Ни для кого не секрет, что у булгаковского «Мастера и Маргариты» несколько основных сюжетных линий, и одну из них можно назвать романом внутри романа. Речь идет об истории о римском прокураторе Понтии Пилате – сочинении, созданием которого Мастер занимается на протяжении многих книжных страниц.
Принимаясь за постановку «Мастера и Маргариты», многие режиссеры во главу угла ставят совсем другие фрагменты романа М.А.Булгакова. Александр Лазарев, главный режиссер Центрального академического Театра Российской Армии (ЦАТРА), в качестве драматического фундамента своего спектакля «Роман» взял именно Пилата и все, что связано с его судьбой.
Забегая вперед, скажу, что получилась фантастическая, глубокая, динамичная, полная драматизма и философских подтекстов история. Спектакль, который хочется смотреть и пересматривать, а затем долго и подробно анализировать поступки и слова героев, происходящие события и их последствия.
Театр – живой организм, где нет ничего лишнего, а каждая составляющая предельно важна для достижения конечного результата – постановки, которая может и должна произвести на публику неизгладимое впечатление. Команде, которая работала над созданием «Романа», это удалось. Результат труда талантливых мастеров, истинных профессионалов своего дела, на два с половиной часа погружает в мир булгаковских героев и полностью вырывает зрителя из жизни, заставляя забыть обо всем и сосредоточенно созерцать происходящее на сцене.
Художник-постановщик Ольга Никитина решила пространство в аскетичной черно-белой палитре. При помощи сценических эффектов, в частности, задымления различной плотности, мастерски удалось обыграть не только колебания погоды (от удушающей жары и зноя до грозы и, возможно, даже песчаной бури), но и того смятения, которое на протяжении всего романа царит в душе античного прокуратора Понтия Пилата (Максим Аверин).
Сочинение Мастера (Константин Днепровский) читает Воланд (Александр Домогаров), которому волшебным образом удалось восстановить сожженную автором рукопись. Встреча Мессира и Гения случилась вскоре после бала, на котором блистала красавица Маргарита (Екатерина Шарыкина). Удовлетворенный тем, как девушка сыграла роль хозяйки бала, повелитель позволяет ей озвучить свое желание. Рядом присутствует легендарная свита – Бегемот (Андрей Кочинов), Азазелло (Сергей Федюшкин), Гелла (Валерия Мисанова) и Коровьев (Роман Радов). Именно с этого эпизода начинается спектакль.
На протяжении постановки Воланд, Мастер и Маргарита незримо наблюдают за событиями романа, становятся безмолвными свидетелями происходящего. Равно как и публика в зале. Некоторые сцены играются не в античной пустыне, а в современных интерьерах – гостиной Воланда, рабочем кабинете Мастера и др.
Каков он, властелин Тьмы, глава темных сил, он же Мессир, он же Воланд? Александр Домогаров сделал этого героя вальяжным и ироничным, наблюдательным и гипнотическим. Это истинный король, владыка, правитель, которому не нужно много усилий, чтобы показать свое могущество. Впрочем, иногда его монологи выделяет мощное форте, которое явно свидетельствует о том, что герой все нити происходящего держит в руках и не намерен что-либо упускать.
Если Воланд – воплощенная уверенность, то Понтий Пилат – человек, которому свойственно думать и, соответственно, иногда сомневаться и даже ошибаться. Максим Аверин создал образ правителя, который, несмотря на определенную маску, предельно внимательно слушает любого собеседника, от своего советника до подсудимого, судьбу которого будет решать в ближайшие минуты. Он диктатор, но старается быть справедливым. Любые противоречия, одолевающие внутренний мир героя, отражаются на его лице осанке, слышатся в голосе и угадывается в дальнейших поступках.
Спектакль являет собой галерею ярких, по-настоящему интересных, драматургически насыщенных образов. В их числе – Иешуа Га-Ноцри (Дмитрий Ломакин), Афраний (Николай Козак), Каифа (Алексей Захаров), Марк Крысобой (Тимур Орагвелидзе), Левий Матвей (Александр Рожковский), Фрида (Жаннет Гурская), Иуда из Кориафа (Иван Гришенков) и др. Отдельно хотелось бы отметить толпу, состоящую из людей самого разного возраста. Их много, все разговаривают, двигаются, создают вокруг себя напряженную, гнетущую, тревожную атмосферу.
Глубокий философский подтекст, который Булгаков зашифровал на страницах своего романа, долгие десятилетия будоражит умы поклонников русской литературы. Сложно сказать, правильно ли читатели понимают смысл того, чем хотел поделиться с ними автор. Очевидно одно: люди мыслят, от этого появляются интересные гипотезы и выводы.
«Роман», сыгранный на сцене Театра Армии, вызывает шквал эмоций. Мысли, зашифрованные одним из ярчайших классиков советской литературы, обрели виртуозное аудиовизуальное воплощение. Спектакль смотрится на одном дыхании, вырывает на два с половиной часа из зоны комфорта и предлагает посетить другую реальность, рожденную в голове и сердце по-настоящему талантливого автора, которого не просто так называют Мастером.
Ольга Пурчинская
Принимаясь за постановку «Мастера и Маргариты», многие режиссеры во главу угла ставят совсем другие фрагменты романа М.А.Булгакова. Александр Лазарев, главный режиссер Центрального академического Театра Российской Армии (ЦАТРА), в качестве драматического фундамента своего спектакля «Роман» взял именно Пилата и все, что связано с его судьбой.
Забегая вперед, скажу, что получилась фантастическая, глубокая, динамичная, полная драматизма и философских подтекстов история. Спектакль, который хочется смотреть и пересматривать, а затем долго и подробно анализировать поступки и слова героев, происходящие события и их последствия.
Театр – живой организм, где нет ничего лишнего, а каждая составляющая предельно важна для достижения конечного результата – постановки, которая может и должна произвести на публику неизгладимое впечатление. Команде, которая работала над созданием «Романа», это удалось. Результат труда талантливых мастеров, истинных профессионалов своего дела, на два с половиной часа погружает в мир булгаковских героев и полностью вырывает зрителя из жизни, заставляя забыть обо всем и сосредоточенно созерцать происходящее на сцене.
Художник-постановщик Ольга Никитина решила пространство в аскетичной черно-белой палитре. При помощи сценических эффектов, в частности, задымления различной плотности, мастерски удалось обыграть не только колебания погоды (от удушающей жары и зноя до грозы и, возможно, даже песчаной бури), но и того смятения, которое на протяжении всего романа царит в душе античного прокуратора Понтия Пилата (Максим Аверин).
Сочинение Мастера (Константин Днепровский) читает Воланд (Александр Домогаров), которому волшебным образом удалось восстановить сожженную автором рукопись. Встреча Мессира и Гения случилась вскоре после бала, на котором блистала красавица Маргарита (Екатерина Шарыкина). Удовлетворенный тем, как девушка сыграла роль хозяйки бала, повелитель позволяет ей озвучить свое желание. Рядом присутствует легендарная свита – Бегемот (Андрей Кочинов), Азазелло (Сергей Федюшкин), Гелла (Валерия Мисанова) и Коровьев (Роман Радов). Именно с этого эпизода начинается спектакль.
На протяжении постановки Воланд, Мастер и Маргарита незримо наблюдают за событиями романа, становятся безмолвными свидетелями происходящего. Равно как и публика в зале. Некоторые сцены играются не в античной пустыне, а в современных интерьерах – гостиной Воланда, рабочем кабинете Мастера и др.
Каков он, властелин Тьмы, глава темных сил, он же Мессир, он же Воланд? Александр Домогаров сделал этого героя вальяжным и ироничным, наблюдательным и гипнотическим. Это истинный король, владыка, правитель, которому не нужно много усилий, чтобы показать свое могущество. Впрочем, иногда его монологи выделяет мощное форте, которое явно свидетельствует о том, что герой все нити происходящего держит в руках и не намерен что-либо упускать.
Если Воланд – воплощенная уверенность, то Понтий Пилат – человек, которому свойственно думать и, соответственно, иногда сомневаться и даже ошибаться. Максим Аверин создал образ правителя, который, несмотря на определенную маску, предельно внимательно слушает любого собеседника, от своего советника до подсудимого, судьбу которого будет решать в ближайшие минуты. Он диктатор, но старается быть справедливым. Любые противоречия, одолевающие внутренний мир героя, отражаются на его лице осанке, слышатся в голосе и угадывается в дальнейших поступках.
Спектакль являет собой галерею ярких, по-настоящему интересных, драматургически насыщенных образов. В их числе – Иешуа Га-Ноцри (Дмитрий Ломакин), Афраний (Николай Козак), Каифа (Алексей Захаров), Марк Крысобой (Тимур Орагвелидзе), Левий Матвей (Александр Рожковский), Фрида (Жаннет Гурская), Иуда из Кориафа (Иван Гришенков) и др. Отдельно хотелось бы отметить толпу, состоящую из людей самого разного возраста. Их много, все разговаривают, двигаются, создают вокруг себя напряженную, гнетущую, тревожную атмосферу.
Глубокий философский подтекст, который Булгаков зашифровал на страницах своего романа, долгие десятилетия будоражит умы поклонников русской литературы. Сложно сказать, правильно ли читатели понимают смысл того, чем хотел поделиться с ними автор. Очевидно одно: люди мыслят, от этого появляются интересные гипотезы и выводы.
«Роман», сыгранный на сцене Театра Армии, вызывает шквал эмоций. Мысли, зашифрованные одним из ярчайших классиков советской литературы, обрели виртуозное аудиовизуальное воплощение. Спектакль смотрится на одном дыхании, вырывает на два с половиной часа из зоны комфорта и предлагает посетить другую реальность, рожденную в голове и сердце по-настоящему талантливого автора, которого не просто так называют Мастером.
Ольга Пурчинская