интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Трагическая история великого танцовщика ожила в спектакле театра имени Вахтангова "Нижинский. Гениальный идиот"

 
 
 

Трагическая история великого танцовщика ожила в спектакле театра имени Вахтангова "Нижинский. Гениальный идиот"

Автор: Ольга Пурчинская от 3-04-2019, 05:51, посмотрело: 2199

Трагическая история великого танцовщика ожила в спектакле театра имени Вахтангова "Нижинский. Гениальный идиот"2 апреля 2019 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова вновь пригласил на премьеру. В пространстве Симоновской сцены, в зале Амфитеатр, родился спектакль «Нижинский. Гениальный идиот». Литературная основа постановки – текст Ники Симоновой «Танец солнца». За несколько часов до зрителей новое вахтанговское детище смогли оценить журналисты.

Режиссер-постановщик – Лейла Абу-аль-Кишек.
Художник-постановщик – Дина Боровик.
Композитор – Николай Шипулин.
Музыкальный руководитель – Андрей Сергиевский.
Хореограф – Елена Любашина.
Педагог по классическому танцу – Ольга Каплунова.
Режиссер по работе с актерами – Алексей Артемов.
Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Художник по свету – Сергей Мясников.
Звукорежиссеры – Екатерина Волкова, Вадим Магаляс.
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова.

В ролях:
Вацлав НижинскийАделина Гизатуллина;
Сергей ДягилевСергей Батаев / Денис Самойлов;
Василий, его слугаОлег Лопухов;
Михаил ФокинПавел Тэхэда Кардэнас;
Игорь СтравинскийЯн Гахарманов;
Ромола де Пульски – Ася Домская;
ВысокийНиколай Романовский;
БлондинДенис Бондаренко.

Ключевая фигура спектакля – Вацлав Нижинский (1889 – 1950), русский артист балета и хореограф польского происхождения, революционер классического танца, ярчайшая звезда своего времени, ведущий мастер дягилевской труппы Русских балетных сезонов (с 1913). Каким он был? Талантливым, гениальным, безумным творцом, фанатично преданным своей работе, искусству, ставшему смыслом его яркой, но недолгой жизни.

В постановке Лейлы Абу-аль-Кишек заглавная роль развивается в амплуа травести. Аделина Гизатуллина предстает в образе человека, живущего искусством танца. Хореография – его царь и повелитель, счастье и отрада, миссия и смысл жизни. Сперва герой прославляется как танцовщик, затем – в качестве балетмейстера. Его новаторские идеи производят революцию в мире классического балета. Нижинского обожают или ненавидят. Равнодушного отношения к этой яркой фигуре просто не может быть.

Молодая артистка Вахтанговского театра для участия в этом спектакле в течение полугода брала уроки классического танца. Ее изящная, женственная фигура скрыта под мужским костюмом, голос обретает несколько грубоватые краски, характерные для молодых людей. Сложнейшие элементы балетного станка выполняются так, словно перед нами находится не женщина, а мужчина. Головокружительные прыжки, изысканные пируэты и эффектные поддержки завораживают.

Нижинский – человек творческий, гениальный. В его движениях, речах и поступках присутствует некоторая нервозность. Этот герой – эмоция во плоти. При взгляде на него возникает ощущение, что спокойным, рассудительным, приземленным персонаж не будет никогда. Ему абсолютно чужды какие-либо земные дела, бытовые проблемы. Единственный смысл своей жизни Вацлав видит в танце и постановках балетов. Заведенная на пике карьеры семья – жена и маленькая дочка – никогда не займет центральное место в сердце и душе великого артиста. Что для него важнее – добыть средства на пропитание родных или доработать новый метод обучения танцу? Ответ на простой вопрос очевиден.

Практически все персонажи – легендарные личности, оставившие глубокий след в истории русского и европейского искусства. Кому не знакомы антрепренер Сергей Дягилев (эту роль в первом действии пресс-показа сыграл Сергей Батаев, во второмДенис Самойлов), балетмейстер Михаил Фокин (Павел Тэхэда Кардэнас) и композитор Игорь Стравинский (Ян Гахарманов)? Эти люди, каждый по-своему, существенно повлияли на жизнь и творческое становление Нижинского, сделали из него звезду, до сих пор сияющую многим жрецам музы танца Терпсихоры.

Благодаря многолетнему сотрудничеству с дягилевскими балетными сезонами, герой очень скоро обрел статус мировой знаменитости. Пробуя ставить спектакли самостоятельно, Вацлав многократно прослушивает музыку, пытается проникнуть в самую ее суть, найти скрытые от поверхностных взглядов образы. Так, приобщаясь к материалу балета «Весна священная», он явно видит запрятанные в мелодии мотивы ведьмы. Казалось бы, это невозможно, однако, стоит включить воображение – и тут же ухо улавливает что-то очень энергичное, сильное, могущественное. Бушующая стихия или сказочная нечисть? Первое здорово изобразит симфонический оркестр, второе значительно легче показать при помощи пластики тела.

Нижинский стремится к идеальной хореографии. В своем творчестве он хочет добиться «совершенства античной статуи». Возможно это или нет? Любой вид искусства – явление субъективное. Потребители, в данном случае зрители, делятся на два лагеря – преданных поклонников и яростных противников. Первые идеализируют работу своего кумира, вторые делают все, чтобы морально уничтожить его. После каждого спектакля Вацлав получает множество посланий, оказывающих на его неспокойную душу разные эффекты, от взлетов в небесные дали до низвержения с «золотого» пьедестала.

Есть ли в жизни гения любовь? Безусловно! Это его творчество, танец, хореография, музыка. Каждое движение он оттачивает до совершенства, фанатично репетируя по 8 – 12 часов в сутки. Сам он выдерживает безумный ритм, у многих артистов дягилевской труппы наступает истощение, как физическое, так и нервное.

Любовь к искусству полностью поглощает великого мастера. На жизнь ничего не остается. Заключенный на эмоциях брак с юной венгерской аристократкой Ромолой де Пульски (Ася Домская) не приносит гениальному танцовщику счастья. Он все равно постоянно стремится вернуться к своему творчеству, находится в неустанном поиске, хочет пробовать что-то необычное, неизведанное. Герой остается верен Терпсихоре навсегда. Впрочем, нельзя сказать, что барышня оставила его полностью равнодушным. Быстрая, чуть сбивчивая французская речь, стремление овладеть русским языком, яркая харизма и безграничное обаяние привлекают к этой рыжеволосой красавице самое пристальное внимание.

Девушка влюбилась в великого Нижинского с первого взгляда. Получив от него предложение руки и сердца, героиня не раздумывает ни секунды. Абсолютно счастливая, она даже не представляет, какое будущее уготовано супруге гения и матери его ребенка. Все серьезные неприятности и беды – войну, плен, изгнание, голод и холод – Ромоле приходится выносить в одиночку, без какой-либо поддержки со стороны мужа. При взгляде на равнодушие Вацлава создается ощущение, будто его душа находится где-то очень далеко, а земные проблемы – вовсе не его дело.

Брак обходится легендарному танцовщику очень дорого – Сергей Дягилев, едва узнав об изменениях в социальном статусе своего фаворита, а по совместительству главной звезды, мгновенно расторгает соглашение. В жизни такого артиста, как Вацлав Нижинский, не могут гармонично сосуществовать работа и семья. Отдавая предпочтение чему-то одному, герой мгновенно теряет другое.

Еще одна историческая личность способствовала изгнанию Нижинского из труппы Русских сезонов. Это хитрый, ловкий слуга Дягилева – типичный пройдоха Василий (Олег Лопухов). Сперва этот персонаж изобрел весьма оригинальный способ заработать много денег, чтобы потом построить собственное небольшое жилище. Затем именно он сообщает антрепренеру о спонтанной женитьбе героя на Ромоле де Пульски. Рассвирепевший предприниматель мгновенно выгоняет звезду из труппы.

Не обошлось в спектакле и без вымышленных персонажей. Это два изящных, легких, грациозных и пластичных танцовщика – Высокий (Николай Романовский) и Блондин (Денис Бондаренко).

Душа Вацлава Нижинского – тонкая, хрупкая, нежная материя. Она очень легко рвется, нанося непоправимый ущерб внутреннему миру артиста. Неудивительно, что в какой-то момент герой сходит с ума. Все колебания чувств и сознания танцовщика и балетмейстера отображаются в музыке, движениях, пластике и даже декорациях. Чувство реальности или ухода от нее находит отражение в зеркалах, заполняющих пространство. Огромная люстра, расположенная на сцене, символизирует вдохновение героя, его творческий полет. Когда он творит – свет горит, неся с собой тепло. В моменты творческих кризисов от темного светильника веет холодом.

Великий мастер стремительно ворвался в жизнь современников, как человек-комета. В сердцах и душах преданных поклонников он оставил глубокий след. Кроме того, Нижинский надолго стал путеводной звездой для многих поколений преподавателей и постановщиков танца. Заложенные им новаторства надолго определили вектор развития пластического искусства.

Спектакль «Нижинский. Гениальный идиот» - это портрет Гения и Человека, неустанно развивающегося, создающего, творящего. Его жизнь – искусство хореографии. Каждое движение, элемент, связка исполнены глубокого смысла. Все это – пронзительные откровения мечущейся души великого безумца.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма