В последнее время можно часто услышать мнение, что кино перестало быть искусством и многие новые фильмы это подтверждают. Но есть несколько режиссеров, работы которых доказывают противоположное. Среди них - Кира Муратова. О любви к Москве, отношении к фестивалям, современному кино и многом другом Кира Георгиевна рассказала Александру Боковикову.
- Кира Георгиевна, Вы учились в Москве и потом часто сюда приезжали. Какое любимое место есть у Вас в Москве?
- ВГИК - мое любимое место! Я очень любила, обожала просто своего преподавателя, Сергея Аполлинарьевича Герасимова, поэтому все мое время прекрасное проходило в мастерской его. И когда он приходил - было счастье. А так я просто любила и люблю Москву, Красную площадь, улицу Горького…
- Вам много довелось ездить. Какие поездки оставили самый яркий след в памяти?
- Если из зарубежных, то Япония. Потому что это нечто совсем-совсем другое и, как всякое экзотическое, она пленяет, она манит. Но это очень далеко! Я не люблю летать на самолете, поэтому больше, увы, не смогу туда поехать. А из наших, я имею в виду советских наших мест, самое интересное, это был Новосибирск! Было такое Бюро пропаганды киноискусства. И Елена Васильева, которая там работала, пыталась всячески помочь тем режиссерам, чьи фильмы положили на полку. И материально помочь и морально, устраивая поездки на встречи со зрителями в самые дальние уголки. А Лариса Герсова из Новосибирска с большим энтузиазмом там эти встречи организовывала. И приглашала меня раза три или четыре. Там была необычайная атмосфера, какие-то материально угасающие, огромные как пустыня тибетская, площади, здания и залы… Огромное количество людей приходило на эти встречи. И они готовы были после того, как всех выгоняли из зала, долго стоять в этих огромных холлах, в холоде, кутаясь и продолжать задавать вопросы. Это очень сильное человеческое впечатление производило! Потому что понимала, что для этих людей кино - это как воздух. И это было прекрасно.
- Вы побывали на множестве кинофестивалей. В том числе не раз приезжали на Московский Международный. От каких фестивалей остались самые яркие впечатления?
- Я не могу сказать, что у меня отрадные воспоминания о московских фестивалях. Я была там всего пару раз. Режиссер, когда приезжает на фестиваль, он же эгоистически ко всему относится. Он хочет чтобы его фильмы оценили, чтобы его наградили… Как ребенок, который вышел из детской и ищет под елкой барабан или куклу, ну что-нибудь такое! И почему-то я считала, что Московский фестиваль меня не ценит, не понимает, не любит. И я симметрично относилась к нему, не то чтобы плохо, но обиженно. С какого-то момента я не захотела туда приезжать вообще. Мне казалось, что выбор награждаемых по сравнению с другими фильмами, что там были, неправильный. Не праведный. И в какой-то момент я этим фестивалем перестала интересоваться… А самые памятные те, что были в самом начале. Меня тогда очень интересовали фестивали по двум статьям - возможность увидеть зарубежное кино, в первую очередь. Ведь тогда ни кассет не было, ни интернета. А в Союзе очень редко что-то интересное удавалось посмотреть. А потому, приезжая на фестиваль, я с утра до ночи переходила с сеанса на сеанс. Это был главный интерес - смотреть фильмы. И второе - это интерес географический. Ощущение других мест и других стран. Меня всегда огорчало, что фестивали проходят в столицах или на модных курортах. Всегда хотелось поехать в какое-то глухое, экзотическое место, не приспособленное для туристов специально. А устроителям фестивалей конечно нужна публика, поэтому так все и происходит. Помню, что когда приехала в Сицилию, то ожидала увидеть экзотическое место - белые дома, мужчины и женщины в черном, какие-то мафиози, как в черно-белых итальянских фильмах. А попала в пестрое курортное место. И была немного разочарована…
- Современное российское кино смотрите? Что-нибудь понравилось?
- Спасибо большое киноакадемии «Ника», которая каждый год присылает мне диски с российскими фильмами. Я могу сказать, что мне многие нравятся, почти все, что смотрела. Не буду сейчас перечислять, потому что боюсь не назвать какой-то самый замечательный. Последнее впечатление положительное - «Левиафан» Звягинцева. Мне понравилось, как снят этот фильм. А еще всегда с удовольствием смотрю Сокурова. И жаль, что так рано ушел Балабанов. Его фильмы мне тоже всегда нравились. И вообще всегда с интересом смотрю русское кино.
- Есть ли у Вас такая книга, которую вы много раз перечитывали?
- Это легко! Это Лев Толстой. Я могу «Анну Каренину» или «Войну и мир» взять и начать читать или с конца, или с середины, или вообще с любого места. Я часто его открываю. И это всегда увлекательно! Он для меня самый-самый! А так я очень многих люблю, поэтов люблю перечитывать разных-разных-разных.
- И последний вопрос. Можно ли научиться прощать обиды?
- Научиться прощать обиды - очень трудно! Если это настоящие обиды - очень тяжело. Хотя я к этому стремлюсь. Это прекрасное свойство, к которому все должны стремиться! Это одно из главных прекрасных свойств. Я вот не могу обижаться на по-настоящему талантливых людей. Хотя бы это есть у меня хорошее качество. Я очень люблю людей, которые любят искусство или сами производят талантливое искусство. Им я многое, даже почти все, готова и могу простить за этот их талант.
Беседовал Александр Боковиков