7 и 8 марта 2023 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представил очередную премьеру 102-го сезона – спектакль «Амадей». Оригинальная трактовка легендарной истории о непростых взаимоотношениях Моцарта и Сальери пополнит репертуар Основной (исторической) сцены.
Сценическая версия: Сергей Плотов.
Постановка: Анатолий Шульев.
Сценография: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Мария Данилова (лауреат Государственной премии России).
Композитор: Полина Шульева.
Хореограф: Игорь Пиворович (Заслуженный артист России).
Художник по свету: Александр Матвеев.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры Москвы).
Звукорежиссер: Арсений Парамонов.
Помощник режиссера: Евдокия Прошакова.
В ролях:
Антонио Сальери, придворный композитор: Алексей Гуськов (Народный артист России);
Вольфганг Амадей Моцарт: Виктор Добронравов (Заслуженный артист России);
Констанция, жена Моцарта: Екатерина Крамзина;
Император Иосиф II: Федор Воронцов;
Фон Штрек, королевский гофмейстер: Валерий Ушаков;
Франц Розентерг, директор Императорского оперного театра: Александр Рыщенков (Заслуженный артист России);
Барон Ван Свитен, префект Императорской библиотеки, масон: Евгений Косырев;
Диез: Мамука Патарава;
Бемоль: Григорий Здоров;
Катарина Кавальери, ученица Сальери: Каролина Койцан.
В спектакле звучат фрагменты сочинений Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта, а также вариации Полины Шульевой на эти темы.
На свете известно немало версий истории непростых взаимоотношений двух композиторов, живших и творивших в XVIII веке – Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) и Антонио Сальери (1750-1825). Режиссер Анатолий Шульев предлагает оригинальную трактовку сюжета, долгие столетия будоражащего умы людей во многих странах. Слово – постановщику:
«Это история о природе таланта, о вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью, и о его беззащитности перед Вечностью. Антонио Сальери когда-то был самым популярным и востребованным композитором Вены, но теперь, в старости, он всеми забыт. Больше всего на свете Антонио боится забвения. Он готов на всё, лишь бы остаться в памяти потомков. И он не понимает, где в прошлом что-то пошло не так. Для этого старик Сальери погружается во сны наяву - в воспоминания о прошедшей жизни, где он ещё молод, успешен, и где ещё жив тот, кого мир помнит и любит до сих пор - гениальный и неразгаданный Вольфганг Амадей Моцарт».
Спектакль представляет собой поток воспоминаний, которыми 70-летний Антонио Сальери, находясь между жизнью и смертью, делится со зрителями. Подобные откровения, живые, пронзительные, глубокие, эмоциональные, искренние и берущие за душу, возможны только в театре. Обмен энергией, который неизменно происходит между людьми, находящимися на сцене и в зрительных пространствах, всегда в значительной степени обостряет восприятие происходящего, заставляет вдумываться, сопереживать и сочувствовать. Возможно, в некоторых случаях публика даже начинает искать оправдание тем или иным поступкам персонажей.
Происходящее на сцене очень символично и метафорично, нет ничего лишнего или случайного. Взаимосвязано все, каждое следующее действие плавно вытекает из предыдущего. Несмотря на то, что действие происходит в XVIII веке, в годы, когда жил и творил великий гений, мастер венской классической композиторской школы Вольфганг Амадей Моцарт, зритель может увидеть множество скрытых смыслов, уловить цитаты и намеки на вопросы и обстоятельства, актуальные и в настоящее время. Особое настроение создает сценография Максима Обрезкова, решенная в серой цветовой гамме. На этом фоне ярким факелом выделяется красный костюм Моцарта во втором акте (художник Мария Данилова). Гений будто бы раскрасил серый пейзаж, вознесся над обыденностью и скукой.
Гениальный австриец в исполнении Виктора Добронравова предстает выдающимся талантом, композитором, чье искусство феноменально и находится за гранью досягаемости современников. Несмотря на зрелую, по-настоящему профессиональную музыку, титульный герой спектакля, как это часто бывает с гениями, в душе навсегда остался ребенком, так и не сумев за отпущенные ему годы достичь зрелости. Помочь обрести себя и вырасти ему пытается помочь жена Констанция, любящая, внимательная, преданная.
Не может постичь выдающегося современника и его коллега по цеху – итальянский композитор Антонио Сальери (Алексей Гуськов), которому, несмотря на отсутствие ярко выраженного таланта и хоть сколько-нибудь выдающихся сочинений, удается сделать неплохую карьеру и получить место придворного композитора. Правда, он так и не смог достичь главного – стать признанным мастером своего дела, обрести преданных поклонников творчества. Этот персонаж на протяжении всего спектакля – немолодой уже человек, состоявшийся, зрелый, но постоянно мечущийся, находящийся в поисках ответов на мучающие его вопросы.
Невероятно, но факт: постановочной команде спектакля удалось наглядно проиллюстрировать, насколько по-разному жили и воспринимали окружающий мир два главных героя. Если у Моцарта была короткая, но очень яркая, искрящаяся, разноцветная жизнь, то Сальери, сам себя называющий посредственностью, прошел свой путь, пытаясь познать секреты конкурента, влачил вялое, скучное, серое существование. И это особенно интересно, если учесть, что придворный композитор считался весьма состоятельным человеком, а молодой гений был близок к нищете. Колористическое решение спектакля не оставляет никаких вопросов.
В постановке есть один герой, которого никто не видит, зато все слышат и чувствуют. Точнее, не герой, а героиня – великая музыка Вольфганга Амадея Моцарта, следующая за ним на протяжении всей жизни, обитающая в его голове, душе и сердце, а затем зафиксированная для потомков на листах нотной бумаги. Искушенным меломанам и неофитам истинное удовольствие доставят отрывки из Реквиема, опер «Волшебная Флейта», «Свадьба Фигаро», симфонических и камерных, вокальных и инструментальных сочинений венского классика.
Помимо главных героев, в спектакле есть еще несколько ярких, интересных персонажей. Прежде всего, это Констанция Моцарт (Екатерина Крамзина) – женщина, которая однажды стала женой гения, несмотря на явную антипатию со стороны его отца. Их совместная жизнь продлилась десять лет, вплоть до смерти композитора. По словам самой Констанции, это были годы счастья, полные светских раутов и балов. Они радовались каждому дню, появлению сыновей, однако так и не сумели вырваться из цепких лап нищеты, все плотнее зажимавших их в свои тиски.
Моцарт и Сальери – композиторы, на протяжении всего спектакля их постоянно сопровождают Бемоль (Григорий Здоров) и Диез (Мамука Патарава), без которых не получилось бы ни одного сочинения. Этот квартет находится в постоянном движении, не останавливаясь ни на минуту, обыгрывая каждую эмоцию, перипетию, оценку ситуации.
Очень важное место в спектакле отведено представителям высшего света Вены – императору Иосифу II (Федор Воронцов), королевскому гофмейстеру фон Штреку (Валерий Ушаков), директору Императорского оперного театра (Венской Оперы) Францу Розенбергу (Александр Рыщенков), префекту Императорской библиотеки, члену масонской ложи барону Ван Свитену (Евгений Косырев) и ученице Сальери, оперной певице Катарине Кавальери (Каролина Койцан). Все эти люди – маски, в которых, несмотря на образы, решенные в духе европейской придворной моды заявленной эпохи, внимательный зритель может узнать своих знаменитых современников.
История зафиксировала конфликт Моцарта и Сальери, который будоражит умы человечества уже несколько столетий. Столкновение двух композиторов, представителей разных поколений, национальных школ, эпох и мировоззрений привело к тому, что один из них ушел во цвете лет, но до сих пор остается одним из самых выдающихся композиторов, а другой стал достоянием истории исключительно благодаря своему гениальному современнику. Спектакль «Амадей» позволяет взглянуть на этот вопрос под непривычным углом. Возможно, он не перевернет сознания зрителя, не заставит его в корне изменить мнение, но он точно подарит два с половиной часа эстетического удовольствия и радости от возможности соприкоснуться с творчеством по-настоящему талантливых, ярких, самобытных людей – актеров, музыкантов, постановочной команды.
Ольга Пурчинская
Фотографии с поклонов Марины Айриянц
Официальная страница спектакля
P.S.: Два премьерных представления пройдут при аншлагах. В следующий раз постановку «Амадей» можно будет увидеть 17 и 24 марта и 7 апреля 2023 года.
Сценическая версия: Сергей Плотов.
Постановка: Анатолий Шульев.
Сценография: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Мария Данилова (лауреат Государственной премии России).
Композитор: Полина Шульева.
Хореограф: Игорь Пиворович (Заслуженный артист России).
Художник по свету: Александр Матвеев.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры Москвы).
Звукорежиссер: Арсений Парамонов.
Помощник режиссера: Евдокия Прошакова.
В ролях:
Антонио Сальери, придворный композитор: Алексей Гуськов (Народный артист России);
Вольфганг Амадей Моцарт: Виктор Добронравов (Заслуженный артист России);
Констанция, жена Моцарта: Екатерина Крамзина;
Император Иосиф II: Федор Воронцов;
Фон Штрек, королевский гофмейстер: Валерий Ушаков;
Франц Розентерг, директор Императорского оперного театра: Александр Рыщенков (Заслуженный артист России);
Барон Ван Свитен, префект Императорской библиотеки, масон: Евгений Косырев;
Диез: Мамука Патарава;
Бемоль: Григорий Здоров;
Катарина Кавальери, ученица Сальери: Каролина Койцан.
В спектакле звучат фрагменты сочинений Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта, а также вариации Полины Шульевой на эти темы.
На свете известно немало версий истории непростых взаимоотношений двух композиторов, живших и творивших в XVIII веке – Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) и Антонио Сальери (1750-1825). Режиссер Анатолий Шульев предлагает оригинальную трактовку сюжета, долгие столетия будоражащего умы людей во многих странах. Слово – постановщику:
«Это история о природе таланта, о вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью, и о его беззащитности перед Вечностью. Антонио Сальери когда-то был самым популярным и востребованным композитором Вены, но теперь, в старости, он всеми забыт. Больше всего на свете Антонио боится забвения. Он готов на всё, лишь бы остаться в памяти потомков. И он не понимает, где в прошлом что-то пошло не так. Для этого старик Сальери погружается во сны наяву - в воспоминания о прошедшей жизни, где он ещё молод, успешен, и где ещё жив тот, кого мир помнит и любит до сих пор - гениальный и неразгаданный Вольфганг Амадей Моцарт».
Спектакль представляет собой поток воспоминаний, которыми 70-летний Антонио Сальери, находясь между жизнью и смертью, делится со зрителями. Подобные откровения, живые, пронзительные, глубокие, эмоциональные, искренние и берущие за душу, возможны только в театре. Обмен энергией, который неизменно происходит между людьми, находящимися на сцене и в зрительных пространствах, всегда в значительной степени обостряет восприятие происходящего, заставляет вдумываться, сопереживать и сочувствовать. Возможно, в некоторых случаях публика даже начинает искать оправдание тем или иным поступкам персонажей.
Происходящее на сцене очень символично и метафорично, нет ничего лишнего или случайного. Взаимосвязано все, каждое следующее действие плавно вытекает из предыдущего. Несмотря на то, что действие происходит в XVIII веке, в годы, когда жил и творил великий гений, мастер венской классической композиторской школы Вольфганг Амадей Моцарт, зритель может увидеть множество скрытых смыслов, уловить цитаты и намеки на вопросы и обстоятельства, актуальные и в настоящее время. Особое настроение создает сценография Максима Обрезкова, решенная в серой цветовой гамме. На этом фоне ярким факелом выделяется красный костюм Моцарта во втором акте (художник Мария Данилова). Гений будто бы раскрасил серый пейзаж, вознесся над обыденностью и скукой.
Гениальный австриец в исполнении Виктора Добронравова предстает выдающимся талантом, композитором, чье искусство феноменально и находится за гранью досягаемости современников. Несмотря на зрелую, по-настоящему профессиональную музыку, титульный герой спектакля, как это часто бывает с гениями, в душе навсегда остался ребенком, так и не сумев за отпущенные ему годы достичь зрелости. Помочь обрести себя и вырасти ему пытается помочь жена Констанция, любящая, внимательная, преданная.
Не может постичь выдающегося современника и его коллега по цеху – итальянский композитор Антонио Сальери (Алексей Гуськов), которому, несмотря на отсутствие ярко выраженного таланта и хоть сколько-нибудь выдающихся сочинений, удается сделать неплохую карьеру и получить место придворного композитора. Правда, он так и не смог достичь главного – стать признанным мастером своего дела, обрести преданных поклонников творчества. Этот персонаж на протяжении всего спектакля – немолодой уже человек, состоявшийся, зрелый, но постоянно мечущийся, находящийся в поисках ответов на мучающие его вопросы.
Невероятно, но факт: постановочной команде спектакля удалось наглядно проиллюстрировать, насколько по-разному жили и воспринимали окружающий мир два главных героя. Если у Моцарта была короткая, но очень яркая, искрящаяся, разноцветная жизнь, то Сальери, сам себя называющий посредственностью, прошел свой путь, пытаясь познать секреты конкурента, влачил вялое, скучное, серое существование. И это особенно интересно, если учесть, что придворный композитор считался весьма состоятельным человеком, а молодой гений был близок к нищете. Колористическое решение спектакля не оставляет никаких вопросов.
В постановке есть один герой, которого никто не видит, зато все слышат и чувствуют. Точнее, не герой, а героиня – великая музыка Вольфганга Амадея Моцарта, следующая за ним на протяжении всей жизни, обитающая в его голове, душе и сердце, а затем зафиксированная для потомков на листах нотной бумаги. Искушенным меломанам и неофитам истинное удовольствие доставят отрывки из Реквиема, опер «Волшебная Флейта», «Свадьба Фигаро», симфонических и камерных, вокальных и инструментальных сочинений венского классика.
Помимо главных героев, в спектакле есть еще несколько ярких, интересных персонажей. Прежде всего, это Констанция Моцарт (Екатерина Крамзина) – женщина, которая однажды стала женой гения, несмотря на явную антипатию со стороны его отца. Их совместная жизнь продлилась десять лет, вплоть до смерти композитора. По словам самой Констанции, это были годы счастья, полные светских раутов и балов. Они радовались каждому дню, появлению сыновей, однако так и не сумели вырваться из цепких лап нищеты, все плотнее зажимавших их в свои тиски.
Моцарт и Сальери – композиторы, на протяжении всего спектакля их постоянно сопровождают Бемоль (Григорий Здоров) и Диез (Мамука Патарава), без которых не получилось бы ни одного сочинения. Этот квартет находится в постоянном движении, не останавливаясь ни на минуту, обыгрывая каждую эмоцию, перипетию, оценку ситуации.
Очень важное место в спектакле отведено представителям высшего света Вены – императору Иосифу II (Федор Воронцов), королевскому гофмейстеру фон Штреку (Валерий Ушаков), директору Императорского оперного театра (Венской Оперы) Францу Розенбергу (Александр Рыщенков), префекту Императорской библиотеки, члену масонской ложи барону Ван Свитену (Евгений Косырев) и ученице Сальери, оперной певице Катарине Кавальери (Каролина Койцан). Все эти люди – маски, в которых, несмотря на образы, решенные в духе европейской придворной моды заявленной эпохи, внимательный зритель может узнать своих знаменитых современников.
История зафиксировала конфликт Моцарта и Сальери, который будоражит умы человечества уже несколько столетий. Столкновение двух композиторов, представителей разных поколений, национальных школ, эпох и мировоззрений привело к тому, что один из них ушел во цвете лет, но до сих пор остается одним из самых выдающихся композиторов, а другой стал достоянием истории исключительно благодаря своему гениальному современнику. Спектакль «Амадей» позволяет взглянуть на этот вопрос под непривычным углом. Возможно, он не перевернет сознания зрителя, не заставит его в корне изменить мнение, но он точно подарит два с половиной часа эстетического удовольствия и радости от возможности соприкоснуться с творчеством по-настоящему талантливых, ярких, самобытных людей – актеров, музыкантов, постановочной команды.
Ольга Пурчинская
Фотографии с поклонов Марины Айриянц
Официальная страница спектакля
P.S.: Два премьерных представления пройдут при аншлагах. В следующий раз постановку «Амадей» можно будет увидеть 17 и 24 марта и 7 апреля 2023 года.