Опера Моцарта «Дон Жуан» связана с Прагой многими нитями - здесь композитор писал свое великое творение, здесь в 1787 году, в театре Ставовске Дивалдо с успехом состоялась премьера «Дон Жуана», многие места в Праге связаны с именем композитора, его произведения ставятся на оперной сцене и исполняются в концертных залах. Но есть одно место в Праге, которое «дышит» образами истории севильского соблазнителя - это национальный театр марионеток, артисты которого с успехом представили героев оперы в жанре, любимом еще со времен Средневековья, уже 6000 раз.
Мне удалось побывать в этом удивительном театре и по-новому взглянуть на историю Дон Жуана, о которой я столько писала и была (конечно самонадеянно) уверена, что знаю об этой опере всё! И вот в зале театра, расположенного в самом сердце старого города, звучит музыка Моцарта в исполнении артистов Стокгольмской оперы (запись 1989 г.), а на сцене появляется очаровательная марионетка в пудреном парике и красном камзоле. Это сам Моцарт, который дирижирует своим оркестром. Затем занавес открывается – и история Дон Жуана начинается.
Сам великий соблазнитель, как и подобает испанскому дворянину, сумрачно-великолепен, Лепорелло - типичный слуга из народных представлений, дамы прекрасны и белокуры, и все они - марионетки, которыми умело управляют артисты театра. Удивительно органично достигнута гармония между голосами певцов и движениями «кукольных» героев. Вся история показана через образ композитора и его взаимоотношений со своими персонажами и музыкантами - в процессе дирижирования иногда возникают смешные эпизоды, ноты летят в публику, композитор то в радости, то в негодовании, а все герои - лишь куклы, которыми управляют «высшие силы».
Эта форма представления оперы одновременно трогательна и печальна - а не являемся ли мы все марионетками в некоем Вселенском театре, а наши «свободные» решения - лишь причудой нашего Создателя или кукловода? Мастерство артистов удивительно, а когда один из них появляется в образе Командора, становится понятным, как тщетны все усилия героя - да и всех нас - изменить судьбу.
В конце все марионетки повешены на стену, спектакль окончен, а артисты появляются перед восхищенной публикой. Режиссеру спектакля Карлу Брозеку удалось, сохраняя (с необходимыми сокращениями) музыкальную составляющую оперы, сделать ее доступной как для взрослых, так и детей, веселой и грустной, сочетающей приемы народного театра и тонкий юмор. Многолетний успех «Дон Жуана», который идет на сцене этого замечательного театра с 1991 г. - доказательство бессмертия великого творения Моцарта и возможностей его героев, смешных и грустных, как сама человеческая жизнь.
Екатерина Шапинская
Фото автора
Мне удалось побывать в этом удивительном театре и по-новому взглянуть на историю Дон Жуана, о которой я столько писала и была (конечно самонадеянно) уверена, что знаю об этой опере всё! И вот в зале театра, расположенного в самом сердце старого города, звучит музыка Моцарта в исполнении артистов Стокгольмской оперы (запись 1989 г.), а на сцене появляется очаровательная марионетка в пудреном парике и красном камзоле. Это сам Моцарт, который дирижирует своим оркестром. Затем занавес открывается – и история Дон Жуана начинается.
Сам великий соблазнитель, как и подобает испанскому дворянину, сумрачно-великолепен, Лепорелло - типичный слуга из народных представлений, дамы прекрасны и белокуры, и все они - марионетки, которыми умело управляют артисты театра. Удивительно органично достигнута гармония между голосами певцов и движениями «кукольных» героев. Вся история показана через образ композитора и его взаимоотношений со своими персонажами и музыкантами - в процессе дирижирования иногда возникают смешные эпизоды, ноты летят в публику, композитор то в радости, то в негодовании, а все герои - лишь куклы, которыми управляют «высшие силы».
Эта форма представления оперы одновременно трогательна и печальна - а не являемся ли мы все марионетками в некоем Вселенском театре, а наши «свободные» решения - лишь причудой нашего Создателя или кукловода? Мастерство артистов удивительно, а когда один из них появляется в образе Командора, становится понятным, как тщетны все усилия героя - да и всех нас - изменить судьбу.
В конце все марионетки повешены на стену, спектакль окончен, а артисты появляются перед восхищенной публикой. Режиссеру спектакля Карлу Брозеку удалось, сохраняя (с необходимыми сокращениями) музыкальную составляющую оперы, сделать ее доступной как для взрослых, так и детей, веселой и грустной, сочетающей приемы народного театра и тонкий юмор. Многолетний успех «Дон Жуана», который идет на сцене этого замечательного театра с 1991 г. - доказательство бессмертия великого творения Моцарта и возможностей его героев, смешных и грустных, как сама человеческая жизнь.
Екатерина Шапинская
Фото автора