В 2022 году Московскому Государственному академическому камерному хору под управлением Владимира Минина (Минин-Хору) исполняется 50 лет. «Золотому» юбилею прославленного коллектива посвящается фестиваль «Хор без границ». В течение четырех вечеров в исполнении артистов хора и симфонических оркестров будет звучать вокальная музыка разных стилей, народов и эпох.
Открытие фестиваля «Хор без границ» прошло 21 марта в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки. В этот вечер звучала вокальная и симфоническая музыка европейских композиторов XX и XXI века. Вкратце о программе праздничного вечера говорит художественный руководитель Минин-Хора Тимофей Гольберг:
«Для концерта-открытия мы выбрали музыку … яркую, оригинальную и при этом обращенную к самому широкому кругу слушателей. Особенно это касается Stabat Mater Карла Дженкинса. В сочинении сопрягаются восточная, европейская и американская культуры. Особенность произведения – и в сопоставлении этнического и академического вокала, и в использовании тембра дудука. Каждое исполнение уникально, но в данном случае уникально вдвойне: сочетание этнических и академических голосов и инструментов предполагает значительный элемент импровизации, он заложен в самой композиции… В Stabat Mater Карл Дженкинс призывает к миру».
Помимо главных героев вечера, артистов Минин-Хора, в концерте приняли участие солисты Агунда Кулаева (Заслуженная артистка России, Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, солистка Большого театра России, меццо-сопрано), Мариам Мерабова (меццо-сопрано), Михаил Кауфман (дискант), Норайр Барсегян (дудук), а также Московский Государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижер – Тимофей Гольберг. Ведущие – Сати Спивакова и Юлиан Макаров.
В первом отделении концерта звучали сочинения американского композитора, дирижера, пианиста, популяризатора классической музыки Леонарда Бернстайна (1918-1990). Праздничное настроение задал открывающий и концерт и весь юбилейный фестиваль номер – увертюра из оперетты «Кандид, или Оптимизм», в которой виртуозно собраны музыкальные образы всех ключевых персонажей этой философской сказки с элементами цинизма и абсурда, ловко замимикрировавшей под плутовской роман – Кандида, его наставника Панглосса и дамы сердца Кунигунды. Симфонический фрагмент прозвучал очень ярко, стремительно, красочно, празднично.
Еще один фрагмент оперетты – танго Старой Леди – прозвучал в исполнении солистки Агунды Кулаевой и Минин-Хора. Харизматичная певица с красивым, глубоким, насыщенным красками голосом в этот раз звучала не как классическая академическая вокалистка, а как героиня бродвейского мюзикла. В ее образе явно проскользнули элементы игривой, кокетливой, не утратившей вкуса к жизни пожилой дамы.
Первое отделение концерта завершилось еще одним знаменитым сочинением Леонарда Бернстайна – «Чичестерскими псалмами» для голоса мальчика, смешанного хора и оркестра. Солист – Михаил Кауфман. Этот опус, состоящий из трех частей, появился в 1965 году. Тексты взяты из Псалмов Давида. Цикл, исполняемый на древнееврейском языке (иврите), включает в себя:
Часть 1: Псалом 108 (стих 2), Псалом 100;
Часть 2: Псалом 23, Псалом 100 (стих 2);
Часть 3: Псалом 131; Псалом 133 (стих 1).
В этом сочинении сила и мощь оркестра и помпезная торжественность хора служат гармоничным фоном для светлого, кристально чистого голоса мальчика – дисканта. Его хрустальный, нежный, серебристый звук, свободно парящий над струнными, ударными и духовыми инструментами, создает ощущение полета души, веры и надежды, необходимых всегда, особенно в непростые времена.
Эта музыка сродни водопаду: если правильно встать под него, то стремительно стекающие струи очистят и зарядят положительной энергией самой природы. Аналогичное действие оказывают на меня музыкальные сочинения церковно-светского жанра.
В «Чичестерских псалмах» пересекаются два изначально параллельных мира – духовные, «светлые» канонические мотивы из строгого академического стиля преображаются в детище массовой (поп, рок) культуры с ее сложным, оригинальным ритмическим рисунком, нетипичным для классики жанра.
Во втором отделении концерта звучало сочинение нашего современника – валлийского композитора и мультиинструменталиста сэра Карла Дженкинса (р.1944) Stabat Mater для солистов, хора и оркестра. Солисты: Агунда Кулаева, Мариам Мерабова, Норайр Барсегян.
Stabat Mater – католическая секвенция, жанр и форма литургии эпохи Средневековья. Имеет строго расписанную каноническую структуру. Первая часть произведения предполагает рассказ о страданиях Девы Марии в ходе распятия Иисуса Христа, вторая представляет собой молитву грешника, который просит Божью Мать о даровании ему спасительного рая. Текст написан четырехстопным хореем и состоит из шестидесяти строк (двадцать строф по три строки).
Структура сочинения Карла Дженкинса соответствует классическим канонам:
Cantus Lacrimosus
Incantation (Заклинание)
Vidit Jesum in Tormentis
Lament (Плач)
Sanctia Mater
Now my life is only Weeping (Теперь моя жизнь – одни лишь стенания)
And the Mother did Weep (И стенала Мать)
Virgo Virginium
Are You Lost Out In Darkness? (Блуждаешь ли ты в темноте?)
Fac, Ut Portem Christi Mortem
Paradisi Gloria
Этот опус представляет собой невероятное совмещение заведомо несовместимых вокальных и инструментальных стилей и направлений. Академический вокал здесь сосуществует с этническим, классический оркестр – с народными инструментами, а из первозданных мрака и хаоса на глазах зрителей рождаются свет и гармония, надежда и силы.
Неизгладимое впечатление произвела та совершенная гармония, в которой слились голоса солисток Мариам Мерабовой (джазово-этнический) и Агунды Кулаевой (оперно-академический). Два стиля, два образа, две совершенно разных матери, переживающих трагическую утрату. Плач голосом, без каких-либо дополнительных мизансцен, трогает до глубины души. В нем скрыта вечно саднящая рана, которая никогда не затянется и будет постоянно напоминать о себе. Однако, несмотря на щемящую тоску, героиня с голосом меццо-сопрано (альт), всегда ассоциирующаяся с матерью, согревает теплом своего сердца и величием души.
Дуэт солистов Мариам Мерабовой и Норайра Барсегяна, голоса и дудука (армянский деревянный духовой инструмент, сделан из абрикоса), это пронзительный плач, крик души, который не выплескивается наружу, а переживается глубоко внутри. Такое страдание мучительно, но именно оно способствует важнейшему целебному эффекту подлинного искусства – катарсису.
Монотонные, мерные пассажи симфонического оркестра под руководством Тимофея Гольберга расцветают яркими красками жизни, стремления к миру и радости благодаря глубокому, богатому, насыщенному многоголосию Минин-Хора.
Каждый тип певческого голоса вызывает у меня определенные ассоциации: сопрано – с небесной чистотой и возвышенностью, альт – с безграничным теплом и силой материнской любви, тенор – с верой и преданностью, бас – с сопротивлением и отчаянием изгнанника. В духовных сочинениях современных композиторов эти образы проявляются не менее явно, чем в хрестоматийных произведениях классиков.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марина Айриянц
В рамках юбилейного фестиваля Минин-Хора «Хор без границ» запланировано еще три концерта:
1. 30 апреля 2022 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении артистов Минин-Хора прозвучит духовная музыка Дж.Россини (Stabat Mater) и Дж.Пуччини (Messa di Gloria). Солисты: Алексей Татаринцев, Алексей Тихомиров, Георгий Васильев, Станислав Ли, Анастасия Лепешинская, Ирина Морева. Дирижеры: Дмитрий Юровский, Тимофей Гольберг.
2. 16 мая 2022 года в концертном зале «Зарядье». В.Гаврилин. «Перезвоны». Исполняют артисты Мини-Хора, а также Сергей Шакуров (чтец) и Алексей Уткин (гобой). Дирижер: Тимофей Гольберг.
3. 11 июня 2022 года. Музыка И.С.Баха и Г.Форе в Концертном зале имени П.И.Чайковкого. Солисты: Альбина Шагимуратова, Виктория Яровая, Алексей Неклюдов, Василий Ладюк, Владимир Байков. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова. Дирижеры: Михаэль Гютлер, Ян Латам-Кениг.
Подробная информация и заказ билетов - на официальном сайте Минин-Хора
Открытие фестиваля «Хор без границ» прошло 21 марта в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки. В этот вечер звучала вокальная и симфоническая музыка европейских композиторов XX и XXI века. Вкратце о программе праздничного вечера говорит художественный руководитель Минин-Хора Тимофей Гольберг:
«Для концерта-открытия мы выбрали музыку … яркую, оригинальную и при этом обращенную к самому широкому кругу слушателей. Особенно это касается Stabat Mater Карла Дженкинса. В сочинении сопрягаются восточная, европейская и американская культуры. Особенность произведения – и в сопоставлении этнического и академического вокала, и в использовании тембра дудука. Каждое исполнение уникально, но в данном случае уникально вдвойне: сочетание этнических и академических голосов и инструментов предполагает значительный элемент импровизации, он заложен в самой композиции… В Stabat Mater Карл Дженкинс призывает к миру».
Помимо главных героев вечера, артистов Минин-Хора, в концерте приняли участие солисты Агунда Кулаева (Заслуженная артистка России, Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, солистка Большого театра России, меццо-сопрано), Мариам Мерабова (меццо-сопрано), Михаил Кауфман (дискант), Норайр Барсегян (дудук), а также Московский Государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижер – Тимофей Гольберг. Ведущие – Сати Спивакова и Юлиан Макаров.
В первом отделении концерта звучали сочинения американского композитора, дирижера, пианиста, популяризатора классической музыки Леонарда Бернстайна (1918-1990). Праздничное настроение задал открывающий и концерт и весь юбилейный фестиваль номер – увертюра из оперетты «Кандид, или Оптимизм», в которой виртуозно собраны музыкальные образы всех ключевых персонажей этой философской сказки с элементами цинизма и абсурда, ловко замимикрировавшей под плутовской роман – Кандида, его наставника Панглосса и дамы сердца Кунигунды. Симфонический фрагмент прозвучал очень ярко, стремительно, красочно, празднично.
Еще один фрагмент оперетты – танго Старой Леди – прозвучал в исполнении солистки Агунды Кулаевой и Минин-Хора. Харизматичная певица с красивым, глубоким, насыщенным красками голосом в этот раз звучала не как классическая академическая вокалистка, а как героиня бродвейского мюзикла. В ее образе явно проскользнули элементы игривой, кокетливой, не утратившей вкуса к жизни пожилой дамы.
Первое отделение концерта завершилось еще одним знаменитым сочинением Леонарда Бернстайна – «Чичестерскими псалмами» для голоса мальчика, смешанного хора и оркестра. Солист – Михаил Кауфман. Этот опус, состоящий из трех частей, появился в 1965 году. Тексты взяты из Псалмов Давида. Цикл, исполняемый на древнееврейском языке (иврите), включает в себя:
Часть 1: Псалом 108 (стих 2), Псалом 100;
Часть 2: Псалом 23, Псалом 100 (стих 2);
Часть 3: Псалом 131; Псалом 133 (стих 1).
В этом сочинении сила и мощь оркестра и помпезная торжественность хора служат гармоничным фоном для светлого, кристально чистого голоса мальчика – дисканта. Его хрустальный, нежный, серебристый звук, свободно парящий над струнными, ударными и духовыми инструментами, создает ощущение полета души, веры и надежды, необходимых всегда, особенно в непростые времена.
Эта музыка сродни водопаду: если правильно встать под него, то стремительно стекающие струи очистят и зарядят положительной энергией самой природы. Аналогичное действие оказывают на меня музыкальные сочинения церковно-светского жанра.
В «Чичестерских псалмах» пересекаются два изначально параллельных мира – духовные, «светлые» канонические мотивы из строгого академического стиля преображаются в детище массовой (поп, рок) культуры с ее сложным, оригинальным ритмическим рисунком, нетипичным для классики жанра.
Во втором отделении концерта звучало сочинение нашего современника – валлийского композитора и мультиинструменталиста сэра Карла Дженкинса (р.1944) Stabat Mater для солистов, хора и оркестра. Солисты: Агунда Кулаева, Мариам Мерабова, Норайр Барсегян.
Stabat Mater – католическая секвенция, жанр и форма литургии эпохи Средневековья. Имеет строго расписанную каноническую структуру. Первая часть произведения предполагает рассказ о страданиях Девы Марии в ходе распятия Иисуса Христа, вторая представляет собой молитву грешника, который просит Божью Мать о даровании ему спасительного рая. Текст написан четырехстопным хореем и состоит из шестидесяти строк (двадцать строф по три строки).
Структура сочинения Карла Дженкинса соответствует классическим канонам:
Cantus Lacrimosus
Incantation (Заклинание)
Vidit Jesum in Tormentis
Lament (Плач)
Sanctia Mater
Now my life is only Weeping (Теперь моя жизнь – одни лишь стенания)
And the Mother did Weep (И стенала Мать)
Virgo Virginium
Are You Lost Out In Darkness? (Блуждаешь ли ты в темноте?)
Fac, Ut Portem Christi Mortem
Paradisi Gloria
Этот опус представляет собой невероятное совмещение заведомо несовместимых вокальных и инструментальных стилей и направлений. Академический вокал здесь сосуществует с этническим, классический оркестр – с народными инструментами, а из первозданных мрака и хаоса на глазах зрителей рождаются свет и гармония, надежда и силы.
Неизгладимое впечатление произвела та совершенная гармония, в которой слились голоса солисток Мариам Мерабовой (джазово-этнический) и Агунды Кулаевой (оперно-академический). Два стиля, два образа, две совершенно разных матери, переживающих трагическую утрату. Плач голосом, без каких-либо дополнительных мизансцен, трогает до глубины души. В нем скрыта вечно саднящая рана, которая никогда не затянется и будет постоянно напоминать о себе. Однако, несмотря на щемящую тоску, героиня с голосом меццо-сопрано (альт), всегда ассоциирующаяся с матерью, согревает теплом своего сердца и величием души.
Дуэт солистов Мариам Мерабовой и Норайра Барсегяна, голоса и дудука (армянский деревянный духовой инструмент, сделан из абрикоса), это пронзительный плач, крик души, который не выплескивается наружу, а переживается глубоко внутри. Такое страдание мучительно, но именно оно способствует важнейшему целебному эффекту подлинного искусства – катарсису.
Монотонные, мерные пассажи симфонического оркестра под руководством Тимофея Гольберга расцветают яркими красками жизни, стремления к миру и радости благодаря глубокому, богатому, насыщенному многоголосию Минин-Хора.
Каждый тип певческого голоса вызывает у меня определенные ассоциации: сопрано – с небесной чистотой и возвышенностью, альт – с безграничным теплом и силой материнской любви, тенор – с верой и преданностью, бас – с сопротивлением и отчаянием изгнанника. В духовных сочинениях современных композиторов эти образы проявляются не менее явно, чем в хрестоматийных произведениях классиков.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марина Айриянц
В рамках юбилейного фестиваля Минин-Хора «Хор без границ» запланировано еще три концерта:
1. 30 апреля 2022 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении артистов Минин-Хора прозвучит духовная музыка Дж.Россини (Stabat Mater) и Дж.Пуччини (Messa di Gloria). Солисты: Алексей Татаринцев, Алексей Тихомиров, Георгий Васильев, Станислав Ли, Анастасия Лепешинская, Ирина Морева. Дирижеры: Дмитрий Юровский, Тимофей Гольберг.
2. 16 мая 2022 года в концертном зале «Зарядье». В.Гаврилин. «Перезвоны». Исполняют артисты Мини-Хора, а также Сергей Шакуров (чтец) и Алексей Уткин (гобой). Дирижер: Тимофей Гольберг.
3. 11 июня 2022 года. Музыка И.С.Баха и Г.Форе в Концертном зале имени П.И.Чайковкого. Солисты: Альбина Шагимуратова, Виктория Яровая, Алексей Неклюдов, Василий Ладюк, Владимир Байков. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова. Дирижеры: Михаэль Гютлер, Ян Латам-Кениг.
Подробная информация и заказ билетов - на официальном сайте Минин-Хора