Евгений Кульмис. Гамма

Автор: Диана Фастовская от 1-11-2012, 01:13, посмотрело: 16187

Евгений Кульмис. ГаммаПрофессиональный музыкант, солист арт-группы «Хор Турецкого». О его знаменитом басе-профундо ходят легенды, но он об этом рассказывать не любит. Он вообще не любит официоза, деловых дресс-кодов и когда говорят неправду. Низкий, наверное – темно-синий разговорный голос, как густая масляная краска, ложится щедрым штрихом на белый лист будущего портрета. Эти маленькие, но такие красноречивые детали – нежелание и неумение говорить о себе, совершенно потрясающая фактурность – речи, внешности, характера, готовность рассмеяться заразительным, раскатистым смехом над анекдотом, фразой, вспомнившимся смешным случаем. Каждая третья сентенция, сказанная Кульмисом, рискует оказаться афоризмом. И на протяжении всей нашей беседы в память въедаются фразы типа «У меня, как ни у кого другого, получается элегантно говорить скабрезности», «Бывает у актера амплуа героя-любовника, а лицо гопника», «Мне так удобно. Гнесинская общага, что ты хочешь!», а в тот момент, когда замолкает интервьюер, слышится нетерпеливое «Keep talking!». О непростых, важных вещах, он рассуждает абсолютно серьезно вместе с тобой вслух, начиная с «Ты знаешь…», и задавая как бы самому себе вопросы «А почему я считаю именно так? Даже не знаю, наверное, потому что…». При этом абсолютно ясно, что у него, у Евгения Кульмиса, своя действительность, своя, как в хорошем романе, система образов, своя неповторимая интонация и… своя музыка. Свое сольфеджио. Своя гамма…

I До

Помню, как оказался в столице в 82-м году. Я тогда только поступил в училище им. П. И. Чайковского в Челябинске. Родители так были рады этому, что решили сделать подарок - отец повез меня в Москву. И как-то она меня настолько восхитила, Москва, столица нашей Родины, что я сразу решил - учиться дальше буду там. Мне родители говорили – «Женя, об этом не может быть и речи! Только Уральская Консерватория имени Мусоргского в Свердловске. Это 200 км от Челябинска, и мы всегда будем приезжать к тебе с пирожками. Поэтому ты поступаешь туда». А я сказал – «Нет, нет и еще раз нет», как в том анекдоте. И это было очень серьезно - кровь из носу, приложил все усилия, какие только мог, чтобы исполнить свое желание. В итоге, у меня был красный диплом челябинского училища, я стал «звездой музыкознания» локального значения. И с этим красным дипломом поехал в Москву.

II Ре

В Гнесинку я поступил на историко-теоретико-композиторский факультет, который закончил с учетом армии в 1993 году. Мне музыкознание нравилось. Причем, там есть две области: история музыки и теория музыки. И как раз история меня больше привлекала. Одно время я даже представлял себя в этой профессии. Писал какие-то выдающиеся курсовые работы, которые рекомендовались для просмотра другим студентам в качестве учебного пособия, дидактического материала. Но книжным червем, занудой-ботаном и домашним мальчиком никогда не был. Из сокурсников никто не думал, что я теоретик. Ожидали, что я либо духовик, либо пианист в лучшем случае. Потому что духовики и пианисты – очень «попсовые» ребята, веселые. Когда узнавали, что я теоретик – пугались сразу.

На третьем курсе у теоретиков выбирается тема диплома. Я понял, что брать надо что-то ТАКОЕ. У меня было две идеи: колокольный звон – я хотел про это писать, потому что там традиция довольно богатая, интересная, и храмовая музыка, которая мне всегда нравилась. Но православная очень хорошо изучена, католическая – тем более, про нее только ленивый не писал. А музыка синагоги – очень красивая и интересная. Так я и оказался в Хоре Турецкого. В итоге, диплом я защитил на «ура», потому что никто об этом ничего не знал.

III Ми

Помимо музыки, меня всегда страстно привлекала медицина. Может быть, и имело смысл развиваться в этом направлении. Думаю, что мог бы быть полезен в этой области, так и вижу себя со скальпелем в руке . Я свою собаку, колли, залечил до невозможности, например. Ставил ей уколы, очень уж она была болезная. Но умерла во благости. И во мне видела отца родного. Собак обожаю, всегда мечтал завести, но родители не разрешали. Поэтому первый щенок у меня появился только в общаге. Потом стал ездить на гастроли, сосед сказал, что с ней жить не будет, и я отдал ее Максу Бруштейну (саунд-продюсер арт-группы «Хор Турецкого»). Мы с ним на одном этаже жили.

IV Фа

Безусловно, если человек сцены зацементирован в каком-то одном образе, это, наверное, не очень хорошо. Артист, настоящий, должен уметь играть разные эмоции. Но есть понятие вокального амплуа. Это ведь легенда певца. Его творческий псевдоним, в широком смысле. И он не всегда должен соответствовать внутреннему состоянию артиста. Поэтому, я считаю, ничего плохого, если на сцене человек один, а в жизни другой. У меня хорошо получаются злобные песни, (всё от недостатка вокального мастерства, господа. Петь кантилену гораздо сложнее, чем речитатив « бухтеть») и за мной закрепилось амплуа «инфернального героя», «дьявола», смех да и только! Конечно, на сцене приходится «хлопотать лицом». В чем тогда заслуга артиста, если эмоцию, ему не свойственную, он не может сыграть? Ее надо накачивать. Тренировать.

Евгений Кульмис. ГаммаИзначально базовых актерских качеств у меня не было никаких. Когда я вернулся в коллектив (уходил в бизнес), который уже стал популярным к 1999 году, и особенно после всей своей офисной работы начал выступать... это было невесёлое зрелище. Раньше стоял «забор» на сцене, папочку открыл, поешь - и все. А когда «шоу пошло», то надо было как-то «подпрыгивать». Я поначалу, конечно, очень остро чувствовал нехватку этих качеств. Стоял столбом, деревянный. А потом, через несколько лет... Пришел опыт. Но, на мой взгляд, у меня это заняло очень много времени. Я раньше вообще был ужасно стеснительный. Помню, еще в Челябинске, мне дали почетное задание вынести знамя училища им. П. И. Чайковского. Я сильно переживал пару ночей до того, и где-то еще три после - ну как же я на глазах у всех пройду с этим знаменем и не упаду. Чего-то не упал. Нормально. Но седых волос, мне кажется, у меня прибавилось после этого.

Конечно, «музыковед» как психотип несколько другое, чем артист. Но, повторюсь, артистизм – это во многом опыт. Вспомним Анну Чехову - конферансье в БЗК. Она же музыковед по образованию. Но какой она была… ! Выходила и говорила: "Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. В трех частях. Allegro...". Она была вообще звезда! "Что говорить... Давайте послушаем музыку". Когда она умерла, весь мир музыкальный скорбел.

V Соль

Рифмоплетством я занимаюсь с детства. Когда был маленький и учился в лохматом 3-м классе, меня даже печатали в газете «Копейский рабочий». Я писал стихи про Ленина. Где-то у мамы дома лежат. У меня довольно легко получалось. Со временем, правда, понял, что серьезную лирику мне писать гораздо труднее, чем хохмы, юморные стихи. Эпиграммы вообще отлично получаются. И хотя это сатирический жанр, я сам по себе человек не злой, надеюсь. Но это только мое мнение, люди, которые меня окружают, возможно, так не думают. То, что я делаю по-доброму, они могут воспринимать иначе. Может, им кажется, что я их как-то обижаю… Стихи сочинять я для себя занятием важным не считаю и никогда к нему серьезно не относился. Поэтому говорить о том, что там на меня что-то из серебряного века повлияло, просто смешно. Но поэзию очень люблю, Пушкина обожаю, а вот Лермонтова не очень. Импрессионистов люблю. И "Горе от ума" Грибоедова. Наизусть могу целые главы цитировать.

VI Ля

Я считаю, все-таки музыканты без музыкального образования не могут считаться музыкантами. В полном смысле этой профессии. Но как показывает практика, есть музыканты-артисты, которые, не имея музыкального образования, довольно удачно существуют в рамках современного эстрадного творчества. В рамках современной сцены, хотя и «букву до» от «буквы ре» не отличают. Самородки есть везде. Поэтому, в отношении коллег по сцене у меня нет никаких таких понтов. Я абсолютно спокойно ко всем отношусь, хотя, конечно, если слушаю музыкантов, то их оцениваю как музыкант. Единственный человек, которого не могу слушать – это себя. Не выключаю, конечно, когда вижу нас по ТВ, но и концерты, например, по dvd никогда не пересматриваю. Даже и не смотрел сам большинство, кажется.

Относительно личных музыкальных симпатий и антипатий… Меня могут зацепить совершенно разные, категорически разные вещи. Последнее время с удовольствием слушаю рок-музыку, мы же в отрочестве, когда все нормальные люди рок слушали, всё по венским классикам больше промышляли. Но AC/DC для меня слишком «тяжело», а вот Deep Purple – в самый раз, всё-таки классические средства музыкальной выразительности использовали люди. Образование!

VII Cи

Евгений Кульмис. ГаммаЯ знаю, что у наших ребят, например, детишки слушают Хор с удовольствием. У меня дома культа папы-артиста вообще нет. И это радует. Дочка ходила 2 года в музыкальную школу, потом сказала – «папа, если ты хочешь, я буду заниматься фортепиано, но мне это не интересно». Зачем человека насиловать? Мелкий, уже сейчас слышу, поет скверно и в основном рекламные ролики. Может, потом, конечно, что-нибудь и выйдет, но вряд ли. Пожалуй, я не деспот-родитель. Классику детям не навязываю. У старшей свои музыкальные предпочтения, в них лучше пока вообще не лезть. А маленький – он еще маленький, я думаю. Когда бываю дома, стараюсь, по возможности включаться в воспитательный процесс, но не могу сказать, что умею хорошо общаться с детьми вообще. Наверное, у меня нет такого дара. Бывает, что у человека врожденный талант, к нему дети липнут. А я явно не Макаренко, и все-таки с детьми стараюсь найти общий язык, мне это важно. Вообще, в семье это очень важно – общий язык.

На мой взгляд, любимая женщина – это человек, который для тебя – всё, к которому ты можешь прийти поговорить, обсудить, пожаловаться, посоветоваться. А вот разные ли профессиональные области должны быть – вот это я не очень даже и понимаю. Потому что можно и нужно дополнять друг друга в целом, по принципу комплементарности из полифонии (когда роль носителя активного движения передается от одного голоса к другому. А ушедший «в тень» собеседник или умолкает, или завершает свою мысль, ненавязчиво сопровождая нового лидера). У нас с женой сферы скорее одинаковые, чем наоборот – шоу-бизнес. И моя супруга - это человек, которому я доверяю во всем. И друг, и любовница, и мама, и сестра – все на свете. Человек, который мне близок по духу и без которого я не могу жить на свете.

VIII Верхнее До

Всем поклонникам с благодарностью за внимание к нашему творчеству, и к моей скромной персоне
в частности.
Всегда ваш,
Евгений Кульмис


Автоэпиграмма

Какой талант, кто б мог предвидеть! –
Один из вас произнесёт.
Другой в ответ наоборот:
Мол, лучше сотню раз увидеть,
Чем раз услышать, как поёт!

Беседовала Диана Фастовская

Категория: В гостях у звезды