Может ли классическое театральное искусство сосуществовать с современным? Возможно ли создание сценического произведения с учетом как давно устоявшихся теоретических начал, так и практических тенденций реального времени? Существует немало замечательных спектаклей, как драматических, так и музыкальных, позволяющих ответить на этот вопрос утвердительно.
Московский театр «Новая Опера»имени Е.В.Колобова в рамках проходящего в эти дни традиционного Крещенского фестиваля знакомит зрителей с сочинениями современных композиторов. Тема марафона 2017 года – «Старый Новый век». В течение двух недель можно увидеть как малоизвестные произведения, так и уже полюбившиеся публике спектакли.
29 января 2017 года в «Новой Опере» прошел спектакль «DIDO». Эта постановка представляет собой уникальный диптих - оперу британского композитора эпохи барокко Г.Перселла «Дидона и Эней» и пролог к ней современного английского автора М.Наймана (р.1946). Музыкальный руководитель и режиссер – Дмитрий Волосников. Автор идеи и режиссер – Наталия Анастасьева-Лайнер. Художник – Юрий Хариков. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Хореограф – Мариам Нагайчук – Эль Абдалла. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Художник компьютерной анимации – Ася Мухина. Премьера состоялась 19 июня 2014 года.
В ролях: Джозайас Прист, директор пансиона благородных девиц в Челси, хореограф – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон); Генри Боуман, приглашенный певец / Эней – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Дороти Берк, воспитанница пансиона / Дидона – Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано); Белинда Брайен, подруга Дороти / Белинда – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Мадам, классная дама / Колдунья – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); Лаура Лайес, воспитанница пансиона / Фрейлина – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); Мэри Энджер, воспитанница пансиона / Фрейлина – Джульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано); Мастер Форкасл, садовник / Моряк – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор); Дух – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор); Воспитательница / Первая ведьма – Елена Митракова (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Воспитательница / Вторая ведьма – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); Генри Перселл – Вадим Орфеев; воспитанницы пансиона – Екатерина Большунова, Евгения Волкова, Ольга Пухальская, Любовь Петрова, Елена Хорошенина.
Соло в оркестре: клавесин – Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов), Светлана Радугина (лауреат Международных конкурсов); лютня – Ася Гречищева; виолончель – Татьяна Сарасек.
Соло на сцене: скрипки – Георгий Холдояниди, Александра Чаплыгина; альт – Ольга Тогуллахова; виолончель – Анна Балан (лауреат Международного конкурса).
Дирижер за сценой – Юлия Сенюкова.
Спектакль «DIDO» - фантазия автора и режиссера Наталии Анастасьевой-Лайнер на тему первой постановки оперы Г.Перселла «Дидона и Эней». Основываясь на исторических фактах, она представила свою версию событий, имевших место более 300 лет назад. Известно, что самое знаменитое в британском барокко музыкальное сочинение этого жанра впервые было показано публике в 1689 году. В качестве «театральной площадки» был выбран Пансион благородных девиц в Челси. Заглавную мужскую партию должен был исполнить легендарный певец Генри Боуман, остальные роли (Дидона, фрейлины, ведьмы, греки, троянцы и т.д.) – воспитанницы и работники пансиона.
Задумывались ли вы о том, как готовится спектакль? Жанр фантазии дал автору практически безграничный простор для творчества. Появление кумира – ярчайшее событие в жизни юных барышень, их преподавателей, воспитателей и иных обитателей старинного учебного заведения. Все взволнованы предстоящим событием, которое внесет серьезные перемены в их жизни. Став на время артистами, одни испытают радость, триумф и удовлетворение, другие будут разочарованы.
Постановка оперы в институте благородных девиц – серьезное испытание для пансионерок, проверка их личностных и моральных качеств. К сожалению, абсолютно естественным выглядит тот факт, что выдержали его далеко не все. Юные леди еще совсем недавно не могли лечь спать без взаимных клятв в вечной любви и дружбе. Как только состоялось распределение ролей (а главная героиня здесь, как известно, всего одна), от этих взаимоотношений не осталось и следа. Характер межличностных коммуникаций всего за один вечер изменился до неузнаваемости: вчерашние лучшие подруги демонстративно отворачиваются от той самой счастливицы, как только она входит в класс или в дортуар. Вместо доверительных бесед теперь тут и там распространяются слухи о том, как именно проходит репетиционный процесс (и как была получена титульная партия).
Непростые думы одолевают Генри Боумана. Что же делать? Отменить постановку и уехать? Пресечь все закулисные сплетни и интриги? Нет! Он же артист, и должен появиться на сцене, несмотря ни на что. Зритель жаждет увидеть своего кумира, и только смерть может стать объективной причиной его отсутствия. А это значит, что премьера состоится, несмотря ни на что. Опера Г.Перселла прозвучит в любом случае. Великое искусство преодолеет все препятствия и обязательно дойдет до конечного «потребителя»! И каждая роль достанется именно тому артисту, какой был выбран с самого начала: Мисс Дороти Берк споет Дидону, мисс Белинда Брайен – ее подругу Белинду, их одноклассницы мисс Лаура Лайес и мисс Мэри Энджер – фрейлин царицы, преподавательница Мадам – Колдунью, две воспитательницы – первую и вторую ведьм, а садовник матер Форкасл – моряка.
Спектакль «DIDO» - пространство, где произошло чудесное слияние эпох (античность и барокко), пространств (Карфаген и Лондон), композиторов (Г.Перселл и М.Найман), столетий (XVII и XXI). Кто может стать лучшим «гидом» в этом сложном, далеком плавании по мирам литературы, истории и искусства? Конечно, симфонический оркестр театра «Новая Опера» и музыкальный руководитель и дирижер постановки! Дмитрий Волосников уверенно ведет зрителей, как искушенных, так и неопытных, по бескрайним просторам мелодий разных исторических эпох, оставивших потомкам богатейшее культурное наследие, неустанно раскрывающих всем желающим великое множество загадок.
Сценография здесь представляет собой два отдельных, самобытных мира: спокойный Пансион благородных девиц в Челси с его садом, классами и дортуарами и финикийский полис Карфаген, разрушенный во время очередной атаки воинами Римской Империи.
На сцене господствуют лишь четыре цвета – белый, серый, красный и черный. Словно по волшебству, строгие и при этом изящные, кокетливые одеяния юных пансионерок превращаются в длинные, сложно задрапированные туники и тоги – обязательные элементы гардероба всех народов, живших в эпоху Античности, независимо от возраста и социального положения.
Особенно впечатляет разнообразие головных уборов – неотъемлемой части образа жителя Туманного Альбиона любого возраста, пола и рода деятельности. В начале спектакля головы персонажей венчают оригинальные чепцы и цилиндры. В конце их сменят античные маски и шлемы.
Практически все артисты, занятые в спектакле, «примеряют» на себя по два образа – «лондонский», датированный 1689 годов, и «античный». Мысли и чувства, переживаемые персонажами в древнем Карфагене, искренние, натуральные и естественные. Напротив, лицемерием пропитаны взаимоотношения между воспитанницами Пансиона благородных девиц в Челси.
В основе сюжета оперы «Дидона и Эней» (литературная основа – поэма Виргилия «Энеида», фрагменты из нее воспитанницы пансиона читают на уроке латыни), - тема любви заглавных персонажей. Между троянским полководцем и царицей Карфагена вспыхивает по-настоящему сильное чувство. Живые, искренние чувства пересекаются здесь с мрачными предчувствиями неотвратимо приближающейся беды, «сидевшими» у античных героев глубоко в подсознании. Словно разбушевавшаяся стихия, любовь завладевает буквально каждой клеточкой легендарных персонажей, заставляя забыть их обо всем, возможно, даже пойти вразнобой со здравым смыслом.
Эльвира Хохлова из юной пансионерки мисс Дороти Берк эффектно перевоплотилась в царицу Карфагена. На эту девочку вместе с вожделенной главной партией обрушилось суровое испытание в виде злобы и зависти одноклассниц и педагогов. А ведь еще совсем недавно юные барышни клялись друг другу в вечной дружбе, любви и преданности! Тем не менее, на сцену расстроенная пансионерка выходит совсем по-другому – перед нами возникает сильная, смелая, властная, величественная царица, властительница, твердой рукой правящая государством, находящимся в состоянии войны.
Голос певицы виртуозно «выписывает» каждую грань в сложном образе ее героини. Живые «портреты» нежной, светлой, печальной Дороти и волевой, полностью отдающейся тому, что в данный момент владеет ее мыслями и чувствами Дидоны возникают, даже если закрыть на минуту глаза.
Илья Кузьмин превращается из певца Генри Боумана в героя античных мифов - полководца Энея.
С глубоким внутренним драматизмом артист передает переживания британского музыканта эпохи барокко, вызванные несправедливыми обвинениями, слухами и клеветой. Самое простое решение в такой ситуации – бросить все и уехать! Но публика ждет, маэстро Генри Перселл готов лично дирижировать премьерой. Палочка наготове, звучит увертюра, все, ждать больше нечего – пора на сцену! Словесный монолог должен превратиться в пение!
Античный герой – совершенно иной образ. Лирический баритон с его невероятной теплотой и красотой тембра в реальном времени создает рыцаря, влюбленного в прекрасную даму. Увы, но Эней не может полностью отдаться своим чувствам. Он вынужден подчиниться воле представителей высших сил и покинуть Карфаген. Острая боль и невыносимые страдания, поразившие душу полководца, ощущаются почти физически.
Анджей Белецкий предстал в роли директора Пансиона Джозайаса Приста. Очень интересно наблюдать за немолодым уже управленцем, виртуозно демонстрирующим, несмотря на проблемы с передвижением, хореографичность и элементы балетного станка. Не случайно он задействован в репетиционном процессе в качестве балетмейстера.
Форма спектакля-фантазии позволяет использовать абсолютно любую интродукцию. В исполнении мистера Приста мы слышим «Арию Духа Холода» из другого произведения Генри Перселла – оперы «Король Артур» (1691). Фантастическая мелодия с колючими, отрывистыми пассажами очень напоминает мелкие хлопья снега, буквально хлещущие по щекам и залетающие в глаза. Во время звучания этого произведения появляется ощущение присутствия острых льдинок, мешающих свободно дышать. Кажется, в эти минуты стало по-настоящему холодно, как на улице.
Белинда Брайен в исполнении Ирины Костиной предстала по-настоящему сильной, талантливой актрисой. Нежная, искренняя подруга Дороти Берк после кастинга резко меняет свое отношение, распространяет дурные слухи и сплетни о своей однокласснице, о том, как именно (на ее взгляд) та добилась успеха – получила главную роль.
К моменту начала спектакля все личные конфликты отходят на второй план. Верная Белинда заботится о своей царственной госпоже, она становится мягкой и деликатной. Нежный, звонкий голос певицы похож на серебряный колокольчик, а улыбка полна света, доброты и обаяния.
Творческая неудача поджидала на кастинге мисс Лауру Лайес (Виктория Шевцова) и мисс Мэри Энджер (Джульетта Аванесян) – им достались роли фрейлин царицы, хотя мечтали они совсем о другом. Все, взаимоотношения внутри некогда дружного класса больше никогда не будут прежними!
Тем более, что Мадам (Валерия Пфистер) и две Воспитательницы (Елена Митракова и Ирина Ромишевская) тоже очень сильно хотели исполнить партию Дидоны, однако им достались роли Колдуньи, Первой и Второй ведьм.
Обида – обидой, но работу никто не отменял! Мистически-демонический терцет оказался ярким, темпераментным, полным сил и кипучей энергии. Жаль, что все эти качества невозможно использовать в мирных целях! Пьянящие голоса в сочетании с горячей, завораживающей пляской и магическим магнетизмом заставляют проникнуться глубокой симпатией по отношению к жестоким и коварным представительницам Царства Тьмы.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств садовник Пансиона мастер Форкасл (Ярослав Абаимов) также становится участником спектакля. Ему доверено исполнить партию Моряка – невольника в руках Сил Зла.
В этой постановке есть еще один персонаж – Дух (Артем Крутько). Это даже не герой, а самый настоящий режиссер (или дирижер), четкими движениями управляющий всем, что происходит на сцене. Именно он призывает оглушительные раскаты грома и ослепляющие вспышки молний в начале спектакля, создавая серьезные преграды Генри Боуману, везущему в Пансион клавир оперы и письмо от Перселла. Этот персонаж неотрывно следит за всеми событиями, разворачивающимися во время репетиций, порой вносит свои коррективы в творческий процесс. Он становится настоящей рукой Судьбы в истории о Дидоне и Энее.
Есть в звучании голоса певца что-то загадочное, волшебное, неземное. Порой он буквально завораживает. В эпизоде, где Дух передает герою послание богов, он напоминает пение ангелов, проникающее, несмотря на легкость и прозрачность тембра, во все точки и уголки огромного пространства.
Артисты хора предстали в образах горничных, ведьм, греков и троянцев. В барочно-античных эпизодах массовые сцены приобретают поистине панорамное звучание: певцы находятся не только на сцене, но и в оркестровой яме, и на балконе, и в фойе. В результате такой расстановки создаются очень красивые, объемные «переклички». Есть в голосах, идущих из разных точек огромного зала (и даже извне) что-то завораживающе-зловещее. Античная трагедия играется именно так, как это описано в учебниках по истории западноевропейского театра – при участии стороннего наблюдателя, вовлеченного в действие.
Барочная опера на античный сюжет, дополненная музыкой современного композитора. Спектакль-фантазия, основанный на реальных исторических фактах. Гармоничный симбиоз классики и модерна. Синтез нескольких видов театрального искусства – вокала, хореографии, драматургии и декламации. Вот он, театр образца «Старого Нового века»!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Московский театр «Новая Опера»имени Е.В.Колобова в рамках проходящего в эти дни традиционного Крещенского фестиваля знакомит зрителей с сочинениями современных композиторов. Тема марафона 2017 года – «Старый Новый век». В течение двух недель можно увидеть как малоизвестные произведения, так и уже полюбившиеся публике спектакли.
29 января 2017 года в «Новой Опере» прошел спектакль «DIDO». Эта постановка представляет собой уникальный диптих - оперу британского композитора эпохи барокко Г.Перселла «Дидона и Эней» и пролог к ней современного английского автора М.Наймана (р.1946). Музыкальный руководитель и режиссер – Дмитрий Волосников. Автор идеи и режиссер – Наталия Анастасьева-Лайнер. Художник – Юрий Хариков. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Хореограф – Мариам Нагайчук – Эль Абдалла. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Художник компьютерной анимации – Ася Мухина. Премьера состоялась 19 июня 2014 года.
В ролях: Джозайас Прист, директор пансиона благородных девиц в Челси, хореограф – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон); Генри Боуман, приглашенный певец / Эней – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Дороти Берк, воспитанница пансиона / Дидона – Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано); Белинда Брайен, подруга Дороти / Белинда – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Мадам, классная дама / Колдунья – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); Лаура Лайес, воспитанница пансиона / Фрейлина – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); Мэри Энджер, воспитанница пансиона / Фрейлина – Джульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано); Мастер Форкасл, садовник / Моряк – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор); Дух – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор); Воспитательница / Первая ведьма – Елена Митракова (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Воспитательница / Вторая ведьма – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); Генри Перселл – Вадим Орфеев; воспитанницы пансиона – Екатерина Большунова, Евгения Волкова, Ольга Пухальская, Любовь Петрова, Елена Хорошенина.
Соло в оркестре: клавесин – Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов), Светлана Радугина (лауреат Международных конкурсов); лютня – Ася Гречищева; виолончель – Татьяна Сарасек.
Соло на сцене: скрипки – Георгий Холдояниди, Александра Чаплыгина; альт – Ольга Тогуллахова; виолончель – Анна Балан (лауреат Международного конкурса).
Дирижер за сценой – Юлия Сенюкова.
Спектакль «DIDO» - фантазия автора и режиссера Наталии Анастасьевой-Лайнер на тему первой постановки оперы Г.Перселла «Дидона и Эней». Основываясь на исторических фактах, она представила свою версию событий, имевших место более 300 лет назад. Известно, что самое знаменитое в британском барокко музыкальное сочинение этого жанра впервые было показано публике в 1689 году. В качестве «театральной площадки» был выбран Пансион благородных девиц в Челси. Заглавную мужскую партию должен был исполнить легендарный певец Генри Боуман, остальные роли (Дидона, фрейлины, ведьмы, греки, троянцы и т.д.) – воспитанницы и работники пансиона.
Задумывались ли вы о том, как готовится спектакль? Жанр фантазии дал автору практически безграничный простор для творчества. Появление кумира – ярчайшее событие в жизни юных барышень, их преподавателей, воспитателей и иных обитателей старинного учебного заведения. Все взволнованы предстоящим событием, которое внесет серьезные перемены в их жизни. Став на время артистами, одни испытают радость, триумф и удовлетворение, другие будут разочарованы.
Постановка оперы в институте благородных девиц – серьезное испытание для пансионерок, проверка их личностных и моральных качеств. К сожалению, абсолютно естественным выглядит тот факт, что выдержали его далеко не все. Юные леди еще совсем недавно не могли лечь спать без взаимных клятв в вечной любви и дружбе. Как только состоялось распределение ролей (а главная героиня здесь, как известно, всего одна), от этих взаимоотношений не осталось и следа. Характер межличностных коммуникаций всего за один вечер изменился до неузнаваемости: вчерашние лучшие подруги демонстративно отворачиваются от той самой счастливицы, как только она входит в класс или в дортуар. Вместо доверительных бесед теперь тут и там распространяются слухи о том, как именно проходит репетиционный процесс (и как была получена титульная партия).
Непростые думы одолевают Генри Боумана. Что же делать? Отменить постановку и уехать? Пресечь все закулисные сплетни и интриги? Нет! Он же артист, и должен появиться на сцене, несмотря ни на что. Зритель жаждет увидеть своего кумира, и только смерть может стать объективной причиной его отсутствия. А это значит, что премьера состоится, несмотря ни на что. Опера Г.Перселла прозвучит в любом случае. Великое искусство преодолеет все препятствия и обязательно дойдет до конечного «потребителя»! И каждая роль достанется именно тому артисту, какой был выбран с самого начала: Мисс Дороти Берк споет Дидону, мисс Белинда Брайен – ее подругу Белинду, их одноклассницы мисс Лаура Лайес и мисс Мэри Энджер – фрейлин царицы, преподавательница Мадам – Колдунью, две воспитательницы – первую и вторую ведьм, а садовник матер Форкасл – моряка.
Спектакль «DIDO» - пространство, где произошло чудесное слияние эпох (античность и барокко), пространств (Карфаген и Лондон), композиторов (Г.Перселл и М.Найман), столетий (XVII и XXI). Кто может стать лучшим «гидом» в этом сложном, далеком плавании по мирам литературы, истории и искусства? Конечно, симфонический оркестр театра «Новая Опера» и музыкальный руководитель и дирижер постановки! Дмитрий Волосников уверенно ведет зрителей, как искушенных, так и неопытных, по бескрайним просторам мелодий разных исторических эпох, оставивших потомкам богатейшее культурное наследие, неустанно раскрывающих всем желающим великое множество загадок.
Сценография здесь представляет собой два отдельных, самобытных мира: спокойный Пансион благородных девиц в Челси с его садом, классами и дортуарами и финикийский полис Карфаген, разрушенный во время очередной атаки воинами Римской Империи.
На сцене господствуют лишь четыре цвета – белый, серый, красный и черный. Словно по волшебству, строгие и при этом изящные, кокетливые одеяния юных пансионерок превращаются в длинные, сложно задрапированные туники и тоги – обязательные элементы гардероба всех народов, живших в эпоху Античности, независимо от возраста и социального положения.
Особенно впечатляет разнообразие головных уборов – неотъемлемой части образа жителя Туманного Альбиона любого возраста, пола и рода деятельности. В начале спектакля головы персонажей венчают оригинальные чепцы и цилиндры. В конце их сменят античные маски и шлемы.
Практически все артисты, занятые в спектакле, «примеряют» на себя по два образа – «лондонский», датированный 1689 годов, и «античный». Мысли и чувства, переживаемые персонажами в древнем Карфагене, искренние, натуральные и естественные. Напротив, лицемерием пропитаны взаимоотношения между воспитанницами Пансиона благородных девиц в Челси.
В основе сюжета оперы «Дидона и Эней» (литературная основа – поэма Виргилия «Энеида», фрагменты из нее воспитанницы пансиона читают на уроке латыни), - тема любви заглавных персонажей. Между троянским полководцем и царицей Карфагена вспыхивает по-настоящему сильное чувство. Живые, искренние чувства пересекаются здесь с мрачными предчувствиями неотвратимо приближающейся беды, «сидевшими» у античных героев глубоко в подсознании. Словно разбушевавшаяся стихия, любовь завладевает буквально каждой клеточкой легендарных персонажей, заставляя забыть их обо всем, возможно, даже пойти вразнобой со здравым смыслом.
Эльвира Хохлова из юной пансионерки мисс Дороти Берк эффектно перевоплотилась в царицу Карфагена. На эту девочку вместе с вожделенной главной партией обрушилось суровое испытание в виде злобы и зависти одноклассниц и педагогов. А ведь еще совсем недавно юные барышни клялись друг другу в вечной дружбе, любви и преданности! Тем не менее, на сцену расстроенная пансионерка выходит совсем по-другому – перед нами возникает сильная, смелая, властная, величественная царица, властительница, твердой рукой правящая государством, находящимся в состоянии войны.
Голос певицы виртуозно «выписывает» каждую грань в сложном образе ее героини. Живые «портреты» нежной, светлой, печальной Дороти и волевой, полностью отдающейся тому, что в данный момент владеет ее мыслями и чувствами Дидоны возникают, даже если закрыть на минуту глаза.
Илья Кузьмин превращается из певца Генри Боумана в героя античных мифов - полководца Энея.
С глубоким внутренним драматизмом артист передает переживания британского музыканта эпохи барокко, вызванные несправедливыми обвинениями, слухами и клеветой. Самое простое решение в такой ситуации – бросить все и уехать! Но публика ждет, маэстро Генри Перселл готов лично дирижировать премьерой. Палочка наготове, звучит увертюра, все, ждать больше нечего – пора на сцену! Словесный монолог должен превратиться в пение!
Античный герой – совершенно иной образ. Лирический баритон с его невероятной теплотой и красотой тембра в реальном времени создает рыцаря, влюбленного в прекрасную даму. Увы, но Эней не может полностью отдаться своим чувствам. Он вынужден подчиниться воле представителей высших сил и покинуть Карфаген. Острая боль и невыносимые страдания, поразившие душу полководца, ощущаются почти физически.
Анджей Белецкий предстал в роли директора Пансиона Джозайаса Приста. Очень интересно наблюдать за немолодым уже управленцем, виртуозно демонстрирующим, несмотря на проблемы с передвижением, хореографичность и элементы балетного станка. Не случайно он задействован в репетиционном процессе в качестве балетмейстера.
Форма спектакля-фантазии позволяет использовать абсолютно любую интродукцию. В исполнении мистера Приста мы слышим «Арию Духа Холода» из другого произведения Генри Перселла – оперы «Король Артур» (1691). Фантастическая мелодия с колючими, отрывистыми пассажами очень напоминает мелкие хлопья снега, буквально хлещущие по щекам и залетающие в глаза. Во время звучания этого произведения появляется ощущение присутствия острых льдинок, мешающих свободно дышать. Кажется, в эти минуты стало по-настоящему холодно, как на улице.
Белинда Брайен в исполнении Ирины Костиной предстала по-настоящему сильной, талантливой актрисой. Нежная, искренняя подруга Дороти Берк после кастинга резко меняет свое отношение, распространяет дурные слухи и сплетни о своей однокласснице, о том, как именно (на ее взгляд) та добилась успеха – получила главную роль.
К моменту начала спектакля все личные конфликты отходят на второй план. Верная Белинда заботится о своей царственной госпоже, она становится мягкой и деликатной. Нежный, звонкий голос певицы похож на серебряный колокольчик, а улыбка полна света, доброты и обаяния.
Творческая неудача поджидала на кастинге мисс Лауру Лайес (Виктория Шевцова) и мисс Мэри Энджер (Джульетта Аванесян) – им достались роли фрейлин царицы, хотя мечтали они совсем о другом. Все, взаимоотношения внутри некогда дружного класса больше никогда не будут прежними!
Тем более, что Мадам (Валерия Пфистер) и две Воспитательницы (Елена Митракова и Ирина Ромишевская) тоже очень сильно хотели исполнить партию Дидоны, однако им достались роли Колдуньи, Первой и Второй ведьм.
Обида – обидой, но работу никто не отменял! Мистически-демонический терцет оказался ярким, темпераментным, полным сил и кипучей энергии. Жаль, что все эти качества невозможно использовать в мирных целях! Пьянящие голоса в сочетании с горячей, завораживающей пляской и магическим магнетизмом заставляют проникнуться глубокой симпатией по отношению к жестоким и коварным представительницам Царства Тьмы.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств садовник Пансиона мастер Форкасл (Ярослав Абаимов) также становится участником спектакля. Ему доверено исполнить партию Моряка – невольника в руках Сил Зла.
В этой постановке есть еще один персонаж – Дух (Артем Крутько). Это даже не герой, а самый настоящий режиссер (или дирижер), четкими движениями управляющий всем, что происходит на сцене. Именно он призывает оглушительные раскаты грома и ослепляющие вспышки молний в начале спектакля, создавая серьезные преграды Генри Боуману, везущему в Пансион клавир оперы и письмо от Перселла. Этот персонаж неотрывно следит за всеми событиями, разворачивающимися во время репетиций, порой вносит свои коррективы в творческий процесс. Он становится настоящей рукой Судьбы в истории о Дидоне и Энее.
Есть в звучании голоса певца что-то загадочное, волшебное, неземное. Порой он буквально завораживает. В эпизоде, где Дух передает герою послание богов, он напоминает пение ангелов, проникающее, несмотря на легкость и прозрачность тембра, во все точки и уголки огромного пространства.
Артисты хора предстали в образах горничных, ведьм, греков и троянцев. В барочно-античных эпизодах массовые сцены приобретают поистине панорамное звучание: певцы находятся не только на сцене, но и в оркестровой яме, и на балконе, и в фойе. В результате такой расстановки создаются очень красивые, объемные «переклички». Есть в голосах, идущих из разных точек огромного зала (и даже извне) что-то завораживающе-зловещее. Античная трагедия играется именно так, как это описано в учебниках по истории западноевропейского театра – при участии стороннего наблюдателя, вовлеченного в действие.
Барочная опера на античный сюжет, дополненная музыкой современного композитора. Спектакль-фантазия, основанный на реальных исторических фактах. Гармоничный симбиоз классики и модерна. Синтез нескольких видов театрального искусства – вокала, хореографии, драматургии и декламации. Вот он, театр образца «Старого Нового века»!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии