова, Анна Синицына. Партия фортепиано – Михаил Сегельман.
Это произведение основано на народных текстах и состоит из четырех сборников. На концерте прозвучало семь фрагментов: «Я уплыву в Дунай» (ор.32, №1), «Вейся, птичка» (ор.32, №2), «Голубь на клене» (ор.32, №6), «Перстенек («Кольцо»)» (ор.32, №9), «Пленница» (ор.32, №11), «Там, на нашей крыше» (б.о.), «Яблоко» (ор.38, №2).
Цикл буквально пропитан нежностью и красотой музыки. Сочетание голосов – звонкого сопрано Виктории Шевцовой, очень напоминающего соловьиные трели, и терпкого, пряного, насыщенного меццо-сопрано Анны Синицыной – эффектно подчеркивает образы прекрасной, обаятельной юности, свежести и красоты.
Чешский язык очень сложен и интересен. Беглый взгляд на тексты наводит на мысль о том, что прочитать их совершенно невозможно. Однако, внимательно вслушиваясь в каждую песню, мы улавливаем не только общий смысл, но и отдельно взятые слова и фразы.
Какой же концерт без номера «на бис»? Вечер «Прага – Нью-Йорк – Прага» завершился номером, для которого, по словам Михаила Сегельмана, «не нужен консультант по чешскому языку». В финале концерта Михаил Сегельман и Татьяна Сотникова в четыре руки исполнили Славянский танец ор.72 (№2) Думка. Прекрасная мелодия поставила эффектную точку в этом интересном, познавательном вечере.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии