Музыкальный театр…
Что в слове этом
Для сердца зрителя слилось?
Что в слове этом
Для сердца зрителя слилось?
Что должен уметь артист музыкального театра? Петь так, словно это опера. Танцевать, будто перед нами балет. Играть достоверно, прочувствовать все события буквально каждой клеточкой тела. Сочетание таких компонентов, как виртуозный вокал солистов и артистов хора, задорные, зажигательные пляски, «живая музыка» в исполнении симфонического оркестра и эмоциональные, импульсивные монологи, диалоги и массовые сцены, превращает любую оперетту или мюзикл в незабываемое событие, в настоящий праздник, светлый, оптимистичный и прекрасный. Даже если сюжет к этому не располагает (ведь сюжеты мюзиклов нередко носят минорный, трагический оттенок).
«Синтетический жанр», как нередко называют эти два вида музыкального театра, требует от актеров не только таланта, но и серьезной подготовки. Сочетание всех необходимых навыков в одном человеке встречается довольно редко, поэтому каждый такой артист ценится на вес золота.
Для того, чтобы оперетта жила и развивалась, постоянно нужно обновлять составы трупп соответствующих театров, добавляя в них молодых солистов, которые смогли бы начать писать новые страницы в летописи этого славного, такого трудного «легкого жанра».
С целью популяризации «синтетического жанра» музыкального театра в 2007 «Фондом Герарда Васильева по сохранению и развитию жанра оперетты» и продюсерским центром «АртСимфони» был организован Московский Международный конкурс, в рамках которого талантливую молодежь пригласили на волшебную планету, имя которой - «ОпереттаLand».
28 октября 2014 года завершился уже Седьмой Международный конкурс артистов музыкального театра «ОпереттаLand»-2014. Третий, финальный тур, в который вышли девять участников, плавно перетек в блистательный гала-концерт с участием лауреатов прошлых лет, солистов и представителей балетной труппы театра «Московская Оперетта».
Конкурс, проходящий в российской столице в седьмой раз, в этом году расширил свои жанровые рамки. Помимо традиционных арий и дуэтов из советских и зарубежных оперетт, участники соревнований могли исполнять сцены из мюзиклов как на русском, так и на оригинальном языке.
В состав жюри вошли:
Народный артист России Герард Васильев;
Заслуженная артистка России Жанна Жердер;
Директор театра «Московская Оперетта», заслуженный деятель искусств России Владимир Тартаковский;
Оперный менеджер, член Президиума Международной Ассоциации оперных театров Александр Гусев;
Директор Свердловского Академического театра музыкальной комедии Михаил Сафронов;
Один из ведущих европейских продюсеров музыкального театра, Кавалер ордена Почетного Легиона, руководитель проекта "Оперетта Land" Анри Майер (Германия);
Музыкальный руководитель фестиваля оперетты в Мербише Манфред Майерхофер (Австрия);
Генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, первый заместитель художественного руководителя-директора Мариинского театра Юрий Шварцкопф;
Музыкальный руководитель конкурса, главный дирижер театра «Московская оперетта» Константин Хватынец.
В финал конкурса прошло девять участников, представляющих Россию. Помимо арий и дуэтов из оперетт советских и зарубежных композиторов, молодые артисты впервые могли исполнить номера из мюзиклов. В результате заявленный репертуар был разнообразен, как никогда. Помимо традиционных для состязаний такого вида выходной арии Сильвы из оперетты И.Кальмана «Королева чардаша», куплетов Баринкая из «Цыганского барона» И.Штрауса-сына, арии принца Раджами из «Баядеры» И.Кальмана или «Гусарской песни» из «Холопки» Н.Стрельникова, можно было услышать арию Иисуса из мюзикла «Иисус Христос – Суперзвезда» и арию Кристины из «Призрака Оперы» Э.Ллойд-Уэббера.
Втрое отделение гала-концерта традиционно включает в себя яркие номера опытных профессионалов, выступающих в «синтетических» жанрах музыкального театра. Среди них – обладатель Гран-при конкурса «ОпереттаLand»-2011 Петр Борисенко (Ария Тони из мюзикла Л.Бернстайна «Вестсайдская история»); лауреат II Премии «ОпереттаLand»-2007 Максим Катырев и дипломант того же года Юлия Гончарова (дуэт Налы и Симбы из мюзикла Х.Циммера «Король Лев»; солисты театра «Московская Оперетта» Василиса Николаева и Владислав Кирюхин («The Money Song» из мюзикла Дж.Кандера «Кабаре»); воспитанники Академии детского мюзикла; Марина Торхова и Александр Каминский; Народный артист России Юрий Веденеев; Народная артистка России Светлана Варгузова (ария Элизы из мюзикла Ф.Лоу «Моя прекрасная леди») и др.
Главное в любом конкурсе – имена лауреатов. На Седьмом Международном конкурсе молодых артистов музыкального театра награды распределились так:
Лауреат премии клуба «Театрал» - Захар Котышев;
Диплом "Признание Прессы" получил Василий Ефимов;
Лучший дуэт – Надежда Мейер и Илья Лапич;
Обладатель приза зрительских симпатий и «За лучшее исполнение арии из мюзикла» – Николай Рубцов;
Лауреаты III Премии (Премия Союза театральных деятелей) – Роман Ромашов, Светлана Деркач;
Лауреаты II Премии (Премия продюсерского центра «Арт-симфони») – Наталья Кучина, Дарья Каденская;
Лауреат I Премии (Премия театра «Московская Оперетта») – Василий Ефимов.
В этом году жюри приняло решение не вручать Гран-при, и обладателем изящной статуэтки музы оперетты – хрустальной Карамболины – стал музыкальный руководитель конкурса, главный дирижер «Московской оперетты» Константин Хватынец.
Окончен бал, погасли свечи… Точнее, завершен Седьмой Международный конкурс молодых артистов музыкального театра «ОпереттаLand»-2014. Призы нашли своих обладателей и теперь только время покажет, как скоро появятся их имена на афишах грядущих громких премьер оперетт и мюзиклов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах нашей необъятной Родины и далеко за ее пределами.
Ольга Пурчинская