20 и 21 ноября 2023 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представляет очередную премьеру – спектакль «Долгие годы» по роману Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго» и картине «Уступи место завтрашнему дню». За несколько часов до первых зрителей постановку увидели журналисты.
Сценическая версия и постановка: Георгий Долмазян.
Сценография и костюмы: Вадим Андреев.
Художник по свету: Руслан Майоров.
Хореография: Артур Ощепков.
Художники-гримеры: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России), Екатерина Грязнова.
Звукорежиссер: Антон Элькин.
Помощники режиссера: Ирина Горшкова, Рогнеда Смирнова.
В ролях:
Отец: Михаил Васьков (Заслуженный артист России);
Мать: Ольга Гаврилюк;
Джордж, их сын: Александр Галочкин;
Кора, их дочь: Полина Бондарь;
Роберт, их сын: Семен Арзуманов;
Нелли, их дочь: Дарья Щербакова;
Левицкий: Александр Павлов;
Анита, жена Джорджа: Ольга Боровская;
Рода, дочь Джорджа и Аниты: Анна Чумак;
Секретарша: Дарья Щербакова;
Адвокат, Доктор: Иван Захава;
Хеннинг: Сергей Барышев;
Гарвей, муж Нелли: Клим Кудашкин;
Гости Аниты, бизнесмены: Сергей Барышев, Иван Захава, Клим Кудашкин.
Литературная основа спектакля – пьеса, которую написал сам постановщик. Вдохновение Георгий Долмазян черпал из романа Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго», а также из голливудской картины «Уступи место завтрашнему дню». Действие всех трех художественных произведений – драмы, прозы и кино – происходит в США в 30-е годы ХХ века. Этот период вошел в историю как «великая депрессия». Тогда ежедневно банкротами себя объявляли десятки тысяч человек по всей стране. Разорялись до нитки как малоимущие, так и весьма состоятельные граждане огромной страны.
Когда-то советский театр уже прибегал к инсценировке пьесы и фильма. Тогда в главных ролях на сцене блистали легендарные актеры Фаина Раневская (Мать) и Ростислав Плятт (Отец). Георгий Долмазян расставил драматургические акценты немного иначе, выведя на авансцену других героев. Слово – режиссеру:
«Роман Джозефины Лоуренс – прекрасный материал для большой истории. В спектакле «Долгие годы» я делаю акцент не на главных героях, немолодой паре, а рассказываю об их четверых детях. Эти четыре достаточно молодых человека в расцвете сил должны стать родителями для своих родителей. Готовы ли они к этой трудной роли? Понимают ли до конца ответственность, возложенную на них непростыми обстоятельствами? Смогут ли принять верные решения, от которых зависит дальнейшая жизнь, благополучие, счастье самых близких людей – отца и матери?... Мне кажется, сегодня это очень важная тема. Отцы и дети в силу сложившихся обстоятельств поменяются местами. Жизнь испытывает нас, заставляя ответить на вопрос, остались ли у нас любовь, сострадание, жалость, умение услышать и понять другого?».
В спектакле драматическая история людей, которым довелось испытать на себе всю силу «великой депрессии», представлена на примере одного клана. Спектакль начинается с того, что на семейный ужин к родителям пожаловали четверо взрослых детей – два сына и две дочери. Еще одна дочь не смогла приехать. Вшестером они приступают к трапезе, как в старые добрые времена. Однако вместо прежних радостей судьба приготовила им всем непростые испытания. В стране «великая депрессия», которая уже подкосила немало представителей трудоспособного населения. Непросто приходится и всем героям. И вдруг Отец (Михаил Васьков) шокирует квартет детей новостью: оказывается, они с Матерью (Ольга Гаврилюк) были вынуждены заложить семейное гнездо – большой дом, в котором когда-то было очень уютно, тепло и приветливо. Не сумев свести концы с концами и выкупить имущество, пожилая чета через неделю окажется на улице. Они очень ждут помощи от своих детей. Тем, однако, тоже непросто, да и жилищные условия не позволяют принять еще двух человек на неопределенный срок.
А дальше начинается классическая история, которая будет актуальна всегда и везде. Имя ей – конфликт отцов и детей. В данном случае кавычки не нужны, ведь речь идет о ближайших родственниках. Четверо детей – Кора (Полина Бондарь), Джордж (Александр Галочкин), Нелли (Дарья Щербакова) и Роберт (Семен Арзуманов) – люди семейные, у некоторых есть дети-подростки, у всех – бесконечные неприятности на работе. Попытки свести концы с концами и продержаться до конца кризиса вынуждают их сосредоточиться на делах и отложить до лучших времен личные, человеческие вопросы.
Спектакль очень сильный, пронзительный, смотрится на одном дыхании. К сожалению, увидеть его удалось не полностью, в том числе без развязки. Но даже просмотренных сцен достаточно, чтобы сказать, что получилась тонкая, тщательно продуманная, выверенная до мелочей работа. Вплоть до музыкального оформления, которое поддерживает подавленное, депрессивное состояние. Зритель, таким образом, может ощутить ту атмосферу, какая царила во многих западных семьях почти век назад. Резкая смена декораций – отличная иллюстрация быстротечности времени, на фоне коего по-детски наивными представляются консервативные взгляды и моральные устои родителей. Дети же, равно как и внуки, пытаются идти в ногу со временем, учитывая все актуальные ситуации.
Увиденное на сцене открывает простор для размышлений, ведь каждый человек почувствует в сюжете нечто личное, начнет примерять происходящее на себя, своих родных и близких. Возможно ли людям среднего возраста взять под свое крыло тех, кто когда-то растил их, отдавал все свои силы, заботу, внимание и любовь? Или проще использовать другой вариант – разлучить родителей, которые 50 лет вместе, и отправить их в дом для престарелых? Нормально ли, что бабушка и внучка вынужденно живут под одной крышей и, не имея возможности найти точки соприкосновения, постоянно ссорятся и мешают друг другу? Возможно ли, что мать узнает о проблемах своей дочери-подростка только после того, как та попала в беду? А все из-за того, что родительница увлеклась заработками и упустила важнейший момент.
Таких важных вопросов спектакль оставляет очень много. Каждого зрителя заденет что-то свое. Проблемы семьи, жившей в годы «великой депрессии» близки и понятны и сегодня. Морально-этические нормы, вечные ценности, человеческие взаимоотношения, мысли, чувства и эмоции – все это никогда не потеряет актуальности, будет волновать и будоражить умы множества грядущих поколений.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Вахтангова
Сценическая версия и постановка: Георгий Долмазян.
Сценография и костюмы: Вадим Андреев.
Художник по свету: Руслан Майоров.
Хореография: Артур Ощепков.
Художники-гримеры: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России), Екатерина Грязнова.
Звукорежиссер: Антон Элькин.
Помощники режиссера: Ирина Горшкова, Рогнеда Смирнова.
В ролях:
Отец: Михаил Васьков (Заслуженный артист России);
Мать: Ольга Гаврилюк;
Джордж, их сын: Александр Галочкин;
Кора, их дочь: Полина Бондарь;
Роберт, их сын: Семен Арзуманов;
Нелли, их дочь: Дарья Щербакова;
Левицкий: Александр Павлов;
Анита, жена Джорджа: Ольга Боровская;
Рода, дочь Джорджа и Аниты: Анна Чумак;
Секретарша: Дарья Щербакова;
Адвокат, Доктор: Иван Захава;
Хеннинг: Сергей Барышев;
Гарвей, муж Нелли: Клим Кудашкин;
Гости Аниты, бизнесмены: Сергей Барышев, Иван Захава, Клим Кудашкин.
Литературная основа спектакля – пьеса, которую написал сам постановщик. Вдохновение Георгий Долмазян черпал из романа Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго», а также из голливудской картины «Уступи место завтрашнему дню». Действие всех трех художественных произведений – драмы, прозы и кино – происходит в США в 30-е годы ХХ века. Этот период вошел в историю как «великая депрессия». Тогда ежедневно банкротами себя объявляли десятки тысяч человек по всей стране. Разорялись до нитки как малоимущие, так и весьма состоятельные граждане огромной страны.
Когда-то советский театр уже прибегал к инсценировке пьесы и фильма. Тогда в главных ролях на сцене блистали легендарные актеры Фаина Раневская (Мать) и Ростислав Плятт (Отец). Георгий Долмазян расставил драматургические акценты немного иначе, выведя на авансцену других героев. Слово – режиссеру:
«Роман Джозефины Лоуренс – прекрасный материал для большой истории. В спектакле «Долгие годы» я делаю акцент не на главных героях, немолодой паре, а рассказываю об их четверых детях. Эти четыре достаточно молодых человека в расцвете сил должны стать родителями для своих родителей. Готовы ли они к этой трудной роли? Понимают ли до конца ответственность, возложенную на них непростыми обстоятельствами? Смогут ли принять верные решения, от которых зависит дальнейшая жизнь, благополучие, счастье самых близких людей – отца и матери?... Мне кажется, сегодня это очень важная тема. Отцы и дети в силу сложившихся обстоятельств поменяются местами. Жизнь испытывает нас, заставляя ответить на вопрос, остались ли у нас любовь, сострадание, жалость, умение услышать и понять другого?».
В спектакле драматическая история людей, которым довелось испытать на себе всю силу «великой депрессии», представлена на примере одного клана. Спектакль начинается с того, что на семейный ужин к родителям пожаловали четверо взрослых детей – два сына и две дочери. Еще одна дочь не смогла приехать. Вшестером они приступают к трапезе, как в старые добрые времена. Однако вместо прежних радостей судьба приготовила им всем непростые испытания. В стране «великая депрессия», которая уже подкосила немало представителей трудоспособного населения. Непросто приходится и всем героям. И вдруг Отец (Михаил Васьков) шокирует квартет детей новостью: оказывается, они с Матерью (Ольга Гаврилюк) были вынуждены заложить семейное гнездо – большой дом, в котором когда-то было очень уютно, тепло и приветливо. Не сумев свести концы с концами и выкупить имущество, пожилая чета через неделю окажется на улице. Они очень ждут помощи от своих детей. Тем, однако, тоже непросто, да и жилищные условия не позволяют принять еще двух человек на неопределенный срок.
А дальше начинается классическая история, которая будет актуальна всегда и везде. Имя ей – конфликт отцов и детей. В данном случае кавычки не нужны, ведь речь идет о ближайших родственниках. Четверо детей – Кора (Полина Бондарь), Джордж (Александр Галочкин), Нелли (Дарья Щербакова) и Роберт (Семен Арзуманов) – люди семейные, у некоторых есть дети-подростки, у всех – бесконечные неприятности на работе. Попытки свести концы с концами и продержаться до конца кризиса вынуждают их сосредоточиться на делах и отложить до лучших времен личные, человеческие вопросы.
Спектакль очень сильный, пронзительный, смотрится на одном дыхании. К сожалению, увидеть его удалось не полностью, в том числе без развязки. Но даже просмотренных сцен достаточно, чтобы сказать, что получилась тонкая, тщательно продуманная, выверенная до мелочей работа. Вплоть до музыкального оформления, которое поддерживает подавленное, депрессивное состояние. Зритель, таким образом, может ощутить ту атмосферу, какая царила во многих западных семьях почти век назад. Резкая смена декораций – отличная иллюстрация быстротечности времени, на фоне коего по-детски наивными представляются консервативные взгляды и моральные устои родителей. Дети же, равно как и внуки, пытаются идти в ногу со временем, учитывая все актуальные ситуации.
Увиденное на сцене открывает простор для размышлений, ведь каждый человек почувствует в сюжете нечто личное, начнет примерять происходящее на себя, своих родных и близких. Возможно ли людям среднего возраста взять под свое крыло тех, кто когда-то растил их, отдавал все свои силы, заботу, внимание и любовь? Или проще использовать другой вариант – разлучить родителей, которые 50 лет вместе, и отправить их в дом для престарелых? Нормально ли, что бабушка и внучка вынужденно живут под одной крышей и, не имея возможности найти точки соприкосновения, постоянно ссорятся и мешают друг другу? Возможно ли, что мать узнает о проблемах своей дочери-подростка только после того, как та попала в беду? А все из-за того, что родительница увлеклась заработками и упустила важнейший момент.
Таких важных вопросов спектакль оставляет очень много. Каждого зрителя заденет что-то свое. Проблемы семьи, жившей в годы «великой депрессии» близки и понятны и сегодня. Морально-этические нормы, вечные ценности, человеческие взаимоотношения, мысли, чувства и эмоции – все это никогда не потеряет актуальности, будет волновать и будоражить умы множества грядущих поколений.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Вахтангова