Берег утопии

Автор: Ольга Пурчинская от 7-11-2007, 02:14, посмотрело: 3512

Случалось ли вам когда-нибудь чувствовать себя посетителями средневекового театра? У московских театралов, решивших в минувший уик-энд, 6 и 7 октября, посетить премьеру Российского академического молодежного театра (РАМТ) «Берег утопии», была такая редкая возможность.

Спектакль, поставленный Алексеем Бородиным по одноименной трилогии известного английского драматурга Тома Стоппарда, длится практически десять часов. Это эпопея, охватывающая 35 лет жизни известнейших русских революционеров и прогрессивных писателей и поэтов – Герцена, Белинского, Огарева, Чернышевского и других легендарных личностей, находящихся в ссылке, в изгнании или просто вынужденных скрываться за границей. Все важнейшие события разворачиваются на фоне важных дат отечественной истории XIX века, например, гибель А.С.Пушкина или отмена крепостного права в России.

Но не подумайте, что это экскурс в историю, подобный материалам, которыми пичкали в школе и институте наших пап и мам! Исторические личности открываются с совершенно неожиданной стороны, порой смешные, порой трагичные, философия революционеров непривычна, хотя почти не изменены термины и обороты, знакомые нам по советской истории и литературе. Знакомые фамилии, но совершенно новые личности, новый взгляд на историю. Впрочем, не совсем новый, просто рассматриваешь персонажей и события через другую призму.

В последнее время часто можно услышать жалобы, что в наше время нет хороших театральных режиссеров, но «Берег утопии» доказал, что это не так. Алексей Бородин создал шедевр, действительно событие года. Современная драматургия зачастую оставляет желать лучшего, изобилует пикантными моментами, граничащими с пошлостью, причем, границы в большинстве случаев стираются режиссерами. Бородину удалось полностью обойти пошлость, но не потерять смысл произведения.

В спектакле занято большое количество актеров театра – это слаженный коллектив профессионалов, талантливых и не «халтурящих» на сцене. Потрясающе донесли до зрителя образы героев Илья Исаев (Герцен), Алексей Розин (Огарев), Степан Морозов (Бакунин). По-новому здесь открылись известные артисты. Нелли Уварова, Александр Устюгов, Алексей Веселкин предстали в совершенно ином ключе, чем до сего момента их знали многие российские зрители, в основном, поклонники телесериалов. Интересные образы показали Дарья Семенова, Наталья Платонова, Мария Рыщенкова, Рамиля Искандер, играющие в спектакле сразу несколько ролей. Особое очарование спектаклю придают самые юные его участники, некоторым из которых нет еще и десяти лет.

Отдельного упоминания заслуживают и студенты-выпускники театральных вузов, уже сейчас, на последнем курсе обучения, дебютирующие на сцене в столь серьезном, масштабном проекте. Особо серьезных ролей они не играют, главным образом делают перестановки реквизита, но здесь и этот момент обставлен как часть шоу.

Не могу не сказать и про костюмы. Их сшито огромное количество, более трехсот. У каждого артиста не менее пяти переодеваний за спектакль. И все костюмы, платья, головные уборы, пальто, аксессуары выдержаны в стиле эпохи.

Декорации не громоздкие, не тяжелые, и большей частью это просто выносящийся на сцену реквизит, что не отвлекает внимания от самого главного – от действия.

Несмотря на весьма внушительную продолжительность спектакля, время пролетает практически незаметно. Действие динамичное, протекает практически на одном дыхании. В перерывах между частями трилогии зрителей в фойе угощали чаем из старинного русского самовара, яблоками и сушками, что еще больше погружало в атмосферу жизни русской интеллигенции позапрошлого столетия.

На протяжении этого театрального марафона не покидает ощущение, что ты находишься в другом мире, как в лучших традициях замечательных сказочных действ.

10-тичасовой марафон – это лишь эксперимент, в таком виде планировалось провести только первые показы. Лично мне понравилось смотреть всю эпопею сразу, целиком, все-таки определенная целостность сюжета. А вот если отдельно каждую часть показывать – ощущения уже, скорее всего, будут не те, хотя, уверена, будет не менее интересно.

Впрочем, у тех, кто хочет почувствовать себя средневековым зрителем и уместить в один вечер 35 лет отечественной истории, еще есть шанс – в таком виде «Берег утопии» можно будет увидеть на сцене РАМТа 20 и 27 октября.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Драма