11 июня 2022 года завершился фестиваль «Хор без границ», посвященный 50-летию Московского государственного камерного хора (Минин-Хора). Четвертый, заключительный концерт прошел в концертном зале имени П.И.Чайковского. В программе вечера в двух отделениях – духовные сочинения мастеров эпох барокко и романтизма для солистов, хора и оркестра.
Первое отделение
И.С.Бах (1685-1750). Магнификат ре мажор (D dur) для солистов, хора и оркестра (вторая редакция)
Magnificat Anima Mea Dominum / Величит душа моя Господа
Et Exultavit Spiritus Meus / И возрадовался дух мой
Quia Respexit Humilitatem / Что призрел он (На смирение рабы своей)
Omnes Generatones / Все роды
Quia Fecit Mihi Magna / Что сотворил мне величие сильный
Et Misericordia / И милость его
Fecit Potentiam / Явил силу мышцы своей
Deposuit Potentes / Низложил сильных с престолов
Esurientes / Алчущих (Исполнил благ)
Suscepit Israel / Воспринял Израиля (Отрока своего)
Sicut Locutus Est / Как говорил (Отцам нашим)
Gloria Patri / Слава Отцу (И Сыну, И Святому Духу).
Солисты:
Альбина Шагимуратова (Заслуженная артистка России, сопарно);
Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Алексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Владимир Байков (лауреат Международных конкурсов, бас);
Константин Волостнов (лауреат Международных конкурсов, орган).
Московский государственный академический камерный хор (Мини-Хор). Художественный руководитель: Тимофей Гольберг.
Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова. Дирижер: Александр Соловьев.
Магнификат – славословие Девы Марии из Евангелия от Луки. Композиторы, чье творчество пришлось на эпоху барокко, создавали на его текст полифоническую (многоголосную) музыку. Одним из таких мастеров является Иоганн Себастьян Бах. Его сочинение исполняется на латинском языке. Наряду с основными типами певческих голосов в барочно-хоровой интерпретации (сопрано, альт, тенор, бас) солистом является старинный церковный музыкальный инструмент – орган. Состав симфонического оркестра, исполняющего старинную духовную музыку, значительно отличается от привычного современному слушателю.
Несмотря на то, что Иоганн Себастьян Бах служил на благо протестантской церкви, он писал музыку для Магнификата с учетом латинского текста. Это обстоятельство сказалось на музыкальной риторике сочинения.
Творчество выдающегося немецкого композитора, которое принято считать краеугольным камнем авторского музыкального искусства, обладает удивительной способностью. С одной стороны, это грандиозные духовные сочинения, поражающие своим торжественным размахом. С другой – единение индивидуальностей, обособленная интимность сольных номеров, свойственная светским камерным мелодиям.
Арии сопрано (Альбина Шагимуратова), альта (Виктория Яровая), тенора (Алексей Неклюдов) и баса (Владимир Байков) проникнуты светом и чистотой, силой и искренностью, верой и надеждой, жаждой жизни и устремлением к лучшему будущему. Голоса солистов и артистов хора (Минин-Хора) сливаются с музыкой, дополняя ее яркими красками по-настоящему богатых, насыщенных тембров. В грандиозной полифонической палитре есть что-то праздничное, торжественное, завораживающее. Музыкальный язык в значительной степени углубляет содержание библейских текстов, фрагментов католического или протестантского, лютеранского или православного богослужения, позволяет находить в них новые, неизведанные ранее детали.
Второе отделение
Г.Форе (1845-1924). Реквием для солистов, хора, оркестра и органа (третья редакция)
Introit et Kyrie / Вступление / Господи, помилуй
Offertoire / Офферторий
Sanctus / Свят
Pie Jesus / Господи Иисусе Милостивый
Agnus Dei / Агнец Божий
Libera Me / Избави меня, Господи (От вечной смерти)
In Paradisun / В Рай (Поведут тебя ангелы).
Солисты:
Альбина Шагимуратова;
Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Константин Волостнов.
Московский государственный академический камерный хор (Минин-Хор).
Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова. Дирижер: Александр Соловьев.
Свою заупокойную мессу (Реквием) французский композитор эпохи романтизма Габриэль Форе создал в 1887-1888 годах. Позднее появилось несколько новых редакций. Первая (1888) насчитывала пять частей и предназначалась для камерного оркестра, вторая (1897) включала в себя уже семь частей, третья (1900) исполнялась уже симфоническим оркестром с солирующим органом. Для заключительного концерта фестиваля «Хор без границ» была выбрана последняя версия.
Реквием – одно из наиболее знаменитых сочинений Г.Форе, которое регулярно исполняется ведущими музыкальными коллективами Старого и Нового Света. Несмотря на то, что произведение относится к каноническому жанру духовной музыки, оно выделяется необычной стилистической трактовкой.
Согласно неофициальным источникам, на написание заупокойной мессы композитора вдохновила череда потерь. Сперва Форе потерял отца, затем мать. Друг за другом уходили его духовные наставники – Ф.Лист и С.Франк. В это же время молодой человек пережил болезненный разрыв с невестой Марианной Виардо. Позднее маэстро признался, что написал Реквием просто так, «ради удовольствия (если можно так сказать».
Форе немного «поиграл» с традиционной структурой заупокойной мессы, слегка изменив ее. Так, в сочинении отсутствуют положенные по жанру части Benedictus и Dies Irae. Вместо них композитор ввел In Paradisum и Libera Me. Также он позволил себе слегка изменить традиционные тексты, следуя характеру развития собственных мелодий.
Яркие, мощные, полифонически насыщенные и мелодически щедрые хоровые фрагменты сочинения удивительно гармонично контрастируют с нежным, серебристо-хрустальным, хрупким и звонким голосом солистки-сопрано (Альбина Шагимуратова). Голос солиста-баритона (Василий Ладюк) полон силы, благородства и мужественности.
Артисты Минин-Хора наполнили каноническое сочинение с оригинальными авторскими элементами не только силой, красотой и богатством красок голосов, но и неиссякаемой жаждой жизни, оптимизмом и верой в светлое будущее.
Оригинальная авторская трактовка традиционного духовного сочинения в исполнении истинных виртуозов стало эффектным завершением грандиозного марафона, посвященного юбилею коллектива со своим уникальным, самобытным творческим почерком и поистине универсальным, безграничным репертуаром.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Первое отделение
И.С.Бах (1685-1750). Магнификат ре мажор (D dur) для солистов, хора и оркестра (вторая редакция)
Magnificat Anima Mea Dominum / Величит душа моя Господа
Et Exultavit Spiritus Meus / И возрадовался дух мой
Quia Respexit Humilitatem / Что призрел он (На смирение рабы своей)
Omnes Generatones / Все роды
Quia Fecit Mihi Magna / Что сотворил мне величие сильный
Et Misericordia / И милость его
Fecit Potentiam / Явил силу мышцы своей
Deposuit Potentes / Низложил сильных с престолов
Esurientes / Алчущих (Исполнил благ)
Suscepit Israel / Воспринял Израиля (Отрока своего)
Sicut Locutus Est / Как говорил (Отцам нашим)
Gloria Patri / Слава Отцу (И Сыну, И Святому Духу).
Солисты:
Альбина Шагимуратова (Заслуженная артистка России, сопарно);
Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Алексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Владимир Байков (лауреат Международных конкурсов, бас);
Константин Волостнов (лауреат Международных конкурсов, орган).
Московский государственный академический камерный хор (Мини-Хор). Художественный руководитель: Тимофей Гольберг.
Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова. Дирижер: Александр Соловьев.
Магнификат – славословие Девы Марии из Евангелия от Луки. Композиторы, чье творчество пришлось на эпоху барокко, создавали на его текст полифоническую (многоголосную) музыку. Одним из таких мастеров является Иоганн Себастьян Бах. Его сочинение исполняется на латинском языке. Наряду с основными типами певческих голосов в барочно-хоровой интерпретации (сопрано, альт, тенор, бас) солистом является старинный церковный музыкальный инструмент – орган. Состав симфонического оркестра, исполняющего старинную духовную музыку, значительно отличается от привычного современному слушателю.
Несмотря на то, что Иоганн Себастьян Бах служил на благо протестантской церкви, он писал музыку для Магнификата с учетом латинского текста. Это обстоятельство сказалось на музыкальной риторике сочинения.
Творчество выдающегося немецкого композитора, которое принято считать краеугольным камнем авторского музыкального искусства, обладает удивительной способностью. С одной стороны, это грандиозные духовные сочинения, поражающие своим торжественным размахом. С другой – единение индивидуальностей, обособленная интимность сольных номеров, свойственная светским камерным мелодиям.
Арии сопрано (Альбина Шагимуратова), альта (Виктория Яровая), тенора (Алексей Неклюдов) и баса (Владимир Байков) проникнуты светом и чистотой, силой и искренностью, верой и надеждой, жаждой жизни и устремлением к лучшему будущему. Голоса солистов и артистов хора (Минин-Хора) сливаются с музыкой, дополняя ее яркими красками по-настоящему богатых, насыщенных тембров. В грандиозной полифонической палитре есть что-то праздничное, торжественное, завораживающее. Музыкальный язык в значительной степени углубляет содержание библейских текстов, фрагментов католического или протестантского, лютеранского или православного богослужения, позволяет находить в них новые, неизведанные ранее детали.
Второе отделение
Г.Форе (1845-1924). Реквием для солистов, хора, оркестра и органа (третья редакция)
Introit et Kyrie / Вступление / Господи, помилуй
Offertoire / Офферторий
Sanctus / Свят
Pie Jesus / Господи Иисусе Милостивый
Agnus Dei / Агнец Божий
Libera Me / Избави меня, Господи (От вечной смерти)
In Paradisun / В Рай (Поведут тебя ангелы).
Солисты:
Альбина Шагимуратова;
Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Константин Волостнов.
Московский государственный академический камерный хор (Минин-Хор).
Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова. Дирижер: Александр Соловьев.
Свою заупокойную мессу (Реквием) французский композитор эпохи романтизма Габриэль Форе создал в 1887-1888 годах. Позднее появилось несколько новых редакций. Первая (1888) насчитывала пять частей и предназначалась для камерного оркестра, вторая (1897) включала в себя уже семь частей, третья (1900) исполнялась уже симфоническим оркестром с солирующим органом. Для заключительного концерта фестиваля «Хор без границ» была выбрана последняя версия.
Реквием – одно из наиболее знаменитых сочинений Г.Форе, которое регулярно исполняется ведущими музыкальными коллективами Старого и Нового Света. Несмотря на то, что произведение относится к каноническому жанру духовной музыки, оно выделяется необычной стилистической трактовкой.
Согласно неофициальным источникам, на написание заупокойной мессы композитора вдохновила череда потерь. Сперва Форе потерял отца, затем мать. Друг за другом уходили его духовные наставники – Ф.Лист и С.Франк. В это же время молодой человек пережил болезненный разрыв с невестой Марианной Виардо. Позднее маэстро признался, что написал Реквием просто так, «ради удовольствия (если можно так сказать».
Форе немного «поиграл» с традиционной структурой заупокойной мессы, слегка изменив ее. Так, в сочинении отсутствуют положенные по жанру части Benedictus и Dies Irae. Вместо них композитор ввел In Paradisum и Libera Me. Также он позволил себе слегка изменить традиционные тексты, следуя характеру развития собственных мелодий.
Яркие, мощные, полифонически насыщенные и мелодически щедрые хоровые фрагменты сочинения удивительно гармонично контрастируют с нежным, серебристо-хрустальным, хрупким и звонким голосом солистки-сопрано (Альбина Шагимуратова). Голос солиста-баритона (Василий Ладюк) полон силы, благородства и мужественности.
Артисты Минин-Хора наполнили каноническое сочинение с оригинальными авторскими элементами не только силой, красотой и богатством красок голосов, но и неиссякаемой жаждой жизни, оптимизмом и верой в светлое будущее.
Оригинальная авторская трактовка традиционного духовного сочинения в исполнении истинных виртуозов стало эффектным завершением грандиозного марафона, посвященного юбилею коллектива со своим уникальным, самобытным творческим почерком и поистине универсальным, безграничным репертуаром.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц