интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Еще один "лишний" человек поселился на Вахтанговской сцене в спектакле "Утиная охота"

 
 
 

Еще один "лишний" человек поселился на Вахтанговской сцене в спектакле "Утиная охота"

Автор: Ольга Пурчинская от 27-09-2024, 01:13, посмотрело: 70

27 сентября 2024 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представил первую премьеру сезона 2024/25 – спектакль по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Три драматических акта уложились в два сценических действия. Образец советской драматургии напомнил о классическом образе «лишнего» человека, который знаком каждому театралу со школьной скамьи.

Режиссер: Аскар Галимов.
Художник-постановщик: Екатерина Горшкова.
Художник по костюмам: Лилиана Брик.
Художник по свету: Сергей Мясников.
Композитор: Салават Гафаров.
Хореограф: Полина Майорова.
Художник-гример: Екатерина Грязнова.
Звукорежиссер: Екатерина Волкова.
Помощник режиссера: Кристина Миронова.

В ролях:
Зилов: Максим Севриновский;
Официант: Данила Гнидо;
Галина: Полина Чернышова;
Кушак: Евгений Косырев;
Валерия: Дарья Щербакова;
Саяпин: Виталий Иванов;
Кузаков: Клим Кудашкин;
Ирина: Анна Чумак;
Вера: Анастасия Жданова;
Отец: Андрей Зарецкий (Заслуженный артист России);
Мать: Наталья Масич (Заслуженная артистка России).

Спектакль поставил молодой режиссер Аскар Галимов. Это его дебютная работа на Вахтанговской сцене. Приглашение, ставшее для него полной неожиданностью, начинающий специалист получил от главного режиссера театра Анатолия Шульева, который увидел его дипломный проект «П.О.Л.Е.» по пьесе Олега Богаева. Руководитель, в свою очередь, отправился смотреть эту постановку по рекомендации Народной артистки РСФСР Людмилы Максаковой.

По словам Аскара Галимова, выбранный для постановки материал дал ему поводы для многочисленных размышлений, в том числе о главном герое и его характере:
«Это особый человеческий тип. Зилов не живет, однако все время ожидает, когда эта жизнь начнется. Здесь важно понять философию жизни этого персонажа. Для меня он – человек, который пытается снова почувствовать жизнь, убедить себя, что не все еще потеряно».

Пьесу «Утиная охота» Александр Вампилов написал в 1967 году, а первая ее публикация увидела свет тремя годами позже на страницах журнала «Ангара». Сочинение каким-то непостижимым чудом избежало серьезного вмешательства цензуры: главному редактору ловко удалось выбрать подходящий момент, когда основные цензоры находились в отпуске.

На протяжении более, чем полувековой истории существования пьесы советские, а затем и российские театры многократно обращались к этому материалу. Действие построено таким образом, что очень сложно определить, когда, в какую эпоху все происходит.

Пространство Малого зала Симоновской сцены Театра имени Вахтангова сконструировано так, что туда очень гармонично вписываются самые разные произведения, в том числе глубоко философские, дарящие богатую пищу для ума. В глубине камерной сцены располагается небольшая квартира, в которой живет главный герой Виктор Зилов (Максим Севриновский). Он собирается посетить свою любимую забаву – охоту на уток, на которую выезжает ежегодно. На этот раз, похоже, планы героя корректирует погода – за окном льет мощнейший ливень, такой, что влага заметна даже внутри жилища. После ряда безуспешных попыток дозвониться до друзей и знакомых мужчина пускается в воспоминания. В ходе этих экскурсов в историю, происходящих в его голове, зрители знакомятся с Галиной (Полина Чернышова), Ириной (Анна Чумак), официантом (Данила Гнидо), Кушаком (Евгений Косырев), Саяпиным (Виталий Иванов), Валерией (Дарья Щербакова), Кузаковым (Клим Кудашкин) и Верой (Анастасия Жданова), с тем, как эти люди относились к герою, в какие жизненные ситуации попадали все вместе и каждый в отдельности.

Виктор Зилов – человек непростой, у него очень сложный, неуживчивый характер. Потому у этого героя не наблюдается множества близких людей в окружении. Его недолюбливают друзья и их супруги, а также собственный начальник. В работе главный герой рекомендует себя не с самой лучшей стороны: создавая материал в бюро технической информации, он не проверяет сведения. В результате появляется статья с клеветой. Это обстоятельство усугубляет негативное отношение руководителя к специалисту.

Образ Зилова, созданный Максимом Севриновским, - человека замкнутого, не слишком общительного, находящегося в дисгармонии с самим собой, окружающими людьми и актуальной действительностью, - вызывает ассоциации с целой плеядой знаменитых классических литературных персонажей, известных как «лишние» люди. Прежде всего, речь идет о Евгении Онегине – человеке, которому не было хорошо нигде, ни с кем и никогда. Актер пронзительно играет внутреннюю драму своего героя, дополняя ее выразительными жестами, пластикой и мимикой. Эмоции он проживает внутри, лишь изредка случаются очевидные всплески.

Атмосфера на сцене гнетущая, напряженная. Такой эффект усиливается за счет игры света и пространства, окутанного клубами дыма. В результате возникает ощущение легкого дурмана, который окутывает не только все, что может уловить человеческий глаз, но и мысли, чувства и сознание персонажей.

Утиная охота состоится только после того, как закончится проливной дождь. Препротивное свойство погоды: никто никогда не знает, в какой момент это произойдет. Возможно, в нынешнем году Виктор Зилов останется без любимого развлечения. А друзья решили пошутить над ним и прислали траурный венок. В голове героя возникает воображаемая сцена собственных похорон.

Эта мрачная история очень увлекает и вызывает желание остановиться и о многом задуматься. Эмоциональный театр вновь оживает на Симоновской сцене в эстетике яркого примера драматургии второй половины ХХ века. Три часа пролетают на одном дыхании, несмотря на довольно сложный, глубокий литературный материал.

Ольга Пурчинская

Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова

Категория: Театр » Драма