Вокальная миниатюра - небольшое музыкальное произведение, исполняется голосом (или несколькими голосами) в сопровождении фортепиано (или иного музыкального инструмента). Литературная основа – стихотворение лирического содержания. Все это – краткая характеристика романса. В России это – не просто вид камерного сочинения. Говоря о русском романсе, мы подразумеваем явление, позволяющее познать сложный национальный характер, проникнуть в отдаленные закоулки души, понять особенности мировоззрения.
27февраля 2018 года в Зеркальном фойе театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел «Вечер русского романса». Солисты в сопровождении рояля исполнили шедевры камерной музыки XIX – середины ХХ века. Партия фортепиано – Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса).
Первое отделение:
П.И.Чайковский. «Благославляю вас, леса»... Ор.47, №5 на стихи А.К.Толстого;
«Соловей». Ор.60, №4 на стихи А.С.Пушкина.
Солист – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон).
Н.А.Римский-Корсаков. «Пленившись розой, соловей»… (восточный романс). Ор.2, №2 на стихи А.В.Кольцова;
«Редеет облаков летучая гряда»… Ор.42, №3 на стихи А.С.Пушкина.
Солистка – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
П.И.Чайковский. «Нет, только тот, кто знал»… Ор.6, №6 на стихи И.В.Гете, перевод Л.А.Мея;
С.В.Рахманинов. «О нет, молю, не уходи!»… Ор.4, №1 на стихи Д.С.Мережковского.
Солист – Артем Гарнов (баритон).
П.И.Чайковский. «Колыбельная песня». Ор.16, №1 на стихи А.Н.Майкова;
С.В.Рахманинов. «Ветер перелетный»… Ор.34, №4 на стихи К.Д.Бальмонта.
Солистка – Мария Буйносова (сопрано).
П.И.Чайковский. «Снова, как прежде, один»… Ор.73, №6 на стихи Д.М.Ратгауза;
С.В.Рахманинов. «Икалось ли тебе» на стихи П.А.Вяземского.
Солист – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас).
С.В.Рахманинов. «Здесь хорошо»… Ор.21, №7 на стихи Г.А.Галиной;
«В молчаньи ночи тайной»… Ор.4, №3 на стихи А.А.Фета;
«Я жду тебя»… Ор.14, №1 на стихи М.А.Давидовой.
Солистка – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано).
А.С.Даргомыжский. «Ночной зефир струит эфир» на стихи А.С.Пушкина;
П.И.Чайковский. «Серенада Дон Жуана». Ор.38, №1 на стихи А.К.Толстого.
Солист – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон).
П.И.Чайковский. «Серенада». Ор.65, №1 на стихи Э.Тюркетти, перевод А.Горчаковой;
«Примирение». Ор.25, №1 на стихи Н.Ф.Щербины;
«День ли царит»… Ор.47, №6 на стихи А.Н.Апухтина.
Солистка – Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано).
Второе отделение:
П.П.Булахов. «Нет, не люблю я вас»… на стихи В.А.Соллогуба;
А.Н.Верстовский. «Старый муж» на стихи А.С.Пушкина.
Солистка – Галина Бадиковская (сопрано).
М.Л.Яковлев. «Зимний вечер» на стихи А.С.Пушкина;
Т.Н.Хренников. «Как соловей о розе» на стихи П.Г.Антокольского.
Солист – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор);
Г.В.Свиридов. «В полях, под снегом и дождем» на стихи Р.Бернса, перевод С.Я.Маршака;
Т.Н.Хренников. «Песня пьяных» на стихи П.Г.Антокольского.
Солист – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас).
С.С.Прокофьев. «Катерина». Ор.104, №4, обработка русской народной песни;
М.П.Мусоргский. «Гопак». Стихи из поэмы «Гайдамаки» Т.Шевченко, перевод Л.А.Мея.
Солистка – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано).
Д.Д.Шостакович. «Пробуждение весны» из цикла «Сатиры» (Картинки прошлого) на стихи С.Черного. Ор.109, №2.
Солистка – Екатерина Кичигина (сопрано).
Г.В.Свиридов. «Всю землю тьмой заволокло» из цикла «Песни на стихи Р.Бернса», перевод С.Я.Маршака;
«Солдатский тост» из музыки к трагедии «Отелло» У.Шекспира, перевод Б.Пастернака.
Солист – Борис Жуков (бас).
Г.В.Свиридов. «Весна» на стихи А.А.Блока;
«О родина, счастливый и неисходный час» из вокальной поэмы «Отчалившая Русь» на стихи С.А.Есенина.
Солистка – Елена Поповская (сопрано).
«На пасхе»… из цикла «Петербургские песни» на стихи А.А.Блока.
Солисты – Елена Поповская, Ирина Ромишевская, Сергей Шеремет, Михаил Первушин.
Романс – уникальное сочинение. В небольшом произведении всегда бывает заключен глубокий смысл. По сути, перед нами оказывается «маленькая версия» литературного произведения крупной формы. Проще говоря, это роман в миниатюре». Основываясь на стихах поэтов, композитор в несколько минут звучания вкладывает очень емкое, глубокое содержание. Талантливые исполнители за этот краткий промежуток времени успевают не просто пересказать историю, а пропустить ее сквозь себя, прожить, прочувствовать и, в конечном итоге, донести ее до слушателя.
Солисты театра «Новая Опера» с фортепианным сопровождением всегда исполняют романсы живо, тонко, глубоко. Они позволяют меломанам проникнуть в отдаленные закоулки внутреннего мира героев камерных миниатюр. Даже знакомые и любимые сочинения всякий раз звучат совершенно по-разному, что позволяет неизменно открывать для себя нечто новое, интересное, неизведанное.
Мне очень нравится слушать одни и те же романсы в исполнении артистов с различными типами голосов. Ощущения от одного и того же произведения в таком случае бывают, порой, полярными, ведь каждый человек будет делать свои смысловые акценты, применит особые интонации. Все это может перевернуть представление о песне и/или романсе с ног на голову.
Истории, которые мы услышали 27 февраля, различны по времени создания (программа охватывает интервал в полтора столетия), драматургическому наполнению, музыкальному материалу и жанровой принадлежности. Герои любили и страдали, ревновали и тосковали, веселились и расслаблялись, находились в компании или одиночестве, терзались и философствовали, вспоминали и мечтали.
Музыкальный материал концерта насыщен и разнообразен, подобно знаменитым русским просторам, он не имеет ни конца, ни края. Какие только визуальные образы не заключили композиторы в свои сочинения! Здесь есть и картины пробуждающейся природы, и теплые солнечные пейзажи, и буйство стихии, и щемящее одиночество, и томление души, и веселое застолье, и безоблачное счастье, и меланхолия, и спокойствие, и тоска, и многое другое.
«Вечер русского романса» в «Новой Опере» - это прекрасная возможность погрузиться в глубины русской культуры. Синтез искусств – музыки, литературы и актерского мастерства – рождает образы, в которых мы можем узнать себя, своих родных, близких и друзей. Чудесные сочинения наполнены теплом человеческой души, богатством красок и бескрайним простором интеллекта. Такие концерты обогащают духовно и интеллектуально, дают богатую пищу для ума и множество поводов для полета фантазии.
Ольга Пурчинская
ФОТОГРАФИИ
27февраля 2018 года в Зеркальном фойе театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел «Вечер русского романса». Солисты в сопровождении рояля исполнили шедевры камерной музыки XIX – середины ХХ века. Партия фортепиано – Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса).
Первое отделение:
П.И.Чайковский. «Благославляю вас, леса»... Ор.47, №5 на стихи А.К.Толстого;
«Соловей». Ор.60, №4 на стихи А.С.Пушкина.
Солист – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон).
Н.А.Римский-Корсаков. «Пленившись розой, соловей»… (восточный романс). Ор.2, №2 на стихи А.В.Кольцова;
«Редеет облаков летучая гряда»… Ор.42, №3 на стихи А.С.Пушкина.
Солистка – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
П.И.Чайковский. «Нет, только тот, кто знал»… Ор.6, №6 на стихи И.В.Гете, перевод Л.А.Мея;
С.В.Рахманинов. «О нет, молю, не уходи!»… Ор.4, №1 на стихи Д.С.Мережковского.
Солист – Артем Гарнов (баритон).
П.И.Чайковский. «Колыбельная песня». Ор.16, №1 на стихи А.Н.Майкова;
С.В.Рахманинов. «Ветер перелетный»… Ор.34, №4 на стихи К.Д.Бальмонта.
Солистка – Мария Буйносова (сопрано).
П.И.Чайковский. «Снова, как прежде, один»… Ор.73, №6 на стихи Д.М.Ратгауза;
С.В.Рахманинов. «Икалось ли тебе» на стихи П.А.Вяземского.
Солист – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас).
С.В.Рахманинов. «Здесь хорошо»… Ор.21, №7 на стихи Г.А.Галиной;
«В молчаньи ночи тайной»… Ор.4, №3 на стихи А.А.Фета;
«Я жду тебя»… Ор.14, №1 на стихи М.А.Давидовой.
Солистка – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано).
А.С.Даргомыжский. «Ночной зефир струит эфир» на стихи А.С.Пушкина;
П.И.Чайковский. «Серенада Дон Жуана». Ор.38, №1 на стихи А.К.Толстого.
Солист – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон).
П.И.Чайковский. «Серенада». Ор.65, №1 на стихи Э.Тюркетти, перевод А.Горчаковой;
«Примирение». Ор.25, №1 на стихи Н.Ф.Щербины;
«День ли царит»… Ор.47, №6 на стихи А.Н.Апухтина.
Солистка – Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано).
Второе отделение:
П.П.Булахов. «Нет, не люблю я вас»… на стихи В.А.Соллогуба;
А.Н.Верстовский. «Старый муж» на стихи А.С.Пушкина.
Солистка – Галина Бадиковская (сопрано).
М.Л.Яковлев. «Зимний вечер» на стихи А.С.Пушкина;
Т.Н.Хренников. «Как соловей о розе» на стихи П.Г.Антокольского.
Солист – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор);
Г.В.Свиридов. «В полях, под снегом и дождем» на стихи Р.Бернса, перевод С.Я.Маршака;
Т.Н.Хренников. «Песня пьяных» на стихи П.Г.Антокольского.
Солист – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас).
С.С.Прокофьев. «Катерина». Ор.104, №4, обработка русской народной песни;
М.П.Мусоргский. «Гопак». Стихи из поэмы «Гайдамаки» Т.Шевченко, перевод Л.А.Мея.
Солистка – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано).
Д.Д.Шостакович. «Пробуждение весны» из цикла «Сатиры» (Картинки прошлого) на стихи С.Черного. Ор.109, №2.
Солистка – Екатерина Кичигина (сопрано).
Г.В.Свиридов. «Всю землю тьмой заволокло» из цикла «Песни на стихи Р.Бернса», перевод С.Я.Маршака;
«Солдатский тост» из музыки к трагедии «Отелло» У.Шекспира, перевод Б.Пастернака.
Солист – Борис Жуков (бас).
Г.В.Свиридов. «Весна» на стихи А.А.Блока;
«О родина, счастливый и неисходный час» из вокальной поэмы «Отчалившая Русь» на стихи С.А.Есенина.
Солистка – Елена Поповская (сопрано).
«На пасхе»… из цикла «Петербургские песни» на стихи А.А.Блока.
Солисты – Елена Поповская, Ирина Ромишевская, Сергей Шеремет, Михаил Первушин.
Романс – уникальное сочинение. В небольшом произведении всегда бывает заключен глубокий смысл. По сути, перед нами оказывается «маленькая версия» литературного произведения крупной формы. Проще говоря, это роман в миниатюре». Основываясь на стихах поэтов, композитор в несколько минут звучания вкладывает очень емкое, глубокое содержание. Талантливые исполнители за этот краткий промежуток времени успевают не просто пересказать историю, а пропустить ее сквозь себя, прожить, прочувствовать и, в конечном итоге, донести ее до слушателя.
Солисты театра «Новая Опера» с фортепианным сопровождением всегда исполняют романсы живо, тонко, глубоко. Они позволяют меломанам проникнуть в отдаленные закоулки внутреннего мира героев камерных миниатюр. Даже знакомые и любимые сочинения всякий раз звучат совершенно по-разному, что позволяет неизменно открывать для себя нечто новое, интересное, неизведанное.
Мне очень нравится слушать одни и те же романсы в исполнении артистов с различными типами голосов. Ощущения от одного и того же произведения в таком случае бывают, порой, полярными, ведь каждый человек будет делать свои смысловые акценты, применит особые интонации. Все это может перевернуть представление о песне и/или романсе с ног на голову.
Истории, которые мы услышали 27 февраля, различны по времени создания (программа охватывает интервал в полтора столетия), драматургическому наполнению, музыкальному материалу и жанровой принадлежности. Герои любили и страдали, ревновали и тосковали, веселились и расслаблялись, находились в компании или одиночестве, терзались и философствовали, вспоминали и мечтали.
Музыкальный материал концерта насыщен и разнообразен, подобно знаменитым русским просторам, он не имеет ни конца, ни края. Какие только визуальные образы не заключили композиторы в свои сочинения! Здесь есть и картины пробуждающейся природы, и теплые солнечные пейзажи, и буйство стихии, и щемящее одиночество, и томление души, и веселое застолье, и безоблачное счастье, и меланхолия, и спокойствие, и тоска, и многое другое.
«Вечер русского романса» в «Новой Опере» - это прекрасная возможность погрузиться в глубины русской культуры. Синтез искусств – музыки, литературы и актерского мастерства – рождает образы, в которых мы можем узнать себя, своих родных, близких и друзей. Чудесные сочинения наполнены теплом человеческой души, богатством красок и бескрайним простором интеллекта. Такие концерты обогащают духовно и интеллектуально, дают богатую пищу для ума и множество поводов для полета фантазии.
Ольга Пурчинская
ФОТОГРАФИИ