Актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, педагог, общественный деятель - все это Народный артист России Владимир Меньшов. Один из известнейших советских и российских режиссеров, получивших мировое признание, обладатель премии «Оскар» (1981) за фильм «Москва слезам не верит» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Владимир Валентинович - режиссер и не менее любимых российскими зрителями картин: «Розыгрыш» (1976), «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000) и т.д. Отличительная черта его лент – удивительная реалистичность образов и ситуаций, в которых оказываются герои. Наверное, каждый человек, смотрящий любой из этих фильмов, узнает в знаменитых персонажах себя, своих родных, близких или случайных знакомых. Тогда эмоции и переживания экранных «жителей» воспринимаются зрителем, как нечто глубоко личное, сокровенное. В настоящее время Владимир Меньшов, помимо творчества, передает свой опыт подрастающему поколению во ВГИКе.
- Владимир Валентинович, вы родились в Баку. Бываете ли в родных краях?
- Я бываю в Баку, потому что у меня там остались родственники. Поводы бывают иногда грустные, иногда радостные. Бывают праздники семейные. Баку остается для меня городом родным, близким, узнаваемым, но уже и не узнаваемым. Очень сильно изменился город. Похорошел и расцвел. каждый раз чем-то новым удивляет.
- Вы сняли один из самых любимых народом фильмов о Москве. А какое есть у Вас в Москве заветное местечко?
- Это Камергерский переулок. Там прошли самые важные годы моей жизни, в школе-студии МХАТ. Люблю и все прилежащие к нему улицы и переулки. Жаль, очень давно не было возможности там прогуляться.
- Не так давно завершился Московский Международный кинофестиваль. Как Вы относитесь к этому кинофоруму?
- Обижу, наверное, людей, которые организовывают и проводят этот фестиваль. Но влияние фестиваля на киножизнь резко снизилось в последние десятилетия. С появлением видео и интернета. Была когда-то возможность увидеть на фестивале новые фильмы, понять новые тенденции. Сейчас все быстро тиражируется. И фестивали, не только наш, но и Каннский, превратились в ярмарки тщеславия. Моду диктуют американцы, их фильмы ждут и на них ходят. А все остальное стало тихой радостью профессиональных кинокритиков. Думается мне, что радость зрительская, которую мы испытывали когда-то, прорываясь на фестивальные показы, сильно поблекла.
- Вы уже второй раз набрали во ВГИКе актерско-режиссерскую мастерскую. Что можете сказать о современной творческой молодежи?
- Я еще не готов делать выводы. Мало времени прошло. Мне важно, какое место они займут в кинематографе. Процесс обучения дал им немало, но они вышли в жизнь во времена кризиса, когда резко сократились возможности вписаться в кинематограф. Пока никому не удалось проявиться. Если этого не произойдет - к чему мне рассказывать, как хорошо мы их воспитали и какие они хорошие. А ребята мне нравятся. Не сильно они отличаются от наших поколений. Достаточно чистые, полные энергии, хотят работать. Были талантливые работы учебные и у актеров и у режиссеров. Все теперь зависит от удачи в их жизни.
- Как в Вашей жизни вдруг появилась должность Председателя общественного совета по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы?
- Предложили. А я редко отказываюсь от интересных предложений. А тут я подумал, что это даст мне возможность кому-то помочь. С годами я все больше ценю возможность сделать доброе дело, а эта должность дает такие возможности. Когда люди оказываются в местах лишения свободы, им там помощь особенно нужна. Некоторым мне удавалось помочь. И некоторое обогащение опыта произошло, потому что пришлось поездить по колониям, тюрьмам, осматривать условия… Не было у меня такого опыта.
- Что помогает справляться с плохим настроением, чувством неудовлетворенности?
- У меня счастливое устройство психики. Я в депрессивном состоянии не нахожусь вообще. Каким-то образом у меня всегда остается некоторый оптимистический настрой, я легко вытаскиваю сам себя за волосы. И только задним числом, честно говоря, я могу удивиться, вспоминая свою жизнь, как я это преодолел. Какой был ужас, когда сошлось вместе отсутствие и жилья, и работы, и никаких зацепок не было… Но, все равно, жизнь меня вытаскивала из этих ситуаций. Работа спасала, не было работы актерской, стал писать сценарии и даже неплохо получалось. Потом появилось предложение режиссерское, которое никак не должно было возникнуть. И так далее. Вот в эти времена, самые тяжелые, я знал в полной мере, что надо жить и ждать. И мне повезло это все преодолеть.
- Какие новые Ваши работы ждут нашего зрителя?
- Сейчас у меня съемок нет. Были беспрерывные съемки по три-четыре картины в год. Я взял паузу. Подустал от этой занятости, от необходимости жить, все время заглядывая в график съемок. Но еще не вышла на экраны четырехсерийная картина Сергея Крутина «Дед Мазаев и Зайцевы», в которой я играю главную роль. И будет еще показана картина о биатлонистах «Выстрел». Там тоже большая роль. Тренер. Крепкая двенадцатисерийная картина. И несколько небольших ролей в выходящих новых фильмах. А сейчас большую часть времени уделяю своим первокурсникам. Репетируем отрывки из произведений Гоголя. Достаточно интересно у многих из них получается…
Беседовал Александр Боковиков
Видеосюжет о Владимире Меньшове
- Владимир Валентинович, вы родились в Баку. Бываете ли в родных краях?
- Я бываю в Баку, потому что у меня там остались родственники. Поводы бывают иногда грустные, иногда радостные. Бывают праздники семейные. Баку остается для меня городом родным, близким, узнаваемым, но уже и не узнаваемым. Очень сильно изменился город. Похорошел и расцвел. каждый раз чем-то новым удивляет.
- Вы сняли один из самых любимых народом фильмов о Москве. А какое есть у Вас в Москве заветное местечко?
- Это Камергерский переулок. Там прошли самые важные годы моей жизни, в школе-студии МХАТ. Люблю и все прилежащие к нему улицы и переулки. Жаль, очень давно не было возможности там прогуляться.
- Не так давно завершился Московский Международный кинофестиваль. Как Вы относитесь к этому кинофоруму?
- Обижу, наверное, людей, которые организовывают и проводят этот фестиваль. Но влияние фестиваля на киножизнь резко снизилось в последние десятилетия. С появлением видео и интернета. Была когда-то возможность увидеть на фестивале новые фильмы, понять новые тенденции. Сейчас все быстро тиражируется. И фестивали, не только наш, но и Каннский, превратились в ярмарки тщеславия. Моду диктуют американцы, их фильмы ждут и на них ходят. А все остальное стало тихой радостью профессиональных кинокритиков. Думается мне, что радость зрительская, которую мы испытывали когда-то, прорываясь на фестивальные показы, сильно поблекла.
- Вы уже второй раз набрали во ВГИКе актерско-режиссерскую мастерскую. Что можете сказать о современной творческой молодежи?
- Я еще не готов делать выводы. Мало времени прошло. Мне важно, какое место они займут в кинематографе. Процесс обучения дал им немало, но они вышли в жизнь во времена кризиса, когда резко сократились возможности вписаться в кинематограф. Пока никому не удалось проявиться. Если этого не произойдет - к чему мне рассказывать, как хорошо мы их воспитали и какие они хорошие. А ребята мне нравятся. Не сильно они отличаются от наших поколений. Достаточно чистые, полные энергии, хотят работать. Были талантливые работы учебные и у актеров и у режиссеров. Все теперь зависит от удачи в их жизни.
- Как в Вашей жизни вдруг появилась должность Председателя общественного совета по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы?
- Предложили. А я редко отказываюсь от интересных предложений. А тут я подумал, что это даст мне возможность кому-то помочь. С годами я все больше ценю возможность сделать доброе дело, а эта должность дает такие возможности. Когда люди оказываются в местах лишения свободы, им там помощь особенно нужна. Некоторым мне удавалось помочь. И некоторое обогащение опыта произошло, потому что пришлось поездить по колониям, тюрьмам, осматривать условия… Не было у меня такого опыта.
- Что помогает справляться с плохим настроением, чувством неудовлетворенности?
- У меня счастливое устройство психики. Я в депрессивном состоянии не нахожусь вообще. Каким-то образом у меня всегда остается некоторый оптимистический настрой, я легко вытаскиваю сам себя за волосы. И только задним числом, честно говоря, я могу удивиться, вспоминая свою жизнь, как я это преодолел. Какой был ужас, когда сошлось вместе отсутствие и жилья, и работы, и никаких зацепок не было… Но, все равно, жизнь меня вытаскивала из этих ситуаций. Работа спасала, не было работы актерской, стал писать сценарии и даже неплохо получалось. Потом появилось предложение режиссерское, которое никак не должно было возникнуть. И так далее. Вот в эти времена, самые тяжелые, я знал в полной мере, что надо жить и ждать. И мне повезло это все преодолеть.
- Какие новые Ваши работы ждут нашего зрителя?
- Сейчас у меня съемок нет. Были беспрерывные съемки по три-четыре картины в год. Я взял паузу. Подустал от этой занятости, от необходимости жить, все время заглядывая в график съемок. Но еще не вышла на экраны четырехсерийная картина Сергея Крутина «Дед Мазаев и Зайцевы», в которой я играю главную роль. И будет еще показана картина о биатлонистах «Выстрел». Там тоже большая роль. Тренер. Крепкая двенадцатисерийная картина. И несколько небольших ролей в выходящих новых фильмах. А сейчас большую часть времени уделяю своим первокурсникам. Репетируем отрывки из произведений Гоголя. Достаточно интересно у многих из них получается…
Беседовал Александр Боковиков
Видеосюжет о Владимире Меньшове