16 мая 2022 года в концертном зале «Зарядье» прошел третий вечер фестиваля «Хор без границ», посвященного 50-летию Московского Государственного академического камерного хора (Минин-Хора). В программе концерта в двух отделениях – хоровая симфония В.А.Гаврилина (1939-1999) «Перезвоны» для солистов, большого хора, гобоя и ударных.
Дирижер: Тимофей Гольберг
Солисты:
Сергей Шакуров (Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, чтец);
Сергей Годин (солист Пермского театра оперы и балета, лауреат Международного конкурса, тенор);
Михаил Кауфман (дискант);
Эдуард Хохлачев (гобой).
Московский Государственный академический камерный хор (Минин-Хор).
Ансамбль ударных Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова:
Николай Ермаков;
Михаил Путков;
Владимир Терехов.
Первое отделение:
Весело на душе;
Смерть разбойника;
Дудочка;
Ерунда;
Дудочка;
Посидели;
Дудочка;
Ти-ри-ри;
Дудочка;
Вечерняя музыка;
Дудочка;
Воскресенье.
Второе отделение:
Дудочка;
Скажи, скажи, голубчик;
Страшенна баба;
Белы-белы снеги;
Молитва;
Матка-река;
Дудочка;
Дорога.
Комментарий к программе: Ярослав Тимофеев.
Человек регулярно слышит колокола. Перезвоны самых разных тембров сопровождают людей на протяжении всей жизни, от крещения до погребения. Характер звона будет разным – мажорным или минорным, радостным или трагическим, праздничным или траурным. Неизменно будет одно: звуки с колоколен дарят свет, надежду, веру в лучшее будущее. В непростые времена носить это ощущение с собой необходимо каждому из нас.
Валерий Александрович Гаврилин создал истинное «лекарство» для души и посвятил его основателю Московского Государственного академического камерного хора Владимиру Николаевичу Минину в начале 1980-х. Знаменитый российский и советский дирижер и хормейстер обратился к композитору с просьбой создать некое сочинение для хора еще в 1966 году. Гаврилин был уверен, что это должно быть грандиозное творение. «Перезвоны» (написаны «по прочтении Василия Шукшина») появились спустя 15 лет и произвели на Минина серьезное впечатление.
Впервые «Перезвоны» прозвучали в январе 1984 года в Ленинграде. Тогда сочинение поразило меломанов, заполнивших зал до отказа. Именно это знаковое сочинение было включено в программу юбилейного фестиваля Минин-Хора «Хор без границ».
Публика, собравшаяся 16 мая 2022 года в «Зарядье», была впечатлена не меньше, чем на мировой премьере 38 лет назад. Возможность услышать «Перезвоны» Гаврилина полностью выпадает крайне редко. Как правило, в концертные программы включается несколько фрагментов цикла.
Без каких-либо преувеличений можно сказать, что «Перезвоны» В.А.Гаврилина – одна из существенных вех развития отечественной хоровой авторской музыки, вершина советского и российского музыкального искусства. Это сочинение наполнено национальными мотивами, в нем – частица русской души, природы, бескрайних просторов, мыслей и чувств, - всего того, что каждому из нас близко и бесконечно дорого. Несмотря на ярко выраженный фольклорный подтекст, сочинение не содержит прямых музыкальных цитат – настолько богатым и самобытным был внутренний мир автора. Композитор прошел свой жизненный путь скромно, но оставил по-русски щедрое, богатое творческое наследие.
Как уже упоминалось выше, перезвоны сопровождают русского человека на всем его жизненном пути. По аналогии колокола постоянно слышатся и в хоровой симфонии Гаврилина. Правда, это не механические музыкальные инструменты, а голоса артистов Минин-Хора. Они звучат мерно, монотонно, окрашенные разными тембровыми красками, от сопрано и альтов (меццо-сопрано) до теноров и басов. Параллельно слышны более привычные музыкальные фразы с элементами напевов, традиционных православных песнопений, частушек, плачей и других вокальных жанров.
Плач сопрано, дополненный лирически-минорными оттенками гобоя, звучит особенно тонко, чутко и трепетно. Неизменно сильное впечатление производит самый высокий юный вокалист – дискант Михаил Кауфман. Его хрустально-серебристый, небесно-чистый, ангельски прекрасный голос своим звучанием смывает все горести, страдания и переживания настоящего времени, делает сознание ясным, а душу чистой и чуткой. Лирический тенор Сергея Година создает образ русского человека, обитателя бескрайних просторов, любящего и ценящего свою родину и готового ради нее на все.
Минин-Хор под управлением художественного руководителя Тимофея Гольберга в третий вечер юбилейного фестиваля звучит в чисто русской традиции, растворяясь в уникальной палитре русской вокальной культуры. Здесь лиричный, протяжный плач гармонично сосуществует с веселыми частушками, а юмористические сцены перемежаются с торжественными молитвами.
«Перезвоны» В.А.Гаврилина – это целая жизнь, стремительная, яркая, искренняя, эмоциональная. Умещается она в небольшой временной интервал, но каждый человек, соприкасающийся с этим сочинением, успевает очень многое понять, осознать, вспомнить.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Дирижер: Тимофей Гольберг
Солисты:
Сергей Шакуров (Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, чтец);
Сергей Годин (солист Пермского театра оперы и балета, лауреат Международного конкурса, тенор);
Михаил Кауфман (дискант);
Эдуард Хохлачев (гобой).
Московский Государственный академический камерный хор (Минин-Хор).
Ансамбль ударных Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова:
Николай Ермаков;
Михаил Путков;
Владимир Терехов.
Первое отделение:
Весело на душе;
Смерть разбойника;
Дудочка;
Ерунда;
Дудочка;
Посидели;
Дудочка;
Ти-ри-ри;
Дудочка;
Вечерняя музыка;
Дудочка;
Воскресенье.
Второе отделение:
Дудочка;
Скажи, скажи, голубчик;
Страшенна баба;
Белы-белы снеги;
Молитва;
Матка-река;
Дудочка;
Дорога.
Комментарий к программе: Ярослав Тимофеев.
Человек регулярно слышит колокола. Перезвоны самых разных тембров сопровождают людей на протяжении всей жизни, от крещения до погребения. Характер звона будет разным – мажорным или минорным, радостным или трагическим, праздничным или траурным. Неизменно будет одно: звуки с колоколен дарят свет, надежду, веру в лучшее будущее. В непростые времена носить это ощущение с собой необходимо каждому из нас.
Валерий Александрович Гаврилин создал истинное «лекарство» для души и посвятил его основателю Московского Государственного академического камерного хора Владимиру Николаевичу Минину в начале 1980-х. Знаменитый российский и советский дирижер и хормейстер обратился к композитору с просьбой создать некое сочинение для хора еще в 1966 году. Гаврилин был уверен, что это должно быть грандиозное творение. «Перезвоны» (написаны «по прочтении Василия Шукшина») появились спустя 15 лет и произвели на Минина серьезное впечатление.
Впервые «Перезвоны» прозвучали в январе 1984 года в Ленинграде. Тогда сочинение поразило меломанов, заполнивших зал до отказа. Именно это знаковое сочинение было включено в программу юбилейного фестиваля Минин-Хора «Хор без границ».
Публика, собравшаяся 16 мая 2022 года в «Зарядье», была впечатлена не меньше, чем на мировой премьере 38 лет назад. Возможность услышать «Перезвоны» Гаврилина полностью выпадает крайне редко. Как правило, в концертные программы включается несколько фрагментов цикла.
Без каких-либо преувеличений можно сказать, что «Перезвоны» В.А.Гаврилина – одна из существенных вех развития отечественной хоровой авторской музыки, вершина советского и российского музыкального искусства. Это сочинение наполнено национальными мотивами, в нем – частица русской души, природы, бескрайних просторов, мыслей и чувств, - всего того, что каждому из нас близко и бесконечно дорого. Несмотря на ярко выраженный фольклорный подтекст, сочинение не содержит прямых музыкальных цитат – настолько богатым и самобытным был внутренний мир автора. Композитор прошел свой жизненный путь скромно, но оставил по-русски щедрое, богатое творческое наследие.
Как уже упоминалось выше, перезвоны сопровождают русского человека на всем его жизненном пути. По аналогии колокола постоянно слышатся и в хоровой симфонии Гаврилина. Правда, это не механические музыкальные инструменты, а голоса артистов Минин-Хора. Они звучат мерно, монотонно, окрашенные разными тембровыми красками, от сопрано и альтов (меццо-сопрано) до теноров и басов. Параллельно слышны более привычные музыкальные фразы с элементами напевов, традиционных православных песнопений, частушек, плачей и других вокальных жанров.
Плач сопрано, дополненный лирически-минорными оттенками гобоя, звучит особенно тонко, чутко и трепетно. Неизменно сильное впечатление производит самый высокий юный вокалист – дискант Михаил Кауфман. Его хрустально-серебристый, небесно-чистый, ангельски прекрасный голос своим звучанием смывает все горести, страдания и переживания настоящего времени, делает сознание ясным, а душу чистой и чуткой. Лирический тенор Сергея Година создает образ русского человека, обитателя бескрайних просторов, любящего и ценящего свою родину и готового ради нее на все.
Минин-Хор под управлением художественного руководителя Тимофея Гольберга в третий вечер юбилейного фестиваля звучит в чисто русской традиции, растворяясь в уникальной палитре русской вокальной культуры. Здесь лиричный, протяжный плач гармонично сосуществует с веселыми частушками, а юмористические сцены перемежаются с торжественными молитвами.
«Перезвоны» В.А.Гаврилина – это целая жизнь, стремительная, яркая, искренняя, эмоциональная. Умещается она в небольшой временной интервал, но каждый человек, соприкасающийся с этим сочинением, успевает очень многое понять, осознать, вспомнить.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц