Есть произведения, о которых хотя бы раз в жизни слышал каждый человек. Причем ему даже не обязательно относиться к поклонникам этих опусов. Ярким примером подобного шлягера можно назвать лирико-психологическую оперу Джузеппе Верди «Травиата». Наверняка многие люди любого возраста и профессии поднимали заздравный кубок под чарующие звуки знаменитой «Бриндизи» (застольной песни, исполняемой в итальянских операх). И пускай они даже не задумывались о том, что это за номер, красивая мелодия непременно проникала в их сердца и память, оставаясь там на долгие годы.
Свое 19-е по счету произведение великий итальянец написал в 1853 году, 6 марта оно впервые было показано публике на сцене театра «Ла Фениче» («La Fenice»). Вместе со своим соавтором, либреттистом Франческо Марией Пьяве, композитор, обратившийся за сюжетом к драме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», в этот день получил весьма прохладный прием. Спектакль тогда провалился и потребовал некоторого количества доработок.
В современном музыкальном театре опера «Травиата» занимает почетное место. Она регулярно попадает в репертуар ведущих мировых подмостков и неизменно пользуется повышенным вниманием публики по обе стороны Атлантики.
Кто же такая Травиата? В переводе с итальянского языка «La Traviata» означает «Падшая», «Заблудшая». Действительно, заглавная героиня произведения – Виолетта Валери, куртизанка, молодая женщина, в силу некоторых обстоятельств вынужденная прибегнуть к не самому благопристойному (по мнению своих современников из высшего общества) способу заработка средств к существованию. Но душа ее тонкая, светлая, чистая и нежная. Подобно цветку, жаждущему тепла, девушка мечтает о любви, но именно это чувство ей, при таком роде деятельности, не доступно. И, в конечном итоге, именно оно ее погубит.
Очень интересная постановка вердиевского шедевра вот уже 15 лет регулярно попадает в репертуар московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Премьера сценической версии Заслуженной артистки России Аллы Сигаловой в музыкальной редакции Народного артиста РСФСР Евгения Колобова состоялась 14 июля 1999 года. За два дня до наступления лета-2014, 29 мая, в уютном здании в саду «Эрмитаж» трагическую историю любви можно было посмотреть в 112-й раз.
Драматичным оттенком грядущего действия зрители смогли проникнуться еще за несколько минут до его начала, как только вошли в зал. По замыслу сценографа Эрнста Гейдебрехта, все сценическое пространство окрашено в черный цвет. Он же составляет основу колористической гаммы костюмов. Это – своего рода траур, который оплакивает не столько героиню, сколько само светлое, прекрасное чувство – любовь, умершую вместе с ней.
После первого взмаха палочки дирижера Дмитрия Волосникова, дающего начало увертюре, рисующей музыкальными красками (минорным ладом, динамическими оттенками, плавными legato и медленным, настраивающим на драматичный лад ритмом) прозрачный портрет умирающей от тяжкого недуга героини, на сцене включается свет. Но не яркий, радостный, словно солнечный, а мрачный, напоминающий унылый пасмурный день. Вернее, рассвет.
Первое, что в этот миг предстает вниманию публики – молодой человек, склонившийся над телом девушки. Он оплакивает гибель возлюбленной. Пытается до конца осознать, что же все-таки произошло. И в этот момент он пускается в воспоминания.
Мы оказываемся в той же самой черной комнате, напоминающей либо уютный бар, либо экспозицию небольшой выставки. Отличие только в том, что здесь все стены зеркальные. Помещение явно ожидает наплыва гостей. Действительно – через несколько секунд оно заполняется веселой толпой.
Это – салон молодой куртизанки Виолетты (Екатерина Миронычева, сопрано). Среди парижан, решивших почтить своим присутствием организованный ею вечер – ее подруга и коллега Флора (лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано), ее спутник Гастон (Максим Остроухов, тенор), барон (лауреат Международного конкурса Олег Шагоцкий, баритон) и аристократ Альфред Жермон (Дмитрий Пьянов, тенор). Разноплановое общество беззаботно веселится, ведь жизнь прекрасна! И ничто не может омрачить это великолепное празднество!
Но это – лишь на первый взгляд. Ведь Виолетта тяжело больна. Постоянные мучительные приступы кашля не дают ей спокойно наслаждаться вечером и уделять каждому гостю должное внимание. Альфред тоже неспокоен, ведь он уже давно влюблен в хозяйку салона. Трогательно ухаживая за почувствовавшей слабость куртизанкой, он уговаривает ее оставить специфическое ремесло и уехать из Парижа в более подходящие для человека, страдающего от чахотки места.
Девушка чувствует себя счастливой – ведь не каждый день ей признаются в столь сильном чувстве! При этом, оставшись ночью наедине со своей подругой Анниной (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано), она выражает свою искреннюю радость, которая вскоре омрачается осознанием того факта, что падшая душа не может познать светлых, чистых, прекрасных ощущений и эмоций.
Тем не менее, Виолетта приняла приглашение Альфреда. Три месяца они живут вдвоем, в его имении, находящемся в пригороде Парижа. Новый образ жизни благоприятно сказался на самочувствии героини и не самым лучшим образом – на ее финансах. Но ради высокого, нового для себя чувства она готова к этому привыкнуть.
Счастье молодой пары не было долгим – вскоре их уединение нарушил приезд отца героя, Жоржа Жермона (лауреат Международных конкурсов Василий Ладюк, баритон), обеспокоенного судьбой своей дочери, которой в скором времени предстоит выйти замуж. А для того, чтобы стал возможен ее брак с достойным человеком, необходимо обелить репутацию семьи, то есть пресечь связь Альфреда с дамой полусвета, пускай даже и бывшей. После продолжительного разговора Виолетта принимает непростое решение и покидает дом, в котором была счастлива.
Молодой аристократ отправляется в Париж, в салон Флоры. Там он играет в карты и срывает большой куш. Затем, увидев свою возлюбленную, пытается уговорить ее вернуться. Девушка хочет этого, но не может, поскольку связана обещанием с тем, «кто имеет на это право». В порыве ярости герой бросает полученные деньги в лицо куртизанки и вызывает на дуэль барона, с которым она пришла в салон.
Сцена унизительного объяснения обошлась Виолетте очень дорого: всего через несколько недель ее состояние ухудшилось настолько, что жизнь буквально повисла на волоске. Измученная жестоким недугом, она излучает удивительное душевное спокойствие и равновесие. Но письмо Жермона-старшего вновь выбивает несчастную из колеи. Отец, жестоко раскаиваясь в содеянном, рассказал сыну правду. Он сообщает в письме, что тот скоро приедет к ней, просить прощения, а также желает ей скорейшего выздоровления. «Слишком поздно!» - этот крик терзает душу и рвет сердце на части. Куртизанка прощается с жизнью.
А дальше героиню ждет новое потрясение. На этот раз – приятное. Ей наносит визит Альфред. Он извиняется за свое поведение и предлагает любимой срочно покинуть Париж, где они оба были так несчастны. Позитивные эмоции придали умирающей сил, девушка снова хочет жить. Но – увы! Тяжелый недуг имеет на ее счет свои, категорически ни с кем не согласованные, планы. Минутная вспышка энергии, ощущение свободы, полета, наконец-то отпустившей боли заканчивается падением. На то самое место, с которого начинался спектакль.
В «Травиате» Верди активно использовал трехдольный ритм вальса, при помощи которого живописно рисовал физическое и эмоциональное настроение героев, в частности – Виолетты. Мелодическая составляющая разнообразна – от легкой, кокетливой, беспечной и изящной до печальной, трагической. От радости первой любви до кончины светлого, прекрасного чувства.
Солисты театра «Новая Опера» создали ряд ярких, запоминающихся образов, которые позволили по-новому взглянуть на поступки их героев, оценить ситуацию с иного ракурса, чем прежде.
Виолетта в исполнении Екатерины Миронычевой предстала тонкой, прозрачной, прекрасной, словно эльф или лесная нимфа. Сложнейшие переходы от беспечной, беззаботной героини («…с весельем жизнь прелестна…»), какой она предстает в начале, к глубоко несчастной, умирающей от мучительной болезни («Простите меня навеки, о счастье мечтанья, я гибну, как роза, от бури дыханья…»), от колоратурного сопрано до драматического, в сочетании с живостью, пластичностью тела и нежным, звонким, красивым тембром голоса, вызвали целую бурю чувств – и радость, и восторг, и печаль, и слезы. Прекрасны контрастные переходы от состояния к состоянию, от настроения к настроению.
Жорж Жермон Василия Ладюка энергично влетает на сцену в начале сцены его дуэта с героиней. Преследующий определенную цель и настроенный решительно для ее достижения, он хочет как можно быстрее закончить неприятный разговор. Негодование по поводу выбора сыном определенного жизненного пути удивительным образом сочетается с той мягкостью и нежностью, с которой этот персонаж говорит о своей дочери. Дополнительный драматизм эпизоду придает семейный фотоальбом, глядя в который, Виолетта принимает непростое решение, ставшее для нее судьбоносным. Следующая далее ария «Di Provenza il mar» («Ты забыл край милый свой…») исполнена глубокой внутренней боли старого отца, тяжело переживающего довольно необычное поведение сына. Глубокий внутренний надрыв, а также аристократическое благородство, свойственное природе этого артиста, заставляют задаться вопросом: а не это ли истинный герой оперы «Травиата»?
Альфред Дмитрия Пьянова несколько потерялся на фоне ярких партнеров. А, может быть, это просто слабый персонаж? И Верди более яркий образ нарисовал для его отца? Романтичный влюбленный в начале, юный Жермон превращается в опасного ревнивца, от которого лучше держаться подальше. Да и черная неблагодарность, которую он проявил по отношению к Виолетте, настраивает на мысль, что счастливы вместе они бы не были никогда. И дело тут вовсе не в разности социальных положений.
Романтическая история о любви с трагическим концом в «Новой Опере» превратилась в драматичный рассказ о гибели этого прекрасного чувства. В последнюю секунду жизни заглавной героини вся она озарилась ярчайшей вспышкой прожектора. Словно душа ее навсегда покинула тело, чтобы когда-нибудь вселиться в другое. И делает это очень долго, на протяжении всей истории человечества. Ведь имя ей – Любовь. То самое чувство, без которого нет жизни на этом свете. Viva, l’Amore!!!
Ольга Пурчинская
еще рецензия на этот спектакль
Свое 19-е по счету произведение великий итальянец написал в 1853 году, 6 марта оно впервые было показано публике на сцене театра «Ла Фениче» («La Fenice»). Вместе со своим соавтором, либреттистом Франческо Марией Пьяве, композитор, обратившийся за сюжетом к драме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», в этот день получил весьма прохладный прием. Спектакль тогда провалился и потребовал некоторого количества доработок.
В современном музыкальном театре опера «Травиата» занимает почетное место. Она регулярно попадает в репертуар ведущих мировых подмостков и неизменно пользуется повышенным вниманием публики по обе стороны Атлантики.
Кто же такая Травиата? В переводе с итальянского языка «La Traviata» означает «Падшая», «Заблудшая». Действительно, заглавная героиня произведения – Виолетта Валери, куртизанка, молодая женщина, в силу некоторых обстоятельств вынужденная прибегнуть к не самому благопристойному (по мнению своих современников из высшего общества) способу заработка средств к существованию. Но душа ее тонкая, светлая, чистая и нежная. Подобно цветку, жаждущему тепла, девушка мечтает о любви, но именно это чувство ей, при таком роде деятельности, не доступно. И, в конечном итоге, именно оно ее погубит.
Очень интересная постановка вердиевского шедевра вот уже 15 лет регулярно попадает в репертуар московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Премьера сценической версии Заслуженной артистки России Аллы Сигаловой в музыкальной редакции Народного артиста РСФСР Евгения Колобова состоялась 14 июля 1999 года. За два дня до наступления лета-2014, 29 мая, в уютном здании в саду «Эрмитаж» трагическую историю любви можно было посмотреть в 112-й раз.
Драматичным оттенком грядущего действия зрители смогли проникнуться еще за несколько минут до его начала, как только вошли в зал. По замыслу сценографа Эрнста Гейдебрехта, все сценическое пространство окрашено в черный цвет. Он же составляет основу колористической гаммы костюмов. Это – своего рода траур, который оплакивает не столько героиню, сколько само светлое, прекрасное чувство – любовь, умершую вместе с ней.
После первого взмаха палочки дирижера Дмитрия Волосникова, дающего начало увертюре, рисующей музыкальными красками (минорным ладом, динамическими оттенками, плавными legato и медленным, настраивающим на драматичный лад ритмом) прозрачный портрет умирающей от тяжкого недуга героини, на сцене включается свет. Но не яркий, радостный, словно солнечный, а мрачный, напоминающий унылый пасмурный день. Вернее, рассвет.
Первое, что в этот миг предстает вниманию публики – молодой человек, склонившийся над телом девушки. Он оплакивает гибель возлюбленной. Пытается до конца осознать, что же все-таки произошло. И в этот момент он пускается в воспоминания.
Мы оказываемся в той же самой черной комнате, напоминающей либо уютный бар, либо экспозицию небольшой выставки. Отличие только в том, что здесь все стены зеркальные. Помещение явно ожидает наплыва гостей. Действительно – через несколько секунд оно заполняется веселой толпой.
Это – салон молодой куртизанки Виолетты (Екатерина Миронычева, сопрано). Среди парижан, решивших почтить своим присутствием организованный ею вечер – ее подруга и коллега Флора (лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано), ее спутник Гастон (Максим Остроухов, тенор), барон (лауреат Международного конкурса Олег Шагоцкий, баритон) и аристократ Альфред Жермон (Дмитрий Пьянов, тенор). Разноплановое общество беззаботно веселится, ведь жизнь прекрасна! И ничто не может омрачить это великолепное празднество!
Но это – лишь на первый взгляд. Ведь Виолетта тяжело больна. Постоянные мучительные приступы кашля не дают ей спокойно наслаждаться вечером и уделять каждому гостю должное внимание. Альфред тоже неспокоен, ведь он уже давно влюблен в хозяйку салона. Трогательно ухаживая за почувствовавшей слабость куртизанкой, он уговаривает ее оставить специфическое ремесло и уехать из Парижа в более подходящие для человека, страдающего от чахотки места.
Девушка чувствует себя счастливой – ведь не каждый день ей признаются в столь сильном чувстве! При этом, оставшись ночью наедине со своей подругой Анниной (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано), она выражает свою искреннюю радость, которая вскоре омрачается осознанием того факта, что падшая душа не может познать светлых, чистых, прекрасных ощущений и эмоций.
Тем не менее, Виолетта приняла приглашение Альфреда. Три месяца они живут вдвоем, в его имении, находящемся в пригороде Парижа. Новый образ жизни благоприятно сказался на самочувствии героини и не самым лучшим образом – на ее финансах. Но ради высокого, нового для себя чувства она готова к этому привыкнуть.
Счастье молодой пары не было долгим – вскоре их уединение нарушил приезд отца героя, Жоржа Жермона (лауреат Международных конкурсов Василий Ладюк, баритон), обеспокоенного судьбой своей дочери, которой в скором времени предстоит выйти замуж. А для того, чтобы стал возможен ее брак с достойным человеком, необходимо обелить репутацию семьи, то есть пресечь связь Альфреда с дамой полусвета, пускай даже и бывшей. После продолжительного разговора Виолетта принимает непростое решение и покидает дом, в котором была счастлива.
Молодой аристократ отправляется в Париж, в салон Флоры. Там он играет в карты и срывает большой куш. Затем, увидев свою возлюбленную, пытается уговорить ее вернуться. Девушка хочет этого, но не может, поскольку связана обещанием с тем, «кто имеет на это право». В порыве ярости герой бросает полученные деньги в лицо куртизанки и вызывает на дуэль барона, с которым она пришла в салон.
Сцена унизительного объяснения обошлась Виолетте очень дорого: всего через несколько недель ее состояние ухудшилось настолько, что жизнь буквально повисла на волоске. Измученная жестоким недугом, она излучает удивительное душевное спокойствие и равновесие. Но письмо Жермона-старшего вновь выбивает несчастную из колеи. Отец, жестоко раскаиваясь в содеянном, рассказал сыну правду. Он сообщает в письме, что тот скоро приедет к ней, просить прощения, а также желает ей скорейшего выздоровления. «Слишком поздно!» - этот крик терзает душу и рвет сердце на части. Куртизанка прощается с жизнью.
А дальше героиню ждет новое потрясение. На этот раз – приятное. Ей наносит визит Альфред. Он извиняется за свое поведение и предлагает любимой срочно покинуть Париж, где они оба были так несчастны. Позитивные эмоции придали умирающей сил, девушка снова хочет жить. Но – увы! Тяжелый недуг имеет на ее счет свои, категорически ни с кем не согласованные, планы. Минутная вспышка энергии, ощущение свободы, полета, наконец-то отпустившей боли заканчивается падением. На то самое место, с которого начинался спектакль.
В «Травиате» Верди активно использовал трехдольный ритм вальса, при помощи которого живописно рисовал физическое и эмоциональное настроение героев, в частности – Виолетты. Мелодическая составляющая разнообразна – от легкой, кокетливой, беспечной и изящной до печальной, трагической. От радости первой любви до кончины светлого, прекрасного чувства.
Солисты театра «Новая Опера» создали ряд ярких, запоминающихся образов, которые позволили по-новому взглянуть на поступки их героев, оценить ситуацию с иного ракурса, чем прежде.
Виолетта в исполнении Екатерины Миронычевой предстала тонкой, прозрачной, прекрасной, словно эльф или лесная нимфа. Сложнейшие переходы от беспечной, беззаботной героини («…с весельем жизнь прелестна…»), какой она предстает в начале, к глубоко несчастной, умирающей от мучительной болезни («Простите меня навеки, о счастье мечтанья, я гибну, как роза, от бури дыханья…»), от колоратурного сопрано до драматического, в сочетании с живостью, пластичностью тела и нежным, звонким, красивым тембром голоса, вызвали целую бурю чувств – и радость, и восторг, и печаль, и слезы. Прекрасны контрастные переходы от состояния к состоянию, от настроения к настроению.
Жорж Жермон Василия Ладюка энергично влетает на сцену в начале сцены его дуэта с героиней. Преследующий определенную цель и настроенный решительно для ее достижения, он хочет как можно быстрее закончить неприятный разговор. Негодование по поводу выбора сыном определенного жизненного пути удивительным образом сочетается с той мягкостью и нежностью, с которой этот персонаж говорит о своей дочери. Дополнительный драматизм эпизоду придает семейный фотоальбом, глядя в который, Виолетта принимает непростое решение, ставшее для нее судьбоносным. Следующая далее ария «Di Provenza il mar» («Ты забыл край милый свой…») исполнена глубокой внутренней боли старого отца, тяжело переживающего довольно необычное поведение сына. Глубокий внутренний надрыв, а также аристократическое благородство, свойственное природе этого артиста, заставляют задаться вопросом: а не это ли истинный герой оперы «Травиата»?
Альфред Дмитрия Пьянова несколько потерялся на фоне ярких партнеров. А, может быть, это просто слабый персонаж? И Верди более яркий образ нарисовал для его отца? Романтичный влюбленный в начале, юный Жермон превращается в опасного ревнивца, от которого лучше держаться подальше. Да и черная неблагодарность, которую он проявил по отношению к Виолетте, настраивает на мысль, что счастливы вместе они бы не были никогда. И дело тут вовсе не в разности социальных положений.
Романтическая история о любви с трагическим концом в «Новой Опере» превратилась в драматичный рассказ о гибели этого прекрасного чувства. В последнюю секунду жизни заглавной героини вся она озарилась ярчайшей вспышкой прожектора. Словно душа ее навсегда покинула тело, чтобы когда-нибудь вселиться в другое. И делает это очень долго, на протяжении всей истории человечества. Ведь имя ей – Любовь. То самое чувство, без которого нет жизни на этом свете. Viva, l’Amore!!!
Ольга Пурчинская
еще рецензия на этот спектакль