интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » История русского театра. Часть первая

 
 
 

История русского театра. Часть первая

Автор: Ольга Пурчинская от 9-02-2010, 23:10, посмотрело: 4939

Корни театрального искусства берут свое начало в народном творчестве, главным образом, в весьма разнообразные обряды. Так, прощаясь с, как правило, затянувшейся и поднадоевшей зимой, люди сжигали ее чучело, встречая весну и задабривая языческих богов.

Обряды являлись своеобразной игрой, представлением. Первыми профессиональными артистами на Руси были скоморохи, которые подхватили эти игры и начали их активно развивать. Широкое распространение на национальном уровне эти «шоу» получили уже в Х – XI веке.

Скоморохам дали прозвище «веселые люди», им не требовалось какой-либо специальной сцены, выступления проходили практически везде. Игрались представления без заранее написанного текста, и это было одно из самых любимых развлечений в рамках масштабных народных гуляний.

Но были и те, кому подобного рода развлечения не нравились. Речь идет о представителях церкви, которые считали, что эти потешники навлекают на народ «казни Божии», действа их задуманы бесами и потому те, кто дает такие представления, подлежат весьма суровому наказанию.

Глядя на скоморохов, никто на Руси даже не пытался рассуждать об особенностях актерского искусства. Тем не менее, это были самые настоящие актеры.

Первые упоминания о скоморохах можно встретить еще в старинных сказаниях, былинах, летописях. Так, в одной из былин рассказывается о том, что Добрыня Никитич приходит на свадьбу к Алеше Поповичу, переодетый в костюм скомороха.

Скоморохи вели кочевой образ жизни. Они путешествовали по городам, давали регулярные представления, развлекали народ всех сословий песнями и плясками. Тексты этих выступлений, скорее всего, никто не записывал, во всяком случае, для последующих поколений ничего не сохранилось. Вероятно, имели место импровизации, а тексты, даже если они и существовали на самом деле, то передавались из уст в уста.

Представители властей, главным образом церковных, вели активную борьбу со скоморохами, но до окончательного и бесповоротного запрета на такого рода деятельность не решались издать в течение очень длительного периода времени.
В середине XVI века состоялся Стоглавый собор (решения были изложены в труде, состоящем из ста глав), который осуждал некоторые аспекты церковной жизни. В том числе вопрос о скоморохах на свадебном торжестве. Было принято компромиссное решение – скоморохам запретили петь и плясать перед свадебным поездом, но делать это на самой свадьбе разрешалось.
Ранее скоморохи участвовали и в траурных мероприятиях, поминальных обрядах, но Собором было указано всем «священникам, по градам и селам, чтобы православных христиан… учили, в которые времена родители свои поминают, и они бы нищих покоили, и милостыню бы по силе подавали, и кормили, и поили…», а скоморошьи представления запрещали бы.

Лишь в 1648 году царь, после выхода специального указа царя Алексея Михайловича выступления скоморохов были запрещены окончательно.

Особой формой театра была, так называемая, народная драма. Представления представляли собой своего рода коллективную игру, каждый участник которой привносил что-то свое. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, дошедшие до нашего времени благодаря записям, сделанным в XIX веке. Наиболее яркие примеры национальных драм – «Царь Максимилиан», «Лодка», «Комедия о барине».

Не менее популярны были представления другого жанра – церковного театра, которые давались в дни крупных христианских праздников. Так, «Пещное действо» являло собой инсценировку Рождества. Сюжет был взят из Библии. Три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора. За это их казнили, бросив в печь, но ангел, посланец Бога, спас отроков от смерти.

История профессионального театра в нашей стране насчитывает вот уже более трех столетий. До XVII века в России не было тех форм театра, к которым привыкли современные зрители.
17 октября 1672 года в одной из летних резиденций царя Алексея Михайловича, в селе Преображенском, состоялась премьера первого в истории русского театра спектакля.

Вообще середина XVII века в России характерна тем, что именно тогда началось бурное развитие науки и культуры. Тогда была издана первая грамматика Метелия Смотрицкого, активно развивались светская музыка и живопись, открывались различные школы и училища.

Возник у царя интерес и к театральному искусству. Отечественных специалистов в его распоряжении пока еще не было, и Алексей Михайлович дал приказ найти их за рубежом, однако поиски эти были тщетны. Человека, который смог бы написать пьесу и поставить ее в России, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в нашей стране иностранцы.

Алексей Михайлович, запретивший ранее выступления скоморохов, стал учредителем первого русского профессионального театра. Предпосылками, вероятно, были не глубокие культурные побуждения государя, а известия о том, что при дворе других монархов Европы уже давно имелись свои театры, и, соответственно, нежелание отставать от модного веяния.

Имеются предположения, что окончательное решение о создании театра Алексей Михайлович принял 30 мая 1672 года, во время бурного отмечания рождения сына, будущего царя Петра Великого. А уже 4 июня того же года вышел указ «учините комедию».

Непосредственным исполнителем царской воли был назначен начальник Посольского приказа Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682). Именно он нашел в Немецкой слободе Иоганна Готфрида Грегори (1631 – 1675), пастора местной лютеранской церкви. Постройка здания театра и написание пьесы проходили одновременно.

Указ о создании театра обязывал «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу Есфирь… и для этого действа устроить комедийную хоромину».

Первая пьеса русского театра получила название «Артаксерксково действо», в честь царя, о котором рассказывает библейская легенда. Действие начинается со сцены пира, устроенного персидским царем Артаксерксом, решившим показать гостям свою прекрасную жену Астинь. Но красавица не хочет являться на глаза пирующим. В Библии мотивом этого отказа является невероятной силы гордость молодой женщины, в пьесе Астинь рассуждает о равенстве между мужчиной и женщиной. В результате ее ждет жестокое наказание в виде изгнания, а Артаксерксу находят новую жену – Есфирь, которая, по совету воспитателя (Марходей), скрывает от супруга свое иудейское происхождение. Марходей раскрывает заговор, тем самым спасает жизнь царя, вызывая зависть и злобу со стороны князя Амана, царского воеводы, желающего уничтожить весь еврейский народ. Для того, чтобы спасти свой народ, Есфирь теперь должна рискнуть своей жизнью.

Премьера состоялась 17 октября 1672 года в «комедийной хоромине» в селе Преображенском. Царь, очень довольный новой забавой, щедро наградил автора пьесы.

Постепенно театральные представления при царском дворе стали носить регулярный характер. В Кремле также была сооружена сцена, репертуар расширялся. Вскоре, помимо «Артаксеркского действа», начали играть пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве».

Естественно, что круг зрителей придворного театра не мог быть особо широким, и потому театральное искусство не оказывало на жизнь общества практически никакого воздействия. Однако нельзя недооценивать культурное значение первого театра, ибо его опыт утвердил саму идею театра, многим казавшуюся греховной, были заложены основы драматургии, появилось первое поколение профессиональных актеров.

Серьезное влияние на развитие отечественного театрального искусства оказал так называемый школьный театр, представления которого игрались в школах, как светских, так и духовных. Пьесы таких театров опирались, главным образом, на библейски сюжеты, но, помимо библейских героев, там появлялись и аллегорические персонажи.

После смерти Алексея Михайловича спектакли при царском дворе на некоторое время были прекращены, потому что новый правитель, Федор Алексеевич, не разделял любовь отца к такого рода развлечениям. Тем не менее, идея театра никуда не делась, и начался длительный процесс становления русской сцены.

Ольга Пурчинская


Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизни старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XVII век

Категория: История искусств