интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Вольный ветер мечты": музыкальное посвящение Исааку Дунаевскому в "Московской оперетте"

 
 
 

"Вольный ветер мечты": музыкальное посвящение Исааку Дунаевскому в "Московской оперетте"

Автор: Ольга Пурчинская от 22-02-2015, 03:17, посмотрело: 3059

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как снимались первые советские музыкальные кинокомедии? О хитростях и уловках, к которым приходилось прибегать авторам фильмов, чтобы сказать все желаемое, ловко лавируя среди «рифов» и «айсбергов» - пропаганды и идеологии? О возможности предложить зрителю «легкие», развлекательные картины именно тогда, когда представители власти требовали от искусства совершенно иного воздействия на аудиторию?

В год 115-летия со дня рождения И.О.Дунаевского (1900 – 1955) в театре «Московская оперетта» задумались о музах и желаниях создателей популярного вида музыкального кино (а работал композитор в творческом тандеме с режиссером Г.В.Александровым, 1903 – 1983). В результате появился спектакль «Вольный ветер мечты». Режиссер-постановщик и автор либретто Заслуженная артистка России Жанна Жердер обозначила жанр премьеры (21 и 22 февраля) как «джаз-фантазию». 20 февраля, при полном аншлаге, состоялся генеральный прогон.

События, разворачивающиеся на сцене, основаны на гипотезах. Но кто сказал, что всего этого не могло быть на самом деле? Главная героиня фантастической истории, легкой, элегантной, местами изысканной, моментами реалистичной – прекрасная музыка, которую И.О.Дунаевский писал для знаменитых кинокомедий и оперетт, которые, к сожалению, в настоящее время не становятся частыми гостями театральных подмостков. Во всяком случае, столичных.

Между тем, мелодии узнаются с самых первых аккордов увертюры. Константин Хватынец, музыкальный руководитель и дирижер, подобно капитану, ведет огромный белоснежный лайнер (симфонический оркестр театра «Московская оперетта») по бескрайним просторам мирового океана (точнее, по горизонтам зрительских душ и сердец).

Герои спектакля – вымышленные персонажи, в чьих именах, тем не менее, улавливается сходство с известными деятелями культуры и искусства прошлого. Так, Григорий Сергеев (Василий Ремчуков) – это прототип Григория Васильевича Александрова, а под личиной Осипа Немановского (Глеб Косихин) скрывается сам Исаак Осипович Дунаевский. Популярный эстрадный певец Леонид Откосов (лауреат Международного конкурса «ОпереттаLand» Александр Бабик) напоминает легендарного Леонида Утесова, поэт Владимир Красс (Игорь Оробей) – советского драматурга и сценариста Владимира Захаровича Масса (1896 – 1979), а литератор Николай Балтман (Давид Ванесян) – поэта, драматурга и киносценариста Николая Робертовича Эрдмана (1900 – 1970).

В истории «Вольный ветер мечты», кроме того, принимает участие актриса Вера Шатрова (лауреат Международного конкурса «ОпереттаLand» Ольга Белохвостова). Главная героиня фильма Г.В.Александрова «Весна», которую в картине сыграла легенда отечественного кинематографа Любовь Петровна Орлова (1902 – 1975), в спектакле предстает в не менее популярных образах, блистательно воплощенных на экране звездой советского кинематографа.

Не менее ярки и интересны и другие персонажи: талантливая студентка театрального института Лика Захарова (Екатерина Чудотворова), некогда актриса императорских театров Августа Густавовна Заморская (Заслуженная артистка России Валентина Белякова), юная артистка Зина Прохорова (Вита Пестова), майор ОГПУ Ираклий Гоголешвили (Константин Ужва), оператор (Дмитрий Шумейко), Иван Степанович (Тахир Самиуллин) и Пионервожатая (Алина Френк). Отдельно хотелось бы отметить работу Эллы Меркуловой, вышедшей в одном спектакле в трех совершенно разных образах: вредной, неуступчивой Буфетчицы, энергичного Помощника кинорежиссера («человек с хлопушкой») и светской кокетки-супруги майора.
Артисты хора и балета примерили на себя образы синеблузников, буфетчиц, сотрудников ОГПУ, начинающих актрис, посетителей парка и работников киностудии. В виде пионеров предстали воспитанники Академии детского мюзикла.

Художник-постановщик Игорь Нежный превратил сценическое пространство в огромный кинокадр, внутри которого разворачиваются самые разные события – от съемок фильмов, составляющих золотой фонд отечественного музыкального кинематографа, известных под названием «легкий жанр», до большого концерта на празднике ОГПУ. На большом экране во время исполнения увертюры демонстрируются фотографии кумиров экрана прошлого, кадры из кинокартин и хроник 1930-40-х годов (видеопроекция Владимира Алексеева).

Художник по костюмам Татьяна Тулубьева облачила персонажей в наряды 1930-40-х годов. Изящные короткие платья, немного франтоватые пиджаки и рубашки, белые носочки, надетые под черные туфли… Пышные, кудрявые прически и модный в те времена макияж придавали героям внушительное сходство со звездами экрана по обе стороны мирового океана.

А что же происходит на сцене? Сперва мы становимся свидетелями стремительно разворачивающегося, так сказать, в прямом эфире съемочного процесса. Действие изобилует тонким, изящным юмором, посылающим привет суровым реалиям жизни, знакомым едва ли не каждому жителю Страны Советов: грубые представители обслуживающего персонала, грозные стражи правопорядка, чьи шутки не могут рассмешить даже отъявленных весельчаков.

Сам момент производства кинофильмов – отдельный разговор. Долгие, мучительные пробы выматывают всех авторов картины. А вы думали, что найти актрису, которая подошла бы по всем параметрам сценария, да еще и соответствовала бы всем эстетическим идеалам эпохи – простое дело? Категорически нет! Тем не менее, в какой-то момент режиссер, сценарист и композитор пришли к «общему знаменателю» и утвердили всех исполнителей. И понеслось! Прекрасный, волшебный, чудесный, захватывающий мир кинопроизводства полностью завладевает вниманием всех – и тех, кто находится на сцене, и тех, кто сидит в зале.
И вот уже перед нами – суровые реалии жизни кинематографистов. Не успели гениальные мастера снять все, что хотели, до конца летнего сезона. А это – натура. Пляж. Счастливое, безмятежное время отпуска. И все бы хорошо, если бы не маленькое препятствие – осень. Холодно. И световой день уже короток. Как же быть в сложившейся ситуации? Об этом узнают те, кто посмотрит спектакль.

Вторая часть истории происходит с теми же самыми людьми, но уже в другом месте – на корпоративном празднике ОГПУ (Объединенное Государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР). Желание этих людей приравнивается к закону, поэтому ради концерта на их вечеринке наши артисты вынуждены остановить съемочный процесс.
В программе импровизированного концерта звучат такие знаменитые мелодии И.О.Дунаевского, как «В ритме вальса все плывет…» (песня Марион Диксон из фильма «Цирк»), терцет Тони, Саши и Леши из оперетты «Белая акация» и т.д.
Но есть одна «бомба замедленного действия» - актриса императорских театров, попавшая на праздник советских чиновников. Ее воспоминания, мягко говоря, не вписываются в тогдашние представления о Царской России.

В течение спектакля «Вольный ветер мечты» звучат и другие фрагменты творчества композитора – арии, дуэты и песни из кинофильмов «Веселые ребята», «Весна», оперетт «Белая акация», «Вольный ветер», «Сын клоуна» и т.д.

Яркий, живой, динамичный и веселый вечер проходит на одном дыхании. Искрометный юмор, прекрасная музыка, прекрасный вокал и головокружительная хореография (балетмейстер-постановщик – Игорь Маклов) оставляют в состоянии безоблачного счастья, эйфории зрителей всех возрастных групп.

Настроение не испортило даже то, что в какой-то момент исторические факты перевели спектакль в статус «перевертыша». Как известно, В.Масс и Н.Эрдман были арестованы представителями спецслужб. Прямо на съемочной площадке. На глазах у своих коллег. Так что комедия получается с оттенком драмы, которую навеяла сама жизнь.

А что же дальше? Свободного полета, «Вольный ветер мечты»! Дальних странствий и путешествий по закоулкам душ и сердец зрителей всех возрастов и профессий! Мелодии И.О.Дунаевского не оставят равнодушными никого и никогда!

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр