23 апреля 1972 года прошел первый концерт Московского Государственного академического камерного хора под руководством Владимира Минина, также известного как Минин-Хор. Эта дата стала официальным днем рождения прославленного коллектива, прошедшего долгий, непростой путь и имеющего свой уникальный, самобытный стиль.
Минин-Хор – не просто многоголосный коллектив. Это созвездие ярких личностей, солистов, являющихся частью единого творческого организма. Каждый из них владеет несколькими вокальными стилями и может перестраиваться в рамках одного исполняемого произведения. Такой навык бесценен, когда звучат сочинения современных композиторов. Но и консервативную классику такие мастера интерпретируют очень живо и интересно, виртуозно лавируя между строгими каноническими нормами и экспериментами.
21 апреля 2022 года, когда до «золотого» юбилея коллектива осталось буквально несколько часов, в Прокофьевском зале Российского Государственного музея музыки прошел концерт-презентация книги «Минин-Хор. Первые полвека». К названию подарочного издания есть дополнение – «звучащая летопись». Отсканировав QR-код, можно получить доступ к архивным записям коллектива, услышать голоса всех составов, начиная с первого.
Роскошно сделанная книга содержит множество очерков и статей о важных вехах в истории коллектива, о его сотрудничестве со знаменитыми композиторами (Г.Канчели, Г.Свиридов, В.Гаврилин и др.), вокалистами (Е.Образцова, И.Архипова, М.Гулегина, Е.Нестеренко, П.Бурчуладзе и др.) и дирижерами (В.Спиваков, Е.Светланов, В.Федосеев, Ю.Башмет, П.Плетнев и др.). Богатый иллюстрированный материал – подробная история не только отдельно взятого творческого коллектива, но и культурной жизни огромной страны в целом. Здесь собраны фрагменты партитур, зафиксированные кадры репетиций и выступлений в разных уголках России, СССР, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Презентация, которую провели составитель книги Надежда Кузякова и директор Минин-Хора Дмитрий Сибирцев, началась со вступительного слова Владимира Николаевича Минина. Это был, по сути, краткий очерк с бесценными воспоминаниями Маэстро о том, как все начиналось, какая ситуация тогда была в стране, как публика на протяжении полувека реагирует на выступления некоммерческого хорового коллектива.
Представление книги завершилось концертом в одном отделении. На сцену Прокофьевского зала Российского Государственного музея музыки поднялись артисты Минин-Хора, коллектив из сорока человек под управлением художественного руководителя и дирижера Тимофея Гольберга. Программа включала фрагменты знаменитых классических сочинений для многоголосного коллектива и интересных творений современных авторов.
С.Рахманинов
«Всенощное бдение», ор.37
«Богородице Дево, радуйся…»
С.Рахманинов
«Литургия Святого Иоанна Златоуста», ор.31
«Отче Наш»
Г.Свиридов
Концерт для хора «Пушкинский венок»
«Зорю бьют»; солисты: Николай Шарапов, Татьяна Землянская
«Стрекотунья-белобока»; солистка: Евгения Сорокина
В.Гаврилин
Симфония-действо «Перезвоны»
«Вечерняя музыка»; солистки: Маргарита Петухова, Юлия Золотарева, Ольга Федорищенко
«Страшенная баба»
Э.Эшенвальдс
«Stars»
А.Рамирес
«Креольская месса»
Gloria; солист: Евгений Иванов-Данилов; гитара: Михаил Зыков; фортепиано: Елена Ильина.
Так совпало, что концерт-презентация проходил в знаменательный для православных Чистый четверг. В этот день верующие убирают свои дома, готовясь в чистоте встретить светлый праздник Пасхи. Старинные традиции также предполагали в этот день посещать баню. А как же очищение души? Религиозные сочинения русских композиторов прекрасно способствуют этому важному процессу. Звучание 40-голосного хора a cappella заполнило пространство светлой силой. Затем на душе стало тихо, спокойно, радостно.
Программа концерта была составлена таким образом, что серьезные канонические номера перемежались веселыми, озорными композициями, а на смену классикам русской и советской музыки пришли плоды творчества наших западных современников. Это совершенно другой характер исполнения, манера звукоизвлечения. За несколько минут московский камерный хор под управлением маэстро Тимофея Гольберга показал разные направления своего творчества, а все артисты продемонстрировали по несколько граней мастерства и таланта.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Минин-Хор – не просто многоголосный коллектив. Это созвездие ярких личностей, солистов, являющихся частью единого творческого организма. Каждый из них владеет несколькими вокальными стилями и может перестраиваться в рамках одного исполняемого произведения. Такой навык бесценен, когда звучат сочинения современных композиторов. Но и консервативную классику такие мастера интерпретируют очень живо и интересно, виртуозно лавируя между строгими каноническими нормами и экспериментами.
21 апреля 2022 года, когда до «золотого» юбилея коллектива осталось буквально несколько часов, в Прокофьевском зале Российского Государственного музея музыки прошел концерт-презентация книги «Минин-Хор. Первые полвека». К названию подарочного издания есть дополнение – «звучащая летопись». Отсканировав QR-код, можно получить доступ к архивным записям коллектива, услышать голоса всех составов, начиная с первого.
Роскошно сделанная книга содержит множество очерков и статей о важных вехах в истории коллектива, о его сотрудничестве со знаменитыми композиторами (Г.Канчели, Г.Свиридов, В.Гаврилин и др.), вокалистами (Е.Образцова, И.Архипова, М.Гулегина, Е.Нестеренко, П.Бурчуладзе и др.) и дирижерами (В.Спиваков, Е.Светланов, В.Федосеев, Ю.Башмет, П.Плетнев и др.). Богатый иллюстрированный материал – подробная история не только отдельно взятого творческого коллектива, но и культурной жизни огромной страны в целом. Здесь собраны фрагменты партитур, зафиксированные кадры репетиций и выступлений в разных уголках России, СССР, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Презентация, которую провели составитель книги Надежда Кузякова и директор Минин-Хора Дмитрий Сибирцев, началась со вступительного слова Владимира Николаевича Минина. Это был, по сути, краткий очерк с бесценными воспоминаниями Маэстро о том, как все начиналось, какая ситуация тогда была в стране, как публика на протяжении полувека реагирует на выступления некоммерческого хорового коллектива.
Представление книги завершилось концертом в одном отделении. На сцену Прокофьевского зала Российского Государственного музея музыки поднялись артисты Минин-Хора, коллектив из сорока человек под управлением художественного руководителя и дирижера Тимофея Гольберга. Программа включала фрагменты знаменитых классических сочинений для многоголосного коллектива и интересных творений современных авторов.
С.Рахманинов
«Всенощное бдение», ор.37
«Богородице Дево, радуйся…»
С.Рахманинов
«Литургия Святого Иоанна Златоуста», ор.31
«Отче Наш»
Г.Свиридов
Концерт для хора «Пушкинский венок»
«Зорю бьют»; солисты: Николай Шарапов, Татьяна Землянская
«Стрекотунья-белобока»; солистка: Евгения Сорокина
В.Гаврилин
Симфония-действо «Перезвоны»
«Вечерняя музыка»; солистки: Маргарита Петухова, Юлия Золотарева, Ольга Федорищенко
«Страшенная баба»
Э.Эшенвальдс
«Stars»
А.Рамирес
«Креольская месса»
Gloria; солист: Евгений Иванов-Данилов; гитара: Михаил Зыков; фортепиано: Елена Ильина.
Так совпало, что концерт-презентация проходил в знаменательный для православных Чистый четверг. В этот день верующие убирают свои дома, готовясь в чистоте встретить светлый праздник Пасхи. Старинные традиции также предполагали в этот день посещать баню. А как же очищение души? Религиозные сочинения русских композиторов прекрасно способствуют этому важному процессу. Звучание 40-голосного хора a cappella заполнило пространство светлой силой. Затем на душе стало тихо, спокойно, радостно.
Программа концерта была составлена таким образом, что серьезные канонические номера перемежались веселыми, озорными композициями, а на смену классикам русской и советской музыки пришли плоды творчества наших западных современников. Это совершенно другой характер исполнения, манера звукоизвлечения. За несколько минут московский камерный хор под управлением маэстро Тимофея Гольберга показал разные направления своего творчества, а все артисты продемонстрировали по несколько граней мастерства и таланта.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц