11 февраля 2017 в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился традиционный Крещенский фестиваль. В этом году он проходил под заголовком «Старый Новый век» и был посвящен музыке композиторов ХХ – XXI веков. Финальную точку в двухнедельном марафоне поставил концерт в двух отделениях, программа которого включала духовные сочинения, созданные в ХХ столетии.
Первое отделение. Часть первая. И.Ф.Стравинский. Симфония псалмов для хора и оркестра. Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Симфония, созданная в 1930 году, представляет собой сочетание вокального и симфонического произведений. Трехчастная форма включает в себя Прелюдию, Фугу и Коду. Для этого сочинения И.Ф.Стравинский использовал тексты псалмов №38 (о мольбах грешника к Всевышнему, Его милосердии и спасении, стихи 13, 14), №39 (о благодарности за милость, стихи 2, 3, 4) и №150 (прославление Господа).
Симфонический оркестр предстает в необычном составе: пять флейт-пикколо, четыре гобоя, английский рожок, три фагота, контрафагот, четыре валторны, четыре трубы, труба-пикколо, три тромбона, туба, литавры, большой барабан, арфа, два фортепиано, виолончели, контрабасы. Эмоционально обогащенные инструменты группы струнных – скрипки и альты – исключены неслучайно: автор стремился подчеркнуть контраст земли и неба, суровой аскетичности и неотмирной красоты.
Создавая свое сочинение, И.Ф.Стравинский основывался на канонах православного богослужения. Позднее симфония, писавшаяся на древнерусские тексты псалмов, была переведена на латынь (на которой произведение и исполняется).
Музыкальный материал построен таким образом, что драматургия направлена «от тьмы к свету», то есть от мрачного, мощного минора к светлому, чистому, благостному мажору.
Первая часть развивается на контрасте, от мощных, лавинообразных проведений, до монотонных, аскетично звучащих фрагментов.
Мелодии центральной, второй части становятся гораздо более «прозрачными», их характер приобретает светлый, лирический оттенок.
В третьей, заключительной части звук «окрашивается» в мажорные тона. По словам композитора, «заключительный хвалебный гимн должен казаться как бы нисходящим с небес». Здесь также слышатся торжественные, величественные мотивы.
Симфонический оркестр и хор театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева тонко передали помпезность и аскетичность, свет и тьму, надежду и отчаяние, силу духа и веры, заключенные в богатейшем музыкально-драматическом материале И.Ф.Стравинского.
Первое отделение. Часть вторая. Л.Бернстайн. Чичестерские псалмы для голоса мальчика, смешанного хора и оркестра. Солисты – Артем Николаев (дискант), Елена Хорошенина (сопрано), Наталья Кириллова (альт), Алексей Смирнов (тенор), Сергей Каныгин (баритон). Дирижер – Андрей Лебедев.
Трехчастное сочинение написано в 1965 году, литературная основа – Псалмы Давида на древнееврейском языке. Включает в себя:
Часть 1: Псалом 108 (стих 2), Псалом 100;
Часть 2: Псалом 23, Псалом 100 (стих 2);
Часть 3: Псалом 131; Псалом 133 (стих 1).
Это произведение наполнено внутренним светом. Во время звучания голоса мальчика меня не покидало ощущение, что идет он откуда-то сверху, неся за собой душевную теплоту, доброту и особую, духовную красоту. Такая музыка похожа на водопад: если правильно встать под него, то стремительно стекающие струи очистят и зарядят положительной энергией самой природы. Аналогичное действие оказывают на меня музыкальные сочинения церковно-светского жанра.
В этом произведении чудесным образом пересекаются две заведомо параллельные прямые – духовные, «светлые» мотивы из строгого академического стиля преображаются в детище массовой (поп, рок) культуры с ее сложным, оригинальным ритмическим рисунком, нетипичным для классики жанра.
Второе отделение. Э.Ллойд Уэббер. Реквием для солистов, хора и оркестра. Солисты: Артем Николаев (дискант), Вадим Кузнецов (дискант), Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, тенор), Людмила Голуб (Заслуженная артистка России, орган). Дирижер – Андрей Лебедев.
Композитор посвятил Реквием (1985) памяти отца. Через год после премьеры, в 1986-м, произведение было удостоено премии «Грэмми» как «лучшая современная классическая композиция». Структура сочинения традиционна для этого жанра авторской музыки:
1. Requem (Вечный покой) – Kyrie (Господи, помилуй);
2. Dies irae (День гнева);
3. Rex tremendae (Царь грозного величия);
4. Recordare (Помни);
5. Indemisco. Lacrimosa (Стенаю. Слезная);
6. Offertorium (Приношение Даров);
7. Hossana (Хвала);
8. Pie Jesu (Милостивый Иисусе);
9. Lux aeterna (Вечный свет);
10. Libera me (Избавь меня).
Реквием Э.Ллойда Уэббера – не просто композиторская вариация на тему заупокойной мессы. Эта музыка очень близка к самым знаменитым сочинениям Маэстро, написанным в жанре мюзикла. Многие фрагменты напомнили мне, в первую очередь, его творение «Иисус Христос – суперзвезда» (1970), оригинальный авторский взгляд на описанные в Библии события Страстной недели. Молитвы, хоровые эпизоды и сольные арии в бродвейском шоу выдержаны в роковом стиле, что многократно усиливает заключенный в текстах и мелодиях психологизм.
В этом Реквиеме необычен состав оркестра: орган, синтезатор, многочисленные ударные. Из группы струнных автор исключил скрипки, к духовым добавил саксофон. Мощное, патетическое звучание полностью поглощает, завораживает. Голоса солистов, словно лучи света в кромешной тьме, сияют короткими, но яркими вспышками надежды. Хор развивает и углубляет тему Веры и Надежды.
Духовное музыкальное искусство ХХ века – интереснейший синтез канонических академических норм и ярких, темпераментных ритмов, характерных для современной массовой культуры. Многие сочинения написаны языком, родственным мюзиклу. Это позволяет использовать максимально разнообразную палитру выразительных средств и значительно углубить драматизм каждого фрагмента. Круг поклонников классического искусства, таким образом, может (и должен!) значительно расшириться.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Первое отделение. Часть первая. И.Ф.Стравинский. Симфония псалмов для хора и оркестра. Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
Симфония, созданная в 1930 году, представляет собой сочетание вокального и симфонического произведений. Трехчастная форма включает в себя Прелюдию, Фугу и Коду. Для этого сочинения И.Ф.Стравинский использовал тексты псалмов №38 (о мольбах грешника к Всевышнему, Его милосердии и спасении, стихи 13, 14), №39 (о благодарности за милость, стихи 2, 3, 4) и №150 (прославление Господа).
Симфонический оркестр предстает в необычном составе: пять флейт-пикколо, четыре гобоя, английский рожок, три фагота, контрафагот, четыре валторны, четыре трубы, труба-пикколо, три тромбона, туба, литавры, большой барабан, арфа, два фортепиано, виолончели, контрабасы. Эмоционально обогащенные инструменты группы струнных – скрипки и альты – исключены неслучайно: автор стремился подчеркнуть контраст земли и неба, суровой аскетичности и неотмирной красоты.
Создавая свое сочинение, И.Ф.Стравинский основывался на канонах православного богослужения. Позднее симфония, писавшаяся на древнерусские тексты псалмов, была переведена на латынь (на которой произведение и исполняется).
Музыкальный материал построен таким образом, что драматургия направлена «от тьмы к свету», то есть от мрачного, мощного минора к светлому, чистому, благостному мажору.
Первая часть развивается на контрасте, от мощных, лавинообразных проведений, до монотонных, аскетично звучащих фрагментов.
Мелодии центральной, второй части становятся гораздо более «прозрачными», их характер приобретает светлый, лирический оттенок.
В третьей, заключительной части звук «окрашивается» в мажорные тона. По словам композитора, «заключительный хвалебный гимн должен казаться как бы нисходящим с небес». Здесь также слышатся торжественные, величественные мотивы.
Симфонический оркестр и хор театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева тонко передали помпезность и аскетичность, свет и тьму, надежду и отчаяние, силу духа и веры, заключенные в богатейшем музыкально-драматическом материале И.Ф.Стравинского.
Первое отделение. Часть вторая. Л.Бернстайн. Чичестерские псалмы для голоса мальчика, смешанного хора и оркестра. Солисты – Артем Николаев (дискант), Елена Хорошенина (сопрано), Наталья Кириллова (альт), Алексей Смирнов (тенор), Сергей Каныгин (баритон). Дирижер – Андрей Лебедев.
Трехчастное сочинение написано в 1965 году, литературная основа – Псалмы Давида на древнееврейском языке. Включает в себя:
Часть 1: Псалом 108 (стих 2), Псалом 100;
Часть 2: Псалом 23, Псалом 100 (стих 2);
Часть 3: Псалом 131; Псалом 133 (стих 1).
Это произведение наполнено внутренним светом. Во время звучания голоса мальчика меня не покидало ощущение, что идет он откуда-то сверху, неся за собой душевную теплоту, доброту и особую, духовную красоту. Такая музыка похожа на водопад: если правильно встать под него, то стремительно стекающие струи очистят и зарядят положительной энергией самой природы. Аналогичное действие оказывают на меня музыкальные сочинения церковно-светского жанра.
В этом произведении чудесным образом пересекаются две заведомо параллельные прямые – духовные, «светлые» мотивы из строгого академического стиля преображаются в детище массовой (поп, рок) культуры с ее сложным, оригинальным ритмическим рисунком, нетипичным для классики жанра.
Второе отделение. Э.Ллойд Уэббер. Реквием для солистов, хора и оркестра. Солисты: Артем Николаев (дискант), Вадим Кузнецов (дискант), Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, тенор), Людмила Голуб (Заслуженная артистка России, орган). Дирижер – Андрей Лебедев.
Композитор посвятил Реквием (1985) памяти отца. Через год после премьеры, в 1986-м, произведение было удостоено премии «Грэмми» как «лучшая современная классическая композиция». Структура сочинения традиционна для этого жанра авторской музыки:
1. Requem (Вечный покой) – Kyrie (Господи, помилуй);
2. Dies irae (День гнева);
3. Rex tremendae (Царь грозного величия);
4. Recordare (Помни);
5. Indemisco. Lacrimosa (Стенаю. Слезная);
6. Offertorium (Приношение Даров);
7. Hossana (Хвала);
8. Pie Jesu (Милостивый Иисусе);
9. Lux aeterna (Вечный свет);
10. Libera me (Избавь меня).
Реквием Э.Ллойда Уэббера – не просто композиторская вариация на тему заупокойной мессы. Эта музыка очень близка к самым знаменитым сочинениям Маэстро, написанным в жанре мюзикла. Многие фрагменты напомнили мне, в первую очередь, его творение «Иисус Христос – суперзвезда» (1970), оригинальный авторский взгляд на описанные в Библии события Страстной недели. Молитвы, хоровые эпизоды и сольные арии в бродвейском шоу выдержаны в роковом стиле, что многократно усиливает заключенный в текстах и мелодиях психологизм.
В этом Реквиеме необычен состав оркестра: орган, синтезатор, многочисленные ударные. Из группы струнных автор исключил скрипки, к духовым добавил саксофон. Мощное, патетическое звучание полностью поглощает, завораживает. Голоса солистов, словно лучи света в кромешной тьме, сияют короткими, но яркими вспышками надежды. Хор развивает и углубляет тему Веры и Надежды.
Духовное музыкальное искусство ХХ века – интереснейший синтез канонических академических норм и ярких, темпераментных ритмов, характерных для современной массовой культуры. Многие сочинения написаны языком, родственным мюзиклу. Это позволяет использовать максимально разнообразную палитру выразительных средств и значительно углубить драматизм каждого фрагмента. Круг поклонников классического искусства, таким образом, может (и должен!) значительно расшириться.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии