интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Третий сезон "Ромео и Джульетты" в "Новой Опере", на старт!

 
 
 

Третий сезон "Ромео и Джульетты" в "Новой Опере", на старт!

Автор: Ольга Пурчинская от 23-10-2016, 03:13, посмотрело: 2073

Третий сезон "Ромео и Джульетты" в "Новой Опере", на старт!21 октября 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь было не только по-итальянски жарко, страстно и эмоциональном, но и по-французски изысканно, элегантно и романтично. В этот вечер исполнялась любимица публики и критики – опера Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» (либретто Ж.Барбье и М.Каре на основе одноименной трагедии У.Шекспира). Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссура, сценография, костюмы и свет – Арно Бернар. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 29 ноября 2014 года.
В ролях: Джульетта – Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Ромео – Георгий Фараджев (лауреат Премии города Москвы, тенор), отец Лоренцо – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас), граф Капулетти – Алексей Антонов (бас), Тибальд – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Гертруда – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Стефано – Полина Шамаева (меццо-сопрано), Меркуцио – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Эскал – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), граф Парис – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), Грегорио – Андрей Борисенко (баритон).

Спектакль живет, находится в постоянном движении и развитии. Всякий раз удается разглядеть новые детали и нюансы, то, чего еще недавно не было (или просто когда-то ускользнуло от внимания). Всегда появляется немало приятных сюрпризов, как от дебютантов, так и от артистов, вошедших в постановку уже давно.

21 октября спектакль «Ромео и Джульетта» начал свой третий сезон на сцене «Новой Оперы». Представление ознаменовалась несколькими открытиями. Приятные сюрпризы преподнесли как дебютанты, так и артисты, давно и успешно работающие в постановке.

Заглавные персонажи в исполнении Елены Терентьевой и Георгия Фараджева слились в гармоничный дуэт хрустальных, звонких, солнечных голосов. Прекрасный симбиоз в кристально-небесных оттенках рисовал картины первой любви, безоблачного счастья, щемящей тоски и невыносимой боли. За три с половиной часа герои, кажется, прошли долгий жизненный путь (а при таком насыщенном событийном ряде минута может считаться чуть ли не за год!), но остались столь же юными, светлыми и одухотворенными, как и в начале спектакля.
Особенно мне бы хотелось выделить третий дуэт Ромео и Джульетты, предшествующий фатальной разлуке. Как известно, это ночное свидание молодых супругов прерывает песнь жаворонка, предвещающего наступление утра. В какой-то момент мне показалось, что герои буквально на несколько секунд сами превратились в этих удивительных птиц, поражающих нежностью, мелодичностью и красотой своего пения.

Прекрасен еще один дуэт, рожденный на пепелище многолетней вражды двух кланов. Два соперника-дуэлянта – Меркуцио (Илья Кузьмин) и Тибальд (Вениамин Егоров). Их столкновение в спектакле происходит всего однажды. Но зато какой это бой! Звон раскаленных добела шпаг, кажется, все сильнее подогревает и без того уже практически кипящую кровь в жилах обоих дуэлянтов. Холодная ярость стремительно сменяется горячим гневом, а холодная ненависть – обжигающей мстительностью. Все эти чувства и эмоции вмещаются в небольшой, но очень яркий фехтовальный поединок, полный мужества, элегантности, аристократизма и изящества.
А ведь в начале истории ничто не предвещало такого накала страстей. В первые минуты Тибальд предстает хитрым, обаятельным заговорщиком, тайно делящимся (эксклюзивно) с другом планами на будущее. На балу он – галантный кавалер и радушный, хлебосольный хозяин. Но только для желанных гостей!
Меркуцио в начале – жизнерадостный оптимист, легкий, беззаботный, такой, как героиня его баллады – царица Маб. Перед нами – лидер, заводила, истинная душа компании, весельчак, живущий сегодняшним днем и привыкший поступать так, как хочет, напрочь забывая о каких-либо препятствиях и возможных последствиях. Благородное происхождение героя (а у Шекспира он, как известно, состоит в родстве с самим герцогом Веронским) виртуозно подчеркивают завораживающие, мягкие, «бархатистые» ноты, вложенные композитором в уста баритона.

Один из интереснейших моментов в любом спектакле – дебюты. В этот раз их было два.

Полина Шамаева впервые вышла на сцену в образе Стефано. Юный паж Ромео в ее исполнении получился легким, изящным, по-мальчишески дерзким, по-детски веселым, оптимистичным и задорным.
Мне всегда очень нравилось эффектное сочетание девичьей пластики и чуть угловатых движений бойкого паренька, терпкого, «пряного» голоса и лихого, озорного свиста.

Алексей Антонов дебютировал в партии графа Капулетти. В его исполнении отец Джульетты напомнил мне венецианского дожа. Рост, стать, а также глубокий, насыщенный голос ассоциируют этого персонажа с царственной особой. Такой лидер очень четко и громогласно объявляет судьбоносные для народа решения, когда - радостные и приятные, а когда – печальные и трагические.

Постановка не перестает дарить удивительные открытия и преподносить приятные сюрпризы.

В одном из первых спектаклей герцог Вероны Эскал в исполнении Михаила Первушина напомнил мне мудрого волшебника Мерлина – «правую руку» короля Артура, его помощника в принятии законов и разрешении сложных ситуаций в жизни представителей своего народа.
Сейчас в образе правителя Вероны появилось величие и могущество. Суровый взгляд, горделивая осанка и мощный, громоподобный голос рисуют живописный портрет сильного лидера, уверенной рукой управляющего судьбами людей, населяющих его город. Как известно, на какой-то момент ситуация в Вероне вышла из-под его контроля, и там вновь, несмотря на строжайший запрет, пролилась кровь, понесшая за собой человеческие жертвы. Но даже в такой трагической ситуации мудрый правитель принимает единственно правильное решение, которое, впрочем, удовлетворило далеко не всех участников конфликта. Впрочем, так ведь часто бывает!

Еще один интереснейший персонаж – отец Лоренцо (Виталий Ефанов). Порой кажется, что его глубокий, насыщенный голос оказывает эффект сродни гипнотическому. Он буквально завораживает. Хочется услышать и запомнить каждое слово, исходящее из уст монаха-алхимика. Его речи несут добро и успокоение, проникают в самую суть сознания, внушают оптимизм и высвобождают отчаянную решимость из цепких лап раздумий, сомнений и переживаний.

Гертруда, кормилица Джульетты (Ирина Ромишевская) – многосложная личность: добрая няня, заботящаяся о своей высокородной любимице с самого рождения; немолодая, увядшая женщина, вынужденная терпеть насмешки дворни Капулетти из-за своей утраченной красоты; дама, выполняющая в доме многочисленные обязанности хозяйки.

Свой вклад внесли и исполнители небольших партий: дерзкий, агрессивный слуга Капулетти Грегорио (Андрей Борисенко), очень легко поддающийся на разного рода провокации, и так и не состоявшийся, несмотря на протекцию, жених Джульетты граф Парис (Сергей Шеремет).

Образы артистов хора - гости на балу в палаццо Капулетти и на свадьбе Джульетты, люди из свиты герцога и представители враждующих кланов. Изначально сторонние наблюдатели, постепенно они становятся непосредственными активными участниками действия: танцуют, общаются и беззаботно веселятся на празднике, а затем внезапно сходятся друг с другом в зрелищных фехтовальных поединках. В итоге мы наблюдаем весьма печальную картину превращения беззаботного, счастливого праздника во имя молодости, красоты и счастья в массовое побоище, в карнавал на крови.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева создает два параллельных мира. Один – нежный, светлый, кристально чистый и прозрачный – символизирует любовь двух юных сердец, такую хрупкую на фоне отягчающих обстоятельств. Второй – грозный, энергетически заряженный, страстный, добела раскаленный – иллюстрирует тему клановой ненависти и взаимной неприязни, продолжающейся уже не одно десятилетие.
Каждая тема развивается самостоятельно, независимо друг от друга. Вместе с тем, живя параллельно, они неотделимы, как части одного целого. Две сюжетные линии, существующие в разных Вселенных, тем не менее, в итоге пересекутся и родят одну из самых знаменитых в истории искусства трагедий, прекрасную и одухотворенную, как то чувство, какое возникло, несмотря ни на что, вопреки всему.

За два сезона спектакль «Ромео и Джульетта» уже полюбился журналистам, критикам, меломанам и театралам – представителям многих национальностей и нескольких поколений. В апреле постановка получила сразу две премии «Золотая маска». Хочется пожелать, чтобы и в третьем сезоне у нее постоянно росло число поклонников.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр