интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "DIDO": античная трагедия с оттенком барокко

 
 
 

"DIDO": античная трагедия с оттенком барокко

Автор: Ольга Пурчинская от 30-06-2014, 03:19, посмотрело: 2632

В разговоре о музыке эпохи барокко нельзя не упомянуть о Генри Перселле (1659 – 1695) – британском композиторе, оставившем глубокий след в музыкальной культуре Старого Света XVII века. Его творчество искусствоведы относят к английской форме «причудливо-вычурного» (а именно так характеризуется барокко) направления, но при этом нельзя не отметить черты, свойственные современной ему музыке Франции и Италии.

В 1689 году композитор, в соавторстве с Наумом Тейтом (либретто), создал оперу «Дидона и Эней» («Dido and Aeneas»), литературной основой для которой стал фрагмент памятника античной литературы, поэмы Вергилия «Энеида». Центральной фигурой произведения становится легендарная личность – троянский царь Эней. Впервые опус Генри Перселла увидел свет в 1689 году в женском пансионе Джозайаса Приста.

Мифический сюжет будоражил воображение европейских деятелей искусства на протяжении многих веков. Мастера продолжают обращаться к нему и в XXI веке.

Майкл Нойман (р.1944) – личность поистине многогранная: композитор, музыкант, артист, дирижер, музыковед, фотограф и режиссер-документалист. В его послужном списке – более 50 партитур к различным по жанру кинофильмам, а также – произведения для симфонического и камерного оркестров, оперы и балеты.

В 2012 году в Перми впервые была исполнена опера М.Ноймана «DIDO. Пролог». Для ее постановки использовались исторические события, плотным кольцом окружавшие премьеру шедевра Г.Перселла.

Барокко и современность. Эти два направления объединились в уникальный спектакль «DIDO», дебютировавшего на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 19 июня 2014 года. Под занавес XXIII сезона, 28 июня, он был сыгран в третий раз.

Автор идеи и режиссер-постановщик Наталия Анастасьева-Лайнер и художник Юрий Хариков предлагают зрителям совершить два путешествия: сначала – в пансион благородных девиц в Челси, где более трех столетий назад Генри Перселл впервые поставил свою оперу «Дидона и Эней». Затем – в эпоху Античности, во времена царствования царя Энея. Костюмы настоятелей и воспитанниц старого учебного заведения в течение спектакля волшебным образом преображаются из чинных, многослойных, закрытых одеяний, отвечающих строжайшим требованиям столь серьезного института в струящиеся тоги и туники, прикрывающие тела богов и правителей древнейших времен.

Взмах волшебной палочки музыкального руководителя и дирижера Дмитрия Волосникова – и оркестр «Новой Оперы» рисует зрителям картину ночного Туманного Альбиона, сотрясающегося от сильной грозы. Раскаты грома не дают покоя суеверным британцам даже во время сна. Так, сильно беспокоится Джозайас Прист (лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий, баритон), директор пансиона благородных девиц в Челси. Страхи лишили его сна, да еще, помимо бушующей природы, свои зловещие песни напевает Дух (лауреат Международных конкурсов Олег Безинских, контратенор).

Вскоре на территории закрытого учебного заведения появляется Генри Боуман (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон), певец, который привез партитуру нового произведения своего великого современника Генри Перселла. Опера «DIDO» должна быть поставлена в этом пансионе, для чего будут привлечены воспитанницы.

Утро. Распогодилось. Девушки пришли на занятия. На уроке латыни они изучают памятник античной литературы – поэму Вергилия «Энеида». По указанию классной наставницы (лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано), они конспектируют опус под диктовку своих подруг. Каждая из них – Дороти Берк (лауреат Международного конкурса Виктория Яровая, меццо-сопрано), Белинда Брайен (лауреат Международных конкурсов Ирина Костина, сопрано), Лаура Лайес (Екатерина Миронычева, сопрано) и Мэри Энджер (лауреат Международного конкурса Джульетта Аванесян, сопрано), - зачитав свой отрывок, оказывается потрясена страстями, кипевшими в троянские времена.

Появление молодого артиста и грядущая постановка оперы (а слово-то это для британских ушей звучит непривычно!) английского композитора вносят глоток свежего воздуха в спокойные и однообразные будни пансиона благородных девиц. Теперь многие девушки мечтают исполнить на премьере партию главной героини – царицы Дидоны. И не только пансионерки грезят о центральном персонаже. Аналогичное желание высказывает и Мадам – классная наставница. Но не все так просто – свою возлюбленную должен выбрать сам Эней (а этот образ будет воплощать сам Генри Боуман).

Очень хотят примерить на себя роль легендарной властительницы две неразлучные подруги – Дороти Берк и Белинда Брайен. В ночное время девушками овладевает творческое вдохновение, в порыве которого они фантазируют, как будет проходить постановка. Параллельно они пытаются войти в образ, используя для этого знакомый уже по занятиям материал из «Энеиды». Но пришедшее руководство резко прерывает беззаботное веселье.

На следующий день пансионеркам предстоит суровое испытание – они должны пройти кастинг. Естественно, каждая мечтает, что именно ее голос покорит господина Бомана, что именно ее певец назовет своей Дидоной. Естественно, этой чести удостаивается лишь одна. А остальным девушкам достаются менее приятные их сердцу роли фрейлин или ведьм. Вместе с центральной партией счастливица получает множество негативных откликов со стороны моментально ставших бывшими подруг. Жесткая, моментами даже жестокая конкуренция и сопутствующие им злоба и зависть, увы, существуют во многих коллективах, в том числе среди благородных девиц.

Какая прима не становится жертвой заговоров или злобных сплетен? Вот и новоявленная Дидона получает от своих одноклассниц удар в спину: они начинают фантазировать на тему того, как она получила главную роль, чем так понравилась Энею?

Еще одного персонажа – Моряка – создатели постановки также находят в пансионе. Эту роль предстоит исполнить садовнику Мастеру Форкаслу (Георгий Фараджев, тенор), когда-то служившему боцманом на корабле.

Пренеприятные слухи и сплетни перемежаются с репетиционным процессом, во время которого все участники спектакля преображаются до неузнаваемости.

Так, Дидона (Виктория Яровая) – настоящая царица, сильная, волевая, решительная. Но все эти качества практически вытесняет завладевшее ею всепоглощающее чувство любви. Счастье влюбленных было недолгим: очень скоро боги призывают царя Энея вернуться в родные края. А это значит, что ему придется навсегда покинуть Карфаген. Минорная ария героини «When I am laid in earth» («Мне в землю лечь») пропитана предчувствием стремительно приближающейся неминуемой беды. Гнетущая, трагическая тема страдающей героини, эмоциональный надрыв в сочетании с мощным темпераментом меццо-сопрано словно разрывает душу на части.

Эней (Илья Кузьмин) поражает теплотой, нежностью и невыносимой болью, которая ощущается буквально каждой клеточкой в эпизоде, где герой понимает, что он вынужден вскоре оставить свою прекрасную Дидону. Сцена прощания героев создана в лучших традициях любовной лирики, слагаемой когда-то трубадурами, вагантами и менестрелями.

Очень интересны образы Колдуньи (Анастасия Бибичева) и двух Ведьм (лауреат Международных конкурсов Елена Митракова, сопрано и Заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано). Еще совсем недавно воспитательницы и наставницы благородных девиц, в спектакле они становятся представительницами сил Зла, своей основной целью считающими победу над светлым и прекрасным чувством любви. Яркие, харизматичные, неуемно-энергичные, эти персонажи вызывают бурю восторга, даже несмотря на негативный характер своих действий. Энергичная пляска, поставленная хореографом Мариам Нагайчук-Эль Абдалла, превратилась в настоящее торжество силы, упорства и, как результат, достижения поставленных целей, хотя бы даже и не благородного происхождения.

Особое внимание хотелось бы уделить Духу (Олег Безинских). Этот персонаж, одетый в черное, выступает на общем фоне контрастным пятном. Он представляется своего рода проводником настроения, которое должно вызывать то или иное событие, происходящее на сцене. Например, в начале истории он запугивает Джозайаса Приста, имитируя своими вокализами грозовое буйство природы. Затем благословляет авторов оперы на постановку. Дальше поет прекрасный гимн Творчеству и Любви. Нежный, хрустальный контратенор напоминает юного херувима, который трепетно охраняет великие чувства, такие крепкие, и в тоже время хрупкие, без которых жизнь не представляется возможной ни в какие эры, эпохи и времена.

Чудесные, элегантные оттенки спектаклю придали волшебные звуки клавесина (лауреат Международных конкурсов Наталья Казакова, дипломант Международных конкурсов Светлана Радугина) и лютни (Олег Бойко). Старинные инструменты создают ореол театра эпохи барокко, загадочного и манящего, вычурного и изысканного, сотканного из противоречий и такого притягательного!

О партии хора в опере «DIDO» хочется сказать отдельно. Хотя бы потому, что его роль здесь очень похожа на ту, которая отводилась ему в театре Древней Греции. Сторонний наблюдатель, наблюдающий за происходящими событиями и в особом, высоком стиле их комментирующий. В разных эпизодах спектакля в него входили горничные и троянцы, ведьмы и греки, а также воспитанницы пансиона благородных девиц. В финале, когда свершились важнейшие трагические события, артисты хора вышли на сцену в масках, практически полностью скрывавших их лица. «With drooping wings ye cupids come» («Скорбя, поникли два крыла»). Этой прекрасной арией завершается опера Генри Перселла «Дидона и Эней».

Классика мировой музыкальной культуры и современное искусство. Могут ли они находится в симбиозе? Или это понятия, категорически несовместимые друг с другом? Мнений по этому поводу может быть немало. Автор этих строк считает, что нет ничего невозможного. Сосуществовать в гармонии могут любые стили, течения и направления. Главное, чтобы связь эта была осуществлена плавно, качественно и талантливо. Например, так, как это сделала Наталия Анастасьева-Лайнер в своем спектакле «DIDO». Не верите? Сходите в новом сезоне в театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова – и убедитесь.

Ольга Пурчинская

еще рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр