Биография Государства Российского берет свое начало в далеком Средневековье (в IX веке путем объединения нескольких восточнославянских и финно-угорских племен возникла Киевская Русь). На протяжении многих столетий русские правители из княжеского рода Рюриковичей вели нескончаемые войны, завоевывали новые территории и присоединяли их к своей стране. В результате Русь росла и крепла. Имена великих царственных особ вписали немало ярких страниц в славную и грандиозную историю нашей Родины.
Активная политическая деятельность Рюриковичей имеет не только документальные подтверждения (летописи, хроники, Повесть временных лет), но и художественное воплощение (былины, живописные полотна, преданья, легенды и т.д.). Безусловно, самым известным памятником отечественной литературы эпохи Средневековья является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе русского князя Игоря Святославовича против вражеских половецких племен. В сражении, как известно, неприятель оказался сильнее. Исторически битва датирована 1185 годом.
Легендарный артефакт древнерусской литературы знает немало адаптаций на современный русский язык. В их числе – классический подстрочный дословный перевод, известный едва ли не каждому школьнику. Есть и высокохудожественные варианты, имеющие высочайшую ценность не только для отечественной, но и для мировой культуры: «Слово о полку Игореве», пересказанное С.Я.Маршаком, Б.Л.Пастернаком, Н.А.Заболоцким, В.А.Жуковским, К.Д.Бальмонтом и многими другими поэтами Золотого и Серебряного века.
Самый знаменитый памятник древнерусской литературы на протяжении нескольких веков вдохновлял деятелей различных видов искусства на создание произведений, сохраняющих и популяризующих важнейшие и ярчайшие события славной отечественной истории. В их числе – знаменитая опера А.П.Бородина (1833 – 1887) «Князь Игорь». Либретто композитора в соавторстве с В.В.Стасовым создано на основе «Слова о полку Игореве». Автор не успел закончить свое сочинение и, основываясь на его черновиках, завершали написание оперы в четырех актах А.К.Глазунов и Н.А.Римский-Корсаков. Первое исполнение прошло 22 октября 1890 года в Мариинском театре.
У меня опера «Князь Игорь» прочно ассоциируется со славными страницами истории нашей страны. Музыкальный материал буквально завораживает. Драматургия этого произведения рисует яркие, живописные портреты правителей и наследников: русского князя Игоря Святославовича, княгини Ярославны (Ольги), молодого князя Владимира Игоревича, князя Галицкого, половецкого хана Кончака и его дочери Кончаковны. У каждого – свой характер, внутренний мир, индивидуальный взгляд на жизнь, любовь и власть. Славянские мотивы вступают в творческую «дуэль» с восточными, а русское веселье – со знойными половецкими плясками.
Мне очень нравятся оригинальные, необычные постановки, в которых, тем не менее, смелые режиссерские решения не отвлекают внимания от сюжета и не противоречат логике того, что написано в либретто. Именно к таким относится спектакль «Князь Игорь» московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Сценическая редакция и постановка – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России) и Ирина Шаронова. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России) и Марина Василькова. Художник по свету – Ирина Вторникова. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года. И сейчас, спустя пять лет, это – один из репертуарных «хитов».
22 августа 2016 года сценическая биография «Князя Игоря» в «Новой Опере» дополнилась: в этот день заглавную партию впервые исполнил Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон). Как известно, любой дебют – новая страница в истории каждого спектакля, помогающая порой взглянуть на уже известную постановку с иного ракурса.
В других ролях: Ярославна – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Владимир Игоревич – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), князь Галицкий – Алексей Антонов (бас), хан Кончак – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас), Кончаковна – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Овлур – Антон Бочкарев (тенор), Скула – Сергей Тарасов (бас), Ерошка – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), няня – Екатерина Кичигина (сопрано), половецкая девушка – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
Спектакль поражает красотой и роскошью. Сперва – потрясающие изразцы, венчающие дома русских князей, затем – огромные просторные шатры половецкого хана, где можно и попировать, и принять участие в лихих национальных танцах. Серые шелка с вышивкой, кольчуги князя и его дружины, скромные сарафаны и боярские пушные изделия вступают в «диалог стилей и культур» с ориентальными яркими, кричащими одеяниями, щедро расшитыми золотом, мехами и драгоценными камнями. Европейское чувство меры и стиля сталкивается с восточным буйством красок и сочетанием несочетаемого.
Русская бодрость духа контрастирует с восточной меланхолией. Но кое-что в различных культурах все же совпадает: и там, и там люди чутко реагируют на настроение и душевное состояние своих господ.
Русские и половецкие правители и наследники – люди яркие, харизматичные. У каждого – своя дорога в жизни, уникальный характер, но каждый из них – истинный лидер, способный повести за собой огромную толпу.
Князь Игорь Святославович в исполнении Бориса Стаценко – сильный, мужественный полководец, владыка, обладающий несгибаемой волей и готовый в любых обстоятельствах сражаться до победного конца. Плененный, он становится похож на птицу, посаженную в золотую клетку. Душа героя, томимого в неволе, напоминает неукротимую досель стихию, которую какая-то неведомая сила смогла обуздать. В глазах – стальной блеск, отчаянная решительность, даже что-то колдовское, гипнотизирующее.
Все меняется, когда князь вспоминает любимую супругу. Грозный взгляд сразу теплеет, лихорадочный огонь превращается во внутреннее сияние, а глубокий драматизм временно уступает место возвышенной лирике.
В каждой сцене князь Игорь – настоящий король, властный, гордый, неукротимый, статный, царственный. И голос под стать – глубокий, мощный, подобный раскату грома, завораживающий, оказывающий ни с чем несравнимое, волшебное, гипнотически-магнетическое воздействие.
Княгиня Ярославна Ольги Терентьевой – добрая, нежная, преданная, ранимая, она любит своего венценосного супруга всей душой, всем сердцем. Невыносимая боль, терзающие страдания и мрачные предчувствия неустанно одолевают ее, пока князь находится в походе. Но дать волю этим чувствам она может лишь в одном случае – оставшись одна. Только няня (Екатерина Кичигина) – добрая, внимательная, преданная своей госпоже, - может видеть слезы княгини, боль и отчаяние, наполняющие ее сердце и душу. Все остальное время мы видим не просто жену царя, а настоящую царицу, неравнодушную к чужой беде, всегда внимательную и готовую помочь.
Ярко, эмоционально, страстно, кажется, на грани нервного срыва звучит голос артистки в эпизодах, когда ее героиня может отдаться печальным мыслям о своем любимом. Между тем, услышав горестную весть о пленении супруга, Ярославна мгновенно овладевает собой. Теперь перед нами – правительница, готовая защищать честь и свободу, причем не только свою, но, в первую очередь, своего народы. Такая сила, способная холодно и трезво мыслить, сокрушит любого!
Князь Галицкий в исполнении Алексея Антонова – развязно-вальяжный, дерзкий, несколько грубоватый персонаж, не лишенный харизмы и глубокого личного обаяния. Коварный родственник мечтает занять место Игоря, а сестру свою отправить в монастырь, а ведь должен был охранять и защищать ее, пока правитель находится в военном походе. Но недооценил Владимир силы и могущество княгини!
Владимир Игоревич Александра Богданова – юный князь, идущий на половцев вместе со своим отцом. Элегантный красавец-щеголь, одетый по последней моде, не остался без женского внимания и во вражеской станице, в плену.
Дочь половецкого хана Кончаковна (Татьяна Табачук) – яркая, стройная, изящная, томная, «знойная» восточная красавица. В ее глазах – страсть, огонь, сжигающий все ее существо. Девушка влюблена, из-за чего сильно страдает. И даже нежное пение прелестной половецкой девушки (Виктория Шевцова) не может развеять ее тоску.
Хан Кончак в исполнении Виталия Ефанова – вальяжный, хлебосольный хозяин, искренне желающий, чтобы его гостю было хорошо и уютно. Но это – не более, чем иллюзия. Ведь Игорь здесь – пленник! А тот, кто приказал схватить его – сильный, волевой и жестокий предводитель половецкого войска. И очень сложно предположить, смог бы князь бежать, если бы не помощь крещеного половчанина Овлура (Антон Бочкарев), обладающего не только чарующим голосом, но и изысканной гибкостью и почти восточной пластикой.
Веселье, удаль и задор сцене в тереме Галицкого придали яркие, артистичные гудочники (музыканты) Ерошка (Вениамин Егоров) и Скула (Сергей Тарасов). Лихие, дерзкие, удалые, они превратили большой пир в искрящийся праздник, театрализованное представление, далекое от традиционной вакханалии.
Артисты хора предстали в образах танцора с палатками и топорами (Андрей Стебеньков), борцов (Павел Пфистер, Павел Черняев), наложниц (Евгения Волкова, Марина Бочоришвили, Анна Кириллова, Евгения Киселева, Мария Кондратюк), старца (Игорь Попеляев), воинов, представителей народа, половецких ханов, половецких девушек, жительниц гарема, бесноватых и погорельцев, а также принимали участие в танцевальных эпизодах.
Мне уже не раз доводилось видеть хор театра «Новая Опера» в хореографических сценах. В половецком ханстве буквально заворожили великолепные восточные пляски, жаркие и страстные. Танец живота и особые, узнаваемые движения рук доставили истинное удовольствие!
А как по-разному звучали голоса в прологе (оттенок суеверия, предчувствия беды), в «киевском» и «половецком» эпизодах!
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова «рисовал» картины таких непохожих друг на друга Запада и Востока, светлых и темных уголков человеческой души, сложные и многогранные образы центральных персонажей.
Постановка Юрия Александрова несколько отличается от привычных взглядов на оперу «Князь Игорь». Мне нравится такая трактовка – она напрочь лишена штампов, а нестандартные режиссерские решения не противоречат логике знаменитого сюжета, рожденного из Повести временных лет. Артисты «Новой Оперы» создают таких героев, которым сопереживаешь. За ними всегда хочется наблюдать до самого конца действа. А не это ли самое главное?
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Активная политическая деятельность Рюриковичей имеет не только документальные подтверждения (летописи, хроники, Повесть временных лет), но и художественное воплощение (былины, живописные полотна, преданья, легенды и т.д.). Безусловно, самым известным памятником отечественной литературы эпохи Средневековья является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе русского князя Игоря Святославовича против вражеских половецких племен. В сражении, как известно, неприятель оказался сильнее. Исторически битва датирована 1185 годом.
Легендарный артефакт древнерусской литературы знает немало адаптаций на современный русский язык. В их числе – классический подстрочный дословный перевод, известный едва ли не каждому школьнику. Есть и высокохудожественные варианты, имеющие высочайшую ценность не только для отечественной, но и для мировой культуры: «Слово о полку Игореве», пересказанное С.Я.Маршаком, Б.Л.Пастернаком, Н.А.Заболоцким, В.А.Жуковским, К.Д.Бальмонтом и многими другими поэтами Золотого и Серебряного века.
Самый знаменитый памятник древнерусской литературы на протяжении нескольких веков вдохновлял деятелей различных видов искусства на создание произведений, сохраняющих и популяризующих важнейшие и ярчайшие события славной отечественной истории. В их числе – знаменитая опера А.П.Бородина (1833 – 1887) «Князь Игорь». Либретто композитора в соавторстве с В.В.Стасовым создано на основе «Слова о полку Игореве». Автор не успел закончить свое сочинение и, основываясь на его черновиках, завершали написание оперы в четырех актах А.К.Глазунов и Н.А.Римский-Корсаков. Первое исполнение прошло 22 октября 1890 года в Мариинском театре.
У меня опера «Князь Игорь» прочно ассоциируется со славными страницами истории нашей страны. Музыкальный материал буквально завораживает. Драматургия этого произведения рисует яркие, живописные портреты правителей и наследников: русского князя Игоря Святославовича, княгини Ярославны (Ольги), молодого князя Владимира Игоревича, князя Галицкого, половецкого хана Кончака и его дочери Кончаковны. У каждого – свой характер, внутренний мир, индивидуальный взгляд на жизнь, любовь и власть. Славянские мотивы вступают в творческую «дуэль» с восточными, а русское веселье – со знойными половецкими плясками.
Мне очень нравятся оригинальные, необычные постановки, в которых, тем не менее, смелые режиссерские решения не отвлекают внимания от сюжета и не противоречат логике того, что написано в либретто. Именно к таким относится спектакль «Князь Игорь» московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Сценическая редакция и постановка – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России) и Ирина Шаронова. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России) и Марина Василькова. Художник по свету – Ирина Вторникова. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года. И сейчас, спустя пять лет, это – один из репертуарных «хитов».
22 августа 2016 года сценическая биография «Князя Игоря» в «Новой Опере» дополнилась: в этот день заглавную партию впервые исполнил Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон). Как известно, любой дебют – новая страница в истории каждого спектакля, помогающая порой взглянуть на уже известную постановку с иного ракурса.
В других ролях: Ярославна – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Владимир Игоревич – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор), князь Галицкий – Алексей Антонов (бас), хан Кончак – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас), Кончаковна – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Овлур – Антон Бочкарев (тенор), Скула – Сергей Тарасов (бас), Ерошка – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), няня – Екатерина Кичигина (сопрано), половецкая девушка – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
Спектакль поражает красотой и роскошью. Сперва – потрясающие изразцы, венчающие дома русских князей, затем – огромные просторные шатры половецкого хана, где можно и попировать, и принять участие в лихих национальных танцах. Серые шелка с вышивкой, кольчуги князя и его дружины, скромные сарафаны и боярские пушные изделия вступают в «диалог стилей и культур» с ориентальными яркими, кричащими одеяниями, щедро расшитыми золотом, мехами и драгоценными камнями. Европейское чувство меры и стиля сталкивается с восточным буйством красок и сочетанием несочетаемого.
Русская бодрость духа контрастирует с восточной меланхолией. Но кое-что в различных культурах все же совпадает: и там, и там люди чутко реагируют на настроение и душевное состояние своих господ.
Русские и половецкие правители и наследники – люди яркие, харизматичные. У каждого – своя дорога в жизни, уникальный характер, но каждый из них – истинный лидер, способный повести за собой огромную толпу.
Князь Игорь Святославович в исполнении Бориса Стаценко – сильный, мужественный полководец, владыка, обладающий несгибаемой волей и готовый в любых обстоятельствах сражаться до победного конца. Плененный, он становится похож на птицу, посаженную в золотую клетку. Душа героя, томимого в неволе, напоминает неукротимую досель стихию, которую какая-то неведомая сила смогла обуздать. В глазах – стальной блеск, отчаянная решительность, даже что-то колдовское, гипнотизирующее.
Все меняется, когда князь вспоминает любимую супругу. Грозный взгляд сразу теплеет, лихорадочный огонь превращается во внутреннее сияние, а глубокий драматизм временно уступает место возвышенной лирике.
В каждой сцене князь Игорь – настоящий король, властный, гордый, неукротимый, статный, царственный. И голос под стать – глубокий, мощный, подобный раскату грома, завораживающий, оказывающий ни с чем несравнимое, волшебное, гипнотически-магнетическое воздействие.
Княгиня Ярославна Ольги Терентьевой – добрая, нежная, преданная, ранимая, она любит своего венценосного супруга всей душой, всем сердцем. Невыносимая боль, терзающие страдания и мрачные предчувствия неустанно одолевают ее, пока князь находится в походе. Но дать волю этим чувствам она может лишь в одном случае – оставшись одна. Только няня (Екатерина Кичигина) – добрая, внимательная, преданная своей госпоже, - может видеть слезы княгини, боль и отчаяние, наполняющие ее сердце и душу. Все остальное время мы видим не просто жену царя, а настоящую царицу, неравнодушную к чужой беде, всегда внимательную и готовую помочь.
Ярко, эмоционально, страстно, кажется, на грани нервного срыва звучит голос артистки в эпизодах, когда ее героиня может отдаться печальным мыслям о своем любимом. Между тем, услышав горестную весть о пленении супруга, Ярославна мгновенно овладевает собой. Теперь перед нами – правительница, готовая защищать честь и свободу, причем не только свою, но, в первую очередь, своего народы. Такая сила, способная холодно и трезво мыслить, сокрушит любого!
Князь Галицкий в исполнении Алексея Антонова – развязно-вальяжный, дерзкий, несколько грубоватый персонаж, не лишенный харизмы и глубокого личного обаяния. Коварный родственник мечтает занять место Игоря, а сестру свою отправить в монастырь, а ведь должен был охранять и защищать ее, пока правитель находится в военном походе. Но недооценил Владимир силы и могущество княгини!
Владимир Игоревич Александра Богданова – юный князь, идущий на половцев вместе со своим отцом. Элегантный красавец-щеголь, одетый по последней моде, не остался без женского внимания и во вражеской станице, в плену.
Дочь половецкого хана Кончаковна (Татьяна Табачук) – яркая, стройная, изящная, томная, «знойная» восточная красавица. В ее глазах – страсть, огонь, сжигающий все ее существо. Девушка влюблена, из-за чего сильно страдает. И даже нежное пение прелестной половецкой девушки (Виктория Шевцова) не может развеять ее тоску.
Хан Кончак в исполнении Виталия Ефанова – вальяжный, хлебосольный хозяин, искренне желающий, чтобы его гостю было хорошо и уютно. Но это – не более, чем иллюзия. Ведь Игорь здесь – пленник! А тот, кто приказал схватить его – сильный, волевой и жестокий предводитель половецкого войска. И очень сложно предположить, смог бы князь бежать, если бы не помощь крещеного половчанина Овлура (Антон Бочкарев), обладающего не только чарующим голосом, но и изысканной гибкостью и почти восточной пластикой.
Веселье, удаль и задор сцене в тереме Галицкого придали яркие, артистичные гудочники (музыканты) Ерошка (Вениамин Егоров) и Скула (Сергей Тарасов). Лихие, дерзкие, удалые, они превратили большой пир в искрящийся праздник, театрализованное представление, далекое от традиционной вакханалии.
Артисты хора предстали в образах танцора с палатками и топорами (Андрей Стебеньков), борцов (Павел Пфистер, Павел Черняев), наложниц (Евгения Волкова, Марина Бочоришвили, Анна Кириллова, Евгения Киселева, Мария Кондратюк), старца (Игорь Попеляев), воинов, представителей народа, половецких ханов, половецких девушек, жительниц гарема, бесноватых и погорельцев, а также принимали участие в танцевальных эпизодах.
Мне уже не раз доводилось видеть хор театра «Новая Опера» в хореографических сценах. В половецком ханстве буквально заворожили великолепные восточные пляски, жаркие и страстные. Танец живота и особые, узнаваемые движения рук доставили истинное удовольствие!
А как по-разному звучали голоса в прологе (оттенок суеверия, предчувствия беды), в «киевском» и «половецком» эпизодах!
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова «рисовал» картины таких непохожих друг на друга Запада и Востока, светлых и темных уголков человеческой души, сложные и многогранные образы центральных персонажей.
Постановка Юрия Александрова несколько отличается от привычных взглядов на оперу «Князь Игорь». Мне нравится такая трактовка – она напрочь лишена штампов, а нестандартные режиссерские решения не противоречат логике знаменитого сюжета, рожденного из Повести временных лет. Артисты «Новой Оперы» создают таких героев, которым сопереживаешь. За ними всегда хочется наблюдать до самого конца действа. А не это ли самое главное?
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии