Запад и Восток… Два совершенно разных мира. Цивилизации, совершенно не похожие друг на друга. Два «полюса» одной планеты находятся в непрерывном конфликте ровно столько времени, сколько жизнь на Земле. Абсолютно разные нравы, обычаи, быт, культура, жизненный уклад и так далее. Взаимоотношения между людьми, реакция на безграничные силы природы и иные не зависящие от человека обстоятельства также разительно отличаются.
Запад и Восток… Эти два совершенно разных мира много столетий назад удивительным образом сошлись в одной точке. Результатом этого, на первый взгляд, невероятного слияния стало появление России – самого большого государства на планете. Огромная территория – результат кропотливой работы многих поколений правителей – сначала князей, затем императоров, - присоединявших к своим владениям новые земли.
Существует немало произведений искусства, в которых художникам удалось при помощи доступных им средств творческой выразительности показать два мира, составляющих современную им Россию, вынужденное единение противоположностей. К сочинениям такого рода относится опера А.П.Бородина «Князь Игорь» (либретто композитора при участии В.В.Стасова на основе памятника средневековой древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве»). В музыкальном материале и драматургии героического шедевра переплетаются два мира (древнерусский город Путивль и половецкое кочевье), заведомо могущих существовать лишь в параллельных плоскостях.
Непохожесть Запада и Востока, противоположность взглядов тамошних правителей на жизнь в гибкой творческой форме нашли отражение в спектакле «Князь Игорь» московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Сценическая редакция и постановка – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Марина Василькова. Художник по свету – Ирина Вторинкова. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
7 сентября 2017 года на сцене «Новой Оперы» «Князь Игорь» звучал уже в 75-й раз. В этот вечер на столичных подмостках особенно остро ощущался контраст между величием и несгибаемым характером русского правителя и половецкого хана.
Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Ярославна, его жена – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны – Алексей Антонов (бас);
Кончак, половецкий хан – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь – Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, лауреат премии города Москвы, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Скула, гудочник – Анатолий Григорьев (баритон);
Ерошка, гудочник – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушка – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Соло в оркестре:
Английский рожок – Мария Шапарь;
Валторна – Антон Искеев.
Контрасты здесь видны повсюду. Прежде всего, это касается визуального ряда. Кирпичные стены, щедро украшенные изразцами, просторные терема Ярославны и князя Галицкого, латные доспехи и многочисленные иконы символизируют Русь с ее безграничными просторами, глубокими думами, веселыми гуляниями и широкими пирами. Блеск и роскошь княжеского двора контрастируют со скромными поселениями представителей народа.
Половецкий стан – совсем другое место. Это – территория временного поселения кочевников, остановившихся на небольшой отдых. Огромные шатры хана и его свиты сосуществуют здесь со скромными палатками, какие занимают простые половчане.
Как не похожи друг на друга западные и восточные пиры! Широкий размах, беззаботное веселье, вкусная еда, обильное питье и пляски в просторных помещениях – так отдыхают на Руси.
Грация, изящество и изысканная пластика восточных красавиц, их нежные чарующие песни перекликаются со стихийно агрессивными плясками, неукротимой силой и практически первобытной дикостью мужчин. Экзотический праздник – не веселье, а, скорее, результат дурманящего воздействия на сознание специфических яств и напитков.
Разумеется, настолько разный образ жизни, мировоззрения и мышления представителей двух разных миров – следствие «генетической памяти», основанной на «зове крови» и особенностях национального воспитания. Каждый герой спектакля – индивидуальность, но принадлежность к Западу или Востоку все же накладывает отпечаток на личность персонажа.
Центральная фигура спектакля – Игорь Святославич. В исполнении Анджея Белецкого князь Северский предстает сильным, мудрым, гордым, величественным правителем, героем, готовым до последнего сражаться на благо своей Родины. Возможно, некоторые решения свои он принял сгоряча, не продумав тщательно все до мелочей, что привело к тяжелым последствиям.
Не берусь описать сложную, глубочайшую палитру чувств, которые вызывает у меня самый, пожалуй, существенный штрих к портрету князя Игоря – его знаменитая ария из второго действия. Это – не просто яркий вокальный номер, а важнейший фрагмент жизни одного монарха. За несколько минут (около семи), которые длился монолог героя, мы вместе с ним успели пережить массу чувств – от глубокой тоски, невыносимой боли и печали до отчаянной решимости и торжества безграничной силы духа.
Голос Анджея Белецкого выразительно передает все эмоции, от нежного, мягкого лиризма, полного ласки и внутреннего тепла, до жесткого, брутального драматизма, вызывающего ощущение озноба и внушающего уважение к томящемуся в неволе, но так и не сломленному пленнику.
В этот вечер мы увидели не только истинного князя, но и самую настоящую княгиню – Ярославну. Чрезвычайно хороша, органична и естественна в этой роли Ольга Терентьева. Ее героиня царственна, но человечна, умна, но эмоциональна. Это Мать, Жена и Царица. Как бы тяжко ни было у нее на душе, правительница всегда выслушает подданных и быстро найдет способ помочь им. Все мрачные предчувствия и стремительно нарастающее беспокойство о судьбе отправившейся на войну дружины царица может высказать вслух только в своих покоях, единственный человек, могущий ее услышать – добрая, заботливая няня (Светлана Скрипкина).
Мощный, глубокий, яркий, теплый голос Ольги Терентьевой, наполненный драматизмом, рисует образ сильной, доброй, мудрой владычицы земель русских, способной хладнокровно мыслить в непростые времена и принимать верные решения.
Хан Кончак (Владимир Кудашев), предводитель половецких воинов, - правитель совсем иного рода. Его могущество, богатство и сила, кажется, не имеют границ. Мощь этого человека подобна стихии, напористой, безграничной, уничтожающей все на своем пути. Спасение от такой напасти практически невозможно.
Один из самых пленительных образов спектакля – красавица Кончаковна. В исполнении Анны Викторовой дочь половецкого хана завораживает кошачьей грацией, легкостью и изяществом движений. Выразительная пластика и знойный, пряно-пьянящий голос – важнейшие штрихи к портрету восточной принцессы-хищницы, привыкшей получать все, что душе угодно. Она очень похожа на нежную розу, обрамленную шипами или на ласковую кошку, тщательно спрятавшую в мягких лапках острые коготки.
Владимир Игоревич Александра Богданова – юный князь, идущий на половцев вместе со своим отцом. Стройный, элегантный красавец в романтическом ореоле пышных кудрей не остался без женского внимания в стане врага. Там он и нашел свою судьбу.
Князь Галицкий в исполнении Алексея Антонова – развязно-вальяжный, дерзкий, несколько грубоватый персонаж. Тем не менее, он не лишен обаяния и харизмы. Коварный родственник мечтает занять место Игоря, а сестру свою заключить в монастырь, дабы замаливала его грехи, хотя должен был охранять и защищать ее, пока правитель находится в военном походе. Но недооценил Владимир силу характера и безграничное могущество княгини!
Хитрость, коварство и обаяние – черты, кратко характеризующие половчанина Овлура (Ярослав Абаимов), принявшего в плену христианство. Звонкий голос, выразительная пластика и особый костюм делают этого персонажа похожим на мага, околдовывающего всех вокруг.
Пир в тереме князя Галицкого стал по-настоящему ярким, зрелищным и запоминающимся благодаря двум замечательным персонажам – гудочникам Скуле (Анатолий Григорьев) и Ерошке (Вениамин Егоров). Лихие певцы и «массовики-затейники», они придали этому «пьяному» празднику атмосферу балаганного веселья в эстетике вакханалии. Шелково-бархатный, серебряно-звонкий колорит восточной ночи в своей песне передала половецкая девушка (Галина Королева).
Артисты хора воплотили образы воинов, представителей народа, князей, княгинь, бояр, боярынь, половецких ханов, половецких девушек, погорельцев и так далее. Также они приняли участие в танцевальных эпизодах, в том числе – в половецких плясках. Чинность русского двора контрастировала с вальяжной помпезностью половецких ханов, а веселые отечественные пиры – с одурманивающими басурманскими празднествами. А как по-разному выражены блеск и нищета западного и восточного народов!
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова свел в восхитительном симбиозе две совершенно непохожие друг на друга темы – «русскую» и «половецкую». В мелодиях А.П.Бородина нашли отражение родные бескрайние просторы, прекрасная русская природа, мысли и чувства личностей, эмоциональное состояние народа и многое-многое другое. Мне всегда очень нравится наблюдать, как обретает в музыкальном обрамлении «новое дыхание» литературный жанр. В спектакле «Князь Игорь» так случается с легендарным «плачем Ярославны», эволюционировавшим из элемента русского средневекового эпоса в оперную арию.
Спектакль Юрия Александрова далек от традиционных режиссерских вариаций на тему оперы «Князь Игорь». Режиссер хотел сказать очень многое, в том числе касаемо темы противостояния двух миров – западного и восточного. Не все свои мысли можно выражать «прямым текстом», кое-что приходится писать «между строк». Именно такие трактовки мне кажутся самыми интересными, ведь каждый раз можно заметить какой-либо новый нюанс, который, возможно, еще на один шаг приблизит к разгадке замысла постановщика.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Запад и Восток… Эти два совершенно разных мира много столетий назад удивительным образом сошлись в одной точке. Результатом этого, на первый взгляд, невероятного слияния стало появление России – самого большого государства на планете. Огромная территория – результат кропотливой работы многих поколений правителей – сначала князей, затем императоров, - присоединявших к своим владениям новые земли.
Существует немало произведений искусства, в которых художникам удалось при помощи доступных им средств творческой выразительности показать два мира, составляющих современную им Россию, вынужденное единение противоположностей. К сочинениям такого рода относится опера А.П.Бородина «Князь Игорь» (либретто композитора при участии В.В.Стасова на основе памятника средневековой древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве»). В музыкальном материале и драматургии героического шедевра переплетаются два мира (древнерусский город Путивль и половецкое кочевье), заведомо могущих существовать лишь в параллельных плоскостях.
Непохожесть Запада и Востока, противоположность взглядов тамошних правителей на жизнь в гибкой творческой форме нашли отражение в спектакле «Князь Игорь» московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Сценическая редакция и постановка – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Режиссеры по пластике – Георгий Ковтун (Заслуженный деятель искусств России), Ирина Шаронова. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Марина Василькова. Художник по свету – Ирина Вторинкова. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
7 сентября 2017 года на сцене «Новой Оперы» «Князь Игорь» звучал уже в 75-й раз. В этот вечер на столичных подмостках особенно остро ощущался контраст между величием и несгибаемым характером русского правителя и половецкого хана.
Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
В ролях:
Игорь Святославич, князь Северский – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Ярославна, его жена – Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Владимир Игоревич, его сын – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Князь Галицкий, брат Ярославны – Алексей Антонов (бас);
Кончак, половецкий хан – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Кончаковна, его дочь – Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, лауреат премии города Москвы, меццо-сопрано);
Овлур, крещеный половчанин – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Скула, гудочник – Анатолий Григорьев (баритон);
Ерошка, гудочник – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Няня – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Половецкая девушка – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Соло в оркестре:
Английский рожок – Мария Шапарь;
Валторна – Антон Искеев.
Контрасты здесь видны повсюду. Прежде всего, это касается визуального ряда. Кирпичные стены, щедро украшенные изразцами, просторные терема Ярославны и князя Галицкого, латные доспехи и многочисленные иконы символизируют Русь с ее безграничными просторами, глубокими думами, веселыми гуляниями и широкими пирами. Блеск и роскошь княжеского двора контрастируют со скромными поселениями представителей народа.
Половецкий стан – совсем другое место. Это – территория временного поселения кочевников, остановившихся на небольшой отдых. Огромные шатры хана и его свиты сосуществуют здесь со скромными палатками, какие занимают простые половчане.
Как не похожи друг на друга западные и восточные пиры! Широкий размах, беззаботное веселье, вкусная еда, обильное питье и пляски в просторных помещениях – так отдыхают на Руси.
Грация, изящество и изысканная пластика восточных красавиц, их нежные чарующие песни перекликаются со стихийно агрессивными плясками, неукротимой силой и практически первобытной дикостью мужчин. Экзотический праздник – не веселье, а, скорее, результат дурманящего воздействия на сознание специфических яств и напитков.
Разумеется, настолько разный образ жизни, мировоззрения и мышления представителей двух разных миров – следствие «генетической памяти», основанной на «зове крови» и особенностях национального воспитания. Каждый герой спектакля – индивидуальность, но принадлежность к Западу или Востоку все же накладывает отпечаток на личность персонажа.
Центральная фигура спектакля – Игорь Святославич. В исполнении Анджея Белецкого князь Северский предстает сильным, мудрым, гордым, величественным правителем, героем, готовым до последнего сражаться на благо своей Родины. Возможно, некоторые решения свои он принял сгоряча, не продумав тщательно все до мелочей, что привело к тяжелым последствиям.
Не берусь описать сложную, глубочайшую палитру чувств, которые вызывает у меня самый, пожалуй, существенный штрих к портрету князя Игоря – его знаменитая ария из второго действия. Это – не просто яркий вокальный номер, а важнейший фрагмент жизни одного монарха. За несколько минут (около семи), которые длился монолог героя, мы вместе с ним успели пережить массу чувств – от глубокой тоски, невыносимой боли и печали до отчаянной решимости и торжества безграничной силы духа.
Голос Анджея Белецкого выразительно передает все эмоции, от нежного, мягкого лиризма, полного ласки и внутреннего тепла, до жесткого, брутального драматизма, вызывающего ощущение озноба и внушающего уважение к томящемуся в неволе, но так и не сломленному пленнику.
В этот вечер мы увидели не только истинного князя, но и самую настоящую княгиню – Ярославну. Чрезвычайно хороша, органична и естественна в этой роли Ольга Терентьева. Ее героиня царственна, но человечна, умна, но эмоциональна. Это Мать, Жена и Царица. Как бы тяжко ни было у нее на душе, правительница всегда выслушает подданных и быстро найдет способ помочь им. Все мрачные предчувствия и стремительно нарастающее беспокойство о судьбе отправившейся на войну дружины царица может высказать вслух только в своих покоях, единственный человек, могущий ее услышать – добрая, заботливая няня (Светлана Скрипкина).
Мощный, глубокий, яркий, теплый голос Ольги Терентьевой, наполненный драматизмом, рисует образ сильной, доброй, мудрой владычицы земель русских, способной хладнокровно мыслить в непростые времена и принимать верные решения.
Хан Кончак (Владимир Кудашев), предводитель половецких воинов, - правитель совсем иного рода. Его могущество, богатство и сила, кажется, не имеют границ. Мощь этого человека подобна стихии, напористой, безграничной, уничтожающей все на своем пути. Спасение от такой напасти практически невозможно.
Один из самых пленительных образов спектакля – красавица Кончаковна. В исполнении Анны Викторовой дочь половецкого хана завораживает кошачьей грацией, легкостью и изяществом движений. Выразительная пластика и знойный, пряно-пьянящий голос – важнейшие штрихи к портрету восточной принцессы-хищницы, привыкшей получать все, что душе угодно. Она очень похожа на нежную розу, обрамленную шипами или на ласковую кошку, тщательно спрятавшую в мягких лапках острые коготки.
Владимир Игоревич Александра Богданова – юный князь, идущий на половцев вместе со своим отцом. Стройный, элегантный красавец в романтическом ореоле пышных кудрей не остался без женского внимания в стане врага. Там он и нашел свою судьбу.
Князь Галицкий в исполнении Алексея Антонова – развязно-вальяжный, дерзкий, несколько грубоватый персонаж. Тем не менее, он не лишен обаяния и харизмы. Коварный родственник мечтает занять место Игоря, а сестру свою заключить в монастырь, дабы замаливала его грехи, хотя должен был охранять и защищать ее, пока правитель находится в военном походе. Но недооценил Владимир силу характера и безграничное могущество княгини!
Хитрость, коварство и обаяние – черты, кратко характеризующие половчанина Овлура (Ярослав Абаимов), принявшего в плену христианство. Звонкий голос, выразительная пластика и особый костюм делают этого персонажа похожим на мага, околдовывающего всех вокруг.
Пир в тереме князя Галицкого стал по-настоящему ярким, зрелищным и запоминающимся благодаря двум замечательным персонажам – гудочникам Скуле (Анатолий Григорьев) и Ерошке (Вениамин Егоров). Лихие певцы и «массовики-затейники», они придали этому «пьяному» празднику атмосферу балаганного веселья в эстетике вакханалии. Шелково-бархатный, серебряно-звонкий колорит восточной ночи в своей песне передала половецкая девушка (Галина Королева).
Артисты хора воплотили образы воинов, представителей народа, князей, княгинь, бояр, боярынь, половецких ханов, половецких девушек, погорельцев и так далее. Также они приняли участие в танцевальных эпизодах, в том числе – в половецких плясках. Чинность русского двора контрастировала с вальяжной помпезностью половецких ханов, а веселые отечественные пиры – с одурманивающими басурманскими празднествами. А как по-разному выражены блеск и нищета западного и восточного народов!
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова свел в восхитительном симбиозе две совершенно непохожие друг на друга темы – «русскую» и «половецкую». В мелодиях А.П.Бородина нашли отражение родные бескрайние просторы, прекрасная русская природа, мысли и чувства личностей, эмоциональное состояние народа и многое-многое другое. Мне всегда очень нравится наблюдать, как обретает в музыкальном обрамлении «новое дыхание» литературный жанр. В спектакле «Князь Игорь» так случается с легендарным «плачем Ярославны», эволюционировавшим из элемента русского средневекового эпоса в оперную арию.
Спектакль Юрия Александрова далек от традиционных режиссерских вариаций на тему оперы «Князь Игорь». Режиссер хотел сказать очень многое, в том числе касаемо темы противостояния двух миров – западного и восточного. Не все свои мысли можно выражать «прямым текстом», кое-что приходится писать «между строк». Именно такие трактовки мне кажутся самыми интересными, ведь каждый раз можно заметить какой-либо новый нюанс, который, возможно, еще на один шаг приблизит к разгадке замысла постановщика.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии