интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" написали портрет Свиридова. Красками музыки

 
 
 

В "Новой Опере" написали портрет Свиридова. Красками музыки

Автор: Ольга Пурчинская от 8-02-2014, 05:16, посмотрело: 2769

Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) – советский и российский композитор и пианист. Человек, чей жизненный и творческий путь прошел в трех государствах. Родился в Российской Империи, рос, учился и творил в Советском Союзе, зрелые годы (до самого конца) провел в Российской Федерации.

Творчество Свиридова является настоящей загадкой для меломанов и искусствоведов современности, одной из тайн ХХ столетия. Среди его опусов существует немало примеров, когда едва вышедшая мелодия становилась классикой. Одно из наиболее известных произведений – тема из кинофильма «Время, вперед!», которую и по сей день можно услышать ежедневно в эфире 1 канала в 21.00 – это хорошо всем знакомая заставка к информационной программе «Время». Музыкальный фрагмент, звучащий ежедневно в течение более, чем 50 лет, разве это не признанная классика?

Что может лучше всего рассказать о творчестве композитора? Безусловно, приобщение к его произведениям! Тогда они станут своего рода красками, а исполнители – художниками, которые нарисуют настоящий портрет Маэстро. И такое изображение затронет самые дальние, глубокие струнки души. Слуховое приобщение здесь станет куда более эффективным, чем визуальное.

7 февраля 2014 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрестки» состоялся концерт «Приношение Георгию Свиридову». По словам ведущего вечера Михаила Сегельмана, это – своего рода «портрет» композитора. В роли «красок» здесь выступили произведения Георгия Васильевича, написанные им в весьма внушительные хронологические рамки – с 30-х по 90-е годы ХХ века. А «художники» - артисты «Новой Оперы»: заслуженная артистка России Ирина Ромишевская (меццо-сопрано), лауреат Международных конкурсов Василий Ладюк (баритон) и лауреат Международных конкурсов Александр Киселев (бас), а также – солист Национального академического оркестра народных инструментов имени Н.П.Осипова, заслуженный артист Республики Ингушетия, лауреат Премии города Москвы Александр Захаров (тенор) и солист театра «Геликон-Опера», лауреат Международных конкурсов, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой Михаил Давыдов (баритон). Важнейшие штрихи в такой необычной технике «живописи» наносит Его Величество Рояль. За «королем инструментов» - лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой Дмитрий Сибирцев.

В своем творчестве Г.В.Свиридов обращался к стихотворным произведениям знаменитых поэтов, в том числе А.С.Пушкина, А.А.Блока, В.В.Маяковского.

«25 песен для баса и фортепиано». Такое название получил цикл, который создавался в течение 40 лет (1939 – 1979). В концерте «Приношение Георгию Свиридову» прозвучали лишь некоторые из них.

Вечер открыла песня «Слеза», литературную основу которой составляют народные слова. Историю о взгрустнувшем извозчике, у которого «слеза горюча покатилася на щеку», рассказал Михаил Давыдов. Он же исполнил «Русскую песню», посвященную автором музыковеду Константину Афанасьевичу Титаренко. Автор текста – народ. «Ах, по какой же ты судьбе пришел, миленький, ко мне? – Ох, я не медлил ни часа, полюбилась твоя красота». Слова простые, искренние. В этом весь русский народ!

В цикле «Двадцать пять песен для баса и фортепиано» есть «Четыре песни на слова А.А.Блока»: «Видение», «Когда невзначай в воскресенье», «Петербургская песенка» и «Голос из хора». Весь этот «блок Блока» исполнил Александр Киселев.

Ужасающее «Видение», открывшееся автору, забыть не получится уже никогда: «…И там, в канавах придорожных, я, содрогаясь, разглядел черты мучений невозможных и корчи ослабевших тел». Этот страшный «пейзаж» будет преследовать героя песни до самого конца его дней.

Персонаж песни «Когда невзначай в воскресенье» понес серьезную потерю – «он душу свою потерял». А получится найти ее? Вряд ли! Даже несмотря на то, что есть свидетели – дворник, старуха, щенок… И еще кот. Но это – помощник сомнительный, ведь «в такой же гульбе его добродетель».

Герой «Петербургской песни» - молодой человек, влюбленный в прекрасную девушку. Он ждет с нетерпением ее прихода, но… Тут появляются некоторые затруднения в общении: «…Опять, опять сробею, когда придет она». Все здесь не так: слишком, по его мнению, много веселья в поведении Прекрасной Дамы. Но что поделаешь? Вот и робеет, тушуется.

Завершает цикл «Голос из хора». Это – своего рода пророчество поэта. «О, если б знали вы, друзья, холод и мрак грядущих дней!». Литературная основа писалась Блоком в период с 6 июня 1910 до 27 февраля 1914 года. Так что страшная картина, которую рисует эта песня (а музыкальный материал соответствует тексту как нельзя лучше), оказалась совсем не далека от истины.

Но не только темными, мрачно-депрессивными мыслями пропитано творчество А.А.Блока, к которому многократно обращался Г.В.Свиридов. Песня «Богоматерь в городе», написанная на текст одноименного стихотворения, вызывает светлое, оптимистичное настроение. Герой произведения (Михаил Давыдов) видит на улице молодую женщину с маленьким, кудрявым мальчиком в белой шапке. Образы матери и сына вызывают у него ассоциацию с другими родительницей и дитем – Богородицей и Христом: «Я хочу внезапно выйти и воскликнуть: «Богоматерь! Для чего в мой черный город ты Младенца привела?». Может быть, после такого визита мрачное, грешное поселение ждет светлое будущее? А может быть, это – всего лишь фантазия? Чарующее видение? Попытка выдать желаемое за действительное?

Еще одно веселое произведение, настраивающее зрителей на мажорный лад, входит в состав сборника «Двадцать пять песен для баса и фортепиано». Первая входит в подсборник «Две песни о Гражданской войне». Песня «История про бублики и про бабу, не признающую республики» на стихи В.В.Маяковского. Исполнитель – Михаил Давыдов. Яркая, задорная повесть о том, как жадная баба не захотела поделиться лакомством с красноармейцами, за что очень жестоко поплатилась. Юмор с изрядной долей дерзости – своего рода «фирменный стиль», которым буквально пропитано творчество революционного поэта. От этого произведения веет неиссякаемой харизмой и жизненной энергией.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова тоже послужили почвой для творчества Свиридова. В 1938 году был создан цикл под названием «8 песен на слова М.Ю.Лермонтова». Позднее, в 1957-м сборник был издан во второй редакции.

На концерте «Приношение Георгию Свиридову» был исполнен один романс – «Как небеса, твой взор блистает…». Прекрасную романтическую историю о молодом человеке, пылко влюбленным в юную девушку, чей голос «как поцелуй звучит и тает», а взор ее «как небеса блистает эмалью голубой», рассказала заслуженная артистка России Ирина Ромишевская. Волшебный голос меццо-сопрано передает все оттенки чувств, которые испытывает юноша: и восторг от сладостного блеска очей любимой, и трепет души, который вызывает ее голос, и даже кипение крови.

Имя А.С.Пушкина тоже неоднократно упоминается в связи с творчеством Г.В.Свиридова. На «Вокальных перекрестках» в «Новой Опере» прозвучала песня Мери (из «Маленькой трагедии» «Пир во время чумы»). Монолог юной девушки, которой, возможно, не уготована долгая жизнь, исполнила Ирина Ромишевская. Мрачна и страшна картина, которую рисует героиня: «Тихо все. Одно кладбище не пустеет, не молчит». Воистину ужасающе выглядит город, на который спустилась одна из самых страшных, опустошающих эпидемий. Боль, отчаяние, страх – вот что таится в голосе молодой женщины.

Цикл «Слободская лирика. Семь песен на слова А.А.Прокофьева и М.В.Исаковского» написан в 1938 году. Александр Захаров исполнил три произведения: «Ой, снова я сердцем широким бедую…», «Мне не жаль, что друг женился» и «Русская девчонка». Нежный тенор с оттенком народной манеры исполнения вызвал ассоциацию с чем-то родным, любимым, приятным. Цветущий луг, теплый летний день, сладко пахнущее сено. И так хорошо знакомое творчество С.А.Есенина.

Не все произведения Г.В.Свиридова объединялись в циклы. Например, «Невеста» из поэмы А.А.Блока «Петербург», названная композитором «поэмой для голоса и фортепиано». Трагическую историю о невесте, которая «за гробом – в траурной вуали шла, провожая жениха», рассказала Ирина Ромишевская.

А как же без переведенных текстов? Есть у Г.В.Свиридова песни «Всю землю тьмой заволокло» на стихи Р.Бернса (перевод С.Я.Маршака) и «Как яблочко, румян…» на стихи П.Ж.Беранже (перевод В.С.Курочкина). Эти две повести рассказал зрителям Александр Киселев.

Свиридов писал не только песни. Одним из интереснейших направлений в его творчестве является музыка к театральным постановкам. Две песни из спектакля БДТ (Ленинград) «Рюи Блаз» (по одноименной романтической драме В.Гюго) – «Серенада» и «Мне горя мало» исполнила Ирина Ромишевская. Чарующее меццо-сопрано на этот раз имело четкие «испанские» национальные мотивы.

Из цикла «Шесть романсов на слова А.С.Пушкина» было выбрано два произведения – «Зимняя дорога» и «Подъезжая под Ижоры». Василий Ладюк заставил совершенно по-новому зазвучать знакомые с детства тексты и мелодии.

В заключении концерта прозвучала знаменитая «Маритана» из музыки к пьесе Ф.Дюмануа и А.д’Эннери «Дон Сезар де Базан». Бодро, энергично, по-европейски тепло и солнечно Василий Ладюк открыл новые грани на бриллианте этой музыки. Пьянящие и в то же время успокаивающие нотки, харизма и энергетика артиста дают заряд положительных эмоций, без которых приобщение к Прекрасному не представляется возможным.

Творчество Г.В.Свиридова настолько обширно, что одного вечера совершенно точно не хватит, чтобы полностью его охватить Но зерно посеяно и, хочется верить, скоро принесет плоды. Искусство классика советской и российской музыки стоит того, чтобы о нем говорили, часто и много. Возможно, когда-нибудь еще у зрителей появится возможность встретиться с ним на «Вокальных перекрестках» в камерной обстановке Зеркального фойе театра «Новая Опера» имени ЕВ.Колобова.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр