интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" прошло музыкальное "возлияние" в честь Бахуса

 
 
 

В "Новой Опере" прошло музыкальное "возлияние" в честь Бахуса

Автор: Ольга Пурчинская от 28-04-2014, 02:23, посмотрело: 2437

Знаете ли вы, кто такой Бахус? Это божество античной мифологии, древнеримский вариант имени бога виноделия, виноградников и вина, у античных эллинов известный как Дионис. Кроме того, он считался покровителем театра.

В дни празднеств в честь Бахуса и его жены Либеры во многих городах устраивались яркие представления, пиры, песни и пляски, а также – обильные возлияния. Такие массовые торжества назывались либералиями.

Уютное Зеркальное фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова регулярно становится площадкой для камерных концертов, на каждом из которых зритель может не только наполнить все свое существо прекрасной музыкой, но и, в силу непосредственной близости от исполнителей, почувствовать себя соучастником великого Таинства, связанного с проникновением величайших произведений искусства в сердца и души.

26 апреля 2014 года здесь прошел необычный вечер, обозначенный как «концерт-возлияние». Название «Чистый нам любезен Бахус…» говорит само за себя – ожидались параллели с древнеримскими либералиями.

Камерная обстановка Зеркального фойе не предполагает разделения сцены и зрительного зала, нет там и оркестровой ямы. Так что зрители, многие из которых еще до концерта прихватили в буфете немного «аперитива», оказались буквально в нескольких шагах от места действия. А оно проходило за накрытыми столами, уставленными бутылками с вином и бокалами.

…Итак, прозвучал третий звонок. Публика заняла свои места, и через несколько мгновений появились герои вечера: лауреат Международных конкурсов Ирина Костина (сопрано), лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева (меццо-сопрано), заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева (меццо-сопрано), Антон Бочкарев (тенор), Георгий Фараджев (тенор), лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий (баритон) и Александр Попов (баритон). Исполняли они, что логично, знаменитые застольные песни, прославляющие бога Бахуса. Музыкальное сопровождение осуществляла дипломант Международного конкурса Татьяна Сотникова (рояль).

С чего обычно начинается любой званый вечер? Конечно же, с приветствия хозяина дома, который желает своим гостям прекрасно провести время, оставив за порогом все свои волнения, мысли и переживания. Именно к этому призывает многочисленную толпу князь Орловский из оперетты И.Штрауса «Летучая мышь» своим знаменитым тостом: «…скучать и думать здесь грешно, одно веселье быть должно…». Эта партия изначально была написана для меццо-сопрано, но затем ее запел баритон. В наше время встречаются оба варианта этого персонажа. Любителям «мужского» варианта исполнения режиссер концерта Алексей Вэйро доставил истинное удовольствие – тост князя Орловского исполнил Анджей Белецкий. Глубокий, насыщенный голос пьянит безо всякого вина, а в тексте (переведено на русский язык) читается радушие гостеприимного хозяина, приглашающего всех к столу и дальнейшим беззаботным утехам.

Кроме знаменитого тоста «хозяин вечера» (а именно он находился во главе стола и щедро подливал своим сотрапезникам еще немного вина) спел романс «Заздравный кубок» (музыка М.И.Глинки, стихи А.С.Пушкина) – своеобразное признание в любви вину («Пейте за радость юной любви, скроется младость, дети мои… Кубок янтарный полон давно. Я – благодарный – пью за вино…»).

Не менее интересна веселая песня «Улица» (музыка А.И.Дюбюка, стихи неизвестного автора), герой которой, в силу своих возлияний, трезвым видит только себя («…Левая, правая где сторона, улица, улица, ты, брат, пьяна…»). Задор и положительная энергетика Анджея Белецкого, позитивная тональность «Соль мажор» и веселый текст сделали эту песню одной из ярчайших нот в общей партитуре вечера.

А ведь это – не просто концерт! Прежде всего, это – карнавал! Костюмы врача, официантки, а также путешественника, домоседа, английской леди и пожилой женщины отправляли с каждым номером зрителей в путешествие по миру и родной стране.

Александра Саульская-Шулятьева – истинный мастер перевоплощений. Сперва - возмущенная жена и мать семейства в песне «Ах ты, пьяная тетеря!» (музыка и слова М.П.Мусоргского), затем – неверная жена ревнивого мужа в произведении на музыку С.В.Рахманинова «Белилицы, румяницы вы мои». Сначала праведный гнев, смешанный с сочувствием к детям, потом – переживания молодой русской красавицы, перемешивающиеся с прекрасными воспоминаниями, яркими и задорными. А еще через несколько минут перед нами – пожилая одинокая женщина в пуховом платке, собирающая пустые бутылки.

Совершенно не похожие друг на друга произведения пела и Анастасия Бибичева. В начале вечера – «Show me the way to the next whiskey bar» (музыка К.Вайля, стихи Б.Брехта), грустная история женщины, понесшей трагическую потерю, которая ищет виски-бар и обращается за помощью к луне Алабамы («…о, луна Алабамы, теперь мы должны попрощаться, мы потеряли нашу старую добрую маму, и должно быть виски, ой, вы знаете, почему…»). Под занавес – романс «Зимний вечер» (музыка Н.К.Метнера, стихи А.С.Пушкина), текст которого знаком большинству зрителей со школьных лет («…выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка?...»).

Романсы на стихи русских классиков, известные многим людям с раннего детства, исполняли почти все участники концерта. Так, Антон Бочкарев спел два произведения М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина – «Мери» и «В крови горит огонь желанья». И опять – совершенно разные образы! Первый – лирический герой, влюбленный в юную девушку и пьющий за ее здоровье («…будь же счастлива, Мери, солнце жизни моей! Ни тоски, ни потери, ни ненастливых дней пусть не ведает Мери…»). Второй охвачен пламенем страсти, и желания его сильны, как никогда («В крови горит огонь желанья, душа тобой уязвлена, лобзай меня: твои лобзанья мне слаще мирра и вина…»).

Творчество А.С.Пушкина вдохновляло многих композиторов на написание романсов, ставших настоящими шедеврами отечественной камерной музыки. Александр Попов исполнил результат совместного творчества поэта с Ц.А.Кюи («Царскосельская статуя»), а также – симбиоз А.С.Даргомыжского и П.И.Вейнберга («Титулярный советник»). Первый – посвящение скульптуре «Молочница», украшающей парк в Царском селе и представляющей собой девушку, переживающую о разбитом кувшине, из которого льется нескончаемая струя воды. Второй – классическая история о молодом человеке, отвергнутом девушкой, являющейся объектом его пристального внимания, с горя отправившегося «заливать» свои горести и печали («…пошел титулярный советник и пьянствовал с горя всю ночь, и в винном тумане носилась пред ним генеральская дочь…»).

Но кто это там, в дальнем конце зала? В роскошном халате и причудливом головном уборе? Это – музыкант Денис Голубев (гобой). Сняв свой маскарадный костюм и оказавшись в более привычном для зрителей наряде, он исполнил отрывок из сюиты Б.Бриттена «Шесть метаморфоз по Овидию» (произведение написано специально для гобоя), посвященный Бахусу – «Bacchus, at whose is heard the noise of gaggling women’s tattling tongues and shouting out of boys» («Вакх, на пиршествах которого стоит шум от хохота и болтовни женщин и выкриков мальчишек»). А, может быть, это вовсе не произведение, а всего лишь плод богатого воображения захмелевших присутствующих? Во всяком случае, участники застолья решили именно так.

Камерная музыка, зеркальное фойе… А как же опера? Обязательно, как можно обойтись без этого удивительного искусства, пьянящего ничуть не меньше, чем самое лучшее игристое вино!

В.А.Моцарт. Опера «Похищение из сераля». Дуэт Педрильо и Осмина «Vivat Bacchus! Bacchus Lebe!» («Виват, Бахус! Бахус славный!») исполнили Антон Бочкарев (Педрильо) и Александр Попов (Осмин). Противостояние двух слуг, один из которых не может позволить себе возлияние в связи с вопросами религии, заканчивается тем, что турок засыпает, поскольку в вино был подмешан сонный порошок. Но перед этим оба персонажа славят Бога, наполнившего их бокалы чудесным напитком («Виват, Бахус, Бахус славный, мой наполнивший стакан!... Девочки-кокетки, блондинки, брюнетки, мы славим вас!...»).

Герои произведений Моцарта обращаются к искрящемуся напитку довольно часто. Например, у заглавного героя оперы «Дон Жуан» есть говорящая ария, которая так и называется – «Fin ch’han dal vino» («Ария с шампанским»). Во славу Бахуса ее исполнил Александр Попов. Коварный обольститель, покоривший, а затем разбивший не одно женское сердце, находится в отличном настроении и строит далеко идущие планы, предвкушая новые победы на весьма деликатном фронте. На следующий день ожидается празднество, в течение которого Дон Жуан намерен пополнить свой знаменитый список («…больше десятка их для порядка завтра запишешь в список ты мой… Девушкам этим все мы наметим – там угощенье, здесь развлеченье нашим гостям…»). Искрящаяся, оптимистичная, радостная ария как раз и вызывает ассоциацию с легким опьянением, знакомым многим любителям элегантного, но коварного напитка.

Застольные песни бывают не только торжественными и хвалебными, словно ода. Примером другой интерпретации жанра бриндизи (застольная песня) считается «Innafia l’ugola!» («За твой успех я пью», застольная песня Яго из оперы Дж.Верди «Отелло»). Ее спели Анджей Белецкий (Яго), Георгий Фараджев (Кассио) и Антон Бочкарев (Родриго). Коварный интриган, не щадящий никого, невольно ставшего препятствием на пути к заветной цели, он сталкивает лбами людей из своего окружения, лестью усыпляет бдительность своих недругов, и в конечном итоге добивается своего. То есть заговаривает Кассио зубы, чтобы напоить его, для чего выдает тост, от которого веет сарказмом и неприязнью.

Что может опьянить без возлияний? Конечно, человеческие чувства – любовь и страсть. А как их возбудить? При помощи специфического эликсира. Как в опере Г.Доницетти «Любовный напиток». Экспрессивный дуэт «Caro elisir» («Заветный эликсир») исполнили Ирина Костина (Адина) и Георгий Фараджев (Неморино). Яркие, харизматичные герои в небольшом фрагменте показывают весь спектр эмоциональной составляющей взаимоотношений девушки и юноши.

По-настоящему жаркие страсти горят в опере Ш.Гуно «Ромео и Джульетта». Арию главной героини «Dieu! Quel frisson court dans mes veines» («Боже! Ах, отчего я дрожу?») спела Ирина Костина. Любовь к мужу-изгнаннику и нежелание повторно сочетаться браком с человеком, к которому она не испытывает сильного чувства, вынуждают юную наследницу рода Капулетти выпить загадочный эликсир. К каким последствиям это привело – любителям классицистической драматургии и всех видов театра говорить не нужно. Но пока Джульетта лишь держит в руках заветную склянку (то есть, конечно же, бокал) с магическим напитком (а разве нельзя то же самое сказать и о вине?) и готовится отведать ее содержимое. Нежное, звонкое сопрано, похожее на мелодичный колокольчик с хрустальным отливом, в этот миг разрывает душу – такое в нем слышно отчаяние. Одновременно этот голос вызывает светлые чувства – такие решительные, твердые нотки в нем проскальзывают. Как жаль, что Рок не пощадил веронских влюбленных, ведь, кто знает, может быть, их брак открыл бы новую главу в истории жизни двух некогда враждебных кланов?

Был на этом великолепном пиру и настоящий итальянец, точнее, обладатель «итальянского» голоса – теплого, солнечного, чарующего и манящего, словно вино, музыка и театр, - всего того, чему покровительствовал Дионис. Такие мысли и чувства приходят в голову, когда начинает петь Георгий Фараджев. В честь Бахуса он исполнил песню «Music for a while» («Музыка на время») английского композитора эпохи барокко Г.Перселла. В этом произведении прославляется лучшее лекарство от всех невзгод, имя которому – музыка («Хоть ненадолго вас музыка отвлечет от всех забот, дивясь, как наступает облегченье…»).

Какое же оно все-таки – это вино? Доброе или злое? Друг или враг? Партнер или конкурент? Мнения людей по этому вопросу делятся поровну. Но ясно одно – оно опьяняет, вызывает чувство полета души, повышает настроение. Не поэтому ли так почитают бога Бахуса на протяжении всей истории европейской цивилизации? Именно с его воздействием хочется сравнить эффект, который оказывает на людей Его Величество Театр, особенно – музыкальный.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр