24 и 25 марта 2021 года в пространстве Симоновской сцены Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова проходят премьерные показы спектакля «Обещание на рассвете». На сцене камерного зала автобиографическую историю французского писателя Ромена Гари проживают два человека.
Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек.
Перевод: Елена Погожева.
Сценическая версия: Станислав Барышников.
Художник: Дина Боровик.
Композитор: Николай Шипулин.
Хореограф: Евгения Любашина.
Художник по свету: Сергей Мясников.
В ролях:
Ромен Гари: Григорий Антипенко;
Мина Овчинская, его мать: Анна Дубровская (Заслуженная артистка России).
Спектакль представляет собой инсценировку биографического романа французского писателя еврейского происхождения, военного, дипломата, кинорежиссера, литературного мистификатора, прославившегося под псевдонимом Ромен Гари. Настоящее имя многогранной личности - Роман Лейбович Кацев (1914-1980). На его счету уникальное достижение: это единственный писатель, дважды удостоенный самой престижной литературной награды своей страны - Гонкуровской премии: в 1956 году под именем Ромена Гари, в 1975 - Эмиля Ажара.
На страницах самого своего знаменитого сочинения автор 35 произведений крупной формы вспоминает свою жизнь и ту огромную роль, которую в ней сыграла его мать, малоизвестная провинциальная актриса Мина Иоселевна Овчинская. Родился будущий литературный мастер в городе Вильно, и вскоре родительница увезла его в Москву. Затем последовали долгие годы странствий по миру, что было необходимо для исполнения, на первый взгляд, невероятных материнских желаний: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриэле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!».
Это третья постановка Лейлы Абу-аль-Кишек в Вахтанговском театре. Ее внимание вновь привлекла яркая историческая личность (до этого репертуар Симоновской сцены пополнился спектаклями «Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот». Вот что режиссер говорит о своем новом детище:
«Обещание на рассвете» - пронзительная история любви сына и матери. Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой легкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, ее вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели».
Спектакль камерный, интимный, глубоко личный. Сценическая версия освободила роман от многочисленных побочных персонажей, осталось лишь два действующих лица, ключевых персонажа автобиографии: Ромен Гари и Мина Овчинская. Такое постановочное решение позволяет зрителю полностью сосредоточить внимание на непростых, но очень нежных, светлых отношениях матери и сына.
Анна Дубровская предстает в образе сильной, смелой, мудрой, отважной женщины, посвятившей себя сыну без остатка. Роман - главный смысл ее жизни, с ним связаны все ее честолюбивые планы, цели, амбиции. Не сумев добиться серьезных успехов на актерском поприще, Мина Иоселевна видит своего ребенка звездой кинематографа и величайшим писателем современности. В качестве кумиров она предлагает Виктора Гюго, Габриэле Д’Аннунцио, Генриха Ибсена и других выдающихся деятелей искусства. Главное - чтобы эталоны не прожили слишком короткую жизнь из-за болезней или вредных привычек. Об этом автор вспоминает с легкой, изысканной, элегантной, ироничной усмешкой.
Роль Ромена Гари (Романа Кацева) за три часа проживает Григорий Антипенко. Он проходит путь от ребенка до взрослого человека, состоявшейся личности, сына, воплотившего в жизнь все мечты своей матери. Герой проходит сложный путь, учится, развивается, чтобы в конце добиться успехов и в творчестве, и в военном деле, и в политике. А вот душевную гармонию, спокойствие, личное счастье ему обрести так и не удается.
На протяжении двух действий интересно наблюдать за героями, их передвижениями из Вильно в Москву, из Москвы в Варшаву, из Варшавы в Париж, из Парижа в Ниццу, из Ниццы в Лондон и так далее. Меняются страны, а вместе с ними - политические режимы, образ жизни, род деятельности Мины, которая стремится во что бы то ни стало обеспечить своему сыну безбедную жизнь, чтобы он мог спокойно учиться, развиваться, творить.
С каждой новой сценой Ромен взрослеет, обретает силу, становится все более выносливым. Параллельно стареет и слабеет его мать, которая много работает и значительно подрывает свое здоровье. Мимика, жесты, движения, посадка корпуса, голоса актеров меняются на протяжении всего спектакля. Голод и холод, война и унижения, бедность и страх, безграничная вера и гнетущее отчаяние, нарастающая физическая слабость при безграничной силе духа - чего только не приходится испытать героям за их насыщенную сценическую жизнь!
Камерный спектакль играется при аскетичной сценографии. На сцене висит огромное полотнище синего цвета, которое становится самолетом и поездом, салоном мод и отелем, больницей и вокзалом. Пространство мгновенно преображается при помощи реквизита - чемоданов и шляпных коробок, мебели и одежды, еды и букетов цветов.
Музыкальный материл интересен и разнообразен. В зависимости от ситуации, от душевного состояния героев, издалека доносятся громкие, протяжные звуки приближающихся поездов и самолетов, крики чаек, шум моря и ветра, фрагменты знаменитой арии Царицы Ночи из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» и революционной «Марсельезы».
В своей автобиографии Гари вспоминал события своей жизни, истории, связанные с матерью, с юмором, стильно, изысканно и изящно. В спектакле, как и в жизни, глубоко лирические, драматические и трагические моменты перемежаются с веселыми фрагментами, когда можно просто взять - и немного подурачиться, несмотря на возраст, социальный статус, самочувствие, политическую и экономическую ситуацию в стране и мире.
Лейла Абу-аль-Кишек вновь обратилась в своем творчестве к исторической фигуре. Снова режиссеру удалось создать глубокую, пронзительную постановку, вызывающую у зрителя важнейший театральный эффект катарсиса, дарящую богатую пищу для ума, предоставляющую возможность задуматься над многими вечными вопросами, проникнуть в мысли и прочувствовать характеры героев, всем сердцем любящих друг друга, но так и не сумевших обрести личное счастье и подарить его самому близкому, родному человеку.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек.
Перевод: Елена Погожева.
Сценическая версия: Станислав Барышников.
Художник: Дина Боровик.
Композитор: Николай Шипулин.
Хореограф: Евгения Любашина.
Художник по свету: Сергей Мясников.
В ролях:
Ромен Гари: Григорий Антипенко;
Мина Овчинская, его мать: Анна Дубровская (Заслуженная артистка России).
Спектакль представляет собой инсценировку биографического романа французского писателя еврейского происхождения, военного, дипломата, кинорежиссера, литературного мистификатора, прославившегося под псевдонимом Ромен Гари. Настоящее имя многогранной личности - Роман Лейбович Кацев (1914-1980). На его счету уникальное достижение: это единственный писатель, дважды удостоенный самой престижной литературной награды своей страны - Гонкуровской премии: в 1956 году под именем Ромена Гари, в 1975 - Эмиля Ажара.
На страницах самого своего знаменитого сочинения автор 35 произведений крупной формы вспоминает свою жизнь и ту огромную роль, которую в ней сыграла его мать, малоизвестная провинциальная актриса Мина Иоселевна Овчинская. Родился будущий литературный мастер в городе Вильно, и вскоре родительница увезла его в Москву. Затем последовали долгие годы странствий по миру, что было необходимо для исполнения, на первый взгляд, невероятных материнских желаний: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриэле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!».
Это третья постановка Лейлы Абу-аль-Кишек в Вахтанговском театре. Ее внимание вновь привлекла яркая историческая личность (до этого репертуар Симоновской сцены пополнился спектаклями «Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот». Вот что режиссер говорит о своем новом детище:
«Обещание на рассвете» - пронзительная история любви сына и матери. Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой легкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, ее вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели».
Спектакль камерный, интимный, глубоко личный. Сценическая версия освободила роман от многочисленных побочных персонажей, осталось лишь два действующих лица, ключевых персонажа автобиографии: Ромен Гари и Мина Овчинская. Такое постановочное решение позволяет зрителю полностью сосредоточить внимание на непростых, но очень нежных, светлых отношениях матери и сына.
Анна Дубровская предстает в образе сильной, смелой, мудрой, отважной женщины, посвятившей себя сыну без остатка. Роман - главный смысл ее жизни, с ним связаны все ее честолюбивые планы, цели, амбиции. Не сумев добиться серьезных успехов на актерском поприще, Мина Иоселевна видит своего ребенка звездой кинематографа и величайшим писателем современности. В качестве кумиров она предлагает Виктора Гюго, Габриэле Д’Аннунцио, Генриха Ибсена и других выдающихся деятелей искусства. Главное - чтобы эталоны не прожили слишком короткую жизнь из-за болезней или вредных привычек. Об этом автор вспоминает с легкой, изысканной, элегантной, ироничной усмешкой.
Роль Ромена Гари (Романа Кацева) за три часа проживает Григорий Антипенко. Он проходит путь от ребенка до взрослого человека, состоявшейся личности, сына, воплотившего в жизнь все мечты своей матери. Герой проходит сложный путь, учится, развивается, чтобы в конце добиться успехов и в творчестве, и в военном деле, и в политике. А вот душевную гармонию, спокойствие, личное счастье ему обрести так и не удается.
На протяжении двух действий интересно наблюдать за героями, их передвижениями из Вильно в Москву, из Москвы в Варшаву, из Варшавы в Париж, из Парижа в Ниццу, из Ниццы в Лондон и так далее. Меняются страны, а вместе с ними - политические режимы, образ жизни, род деятельности Мины, которая стремится во что бы то ни стало обеспечить своему сыну безбедную жизнь, чтобы он мог спокойно учиться, развиваться, творить.
С каждой новой сценой Ромен взрослеет, обретает силу, становится все более выносливым. Параллельно стареет и слабеет его мать, которая много работает и значительно подрывает свое здоровье. Мимика, жесты, движения, посадка корпуса, голоса актеров меняются на протяжении всего спектакля. Голод и холод, война и унижения, бедность и страх, безграничная вера и гнетущее отчаяние, нарастающая физическая слабость при безграничной силе духа - чего только не приходится испытать героям за их насыщенную сценическую жизнь!
Камерный спектакль играется при аскетичной сценографии. На сцене висит огромное полотнище синего цвета, которое становится самолетом и поездом, салоном мод и отелем, больницей и вокзалом. Пространство мгновенно преображается при помощи реквизита - чемоданов и шляпных коробок, мебели и одежды, еды и букетов цветов.
Музыкальный материл интересен и разнообразен. В зависимости от ситуации, от душевного состояния героев, издалека доносятся громкие, протяжные звуки приближающихся поездов и самолетов, крики чаек, шум моря и ветра, фрагменты знаменитой арии Царицы Ночи из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» и революционной «Марсельезы».
В своей автобиографии Гари вспоминал события своей жизни, истории, связанные с матерью, с юмором, стильно, изысканно и изящно. В спектакле, как и в жизни, глубоко лирические, драматические и трагические моменты перемежаются с веселыми фрагментами, когда можно просто взять - и немного подурачиться, несмотря на возраст, социальный статус, самочувствие, политическую и экономическую ситуацию в стране и мире.
Лейла Абу-аль-Кишек вновь обратилась в своем творчестве к исторической фигуре. Снова режиссеру удалось создать глубокую, пронзительную постановку, вызывающую у зрителя важнейший театральный эффект катарсиса, дарящую богатую пищу для ума, предоставляющую возможность задуматься над многими вечными вопросами, проникнуть в мысли и прочувствовать характеры героев, всем сердцем любящих друг друга, но так и не сумевших обрести личное счастье и подарить его самому близкому, родному человеку.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии