"…one flew east, one flew west,
One flew over the cuckoo's nest."
( …полет на запад, полет на восток, полет над гнездом кукушки)
Эти слова из детской считалочки стали эпиграфом к роману Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки" ("Пролетая над гнездом кукушки") – культовой книге, оказавшейся едва ли не символом движения битников и хиппи, проповедующей внутреннюю свободу и раскрепощенность. Слова из поговорки, созданной для игры, приобрели очень глубокий смысл: только дети способны додуматься пролететь над несуществующим гнездом кукушки, дети… или свободные, не видящие границ, люди.
Экранизация романа Кизи с Джеком Николсоном в главной роли появилась в 1975 году, и стала намного известнее печатного оригинала, а для театральной постановки эта история была адаптирована и того раньше, уже через год после выхода романа. В России существует целая традиция постановки этой пьесы, пронзительную историю о страстном индивидуалисте и очаровательных пациентах психиатрической клиники можно увидеть и на сцене Театра Луны под названием "Рубиновый вторник".
Подобно Милошу Форману, режиссеру культового фильма, Павел Урсул (режиссер спектакля) отступил от сюжета книги, частично поменял имена героев, но сохранил главное – идею о том, что ничего невозможного нет, и попытка доказать это окружающим – уже победа. Эту мысль, как лейтмотив, через весь спектакль проводит главный герой – заключенный Макмерфи, свалившийся как снег на голову обитателям психиатрической клиники. Он считает, что нашел лучший способ провести тюремный срок, ведь условия психушки гораздо лучше тех, которые может предложить ему тюремная камера! Но очень скоро свободолюбивый, принципиальный и удивительно харизматичный Макмерфи замечает, что попал, возможно, в еще худшую клетку, где людей сковывают не физически, сажая их за решетку, а психологически. Здесь действуют строгие, установленные с незапамятных времен законы, здесь считается нормальным доводить друзей до истерики, задевая самые сокровенные их страхи, а в роли карателя и милостивца выступает старшая сестра, мисс Крысчед, старающаяся всячески подчеркнуть свою власть над пациентами, "Нашим бы врагам, да у вас поучится" - замечает однажды Макмерфи. Разумеется, он с таким положением дел мириться не собирается и буквально топчет заведенный "устав" палаты, в которую попадает, приводя в ужас и восхищение своих друзей по несчастью.
В кино у Макмерфи гораздо больше "возможностей" для объявления войны, чего только стоит рыбалка, на которую он выводит психов. Театральный же персонаж, должен вписаться в строгие ограничительные рамки сцены, при этом, не потеряв своего обаяния. Макмерфи в исполнении Владимира Майсурадзе, актера Театра Луны, более темпераментный, энергичный, резкий, чем его литературный и экранный прототипы. Впрочем, так можно сказать и обо всех героях. Масштаб сцены вынудил сократить количество персонажей и… подчеркнуть индивидуальности каждого из них. Так, мисс Крысчед (Людмила Светлова) становится эффектной блондинкой, ее верные помощники – уже не бессловесные медсестры и медбратья, а два отвязных санитара - Уильямс (Александр Гундарев) и Уоррен (Владимир Тягичев). Хардинг (Владимир Лаптев) здесь становится президентом сообщества психов, злобный Скенлон (Андрей Вальц) собирается взорвать весь земной шар, плаксивый Чезвик (Алексей Жуйков) превращается в восторженного поклонника Че Гевары, Мартини (Андрей Пурчинский), так и норовит послать всех к черту, при этом очень мило изображая распятие, а Билли (Александр Бобров) очаровывает почти детским поведением. Очень необычный персонаж Ветла, он больше всех испытывает влияние Макмерфи, и воплощает его идеи в жизнь. И эта роль досталась необычным людям. В кино индейца сыграл Уилл Семпсон, чистокровный индеец маскоги, наездник родео, актер и художник. Михаил Полосухин (артист театра Луны), в родео, конечно, не участвует, но коллеги тоже отмечают его как неординарного актера, во всяком случае, он может сыграть все от главаря сатанинской секты до наивного, порою трогательного, несмотря на свой мужественный вид, индейца в "Рубиновом вторнике".
Добавьте ко всему этому музыкальное оформление, неожиданные танцевальные номера, и непритязательные, но очень важные для понимания спектакля декорации. Вот и получилась из тяжелой истории с кучей гнетущих нот, заранее предвещающих жестокий конец, динамичная, яркая трагикомедия.
Раиса Ханукаева
One flew over the cuckoo's nest."
( …полет на запад, полет на восток, полет над гнездом кукушки)
Эти слова из детской считалочки стали эпиграфом к роману Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки" ("Пролетая над гнездом кукушки") – культовой книге, оказавшейся едва ли не символом движения битников и хиппи, проповедующей внутреннюю свободу и раскрепощенность. Слова из поговорки, созданной для игры, приобрели очень глубокий смысл: только дети способны додуматься пролететь над несуществующим гнездом кукушки, дети… или свободные, не видящие границ, люди.
Экранизация романа Кизи с Джеком Николсоном в главной роли появилась в 1975 году, и стала намного известнее печатного оригинала, а для театральной постановки эта история была адаптирована и того раньше, уже через год после выхода романа. В России существует целая традиция постановки этой пьесы, пронзительную историю о страстном индивидуалисте и очаровательных пациентах психиатрической клиники можно увидеть и на сцене Театра Луны под названием "Рубиновый вторник".
Подобно Милошу Форману, режиссеру культового фильма, Павел Урсул (режиссер спектакля) отступил от сюжета книги, частично поменял имена героев, но сохранил главное – идею о том, что ничего невозможного нет, и попытка доказать это окружающим – уже победа. Эту мысль, как лейтмотив, через весь спектакль проводит главный герой – заключенный Макмерфи, свалившийся как снег на голову обитателям психиатрической клиники. Он считает, что нашел лучший способ провести тюремный срок, ведь условия психушки гораздо лучше тех, которые может предложить ему тюремная камера! Но очень скоро свободолюбивый, принципиальный и удивительно харизматичный Макмерфи замечает, что попал, возможно, в еще худшую клетку, где людей сковывают не физически, сажая их за решетку, а психологически. Здесь действуют строгие, установленные с незапамятных времен законы, здесь считается нормальным доводить друзей до истерики, задевая самые сокровенные их страхи, а в роли карателя и милостивца выступает старшая сестра, мисс Крысчед, старающаяся всячески подчеркнуть свою власть над пациентами, "Нашим бы врагам, да у вас поучится" - замечает однажды Макмерфи. Разумеется, он с таким положением дел мириться не собирается и буквально топчет заведенный "устав" палаты, в которую попадает, приводя в ужас и восхищение своих друзей по несчастью.
В кино у Макмерфи гораздо больше "возможностей" для объявления войны, чего только стоит рыбалка, на которую он выводит психов. Театральный же персонаж, должен вписаться в строгие ограничительные рамки сцены, при этом, не потеряв своего обаяния. Макмерфи в исполнении Владимира Майсурадзе, актера Театра Луны, более темпераментный, энергичный, резкий, чем его литературный и экранный прототипы. Впрочем, так можно сказать и обо всех героях. Масштаб сцены вынудил сократить количество персонажей и… подчеркнуть индивидуальности каждого из них. Так, мисс Крысчед (Людмила Светлова) становится эффектной блондинкой, ее верные помощники – уже не бессловесные медсестры и медбратья, а два отвязных санитара - Уильямс (Александр Гундарев) и Уоррен (Владимир Тягичев). Хардинг (Владимир Лаптев) здесь становится президентом сообщества психов, злобный Скенлон (Андрей Вальц) собирается взорвать весь земной шар, плаксивый Чезвик (Алексей Жуйков) превращается в восторженного поклонника Че Гевары, Мартини (Андрей Пурчинский), так и норовит послать всех к черту, при этом очень мило изображая распятие, а Билли (Александр Бобров) очаровывает почти детским поведением. Очень необычный персонаж Ветла, он больше всех испытывает влияние Макмерфи, и воплощает его идеи в жизнь. И эта роль досталась необычным людям. В кино индейца сыграл Уилл Семпсон, чистокровный индеец маскоги, наездник родео, актер и художник. Михаил Полосухин (артист театра Луны), в родео, конечно, не участвует, но коллеги тоже отмечают его как неординарного актера, во всяком случае, он может сыграть все от главаря сатанинской секты до наивного, порою трогательного, несмотря на свой мужественный вид, индейца в "Рубиновом вторнике".
Добавьте ко всему этому музыкальное оформление, неожиданные танцевальные номера, и непритязательные, но очень важные для понимания спектакля декорации. Вот и получилась из тяжелой истории с кучей гнетущих нот, заранее предвещающих жестокий конец, динамичная, яркая трагикомедия.
Раиса Ханукаева