интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » История русского театра. Часть шестая

 
 
 

История русского театра. Часть шестая

Автор: Ольга Пурчинская от 17-09-2010, 19:55, посмотрело: 3436

Новая эра русского театра началась на рубеже XIX и ХХ столетий.

22 июня 1897 года в легендарном московском ресторане "Славянский базар" состоялась встреча, которой было суждено положить начало новой эпохи не только русского, но и мирового театра.

Участниками события стали актер-любитель, сын знаменитого московского купца, Константин Сергеевич Алексеев (1863 – 1938), более известный под псевдонимом Станиславский, и драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858 – 1943).

На повестку дня было вынесено обсуждение театральных планов. Результатом весьма длительных переговоров было решение организовать новый театр, который преодолеет штампы и рутину русской сцены, характерной для того периода времени.

Само название будущего театра (Художественный общедоступный театр) уже содержало программу. Раз он будет "художественным" – значит еще до открытия дается гарантия высочайшего уровня ставящихся там пьес; общедоступность указывает на нацеленность репертуара на самый широкий круг зрителей, как театралов со стажем, так и тех, кто попадет туда едва ли н в первый раз в жизни.

В качестве спектакля-открытия новой сцены решено было поставить пьесу Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875) "Царь Федор Иоаннович". Режиссерам хотелось, чтобы на сцене разыгрывалась подлинная история, для чего костюмы и реквизит подбирались в Троице-Сергиевой лавре и в Угличе.

Совсем иной подход теперь был к постановке массовых сцен. Теперь это была не просто безликая, статичная толпа, а актеры, каждый из которых имел яркий, тщательно продуманный образ, собственную историю.

Днем рождения нового театра принято считать 14 октября 1898 года. Именно тогда состоялось первое публичное представление. Главную роль (самого царя Федора Иоанновича) исполнил легендарный актер Иван Михайлович Москвин (1874 – 1946). Говоря о его игре, критики постоянно повторяли слова "истинная правда", "настоящая жизнь", искренне удивляясь, насколько тонко и трепетно выражал актер чувства своего героя, поражал искушенных зрителей отсутствием в своих работах "актерства".

Московский Художественный Общедоступный театр открыл миру известного в наши дни, наверное, каждому человеку драматурга Антона Павловича Чехова (1860 – 1904), имя которого МХТ уже долгие годы и носит.

Премьера одной из самых знаменитых чеховских пьес, "Чайки", состоялась 17 декабря 1898 года. За 2 месяца до этого она провалилась на сцене Александринского театра в Петербурге. В Художественном же театре спектакль стал триумфальным, буквально сделав прорыв в новую эру.

К.С.Станиславский смог создать уникальный, ни на кого не похожий стиль, разрабатывал методы актерской игры, опираясь на пьесы Чехова. Спустя некоторое время он создал свою знаменитую на весь мир систему.

В течение долгого времени Художественный театр был самым популярным в России, считаясь самым лучшим в стране. А с 1906 года, после гастролей по городам Германии, прошедших с небывалым триумфом, МХТ также стал обладателем почетного звания первой европейской сцены, открывшей новую эпоху в театральном искусстве.

Несмотря на триумфальное шествие по отечественным и мировым подмосткам, система Станиславского находила множество противников как среди критиков, так и среди членов труппы Общедоступного театра. И если на заре нового века голоса протес та подавались еще совсем слабо, то на исходе первого десятилетия ХХ столетия наиболее ярые оппоненты Константина Сергеевича начали открывать свои собственные, альтернативные театры.

Одним из таких противников стал Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940), проработавший в МХТ в период с 1898 по 1902 годы. Если в 1902 году он ставил пьесы в Херсонском театре, опираясь на "мизансцены Художественного театра", то постепенно начал вырабатывать (и утверждать!) собственную режиссерскую манеру. А уже через год возглавляемая им труппа выступала под названием "Товарищество Новой драмы".

В это же самое время Станиславский занимается активными поисками в пьесах знаменитого бельгийского драматурга Мориса Метерлинка так называемого чеховского настроения.

Особенностью Серебряного века в русском театре стало открытие многочисленных студий и театров малых форм. Поиски и эксперименты проходили везде. Свобода, которой удалось достичь в результате этих опытов, стала залогом успехов и открытий прошлого столетия в театральном искусстве.

Конец 1914 года ознаменовался появлением нового вида театра – Камерного. Создателем его стал Александр Яковлевич Таиров (1885 – 1950). По его мнению, актер должен быть истинным творцом, которого ничто не обременяет – ни чужие мысли, ни слова, ни поступки. Вот почему в таировских постановках очень существенная роль была отведена пластической подготовке артистов.

По Таирову, спектакль – это "самоценное произведение искусства", которое не должно быть дословным визуальным воплощением пьесы. Задача режиссера – дать исполнителю возможность раскрепоститься, почувствовать себя на сцене вольной птице, находящейся в свободном полете. Театр – бесконечный праздник, причем как Комедии, так и Трагедии (если вспомнить историю зарубежного театра Античной эпохи, то там такие регулярно устраивались). А вот обыденность, заурядность внетеатральной жизни должна быть навсегда изгнана со сцены.

Во время Первой Мировой войны (1914 – 1918) развитие театрального искусства взяло небольшую паузу. Люди, переживающие в это тяжелое время самые настоящие трагедии, шли в театр с целью отдохнуть, развлечься. По-настоящему пророческой, предвещавшей серьезные и тяжелые перемены в жизни страны, стала постановка Мейерхольда драмы М.Ю.Лермонтова "Маскарад", которая выделялась на фоне других спектаклей того периода, главным образом инсценировок второсортной драматургии.

День премьеры – 25 февраля 1917 года, стал одним из ключевых дней в Февральской революции, после которой началась новая эра в жизни страны, людей и, соответственно, искусства, в том числе театрального.

Ольга Пурчинская

Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Станиславский К.С. "Жизнь в искусстве"
3. История России, ХХ век

Категория: История искусств