23 апреля 2023 года актеры Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова представили на суд зрителей очередную премьеру. В этот день Новая сцена дарила публике постановку пьесы «Королева-мать» современного итальянского драматурга, писателя и историка Манлио Сантанелли. Ровно через месяц, 23 мая новинку показали журналистам.
Постановка: Сергей Яшин (Народный артист России).
Сценография: Елена Качелаева (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Мария Данилова (лауреат Государственной премии России).
Художник по свету: Руслан Майоров.
Композитор: Вячеслав Жуков.
Хореограф: Игорь Пиворович (Заслуженный артист России).
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссер: Михаил Лобанов.
Помощник режиссера: Глеб Гервассиев.
В ролях:
Реджина: Людмила Максакова (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России);
Альфредо: Владимир Логвинов;
Арлекин: Матвей Гличевский (студент Театрального института имени Бориса Щукина);
Скарамуш: Даниил Каплинский (студент Театрального института имени Бориса Щукина).
Свою пьесу «Королева-мать» Манлио Сантанелли (родился в Неаполе 11 февраля 1938 года) написал в 1984 году. Для творчества этого автора, который начинал свою профессиональную деятельность в качестве сотрудника телевидения, характерно влияние театра абсурда. По мнению авторитетных театральных критиков, причина этого факта кроется в том, что в действии причудливым образом переплетаются неподвижность и безумие, апатия и нелепость.
Режиссер Сергей Яшин подошел к литературному материалу очень чутко, глубоко и деликатно. Лучше самого маэстро никто не расскажет, как проходила работа над постановкой:
«История, рассказанная в пьесе «Королева-мать», автобиографична. Событие, ставшее основой пьесы, подкупает своей подлинностью, настолько все индивидуально и личностно. Мы становимся свидетелями непоправимого непонимания близкими друг друга и фатальных последствий этого противостояния.
В медицине есть такой термин – «Сердечная недостаточность. Но есть и другая сердечная недостаточность, от которой страдает душа, потому что не может справиться с невозможностью родных услышать друг друга. Волею судьбы и обстоятельств в квартире матери встречаются мать и сын, которые давно не виделись. Они стремятся друг к другу, но все упирается в неосуществимость нормального человеческого контакта.
Пьеса увлекла Людмилу Васильевну Максакову, и мне показалась чрезвычайно современной, живой, нужной. У нас уже на предыдущей работе («Мастер-класс») возникли творческие и человеческие контакты, взаимопонимание. Кроме всего, у Л.В.Максаковой – огромная воля, собранность и ответственность. Вместе с ней репетирует молодой, но уже ярко проявивший себя актер Владимир Логвинов.
Главное для меня в этой работе – уйти от бытового правдоподобия. Ведь здесь показаны очень тонкие, сложные связи близких, и одновременно бесконечно далеких людей. И он, и она, мать и сын сочиняют жизнь, где-то вступая в конфликт, а где-то подыгрывая друг другу. И для меня важна метафора, театральная форма, даже налет мистики».
Действительно, происходящее на сцене на протяжении всех спектакля неустанно возвращает мыслями к абсурдистскому театру, явлению, когда мы видим или слышим одно, а на самом деле прекрасно понимаем, что речь идет совсем о другом. Как иначе объяснить, что живая, яркая, горячая, страстная тарантелла, которая в самом начале спектакля играет роль интродукции, выглядит зловеще, возможно, даже немного грозно? Как объяснить, что знаменитые итальянские мелодии, известные своим легким лиризмом или изящным комизмом, вдруг, неожиданно для всех, преображаются в глубоко драматические, возможно, даже трагические, крайне философские размышления?
Визуальное решение спектакля достаточно аскетично. Пространство сценической коробки Новой сцены Вахтанговского театра окрашено в монохромный черный цвет. Это квартира госпожи Реджины, немолодой вдовы, которая тяжело болеет, находится при смерти и уже много лет скорбит в связи со смертью горячо любимого супруга. Даже дети не сумели вызвать у нее жажду жизни. На почве происходящего внутри семьи полностью пропали гармония, любовь и взаимопонимание. Опять же, моментами оно доходит до абсурда.
На потолке черной комнаты висит несколько белых предметов, в том числе акула, воздушный шар и самолет. Внизу находятся стена с окном, яхта, несколько столов и стульев. Этот набор позволяет создать спектакль в стиле «нуар», напоминающий о ностальгическом черно-белом кинематографе.
Костюмы героев также решены, главным образом, в черно-белой гамме. Это и дорожный, и домашний костюм сына, и пижама, и вечернее платье, и халат, и купальный костюм матери. Есть, правда, и несколько контрастных пятен. Прежде всего, речь идет о костюмах двух безмолвных персонажей из комедии дель-арте – Арлекина и Скарамуша. В пьесе этих героев нет, зато они появляются в спектакле, разбавляя семейный дуэт матери и сына. Еще одно ярко-красное пятно – уютный ярко-красный наряд, который мать связала сыну в подарок ко дню рождения.
Есть еще три очень важных элемента декорации – три огромные статуи, которые свободно перемещаются по сцене на протяжении всего действа. Это скульптурные изображения людей в натуральный рост. Одна фигура символизирует мать в годы ее молодости, вторая – ее горячо любимого супруга, отца ее детей. Они все время соединяются или разделяются, в зависимости от происходящего.
«Королева-мать» - спектакль-диалог, который представляет собой бесконечно долгую беседу Реджины и ее сына Альфредо. Ребенка своего родители нарекли в честь любимого оперного персонажа, героя шедевра Дж.Верди «Травиата».
2 апреля некоего года Альфредо приезжает в квартиру к матери, чтобы вести подробный дневник ее болезни и смерти. На протяжении долгих бесед героев становится очевидно, что он собирается затем продать рукопись этой летописи издателю.
Происходящее на сцене – долгий, интересный, глубоко драматический, местами трогательно-лирический, а порой и откровенно смешной диалог двух самых родных и близких людей. В комнате вместе с ними незримо присутствуют покойный супруг Реджины и сестра Альфредо. Получается внутрисемейная драма вне времени и обстоятельств. Мать и сын – люди разных поколений, которые попросту не могут (или, что больше похоже на правду, категорически не хотят) найти общий язык. Постоянны взаимные упреки и угрозы, в скандалах ощущается чисто итальянский темперамент.
Актерский ансамбль из четырех человек разыгрывает очень жизненную историю, где каждый зритель увидит много общего со своей жизнью, с нравами и обычаями современного человека. Пьеса представляет собой ту самую классику, которая с течением времени не меркнет, не гаснет, не теряет актуальности.
Дуэт Людмилы Максаковой и Владимира Логвинова покоряет сочетанием профессионализма и человечности, скорби и беспечности, глубины и одухотворенности, энергетики и созерцательности. Выразительная пластика, драматическая хореографичность, подвижная мимика и безусловный актерский талант, помноженный на опыт и безграничное трудолюбие, позволили актерам создать прекрасные образы, в которых едва ли не каждый человек, находящийся в зале, узнает себя или людей из собственного близкого окружения.
Квартет актеров-вахтанговцев, двое из которых – студенты Театрального института имени Б.Щукина, проживают непростую, трагическую, но при этом абсурдистскую, местами откровенно веселую историю матери и сына на стыке старинных театральных канонов и современных тенденций. Результатом сотворчества целой команды влюбленных в искусство людей становится постановка, которая еще долго не потеряет актуальности ввиду того, что будет интересна и молодым, и зрелым, и пожилым театралам.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
«Королева-мать» на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова
Постановка: Сергей Яшин (Народный артист России).
Сценография: Елена Качелаева (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Мария Данилова (лауреат Государственной премии России).
Художник по свету: Руслан Майоров.
Композитор: Вячеслав Жуков.
Хореограф: Игорь Пиворович (Заслуженный артист России).
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссер: Михаил Лобанов.
Помощник режиссера: Глеб Гервассиев.
В ролях:
Реджина: Людмила Максакова (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России);
Альфредо: Владимир Логвинов;
Арлекин: Матвей Гличевский (студент Театрального института имени Бориса Щукина);
Скарамуш: Даниил Каплинский (студент Театрального института имени Бориса Щукина).
Свою пьесу «Королева-мать» Манлио Сантанелли (родился в Неаполе 11 февраля 1938 года) написал в 1984 году. Для творчества этого автора, который начинал свою профессиональную деятельность в качестве сотрудника телевидения, характерно влияние театра абсурда. По мнению авторитетных театральных критиков, причина этого факта кроется в том, что в действии причудливым образом переплетаются неподвижность и безумие, апатия и нелепость.
Режиссер Сергей Яшин подошел к литературному материалу очень чутко, глубоко и деликатно. Лучше самого маэстро никто не расскажет, как проходила работа над постановкой:
«История, рассказанная в пьесе «Королева-мать», автобиографична. Событие, ставшее основой пьесы, подкупает своей подлинностью, настолько все индивидуально и личностно. Мы становимся свидетелями непоправимого непонимания близкими друг друга и фатальных последствий этого противостояния.
В медицине есть такой термин – «Сердечная недостаточность. Но есть и другая сердечная недостаточность, от которой страдает душа, потому что не может справиться с невозможностью родных услышать друг друга. Волею судьбы и обстоятельств в квартире матери встречаются мать и сын, которые давно не виделись. Они стремятся друг к другу, но все упирается в неосуществимость нормального человеческого контакта.
Пьеса увлекла Людмилу Васильевну Максакову, и мне показалась чрезвычайно современной, живой, нужной. У нас уже на предыдущей работе («Мастер-класс») возникли творческие и человеческие контакты, взаимопонимание. Кроме всего, у Л.В.Максаковой – огромная воля, собранность и ответственность. Вместе с ней репетирует молодой, но уже ярко проявивший себя актер Владимир Логвинов.
Главное для меня в этой работе – уйти от бытового правдоподобия. Ведь здесь показаны очень тонкие, сложные связи близких, и одновременно бесконечно далеких людей. И он, и она, мать и сын сочиняют жизнь, где-то вступая в конфликт, а где-то подыгрывая друг другу. И для меня важна метафора, театральная форма, даже налет мистики».
Действительно, происходящее на сцене на протяжении всех спектакля неустанно возвращает мыслями к абсурдистскому театру, явлению, когда мы видим или слышим одно, а на самом деле прекрасно понимаем, что речь идет совсем о другом. Как иначе объяснить, что живая, яркая, горячая, страстная тарантелла, которая в самом начале спектакля играет роль интродукции, выглядит зловеще, возможно, даже немного грозно? Как объяснить, что знаменитые итальянские мелодии, известные своим легким лиризмом или изящным комизмом, вдруг, неожиданно для всех, преображаются в глубоко драматические, возможно, даже трагические, крайне философские размышления?
Визуальное решение спектакля достаточно аскетично. Пространство сценической коробки Новой сцены Вахтанговского театра окрашено в монохромный черный цвет. Это квартира госпожи Реджины, немолодой вдовы, которая тяжело болеет, находится при смерти и уже много лет скорбит в связи со смертью горячо любимого супруга. Даже дети не сумели вызвать у нее жажду жизни. На почве происходящего внутри семьи полностью пропали гармония, любовь и взаимопонимание. Опять же, моментами оно доходит до абсурда.
На потолке черной комнаты висит несколько белых предметов, в том числе акула, воздушный шар и самолет. Внизу находятся стена с окном, яхта, несколько столов и стульев. Этот набор позволяет создать спектакль в стиле «нуар», напоминающий о ностальгическом черно-белом кинематографе.
Костюмы героев также решены, главным образом, в черно-белой гамме. Это и дорожный, и домашний костюм сына, и пижама, и вечернее платье, и халат, и купальный костюм матери. Есть, правда, и несколько контрастных пятен. Прежде всего, речь идет о костюмах двух безмолвных персонажей из комедии дель-арте – Арлекина и Скарамуша. В пьесе этих героев нет, зато они появляются в спектакле, разбавляя семейный дуэт матери и сына. Еще одно ярко-красное пятно – уютный ярко-красный наряд, который мать связала сыну в подарок ко дню рождения.
Есть еще три очень важных элемента декорации – три огромные статуи, которые свободно перемещаются по сцене на протяжении всего действа. Это скульптурные изображения людей в натуральный рост. Одна фигура символизирует мать в годы ее молодости, вторая – ее горячо любимого супруга, отца ее детей. Они все время соединяются или разделяются, в зависимости от происходящего.
«Королева-мать» - спектакль-диалог, который представляет собой бесконечно долгую беседу Реджины и ее сына Альфредо. Ребенка своего родители нарекли в честь любимого оперного персонажа, героя шедевра Дж.Верди «Травиата».
2 апреля некоего года Альфредо приезжает в квартиру к матери, чтобы вести подробный дневник ее болезни и смерти. На протяжении долгих бесед героев становится очевидно, что он собирается затем продать рукопись этой летописи издателю.
Происходящее на сцене – долгий, интересный, глубоко драматический, местами трогательно-лирический, а порой и откровенно смешной диалог двух самых родных и близких людей. В комнате вместе с ними незримо присутствуют покойный супруг Реджины и сестра Альфредо. Получается внутрисемейная драма вне времени и обстоятельств. Мать и сын – люди разных поколений, которые попросту не могут (или, что больше похоже на правду, категорически не хотят) найти общий язык. Постоянны взаимные упреки и угрозы, в скандалах ощущается чисто итальянский темперамент.
Актерский ансамбль из четырех человек разыгрывает очень жизненную историю, где каждый зритель увидит много общего со своей жизнью, с нравами и обычаями современного человека. Пьеса представляет собой ту самую классику, которая с течением времени не меркнет, не гаснет, не теряет актуальности.
Дуэт Людмилы Максаковой и Владимира Логвинова покоряет сочетанием профессионализма и человечности, скорби и беспечности, глубины и одухотворенности, энергетики и созерцательности. Выразительная пластика, драматическая хореографичность, подвижная мимика и безусловный актерский талант, помноженный на опыт и безграничное трудолюбие, позволили актерам создать прекрасные образы, в которых едва ли не каждый человек, находящийся в зале, узнает себя или людей из собственного близкого окружения.
Квартет актеров-вахтанговцев, двое из которых – студенты Театрального института имени Б.Щукина, проживают непростую, трагическую, но при этом абсурдистскую, местами откровенно веселую историю матери и сына на стыке старинных театральных канонов и современных тенденций. Результатом сотворчества целой команды влюбленных в искусство людей становится постановка, которая еще долго не потеряет актуальности ввиду того, что будет интересна и молодым, и зрелым, и пожилым театралам.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
«Королева-мать» на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова