Кто является одной из самых знаменитых отечественных оперных примадонн второй половины ХХ – начала XXI века, известных и любимых как в нашей стране, так и за ее пределами? Елена Образцова, Народная артистка СССР, обладательница красивейшего голоса меццо-сопрано, гармонично сочетающегося с сильным темпераментом и многогранным мастерством драматического артиста. Иностранная пресса занесла ее в список «золотых голосов Большого».
Перечисление всех регалий Елены Васильевны, а также партий, исполненных ею на подмостках по всему миру, займет не один час и не один лист бумаги. В декабре 2011 года по инициативе Примадонны был создан благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, названный ее именем. Под патронатом Дивы проводится многочисленные Международные конкурсы оперного мастерства, которые стали отправной точкой для начала профессиональной карьеры многих молодых исполнителей.
В первую летнюю пятницу 2014 года, 6 июня, московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова пригласил зрителей на третий концерт из серии «Звезды мировой оперы», получивший название «Елена Образцова представляет…». Герои вечера – легенда отечественного музыкального театра, а также – лауреаты основанных ею турниров разных лет.
Каждый из певцов, вышедших в этот вечер на сцену – драгоценный камень, ограненный опытом и широтой репертуара, и в результате - загадочно мерцающий всеми цветами радуги. Исполнительское искусство каждого вокалиста – таинственное сияние, заставляющее сердце замирать в сладостном ожидании чего-то очень приятного. Соприкосновение с их творчеством вызывает чувство, близкое к эйфории, причем характер и тональность исполняемого произведения не играет в данном случае большой роли: одинаково поднимают настроение как трагически-минорные, так и позитивно-мажорные произведения.
Несколько дней назад отечественный мир искусства понес невосполнимую утрату: во вторник, 3 июня, ушел из жизни знаменитый телеведущий, музыковед и музыкальный критик, Народный артист России Святослав Бэлза. А ведь именно он еще совсем недавно, всего полтора месяца назад, вел первый концерт цикла «Звезды мировой оперы». Об этом в начале вечера напомнил конферансье Михаил Сегельман. И объявил минуту молчания.
Дань уважения Человеку отдана. Теперь с не меньшим нужно отнестись к Великой российской и европейской вокально-инструментальной классике. И, как того требует традиция музыкального театра, концертная программа начинается с увертюры в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. К опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (1842). Основная идея произведения, написанного по мотивам одноименной сказки А.С.Пушкина - торжество добра в его извечной борьбе со злом. И именно эта тема отражается в начальном музыкальном фрагменте, где заявляется яркая, праздничная, триумфально-торжественная мелодия, которая затем звучит в финале произведения. Сказочный дух оперы растворяется в мифических, словно неземных мотивах второй части увертюры. А третий фрагмент вновь настраивает зрителя на победный парад представителей сил Света.
Каждый участник концерта поразил публику не только виртуозным вокальным мастерством, но и драматическим талантом, позволившим в рамках одной арии рассказать историю, очень четко определить характер своих героев.
Лауреат I премии VII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой 2009 года Роман Бурденко (баритон) сперва рассказал о прекрасном граде Веденце (то есть Венеции). Ария Веденецкого гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (1898) очень тонко и изящно описывает любимую родину героя («…город прекрасный, город счастливый, моя царица, Веденец славный!...»). Этот купец – настоящий патриот, который, находясь в командировке, скучает о своей дивной, чудесной стране, находящейся посреди моря.
Следующий образ, воплощенный солистом Мариинского театра – Форд из оперы-буффа Дж.Верди «Фальстаф» (1893), которой 80-летний композитор поставил эффектную точку в своем насыщенном «послужном списке». Роман Бурденко исполнил монолог «E sogno? О realta» («Сон это или явь?»). Сумасшедший ревнивец находится на грани отчаяния, поскольку панически боится, что жена не верна ему. Еще не получив каких-либо оснований для подобных мыслей, он уже представляет, как будет мстить своему обидчику и наказывать супругу. Темперамент и энергетика артиста в этой арии буквально сражают наповал. Здесь есть все – и злость, и тоска, и боль, и отчаяние. А еще – несгибаемая воля, сильный характер и четкое намерение следовать к намеченной цели. И никакие препятствия не смогут ему помешать!
Сильный, мощный голос Романа Бурденко напоминает раскаты грома. Подобно яркой вспышке молнии, на мгновение озаряющей небо, затянутое свинцовыми тучами, его баритон, звучащий a capella или с музыкальным сопровождением, добела раскаляет атмосферу в зале, и без того напряженную до предела. Эмоции в такие минуты подобны мощному циклону, стремительно набирающему обороты.
Солист театра «Новая Опера» Алексей Татаринцев (тенор) в 2008 году победил на Международном конкурсе теноров памяти Лучано Паваротти. Его звонкий, нежный голос подобен драгоценным алмазным подвескам. В нем гармонично сочетается ажурная, воздушная, мелодично звенящая легкость и сила, твердость, прочность, свойственные природному бриллианту, ограненному искусным ювелиром.
Как правило, партии, написанные для лирического тенора – это юные герои, познавшие радость (или печаль?) первой любви. Они не «близнецы», отличаются как представители разных стран и эпох, но одновременно являются практически зеркальным отражением друг друга, ведь лица у влюбленных имеют очень много общего.
Первый герой, в образе которого вышел на сцену Алексей Татаринцев – поэт Владимир Ленский из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879). Ария из второго действия («…что день грядущий мне готовит?...») – мысли юноши, готовящегося к дуэли и к ее трагическому исходу. Произведение, знакомое со школьной скамьи, прозвучало совершенно по-новому. Светлая грусть, тоска, печаль, отчаяние, боль, краткий миг надежды – весь спектр чувств творческого человека, его эмоции и настроение ощущаются в каждой фразе, ноте, пассаже.
Не менее пылкий и страстный влюбленный – заглавный герой оперы Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» (1867). Его чувство к дочери злейших врагов семьи, нежное, трогательное, трепетное выражается в каватине «L’amour! L’amour!» («Любовь! Любовь!»). Это произведение подобно лучу света, озаряющему небо, которое еще минуту назад заслоняла бушующая стихия. А выглянувшее солнце, с которым ассоциируется лирический тенор, испокон веков возрождало надежду перепуганного народа на милость высших сил, которые еще совсем недавно гневались.
По-настоящему теплый, солнечный, эмоциональный голос Алексея Татаринцева хочется слушать и на русском языке, и на наречиях Южной Европы. Например, по-испански. Элегантный романс Леандро «No Poede Ser...» («Это невозможно!») из сарсуэлы (синтетический жанр, представляющий собой единение вокала, вербальных диалогов и хореографических номеров, аналог оперетты и мюзикла) П.Соросабаля «Трактирщица в порту» представляет собой монолог молодого человека, влюбленного в девушку, обладающую не самой лучшей репутацией. Видя ее страдания, герой не знает, что ему дальше делать.
Солистка «Новой Оперы» Юлия Меннибаева (меццо-сопрано) стала лауреатом II премии на Международном конкурсе памяти Федоры Барбьери (2012 год).
В первом отделении концерта певица предстала в образе раскольницы Марфы из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» (1886). Таинственно, угрожающе-загадочно прозвучала Сцена Гадания («Силы потайные»). Атмосферный «фон» композиции пронизан печальными и при этом зловещими мотивами. Героиня подобна колдунье, проводящей магический обряд. Сосредоточенность граничит с нервозностью, а глубина тембра – с мерцанием глаз потрясающе глубокого оттенка.
Во второй половине вечера Юлия Меннибаева вышла на сцену в виде заглавной героини оперы К.Сен-Санса «Самсон и Далила» (1877). Теперь она – верховная жрица бога Дагона. Третья ария Далилы «Mon coeur s'ouvre a ta voix» («Мое сердце открылось на твой голос») – торжество обаяния и невероятной силы духа женщины, которая при помощи чар влюбила в себя врага, а затем лишила его главного оружия и попыталась таким образом избавиться от него. Какая сладость в голосе! Самый душистый мед и сладчайший нектар с ярких, прекрасных цветов попросту увядают рядом с такими речами! Пьянящая сладость меццо-сопрано оказывает эффект сродни гипнозу, заставляет забыть обо всем на свете и просто слушать, растворившись в мечтах. Но, как известно, такие речи чаще всего исходят из коварных уст, и последствия расслабленного приобщения могут быть непредсказуемо тяжелыми.
Солист «Новой Оперы» Илья Кузьмин (баритон) – лауреат III премии III Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2003 г.). В первом отделении концерта он предстал в образе князя Елецкого из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Ария «Я Вас люблю, люблю безмерно» - произведение, характеризующее аристократа как благородного человека, готового на все ради своей Дамы Сердца. Настоящий рыцарь! Именно таким хочется видеть человека, называемого героем художественного произведения. Елецкий Ильи Кузьмина обращается к невидимой возлюбленной мягко, нежно, деликатно. Складывается ощущение, что он готов не только совершить подвиг для нее, но и взвалить на себя ее душевные муки и даже боль. Разве можно просто взять и отвергнуть такого жениха?
Совсем другой человек – иудейский царь Ирод, персонаж оперы Ж.Массне «Иродиада» (1881), жестокий, беспощадный, деспотичный. Ради достижения своих целей и удовлетворения желаний он не остановится ни перед чем. Хорошо это или плохо? Для правителя – первое. Для «простого» человека – второе. Во второй половине вечера Илья Кузьмин исполнил арию «Vision fugitive». Живущий во власти чудовищных страстей и животных инстинктов, верховный владыка терзается обычными для представителей любого жителя Земли чувствами – неудовлетворенного желания и жажды мести. А ведь как часто они приводили, приводят и еще приведут к необратимым последствиям!
Приглашенная солистка «Новой Оперы» Любовь Петрова (сопрано) – победительница I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (1999). В первой половине вечера она исполнила романс Джульетты «Oh, quante volte! Oh quante» («О! Сколько раз…») из оперы В.Беллини «Капулетти и Монтекки» (1830). Легкая, светлая грусть с оттенком меланхолии охватила юную девушку, которую отец принуждает к браку с нелюбимым человеком. Прекрасная, нежная мелодия отражает переживания невесты, вспоминающей своего возлюбленного – сына враждебного ее роду семейства. Тонкая, элегантная, изящная, эта музыка превращается в художника, изображающего хрупкую молоденькую аристократку. Добавьте к этому фону прекрасное, хрустально-бриллиантовое, шокаладно-игристое сопрано – и вы увидите дивное творение природы, которое нужно оберегать от холодных северных ветров. В результате оно, подобно хорошему вину, наберет глубину вкуса и цвета и заиграет новыми оттенками. Жаль, что глава семьи Капулетти об этом не подумал – и потерял дочь.
В начале второго отделения прозвучал вальс Мюзетты «Quando m’en vo’ soletta per la viva» («Когда иду по улице одна…») из оперы Дж.Пуччини «Богема» (1896). Обитательница Монмартра, она живая, веселая, энергичная. Эта девушка никогда не унывает и всегда точно знает, чего хочет.
Каждый певец, выступивший в концерте «Елена Образцова представляет…» - яркая звезда, крупная жемчужина, ценная как сама по себе, так и в «комплекте», составляющем роскошное драгоценное колье, способное вызвать неподдельное чувство восторга даже у самых искушенных ценителей Прекрасного. Но основной, центральный бриллиант этого «украшения» - заглавная артистка.
Чудесное, восхитительное меццо-сопрано Елены Васильевны вызывает чувство эйфории или легкого опьянения, неизменно сопровождающие праздничную трапезу с бокалом приятного напитка в компании любимых людей. Дополненное талантом драматической актрисы, каждое появление Примадонны на сцене превращалось в маленький спектакль.
Сперва – Графиня из оперы «Пиковая Дама». В Сцене и Песенке мы видим древнюю («осьмидесятилетнюю») старуху с дрожащим голосом и трясущимися руками. Легенда французского Высшего Света, она ругает и высмеивает довольно вульгарные современные манеры и предается волшебным воспоминаниям своей насыщенной молодости.
Следующий выход – и перед зрителями уже игривая, кокетливая кошка. Объявлен дуэт-буфф Дж.Россини. Но на сцене находится одна певица. А кто еще? Партию Кота исполнил Борислав Струлев (виолончель), перед этим уже поразивший зрителей соло в оркестровом «Размышлении» из оперы Ж.Массне «Таис» (1894) . Волшебные звуки струнного инструмента вызывают ассоциацию с полетом мысли, отправляющейся в заоблачные дали. Что можно насочинять, когда они вернутся? Вот это уже – дело сугубо индивидуальное. Каждый человек дойдет до чего-то своего. Возможно, даже будут созданы новые гениальные музыкальные произведения. Ведь самым лучшим источником вдохновения являются шедевры мирового искусства. Особенно поданные талантливыми мастерами.
В «кошачьей перебранке» завораживающие звуки струнного инструмента оказались очень близки к мяуканью пушистых зверьков. Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворкизова.
Во втором отделении – еще одна ария, полная глубокого внутреннего драматизма. Слезы Шарлотты из оперы Ж.Массне «Вертер» (1892) в исполнении Елены Образцовой. Накануне Рождества молодая героиня перечитывает письма, которые когда-то писал ей возлюбленный. Даже вынужденное замужество не смогло заставить девушку забыть юного Вертера. Тоска, горячие молитвы, страсть, боль и отчаяние охватывают все ее существо.
Во время финального выхода на сцену Елена Образцова предстала в образе заглавной героини оперетты-буфф «Перикола» (1874). Примадонна исполнила ариетту, известную под названием «сцена опьянения». Теперь перед нами – юная бродячая артистка, побывавшая на роскошном пиру и немного перестаравшаяся с вином («Какой обед нам подавали, каким вином на угощали. Уж я его пила, пила…»).
Сольные арии, романсы и сцены из произведений российских и зарубежных вызвали у публики бурные овации, но не менее сильное впечатление произвели дуэты. Например, «Баркарола» из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1880), которую исполнили Любовь Петрова и Юлия Меннибаева. Спокойная, неторопливая мелодия уносит воображение к легендарным каналам Венеции. Мысли покачиваются в такт гондоле и созревают в какое-то важное решение, подобное тем, которые рождались в зале находящегося неподалеку Дворца Дожей. Впрочем, романтический лад этого произведения не вызывает желания вершить судьбы человечества. Хочется лишь сделать этот мир прекрасным, воспитать его эстетические идеалы.
Оба отделения концерта завершали «лакомые кусочки» - дуэты из оперы Дж.Верди «Травиата» (1853), прекрасно знакомые любителям этого вида музыкального театра любого возраста.
Первое отделение завершил дуэт Виолетты и Жоржа Жермона в исполнении Любови Петровой и Романа Бурденко. Долгий и серьезный разговор решил судьбу тяжело больной куртизанки, неотвратимо приблизив ее смерть. Несколько агрессивная, напористая манера общения отца возлюбленного окатила даму полсвета ушатом ледяной воды. Разительна перемена, произошедшая с госпожой Валери за несколько минут, в течение которых продолжалась беседа. От счастливой влюбленной, чье здоровье постепенно восстанавливалось за счет жизни в спокойной обстановке, она прекратилась в абсолютно прозрачную, хрупкую девушку, дни которой сочтены.
Финальной точкой прекрасного вечера стала знаменитая Застольная от Алексея Татаринцева и Любови Петровой. Здесь героиня предстает в совершенно ином виде – легкая, беззаботная, готовая к бесконечному веселью. Прекрасный, блестящий тост, исполняемый традиционно в начале празднеств – вектор, определяющий ход дальнейших событий. Хочется пожелать всем прекрасных торжеств, но при этом не стоит забывать, что, хоть и «…с весельем жизнь прелестна…», но не стоит забывать и о самом главном – о здоровье. Собственном, а также всех родных и близких.
Третий концерт из цикла «Звезды мировой оперы» собрал на одной сцене настоящее созвездие выдающихся артистов современности. Хочется верить, что впереди москвичей ждет немало новых встреч с этими и другими исполнителями, составляющими золотой фонд музыкального театра XXI века.
Ольга Пурчинская
Перечисление всех регалий Елены Васильевны, а также партий, исполненных ею на подмостках по всему миру, займет не один час и не один лист бумаги. В декабре 2011 года по инициативе Примадонны был создан благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, названный ее именем. Под патронатом Дивы проводится многочисленные Международные конкурсы оперного мастерства, которые стали отправной точкой для начала профессиональной карьеры многих молодых исполнителей.
В первую летнюю пятницу 2014 года, 6 июня, московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова пригласил зрителей на третий концерт из серии «Звезды мировой оперы», получивший название «Елена Образцова представляет…». Герои вечера – легенда отечественного музыкального театра, а также – лауреаты основанных ею турниров разных лет.
Каждый из певцов, вышедших в этот вечер на сцену – драгоценный камень, ограненный опытом и широтой репертуара, и в результате - загадочно мерцающий всеми цветами радуги. Исполнительское искусство каждого вокалиста – таинственное сияние, заставляющее сердце замирать в сладостном ожидании чего-то очень приятного. Соприкосновение с их творчеством вызывает чувство, близкое к эйфории, причем характер и тональность исполняемого произведения не играет в данном случае большой роли: одинаково поднимают настроение как трагически-минорные, так и позитивно-мажорные произведения.
Несколько дней назад отечественный мир искусства понес невосполнимую утрату: во вторник, 3 июня, ушел из жизни знаменитый телеведущий, музыковед и музыкальный критик, Народный артист России Святослав Бэлза. А ведь именно он еще совсем недавно, всего полтора месяца назад, вел первый концерт цикла «Звезды мировой оперы». Об этом в начале вечера напомнил конферансье Михаил Сегельман. И объявил минуту молчания.
Дань уважения Человеку отдана. Теперь с не меньшим нужно отнестись к Великой российской и европейской вокально-инструментальной классике. И, как того требует традиция музыкального театра, концертная программа начинается с увертюры в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. К опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (1842). Основная идея произведения, написанного по мотивам одноименной сказки А.С.Пушкина - торжество добра в его извечной борьбе со злом. И именно эта тема отражается в начальном музыкальном фрагменте, где заявляется яркая, праздничная, триумфально-торжественная мелодия, которая затем звучит в финале произведения. Сказочный дух оперы растворяется в мифических, словно неземных мотивах второй части увертюры. А третий фрагмент вновь настраивает зрителя на победный парад представителей сил Света.
Каждый участник концерта поразил публику не только виртуозным вокальным мастерством, но и драматическим талантом, позволившим в рамках одной арии рассказать историю, очень четко определить характер своих героев.
Лауреат I премии VII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой 2009 года Роман Бурденко (баритон) сперва рассказал о прекрасном граде Веденце (то есть Венеции). Ария Веденецкого гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (1898) очень тонко и изящно описывает любимую родину героя («…город прекрасный, город счастливый, моя царица, Веденец славный!...»). Этот купец – настоящий патриот, который, находясь в командировке, скучает о своей дивной, чудесной стране, находящейся посреди моря.
Следующий образ, воплощенный солистом Мариинского театра – Форд из оперы-буффа Дж.Верди «Фальстаф» (1893), которой 80-летний композитор поставил эффектную точку в своем насыщенном «послужном списке». Роман Бурденко исполнил монолог «E sogno? О realta» («Сон это или явь?»). Сумасшедший ревнивец находится на грани отчаяния, поскольку панически боится, что жена не верна ему. Еще не получив каких-либо оснований для подобных мыслей, он уже представляет, как будет мстить своему обидчику и наказывать супругу. Темперамент и энергетика артиста в этой арии буквально сражают наповал. Здесь есть все – и злость, и тоска, и боль, и отчаяние. А еще – несгибаемая воля, сильный характер и четкое намерение следовать к намеченной цели. И никакие препятствия не смогут ему помешать!
Сильный, мощный голос Романа Бурденко напоминает раскаты грома. Подобно яркой вспышке молнии, на мгновение озаряющей небо, затянутое свинцовыми тучами, его баритон, звучащий a capella или с музыкальным сопровождением, добела раскаляет атмосферу в зале, и без того напряженную до предела. Эмоции в такие минуты подобны мощному циклону, стремительно набирающему обороты.
Солист театра «Новая Опера» Алексей Татаринцев (тенор) в 2008 году победил на Международном конкурсе теноров памяти Лучано Паваротти. Его звонкий, нежный голос подобен драгоценным алмазным подвескам. В нем гармонично сочетается ажурная, воздушная, мелодично звенящая легкость и сила, твердость, прочность, свойственные природному бриллианту, ограненному искусным ювелиром.
Как правило, партии, написанные для лирического тенора – это юные герои, познавшие радость (или печаль?) первой любви. Они не «близнецы», отличаются как представители разных стран и эпох, но одновременно являются практически зеркальным отражением друг друга, ведь лица у влюбленных имеют очень много общего.
Первый герой, в образе которого вышел на сцену Алексей Татаринцев – поэт Владимир Ленский из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879). Ария из второго действия («…что день грядущий мне готовит?...») – мысли юноши, готовящегося к дуэли и к ее трагическому исходу. Произведение, знакомое со школьной скамьи, прозвучало совершенно по-новому. Светлая грусть, тоска, печаль, отчаяние, боль, краткий миг надежды – весь спектр чувств творческого человека, его эмоции и настроение ощущаются в каждой фразе, ноте, пассаже.
Не менее пылкий и страстный влюбленный – заглавный герой оперы Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» (1867). Его чувство к дочери злейших врагов семьи, нежное, трогательное, трепетное выражается в каватине «L’amour! L’amour!» («Любовь! Любовь!»). Это произведение подобно лучу света, озаряющему небо, которое еще минуту назад заслоняла бушующая стихия. А выглянувшее солнце, с которым ассоциируется лирический тенор, испокон веков возрождало надежду перепуганного народа на милость высших сил, которые еще совсем недавно гневались.
По-настоящему теплый, солнечный, эмоциональный голос Алексея Татаринцева хочется слушать и на русском языке, и на наречиях Южной Европы. Например, по-испански. Элегантный романс Леандро «No Poede Ser...» («Это невозможно!») из сарсуэлы (синтетический жанр, представляющий собой единение вокала, вербальных диалогов и хореографических номеров, аналог оперетты и мюзикла) П.Соросабаля «Трактирщица в порту» представляет собой монолог молодого человека, влюбленного в девушку, обладающую не самой лучшей репутацией. Видя ее страдания, герой не знает, что ему дальше делать.
Солистка «Новой Оперы» Юлия Меннибаева (меццо-сопрано) стала лауреатом II премии на Международном конкурсе памяти Федоры Барбьери (2012 год).
В первом отделении концерта певица предстала в образе раскольницы Марфы из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» (1886). Таинственно, угрожающе-загадочно прозвучала Сцена Гадания («Силы потайные»). Атмосферный «фон» композиции пронизан печальными и при этом зловещими мотивами. Героиня подобна колдунье, проводящей магический обряд. Сосредоточенность граничит с нервозностью, а глубина тембра – с мерцанием глаз потрясающе глубокого оттенка.
Во второй половине вечера Юлия Меннибаева вышла на сцену в виде заглавной героини оперы К.Сен-Санса «Самсон и Далила» (1877). Теперь она – верховная жрица бога Дагона. Третья ария Далилы «Mon coeur s'ouvre a ta voix» («Мое сердце открылось на твой голос») – торжество обаяния и невероятной силы духа женщины, которая при помощи чар влюбила в себя врага, а затем лишила его главного оружия и попыталась таким образом избавиться от него. Какая сладость в голосе! Самый душистый мед и сладчайший нектар с ярких, прекрасных цветов попросту увядают рядом с такими речами! Пьянящая сладость меццо-сопрано оказывает эффект сродни гипнозу, заставляет забыть обо всем на свете и просто слушать, растворившись в мечтах. Но, как известно, такие речи чаще всего исходят из коварных уст, и последствия расслабленного приобщения могут быть непредсказуемо тяжелыми.
Солист «Новой Оперы» Илья Кузьмин (баритон) – лауреат III премии III Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2003 г.). В первом отделении концерта он предстал в образе князя Елецкого из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Ария «Я Вас люблю, люблю безмерно» - произведение, характеризующее аристократа как благородного человека, готового на все ради своей Дамы Сердца. Настоящий рыцарь! Именно таким хочется видеть человека, называемого героем художественного произведения. Елецкий Ильи Кузьмина обращается к невидимой возлюбленной мягко, нежно, деликатно. Складывается ощущение, что он готов не только совершить подвиг для нее, но и взвалить на себя ее душевные муки и даже боль. Разве можно просто взять и отвергнуть такого жениха?
Совсем другой человек – иудейский царь Ирод, персонаж оперы Ж.Массне «Иродиада» (1881), жестокий, беспощадный, деспотичный. Ради достижения своих целей и удовлетворения желаний он не остановится ни перед чем. Хорошо это или плохо? Для правителя – первое. Для «простого» человека – второе. Во второй половине вечера Илья Кузьмин исполнил арию «Vision fugitive». Живущий во власти чудовищных страстей и животных инстинктов, верховный владыка терзается обычными для представителей любого жителя Земли чувствами – неудовлетворенного желания и жажды мести. А ведь как часто они приводили, приводят и еще приведут к необратимым последствиям!
Приглашенная солистка «Новой Оперы» Любовь Петрова (сопрано) – победительница I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (1999). В первой половине вечера она исполнила романс Джульетты «Oh, quante volte! Oh quante» («О! Сколько раз…») из оперы В.Беллини «Капулетти и Монтекки» (1830). Легкая, светлая грусть с оттенком меланхолии охватила юную девушку, которую отец принуждает к браку с нелюбимым человеком. Прекрасная, нежная мелодия отражает переживания невесты, вспоминающей своего возлюбленного – сына враждебного ее роду семейства. Тонкая, элегантная, изящная, эта музыка превращается в художника, изображающего хрупкую молоденькую аристократку. Добавьте к этому фону прекрасное, хрустально-бриллиантовое, шокаладно-игристое сопрано – и вы увидите дивное творение природы, которое нужно оберегать от холодных северных ветров. В результате оно, подобно хорошему вину, наберет глубину вкуса и цвета и заиграет новыми оттенками. Жаль, что глава семьи Капулетти об этом не подумал – и потерял дочь.
В начале второго отделения прозвучал вальс Мюзетты «Quando m’en vo’ soletta per la viva» («Когда иду по улице одна…») из оперы Дж.Пуччини «Богема» (1896). Обитательница Монмартра, она живая, веселая, энергичная. Эта девушка никогда не унывает и всегда точно знает, чего хочет.
Каждый певец, выступивший в концерте «Елена Образцова представляет…» - яркая звезда, крупная жемчужина, ценная как сама по себе, так и в «комплекте», составляющем роскошное драгоценное колье, способное вызвать неподдельное чувство восторга даже у самых искушенных ценителей Прекрасного. Но основной, центральный бриллиант этого «украшения» - заглавная артистка.
Чудесное, восхитительное меццо-сопрано Елены Васильевны вызывает чувство эйфории или легкого опьянения, неизменно сопровождающие праздничную трапезу с бокалом приятного напитка в компании любимых людей. Дополненное талантом драматической актрисы, каждое появление Примадонны на сцене превращалось в маленький спектакль.
Сперва – Графиня из оперы «Пиковая Дама». В Сцене и Песенке мы видим древнюю («осьмидесятилетнюю») старуху с дрожащим голосом и трясущимися руками. Легенда французского Высшего Света, она ругает и высмеивает довольно вульгарные современные манеры и предается волшебным воспоминаниям своей насыщенной молодости.
Следующий выход – и перед зрителями уже игривая, кокетливая кошка. Объявлен дуэт-буфф Дж.Россини. Но на сцене находится одна певица. А кто еще? Партию Кота исполнил Борислав Струлев (виолончель), перед этим уже поразивший зрителей соло в оркестровом «Размышлении» из оперы Ж.Массне «Таис» (1894) . Волшебные звуки струнного инструмента вызывают ассоциацию с полетом мысли, отправляющейся в заоблачные дали. Что можно насочинять, когда они вернутся? Вот это уже – дело сугубо индивидуальное. Каждый человек дойдет до чего-то своего. Возможно, даже будут созданы новые гениальные музыкальные произведения. Ведь самым лучшим источником вдохновения являются шедевры мирового искусства. Особенно поданные талантливыми мастерами.
В «кошачьей перебранке» завораживающие звуки струнного инструмента оказались очень близки к мяуканью пушистых зверьков. Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворкизова.
Во втором отделении – еще одна ария, полная глубокого внутреннего драматизма. Слезы Шарлотты из оперы Ж.Массне «Вертер» (1892) в исполнении Елены Образцовой. Накануне Рождества молодая героиня перечитывает письма, которые когда-то писал ей возлюбленный. Даже вынужденное замужество не смогло заставить девушку забыть юного Вертера. Тоска, горячие молитвы, страсть, боль и отчаяние охватывают все ее существо.
Во время финального выхода на сцену Елена Образцова предстала в образе заглавной героини оперетты-буфф «Перикола» (1874). Примадонна исполнила ариетту, известную под названием «сцена опьянения». Теперь перед нами – юная бродячая артистка, побывавшая на роскошном пиру и немного перестаравшаяся с вином («Какой обед нам подавали, каким вином на угощали. Уж я его пила, пила…»).
Сольные арии, романсы и сцены из произведений российских и зарубежных вызвали у публики бурные овации, но не менее сильное впечатление произвели дуэты. Например, «Баркарола» из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1880), которую исполнили Любовь Петрова и Юлия Меннибаева. Спокойная, неторопливая мелодия уносит воображение к легендарным каналам Венеции. Мысли покачиваются в такт гондоле и созревают в какое-то важное решение, подобное тем, которые рождались в зале находящегося неподалеку Дворца Дожей. Впрочем, романтический лад этого произведения не вызывает желания вершить судьбы человечества. Хочется лишь сделать этот мир прекрасным, воспитать его эстетические идеалы.
Оба отделения концерта завершали «лакомые кусочки» - дуэты из оперы Дж.Верди «Травиата» (1853), прекрасно знакомые любителям этого вида музыкального театра любого возраста.
Первое отделение завершил дуэт Виолетты и Жоржа Жермона в исполнении Любови Петровой и Романа Бурденко. Долгий и серьезный разговор решил судьбу тяжело больной куртизанки, неотвратимо приблизив ее смерть. Несколько агрессивная, напористая манера общения отца возлюбленного окатила даму полсвета ушатом ледяной воды. Разительна перемена, произошедшая с госпожой Валери за несколько минут, в течение которых продолжалась беседа. От счастливой влюбленной, чье здоровье постепенно восстанавливалось за счет жизни в спокойной обстановке, она прекратилась в абсолютно прозрачную, хрупкую девушку, дни которой сочтены.
Финальной точкой прекрасного вечера стала знаменитая Застольная от Алексея Татаринцева и Любови Петровой. Здесь героиня предстает в совершенно ином виде – легкая, беззаботная, готовая к бесконечному веселью. Прекрасный, блестящий тост, исполняемый традиционно в начале празднеств – вектор, определяющий ход дальнейших событий. Хочется пожелать всем прекрасных торжеств, но при этом не стоит забывать, что, хоть и «…с весельем жизнь прелестна…», но не стоит забывать и о самом главном – о здоровье. Собственном, а также всех родных и близких.
Третий концерт из цикла «Звезды мировой оперы» собрал на одной сцене настоящее созвездие выдающихся артистов современности. Хочется верить, что впереди москвичей ждет немало новых встреч с этими и другими исполнителями, составляющими золотой фонд музыкального театра XXI века.
Ольга Пурчинская