31 января 2017 года мировая музыкальная общественность отметила 220-й день рождения одного из основоположников романтизма – Франца Шуберта (1797 – 1828). Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова не остался в стороне от знаковой даты: 1 февраля в Зеркальном фойе прошел концерт, посвященный этому ярчайшему композитору.
В концерте приняли участие: Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Георгий Фараджев (лауреат премии города Москвы, тенор), Алексей Антонов (бас), Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, фортепиано), Александр Жиленков (лауреат Международного конкурса, фортепиано), Борис Сокол (Заслуженный артист России, кларнет). Комментарий к программе – Михаил Сегельман.
Несмотря на то, что Шуберт прожил недолгую жизнь – всего 31 год – он успел написать огромное количество разнообразных по форме и жанру произведений. Среди сочинений маэстро – оперы, камерная (как вокальная, так и инструментальная) и симфоническая музыка, духовные сочинения, мелодии к драматическим спектаклям и т.д.
В программу концерта были включены камерные вокальные и инструментальные произведения: «Am Feierabend» - «Праздничный вечер» из цикла «Прекрасная мельничиха» (на стихи В.Мюллера, 1823), «An die Nachtigall» - «К соловью» (на стихи М.Клаудиуса, 1816), «An die Nachtigall» - «К соловью» (на стихи Л.Хельти, 1815), «Suleika» - «Зулейка» (на стихи И.В.Гете, 1821), «Ganymed» - «Ганимед» (на стихи И.В.Гете, 1817), «Der Hirt auf dem Felsen» - «Пастух на скале» (на стихи В.Мюллера и В.Шези, 1828), «Grenzen der Menschheit» - «Границы человечества» (на стихи И.В.Гете, 1821), «Die Forelle» - «Форель» (на стихи К.Ф.Д.Шубарта, 1817), «Der Hochzeitsbraten» - «Свадебное жаркое» (на стихи А.Ф.Шобера, 1827), «Standchen» - «Серенада»из цикла «Лебединая песня» (на стихи Л.Рельштаба, 1828), фантазия F moll (фа минор) в четыре руки (1828), «Der Muller und der Bach» - «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха» (на стихи В.Мюллера, 1823).
Каждая вокальная миниатюра, будь то отдельное, самостоятельное произведение или фрагмент цикла - это глубокий, тщательно взвешенный, осмысленный и обдуманный диалог голоса и фортепиано, созданный в лучших традициях, продиктованных эпохой романтизма. До глубины души потрясает то, насколько глубоко и тонко Шуберт, несмотря на свою юность, смог прочувствовать и понять темы одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, неукротимым желанием сделать его лучше и сумел наполнить ими свои песни.
Практически все герои находятся в постоянной борьбе с собой, с окружением, с сиюминутными обстоятельствами. Многие страдают от несчастной любви. Грусть, тоску и душевные терзания, оказывается, унять не так просто!
Голоса солистов «Новой Оперы» сливаются в дуэте с роялем в совершенной гармонии. Драматический талант позволяет им создавать образы Нежности и Любви, Грусти и Тоски, Красоты и Совершенства. Между тем, в произведениях ощущаются постоянные конфликты Героя с окружающей действительностью, одиночество и внутренняя пустота. Несмотря на это, кажется, что музыкальный материал буквально пропитан светом. Потому и льются, словно свежий весенний ручеек, прекрасные мелодии в сопровождении небесно-хрустального сопрано, солнечно-звонкого тенора и брутально-мощного баса.
Но не только лирика звучала в этот вечер! Отдельно мне бы хотелось упомянуть миниатюру «Der Hochzeitsbraten» - «Свадебное жаркое». Это не просто песня. Скорее, произведение напоминает сцену из зингшпиля – музыкально-драматического представления австро-немецкого народного театра второй половины XVIII – начала XIX вв. Веселая история в исполнении Ольги Ионовой, Георгия Фараджева и Алексея Антонова под аккомпанемент Татьяны Сотниковой понятна даже тем, кто не знаком с немецким языком.
Один из самых сильных в драматическом плане эпизодов концерта – фортепианная фантазия ля минор в четыре руки (Татьяна Сотникова, Александр Жиленков). Это произведение Шуберт создал незадолго до смерти. Пока звучит данное сочинение, ни на минуту не покидает мысль, что композитор – пожилой человек. Оно очень глубокое, полное тяжелейших дум и переживаний. Кажется, автор очень устал, но не может уйти, не подведя каких-то личных, очень важных итогов. Тяжесть давит на сердце и отягощает душу. Между тем, в некоторых эпизодах мелодия становится как бы более легкой, нежной, прозрачной. Возможно, душа гения, так и оставшегося навек молодым, готовилась отправиться в бесконечно долгое путешествие по далекой, неизведанной стране. Быть может, там он, наконец, обрел свое счастье.
Концерт начался и завершился фрагментами знаменитого вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Это сочинение наполнено прекрасным, светлым, искренним чувством и обаянием юности главного героя, испытавшего сильное чувство к дочери мельника. А чего ждать от этой любви – радости или горя? Молодому страннику придется испытать и одно, и другое. А в итоге – снова странник.
Герои Шуберта – кто они? Молодые люди, не могущие найти гармонии с собой и с окружением. Как истинные романтики, они постоянно путешествуют, ищут единения с природой. Вот они – истинные дети своего времени!
Мятежные души, увы, не могут жить долго и счастливо. Им всегда и везде чего-то не хватает. Самые знаменитые деятели искусства эпохи Романтизма, в большинстве своем, не получили в подарок от судьбы длинный век. Но, несмотря на это, они успели создать огромное количество прекрасных произведений, услаждающих и восхищающих слух, глаз и душу. Приобщение к вокальному творчеству Шуберта, пусть и поверхностное, фрагментарное, в очередной раз помогло убедиться в этом.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
В концерте приняли участие: Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Георгий Фараджев (лауреат премии города Москвы, тенор), Алексей Антонов (бас), Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, фортепиано), Александр Жиленков (лауреат Международного конкурса, фортепиано), Борис Сокол (Заслуженный артист России, кларнет). Комментарий к программе – Михаил Сегельман.
Несмотря на то, что Шуберт прожил недолгую жизнь – всего 31 год – он успел написать огромное количество разнообразных по форме и жанру произведений. Среди сочинений маэстро – оперы, камерная (как вокальная, так и инструментальная) и симфоническая музыка, духовные сочинения, мелодии к драматическим спектаклям и т.д.
В программу концерта были включены камерные вокальные и инструментальные произведения: «Am Feierabend» - «Праздничный вечер» из цикла «Прекрасная мельничиха» (на стихи В.Мюллера, 1823), «An die Nachtigall» - «К соловью» (на стихи М.Клаудиуса, 1816), «An die Nachtigall» - «К соловью» (на стихи Л.Хельти, 1815), «Suleika» - «Зулейка» (на стихи И.В.Гете, 1821), «Ganymed» - «Ганимед» (на стихи И.В.Гете, 1817), «Der Hirt auf dem Felsen» - «Пастух на скале» (на стихи В.Мюллера и В.Шези, 1828), «Grenzen der Menschheit» - «Границы человечества» (на стихи И.В.Гете, 1821), «Die Forelle» - «Форель» (на стихи К.Ф.Д.Шубарта, 1817), «Der Hochzeitsbraten» - «Свадебное жаркое» (на стихи А.Ф.Шобера, 1827), «Standchen» - «Серенада»из цикла «Лебединая песня» (на стихи Л.Рельштаба, 1828), фантазия F moll (фа минор) в четыре руки (1828), «Der Muller und der Bach» - «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха» (на стихи В.Мюллера, 1823).
Каждая вокальная миниатюра, будь то отдельное, самостоятельное произведение или фрагмент цикла - это глубокий, тщательно взвешенный, осмысленный и обдуманный диалог голоса и фортепиано, созданный в лучших традициях, продиктованных эпохой романтизма. До глубины души потрясает то, насколько глубоко и тонко Шуберт, несмотря на свою юность, смог прочувствовать и понять темы одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, неукротимым желанием сделать его лучше и сумел наполнить ими свои песни.
Практически все герои находятся в постоянной борьбе с собой, с окружением, с сиюминутными обстоятельствами. Многие страдают от несчастной любви. Грусть, тоску и душевные терзания, оказывается, унять не так просто!
Голоса солистов «Новой Оперы» сливаются в дуэте с роялем в совершенной гармонии. Драматический талант позволяет им создавать образы Нежности и Любви, Грусти и Тоски, Красоты и Совершенства. Между тем, в произведениях ощущаются постоянные конфликты Героя с окружающей действительностью, одиночество и внутренняя пустота. Несмотря на это, кажется, что музыкальный материал буквально пропитан светом. Потому и льются, словно свежий весенний ручеек, прекрасные мелодии в сопровождении небесно-хрустального сопрано, солнечно-звонкого тенора и брутально-мощного баса.
Но не только лирика звучала в этот вечер! Отдельно мне бы хотелось упомянуть миниатюру «Der Hochzeitsbraten» - «Свадебное жаркое». Это не просто песня. Скорее, произведение напоминает сцену из зингшпиля – музыкально-драматического представления австро-немецкого народного театра второй половины XVIII – начала XIX вв. Веселая история в исполнении Ольги Ионовой, Георгия Фараджева и Алексея Антонова под аккомпанемент Татьяны Сотниковой понятна даже тем, кто не знаком с немецким языком.
Один из самых сильных в драматическом плане эпизодов концерта – фортепианная фантазия ля минор в четыре руки (Татьяна Сотникова, Александр Жиленков). Это произведение Шуберт создал незадолго до смерти. Пока звучит данное сочинение, ни на минуту не покидает мысль, что композитор – пожилой человек. Оно очень глубокое, полное тяжелейших дум и переживаний. Кажется, автор очень устал, но не может уйти, не подведя каких-то личных, очень важных итогов. Тяжесть давит на сердце и отягощает душу. Между тем, в некоторых эпизодах мелодия становится как бы более легкой, нежной, прозрачной. Возможно, душа гения, так и оставшегося навек молодым, готовилась отправиться в бесконечно долгое путешествие по далекой, неизведанной стране. Быть может, там он, наконец, обрел свое счастье.
Концерт начался и завершился фрагментами знаменитого вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Это сочинение наполнено прекрасным, светлым, искренним чувством и обаянием юности главного героя, испытавшего сильное чувство к дочери мельника. А чего ждать от этой любви – радости или горя? Молодому страннику придется испытать и одно, и другое. А в итоге – снова странник.
Герои Шуберта – кто они? Молодые люди, не могущие найти гармонии с собой и с окружением. Как истинные романтики, они постоянно путешествуют, ищут единения с природой. Вот они – истинные дети своего времени!
Мятежные души, увы, не могут жить долго и счастливо. Им всегда и везде чего-то не хватает. Самые знаменитые деятели искусства эпохи Романтизма, в большинстве своем, не получили в подарок от судьбы длинный век. Но, несмотря на это, они успели создать огромное количество прекрасных произведений, услаждающих и восхищающих слух, глаз и душу. Приобщение к вокальному творчеству Шуберта, пусть и поверхностное, фрагментарное, в очередной раз помогло убедиться в этом.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии