29 июня 2016 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершил юбилейный 25-й сезон. Прошедшие десять месяцев были насыщены яркими событиями - премьерами, вечерами-посвящениями, грандиозными гала-концертами и т.д. Каждое из них – важная веха в славной истории, создающейся на наших глазах. Финальным аккордом в этом марафоне стал спектакль «Ромео и Джульетта», отмеченный двумя премиями «Золотая маска» (опера/работа дирижера, опера/мужская роль). Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Либретто – Ж.Барбье и М.Каре. Литературная основа – одноименная трагедия У.Шекспира. Режиссер, сценограф, художник по костюмам и художник по свету – Арно Бернар. Хормейстер – Юлия Сенюкова. В ролях: Джульетта – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Ромео – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска»), отец Лоренцо – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), граф Капулетти – Андрей Борисенко (баритон), Тибальд – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Гертруда – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Стефано – Анна Синицына (меццо-сопрано), Меркуцио – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Эскал – Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас), граф Парис – Александр Мартынов (баритон), Грегорио – Александр Попов (баритон).
Эта постановка захватывает с самых первых секунд, едва поднимается занавес, еще до того момента, когда прозвучат первые аккорды увертюры. Спектакль наполнен зрелищными фехтовальными поединками, стремительно перерастающими в массовое побоище. Это – символ непримиримой вражды между кланами Капулетти и Монтекки, одна из важнейших сюжетных линий оперы Ш.Гуно.
Параллельно, самостоятельно и независимо от нее развивается тема любви Ромео и Джульетты, представителей молодого поколения знатных и богатых семейств, уже давно забывших истинные причины многолетнего конфликта. Высокое чувство, один из главных смыслов жизни человека, полностью завладевает сердцами и душами двух юных веронцев. Кажется, еще немного – и оно, подобно стихии, прольется и смоет с земли прочно въевшиеся за долгое время следы крови и слез.
Любовь Ромео и Джульетты и взаимная ненависть их родов живут в спектакле параллельно, чередуясь в эпизодах, и как бы продлевая и дополняя друг друга. Нежно-элегические мотивы струнных инструментов контрастируют с агрессивно-маршевыми ритмами медных духовых и ударных. В результате получается удивительное полотно, где в совершенной гармонии соединились заведомо несочетаемые, диаметрально противоположные по драматическому и музыкальному языку элементы.
Вечером 29 июня в «Новой Опере» было по-настоящему жарко. Ожесточенные бои, нежное общение влюбленных, мудрость правителя и святого отца-алхимика, честь, благородство, ненависть и агрессия были настолько естественными, что в какой-то момент мне показалось, будто мы на три с половиной часа попали в средневековую Верону.
Ирина Боженко и Алексей Татаринцев в этот вечер были не просто слаженным дуэтом, а единым целым. Титульные персонажи в их исполнении излучали юность, духовную красоту и чистоту, которые не поблекли и не померкли, несмотря ни на какие трудности. Между тем, Ромео и Джульетта не потеряли и яркие индивидуальности. Нежность и трепет по отношению друг к другу у каждого из них сочетается с удивительной для почти еще детей силой духа, смелостью, решительностью и готовностью на самые крайние меры ради осуществления прекрасной мечты.
Лирика и нежность в спектакле контрастируют с драматизмом и агрессией. Тема главных героев развивается на фоне всеобщей ненависти и вражды. Эмоциональный накал настолько высок, что любая, самая незначительная мелочь может привести к самому настоящему взрыву. Именно так все и произошло.
Бойкий, дерзкий, слишком острый на язык мальчишка-паж Стефано – незваный гость во дворе Капулетти. Шальные, несколько «петушиные» нотки и мальчишеское самодовольное хвастовство накликивают на юную голову (а заодно и на его друзей) целый клубок неприятностей, приводящих к серии трагических последствий.
Горящий взгляд, энергичные, несколько угловатые движения, озорное похрапывание и хулиганская манера поведения делают пажа Ромео в исполнении Анны Синицыной очень обаятельным персонажем, заслуживающим лучшей участи, чем та ситуация, в которую он сам себя (а заодно и многих других) завел.
Самый пик темы вражды – зрелищные, агрессивно-элегантные бои в лучших традициях приключенческих фильмов, признанных шедевров советского, европейского и американского кинематографа. Волна взаимной ненависти подобна вирусу, стремительно охватывающему огромное население и мгновенно разрушающему его здоровье, а затем и жизнь. Не щадит она и светлую душу Ромео.
Нападение жителей дома Капулетти на грубовато подшутившего над ними пажа из «вражеского лагеря» вызывает целую цепочку драматических событий. В одном из самых ярких поединков сходятся два «невольника чести» - Тибальд (Вениамин Егоров), восстанавливающий, как ему кажется, доброе имя кузины, и Меркуцио (Илья Кузьмин), воспринимающий оскорбление друга как личное.
Эта дуэль – торжество силы, красоты и изящества. Звон раскаленных добела клинков многократно усиливает драматический эффект, заключенный в симбиозе гениальной музыки и прекрасных голосов.
Одним из самых сложных, разноплановых персонажей для меня в этот вечер стал граф Капулетти в исполнении Андрея Борисенко. Щедрый, хлебосольный, гостеприимный хозяин, каким он был в начале спектакля, переживая на наших глазах серию трагических утрат, буквально за несколько минут стареет, теряет духовные и физические силы, а вместе с ними – веру, надежду и смысл жизни.
Отец Лоренцо (Евгений Ставинский) – ученый монах. Алхимия увлекает его не меньше, чем религия. Им движет желание прекратить многолетнюю вражду, поразившую два знатных рода. Увы, но помочь двум юным влюбленным обрести счастье, несмотря ни на что, ему не удалось. Злой рок оказался сильнее Знания и Света.
Герцог Вероны Эскал в исполнении Станислава Черненкова – правитель, очень тяжело переживающий все, что происходит на его глазах. Он строгий, но справедливый судья. Даже в самый непростой момент ему не изменяет разум, позволяющий принять правильное решение (удовлетворившее, естественно, не всех).
Кормилица Джульетты Гертруда (Александра Саульская-Шулятьева) – эффектное сочетание света и тьмы. С одной стороны в ней живет любовь и искренняя забота о юной воспитаннице, а с другой – неустанные жесткие столкновения с домочадцами Капулетти, Монтекки и иными жителями Вероны, насмехающимися над ее внешностью и возрастом.
Граф Парис в исполнении Александра Мартынова был очень лиричен, но не лишен мальчишеского озорства, обаяния и озорных «чертиков» в глазах. Слуга Капулетти Грегорио (Александр Попов) – сгусток энергии, переходящей в коварство и агрессию.
Роскошный бал-маскарад, ожесточенные бои и так и не состоявшаяся свадьба Джульетты и Париса получили визуальный эффект масштабной панорамы и мощный, объемный звук благодаря артистам хора театра «Новая Опера» и замечательным фехтовальщикам. Гости обоих торжеств и представители кланов Капулетти и Монтекки жестоко сражались и изящно танцевали, слагали гимны юности и требовали правосудия.
Спектакль «Ромео и Джульетта» неизменно вызывает бурю впечатлений и шквал положительных эмоций. Этот «островок Вероны» поселился в самом сердце Москвы, в саду Эрмитаж. Каждая новая встреча с ним – очередное открытие, ведь постановка живет, развивается, неустанно обретает новые краски и творческие решения. Всегда смотрится, словно впервые.
«Новая Опера» завершила 25-й сезон ярко и изысканно, поставив в его конце не то, что точку, а самый настоящий восклицательный знак. До новых встреч в новом театральном году! Приятного и плодотворного отдыха!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Эта постановка захватывает с самых первых секунд, едва поднимается занавес, еще до того момента, когда прозвучат первые аккорды увертюры. Спектакль наполнен зрелищными фехтовальными поединками, стремительно перерастающими в массовое побоище. Это – символ непримиримой вражды между кланами Капулетти и Монтекки, одна из важнейших сюжетных линий оперы Ш.Гуно.
Параллельно, самостоятельно и независимо от нее развивается тема любви Ромео и Джульетты, представителей молодого поколения знатных и богатых семейств, уже давно забывших истинные причины многолетнего конфликта. Высокое чувство, один из главных смыслов жизни человека, полностью завладевает сердцами и душами двух юных веронцев. Кажется, еще немного – и оно, подобно стихии, прольется и смоет с земли прочно въевшиеся за долгое время следы крови и слез.
Любовь Ромео и Джульетты и взаимная ненависть их родов живут в спектакле параллельно, чередуясь в эпизодах, и как бы продлевая и дополняя друг друга. Нежно-элегические мотивы струнных инструментов контрастируют с агрессивно-маршевыми ритмами медных духовых и ударных. В результате получается удивительное полотно, где в совершенной гармонии соединились заведомо несочетаемые, диаметрально противоположные по драматическому и музыкальному языку элементы.
Вечером 29 июня в «Новой Опере» было по-настоящему жарко. Ожесточенные бои, нежное общение влюбленных, мудрость правителя и святого отца-алхимика, честь, благородство, ненависть и агрессия были настолько естественными, что в какой-то момент мне показалось, будто мы на три с половиной часа попали в средневековую Верону.
Ирина Боженко и Алексей Татаринцев в этот вечер были не просто слаженным дуэтом, а единым целым. Титульные персонажи в их исполнении излучали юность, духовную красоту и чистоту, которые не поблекли и не померкли, несмотря ни на какие трудности. Между тем, Ромео и Джульетта не потеряли и яркие индивидуальности. Нежность и трепет по отношению друг к другу у каждого из них сочетается с удивительной для почти еще детей силой духа, смелостью, решительностью и готовностью на самые крайние меры ради осуществления прекрасной мечты.
Лирика и нежность в спектакле контрастируют с драматизмом и агрессией. Тема главных героев развивается на фоне всеобщей ненависти и вражды. Эмоциональный накал настолько высок, что любая, самая незначительная мелочь может привести к самому настоящему взрыву. Именно так все и произошло.
Бойкий, дерзкий, слишком острый на язык мальчишка-паж Стефано – незваный гость во дворе Капулетти. Шальные, несколько «петушиные» нотки и мальчишеское самодовольное хвастовство накликивают на юную голову (а заодно и на его друзей) целый клубок неприятностей, приводящих к серии трагических последствий.
Горящий взгляд, энергичные, несколько угловатые движения, озорное похрапывание и хулиганская манера поведения делают пажа Ромео в исполнении Анны Синицыной очень обаятельным персонажем, заслуживающим лучшей участи, чем та ситуация, в которую он сам себя (а заодно и многих других) завел.
Самый пик темы вражды – зрелищные, агрессивно-элегантные бои в лучших традициях приключенческих фильмов, признанных шедевров советского, европейского и американского кинематографа. Волна взаимной ненависти подобна вирусу, стремительно охватывающему огромное население и мгновенно разрушающему его здоровье, а затем и жизнь. Не щадит она и светлую душу Ромео.
Нападение жителей дома Капулетти на грубовато подшутившего над ними пажа из «вражеского лагеря» вызывает целую цепочку драматических событий. В одном из самых ярких поединков сходятся два «невольника чести» - Тибальд (Вениамин Егоров), восстанавливающий, как ему кажется, доброе имя кузины, и Меркуцио (Илья Кузьмин), воспринимающий оскорбление друга как личное.
Эта дуэль – торжество силы, красоты и изящества. Звон раскаленных добела клинков многократно усиливает драматический эффект, заключенный в симбиозе гениальной музыки и прекрасных голосов.
Одним из самых сложных, разноплановых персонажей для меня в этот вечер стал граф Капулетти в исполнении Андрея Борисенко. Щедрый, хлебосольный, гостеприимный хозяин, каким он был в начале спектакля, переживая на наших глазах серию трагических утрат, буквально за несколько минут стареет, теряет духовные и физические силы, а вместе с ними – веру, надежду и смысл жизни.
Отец Лоренцо (Евгений Ставинский) – ученый монах. Алхимия увлекает его не меньше, чем религия. Им движет желание прекратить многолетнюю вражду, поразившую два знатных рода. Увы, но помочь двум юным влюбленным обрести счастье, несмотря ни на что, ему не удалось. Злой рок оказался сильнее Знания и Света.
Герцог Вероны Эскал в исполнении Станислава Черненкова – правитель, очень тяжело переживающий все, что происходит на его глазах. Он строгий, но справедливый судья. Даже в самый непростой момент ему не изменяет разум, позволяющий принять правильное решение (удовлетворившее, естественно, не всех).
Кормилица Джульетты Гертруда (Александра Саульская-Шулятьева) – эффектное сочетание света и тьмы. С одной стороны в ней живет любовь и искренняя забота о юной воспитаннице, а с другой – неустанные жесткие столкновения с домочадцами Капулетти, Монтекки и иными жителями Вероны, насмехающимися над ее внешностью и возрастом.
Граф Парис в исполнении Александра Мартынова был очень лиричен, но не лишен мальчишеского озорства, обаяния и озорных «чертиков» в глазах. Слуга Капулетти Грегорио (Александр Попов) – сгусток энергии, переходящей в коварство и агрессию.
Роскошный бал-маскарад, ожесточенные бои и так и не состоявшаяся свадьба Джульетты и Париса получили визуальный эффект масштабной панорамы и мощный, объемный звук благодаря артистам хора театра «Новая Опера» и замечательным фехтовальщикам. Гости обоих торжеств и представители кланов Капулетти и Монтекки жестоко сражались и изящно танцевали, слагали гимны юности и требовали правосудия.
Спектакль «Ромео и Джульетта» неизменно вызывает бурю впечатлений и шквал положительных эмоций. Этот «островок Вероны» поселился в самом сердце Москвы, в саду Эрмитаж. Каждая новая встреча с ним – очередное открытие, ведь постановка живет, развивается, неустанно обретает новые краски и творческие решения. Всегда смотрится, словно впервые.
«Новая Опера» завершила 25-й сезон ярко и изысканно, поставив в его конце не то, что точку, а самый настоящий восклицательный знак. До новых встреч в новом театральном году! Приятного и плодотворного отдыха!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии