Малая вокальная форма, таящая глубокий внутренний смысл и имеющая четко прописанный сюжет, образ и драматургию. Миниатюра, написанная красками музыки и поэзии, всего за несколько минут рассказывающая подлинную историю о жизни, о высоких чувствах, о страстях, о прекрасной природе, об уютном быте, о сложных обстоятельствах и о многом другом. Все это - камерная музыка, точнее, такие ее жанры, как романс, песня и баллада.
Палитра музыкальной лирики XIX - ХХ веков, российской и европейской, представлена в программе третьего фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрестки», проходящего в середине февраля в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 16 февраля состоялся второй концерт, в котором прозвучали фрагменты циклов песен, романсов и баллад Э.Грига (1843 - 1907, Норвегия), Р.Штрауса (1864 - 1949, Германия) и А.С.Даргомыжского (1813 - 1869). Солисты - Заслуженная артистка России Маргарита Некрасова (меццо-сопрано), Анджей Белецкий (лауреат международного конкурса, баритон) и Михаил Давыдов (лауреат международных конкурсов, лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, баритон). Партия фортепиано - Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой). Ведущий - Михаил Сегельман.
«Европейские» вокальные миниатюры звучали в первом отделении, вторая половина вечера была посвящена песенно-романсовому творчеству отечественного классика.
Первое отделение - фрагменты вокальных циклов Э.Грига на стихи Кр.Винтера, А.Мунка, Х.К.Андерсена и Г.Гейне и Р.Штрауса на стихи Дж.Маккея, Ф.Л.Ю.Дана, Г.фон Гильма и Г.Гарта. Солисты - Анджей Белецкий и Маргарита Некрасова.
В камерном вокальном творчестве Э.Грига произошло гармоничное соединение двух стилистических начал - норвежского (под влиянием "родной" национальной культуры) и австро-немецкого (под влиянием творчества немецкого композитора-романтика Р.Шумана, а также обучения в Лейпцигской консерватории).
В исполнении Анджея Белецкого и Дмитрия Сибирцева прозвучали фрагменты четырех вокальных циклов Э.Грига. Романсы «Du fatter ej Bolgernes evige Gang» («Сердце поэта») и «Jeg elsker Dig» («Люблю тебя») – «главы» произведения знаменитого датского поэта, драматурга и сказочника Х.К.Андерсена под названием «Hjertets Melodier» («Мелодии сердца», 1865). Цикл «Романсы и баллады на стихи А.Мунка» (1866) представляли миниатюры «Vuggesang» («Колыбельная») и «Harpen» («Арфа»). Две «страницы» сборника «Шесть стихотворений» Г.Гейне (1864) – «Wo sind sie hin» («У моря», или «Куда ушли они») и «Abschied» («Прощание»). Миниатюра «Taksigelse» («Благодарность») – элемент опуса «Четыре романса на стихи Кр.Винтера» (1864 – 1866). Все произведения звучали на немецком языке.
Анджей Белецкий передал голосом романтические настроения своих героев, их мечты, думы, светлую грусть, скорбь, тоску и горячую страсть пылкого, жаждущего Прекрасных чувств и подвигов сердца. Поиски приключений, неукротимое стремление к чему-то новому, бесконечное томление души – куда все это приведет ярких, эмоциональных поэтов?
Рояль под управлением Дмитрия Сибирцева в этот вечер на несколько минут превратился в арфу. Во всяком случае, звучание «короля инструментов» в какой-то момент стало очень напоминать хорошо знакомые струнные арпеджио, так часто сопровождающие переживания и размышления героинь оперных спектаклей.
Всего несколько минут – и мы словно перенеслись из Зеркального фойе «Новой Оперы» на морское побережье. Казалось, будто мы сидим около ласкового моря и слышим его успокаивающее, умиротворяющее «пение».
Р.Штраус создавал камерные миниатюры на протяжении практически всей своей творческой биографии, насчитывающей примерно семь десятилетий. Это направление деятельности композитора относится к романтизму.
В исполнении Маргариты Некрасовой и Дмитрия Сибирцева прозвучали фрагменты камерного вокального творчества Р.Штрауса: «Morgen!» («Завтра», на стихи Дж.Маккея) и «Cacille» («Цецилия», на стихи Г.Гарта) из цикла «Четыре песни» (1894); «Die Nacht» («Ночь») и «Zueignung» («Посвящение») – часть сборника «Восемь стихотворений Г.фон Вильма» (1885); «All’ mein Gedanken» («Все мои помыслы…») – начало цикла «Schlichte Weisen» («Простые напевы», 1889, на стихи Ф.Л.Ю.Дана).
Богатый, насыщенный, теплый голос Маргариты Некрасовой создает образы, сочетающие в себе подлинную женственность, спокойствие, гордость, красоту, величественность и, одновременно, страстность, эмоциональность, яркие, сильные чувства, на которые может быть способна только она – Прекрасная Муза.
На протяжении всего «блока имени Штрауса» у меня было устойчивое ощущение, что это – не камерный вечер, а самый настоящий симфонический концерт. Дмитрий Сибирцев придавал роялю звучание, характерное для самых разных групп инструментов большого оркестра. В итоге в звуке появились сила, глубина, мощность и объем, но при этом атмосфера доверительного диалога, возможного лишь в небольшом пространстве, никуда не улетучилась.
Второе отделение – фрагменты вокального творчества А.С.Даргомыжского на стихи российских поэтов. Солист – Михаил Давыдов.
В камерных произведениях А.С.Даргомыжского существует два основных направления. Первое связано с традициями русского классического романса (первая половина XIX века), второе («прогрессивно-перспективное») – со взглядом в будущее отечественного вокального искусства.
В исполнении Михаила Давыдова и Дмитрия Сибирцева прозвучали следующие песни и романсы: «Ночной зефир струит эфир» (на стихи А.С.Пушкина), «Мне грустно» (на стихи М.Ю.Лермонтова), «Мельник» (на стихи А.С.Пушкина), «Влюблен я, дева-красота» (на стихи Н.М.Языкова), «Старый капрал» (на стихи В.С.Курочкина, из Беранже), «Юноша и дева» (на стихи А.С.Пушкина), «Титулярный советник» (на стихи П.И.Вейнберга), «Ох, тих, тих, тих, ти!» (на стихи А.В.Кольцова), «Не судите, люди добрые» (на стихи А.В.Тимофеева), «Червяк» (на стихи В.С.Курочкина, из Беранже) и «Оделась туманами Сиерра-Невада» (на стихи В.Широкова).
Яркий, глубокий, «бархатистый» голос Михаила Давыдова в сочетании с драматическим талантом помогли ему превратить каждую вокальную миниатюру в маленький спектакль. В этом «мини-театре» было место всему: и романтике, и влюбленности, и хитрости, и элегантности, и коварству, и благородству, и настоящему драматизму, от которого буквально веет пронизывающим до костей холодом.
Дмитрий Сибирцев средствами музыкальной выразительности эффектно дополнил рассказы о пресмыкающемся чиновнике; о готовящемся к казни солдате; о влюбленном, находящемся в меланхолии и т.д.
Фрагменты вокальных циклов не создают того целостного образа, который возникает при соприкосновении с целым произведением. Тем не менее, они позволяют проникнуть в суть творческого мира композитора, понять и определить характеры его героев, существующих не только в музыке или стихах, но и в их гармоничном слиянии.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Палитра музыкальной лирики XIX - ХХ веков, российской и европейской, представлена в программе третьего фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрестки», проходящего в середине февраля в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 16 февраля состоялся второй концерт, в котором прозвучали фрагменты циклов песен, романсов и баллад Э.Грига (1843 - 1907, Норвегия), Р.Штрауса (1864 - 1949, Германия) и А.С.Даргомыжского (1813 - 1869). Солисты - Заслуженная артистка России Маргарита Некрасова (меццо-сопрано), Анджей Белецкий (лауреат международного конкурса, баритон) и Михаил Давыдов (лауреат международных конкурсов, лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, баритон). Партия фортепиано - Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой). Ведущий - Михаил Сегельман.
«Европейские» вокальные миниатюры звучали в первом отделении, вторая половина вечера была посвящена песенно-романсовому творчеству отечественного классика.
Первое отделение - фрагменты вокальных циклов Э.Грига на стихи Кр.Винтера, А.Мунка, Х.К.Андерсена и Г.Гейне и Р.Штрауса на стихи Дж.Маккея, Ф.Л.Ю.Дана, Г.фон Гильма и Г.Гарта. Солисты - Анджей Белецкий и Маргарита Некрасова.
В камерном вокальном творчестве Э.Грига произошло гармоничное соединение двух стилистических начал - норвежского (под влиянием "родной" национальной культуры) и австро-немецкого (под влиянием творчества немецкого композитора-романтика Р.Шумана, а также обучения в Лейпцигской консерватории).
В исполнении Анджея Белецкого и Дмитрия Сибирцева прозвучали фрагменты четырех вокальных циклов Э.Грига. Романсы «Du fatter ej Bolgernes evige Gang» («Сердце поэта») и «Jeg elsker Dig» («Люблю тебя») – «главы» произведения знаменитого датского поэта, драматурга и сказочника Х.К.Андерсена под названием «Hjertets Melodier» («Мелодии сердца», 1865). Цикл «Романсы и баллады на стихи А.Мунка» (1866) представляли миниатюры «Vuggesang» («Колыбельная») и «Harpen» («Арфа»). Две «страницы» сборника «Шесть стихотворений» Г.Гейне (1864) – «Wo sind sie hin» («У моря», или «Куда ушли они») и «Abschied» («Прощание»). Миниатюра «Taksigelse» («Благодарность») – элемент опуса «Четыре романса на стихи Кр.Винтера» (1864 – 1866). Все произведения звучали на немецком языке.
Анджей Белецкий передал голосом романтические настроения своих героев, их мечты, думы, светлую грусть, скорбь, тоску и горячую страсть пылкого, жаждущего Прекрасных чувств и подвигов сердца. Поиски приключений, неукротимое стремление к чему-то новому, бесконечное томление души – куда все это приведет ярких, эмоциональных поэтов?
Рояль под управлением Дмитрия Сибирцева в этот вечер на несколько минут превратился в арфу. Во всяком случае, звучание «короля инструментов» в какой-то момент стало очень напоминать хорошо знакомые струнные арпеджио, так часто сопровождающие переживания и размышления героинь оперных спектаклей.
Всего несколько минут – и мы словно перенеслись из Зеркального фойе «Новой Оперы» на морское побережье. Казалось, будто мы сидим около ласкового моря и слышим его успокаивающее, умиротворяющее «пение».
Р.Штраус создавал камерные миниатюры на протяжении практически всей своей творческой биографии, насчитывающей примерно семь десятилетий. Это направление деятельности композитора относится к романтизму.
В исполнении Маргариты Некрасовой и Дмитрия Сибирцева прозвучали фрагменты камерного вокального творчества Р.Штрауса: «Morgen!» («Завтра», на стихи Дж.Маккея) и «Cacille» («Цецилия», на стихи Г.Гарта) из цикла «Четыре песни» (1894); «Die Nacht» («Ночь») и «Zueignung» («Посвящение») – часть сборника «Восемь стихотворений Г.фон Вильма» (1885); «All’ mein Gedanken» («Все мои помыслы…») – начало цикла «Schlichte Weisen» («Простые напевы», 1889, на стихи Ф.Л.Ю.Дана).
Богатый, насыщенный, теплый голос Маргариты Некрасовой создает образы, сочетающие в себе подлинную женственность, спокойствие, гордость, красоту, величественность и, одновременно, страстность, эмоциональность, яркие, сильные чувства, на которые может быть способна только она – Прекрасная Муза.
На протяжении всего «блока имени Штрауса» у меня было устойчивое ощущение, что это – не камерный вечер, а самый настоящий симфонический концерт. Дмитрий Сибирцев придавал роялю звучание, характерное для самых разных групп инструментов большого оркестра. В итоге в звуке появились сила, глубина, мощность и объем, но при этом атмосфера доверительного диалога, возможного лишь в небольшом пространстве, никуда не улетучилась.
Второе отделение – фрагменты вокального творчества А.С.Даргомыжского на стихи российских поэтов. Солист – Михаил Давыдов.
В камерных произведениях А.С.Даргомыжского существует два основных направления. Первое связано с традициями русского классического романса (первая половина XIX века), второе («прогрессивно-перспективное») – со взглядом в будущее отечественного вокального искусства.
В исполнении Михаила Давыдова и Дмитрия Сибирцева прозвучали следующие песни и романсы: «Ночной зефир струит эфир» (на стихи А.С.Пушкина), «Мне грустно» (на стихи М.Ю.Лермонтова), «Мельник» (на стихи А.С.Пушкина), «Влюблен я, дева-красота» (на стихи Н.М.Языкова), «Старый капрал» (на стихи В.С.Курочкина, из Беранже), «Юноша и дева» (на стихи А.С.Пушкина), «Титулярный советник» (на стихи П.И.Вейнберга), «Ох, тих, тих, тих, ти!» (на стихи А.В.Кольцова), «Не судите, люди добрые» (на стихи А.В.Тимофеева), «Червяк» (на стихи В.С.Курочкина, из Беранже) и «Оделась туманами Сиерра-Невада» (на стихи В.Широкова).
Яркий, глубокий, «бархатистый» голос Михаила Давыдова в сочетании с драматическим талантом помогли ему превратить каждую вокальную миниатюру в маленький спектакль. В этом «мини-театре» было место всему: и романтике, и влюбленности, и хитрости, и элегантности, и коварству, и благородству, и настоящему драматизму, от которого буквально веет пронизывающим до костей холодом.
Дмитрий Сибирцев средствами музыкальной выразительности эффектно дополнил рассказы о пресмыкающемся чиновнике; о готовящемся к казни солдате; о влюбленном, находящемся в меланхолии и т.д.
Фрагменты вокальных циклов не создают того целостного образа, который возникает при соприкосновении с целым произведением. Тем не менее, они позволяют проникнуть в суть творческого мира композитора, понять и определить характеры его героев, существующих не только в музыке или стихах, но и в их гармоничном слиянии.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии