К середине XVIII века в России все большую популярность завоевывали разного рода представления. Дошло даже до того, что был издан указ Елизаветы Петровны (1741 – 1761) о порядке проведения спектаклей. Императрица «указать соизволила», чтобы «по прошениям здешних обывателей, которые похотят… русские комедии иметь, в том позволение им давать и воспрещения не чинить».
Спектакли устраивали горожане, которые подыскивали и снимали для этого подходящие помещения и сами играли пьесы. В наши дни подобные действа получили бы название «самодеятельных спектаклей». Русской драматургии на тот момент еще практически не существовало, потому ставились в основном переработанные и переведенные зарубежные произведения. Сохранились названия некоторых пьес: «О Кире царе Перском и о Скифской царице Тамире», «Комедия гишпанская о Иполите и Жулии». Представления эти были адресованы широкой публике, таким образом, поддерживался народный интерес к пока еще новому, но уже очень популярному виду искусства – театру. В спектаклях все еще заметны были черты сходства с выступлениями скоморохов, но постепенно постановки переходили на профессиональную драматургию.
Представления давались не только в крупнейших городах страны – Москве и Петербурге, но и в провинции. Так, в 1750 году в городе Ярославле был создан первый самодеятельный театр под руководством Федора Григорьевича Волкова (1729 – 1763), который стал впоследствии первым в России профессиональным актером. Произошло это следующим образом. Елизавета Петровна хотела, чтобы в Петербурге появился общедоступный, профессиональный, хорошо организованный театр. Но найти подходящих людей в столице оказалось не так просто – там их попросту не было. Узнав о ярославском театре и о Волкове в частности, императрица издала еще один указ, на основании которого Федор Волков, его братья Гаврила и Григорий и прочие люди, нужные для театра, должны были прибыть в Петербург. 3 февраля 1852 года они выполнили приказ, а уже 6 февраля дежурный адъютант оставил в специальном журнале следующую запись: «Ее Императорское Величество соизволили иметь выход в театр, где представлена была на российском языке ярославцами трагедия, которая началась пополудни в 8-м часу и продолжалась пополудни же до 11-го часа». Аналогичная запись была сделана и 9 февраля. К сожалению, не были указаны названия пьес, которые игрались Волковым и его товарищами.
Игра ярославской труппы пришлась императрице по душе, и она распорядилась оставить в Петербурге Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитриевского и Алексея Попова и зачислить их в Шляхетский корпус для обучения. Жилось им, мягко говоря, не просто. Приходилось закладывать вещи, а затем брать деньги у начальства для того, чтобы их выкупить. На вырученные средства приобретались пьесы.
Однако, несмотря на все трудности и проблемы, возникли условия для создания театра – актеры учились, постепенно появлялась отечественная драматургия, а власти хотели иметь государственный театр.
30 августа 1756 года состоялось важнейшее для всей дальнейшей истории русского театра событие – императрица Елизавета Петровна издала указ: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове. А для оного повелено набрать актеров и актрис… На содержание оного театра определить в год денежной суммы по пять тысяч рублей».
Директором театра согласно все тому же указу был назначен уже ставший тогда известным драматург и поэт Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777).
Если мужская часть труппы сложилась довольно легко, в ее состав вошли ярославские актеры во главе с Волковым, плюс некоторые певчие, то с формированием женской части были некоторые трудности. В те времена не многие женщины готовы были решиться выйти на сцену. Объявления о наборе женщин в труппу давались несколько раз: «Знающие грамоте девицы, желающие определиться в службу… при придворном театре, явиться могут на Васильевском острову… в первой линии у первого придворного российского театра актера Федора Волкова».
Сперва женские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно женщины так же стали выходить на сцену.
Основу репертуара театра составляли пьесы Сумарокова, исполнителями главных ролей были Федор Волков и его коллеги еще со времен работы в Ярославле – И.А.Дмитриевский (1733 – 1821) и Я.Д.Шумский (1732 – 1812).
Знаменитый драматург Д.И.Фонвизин (1744 – 1792) приехал в Петербург еще юношей. Вот фрагмент его впечатлений об игре Шумского: «Тут видел я Шумского, который шутками своими так меня смешил, что я, потеряв благопристойность, хохотал изо всей силы… комедию, виденную мною, довольно глупою, считал я произведением величайшего разума, а актеров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие». Вскоре состоялось знакомство и с Волковым, «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами», и со «славным нашим актером И.А.Дмитриевским, человеком честным, умным, знающим…».
Шумский был актером преимущественно комедийного жанра, прославился исполнением роли старухи Еремеевны в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782). С тех пор эту роль часто можно увидеть в мужском исполнении.
Становление русского театра было сопряжено с огромным количеством трудностей. Мостов через Неву не было, а театральное здание располагалось на Васильевском острове, что крайне усложняло путь до театра весной и осенью. У публики все никак не могло войти в привычку посещать спектакли регулярно.
Между артистами все чаще возникали творческие разногласия, иногда непреодолимые, что привело к отставке директора театра. В 1761 году это место было предложено Волкову. Тогда же умерла императрица Елизавета Петровна, и на престол взошел новый правитель – Петр III, которого вскоре сменила Екатерина II (1762 – 1796). По случаю ее коронации, проходившей в Москве, в Петербурге состоялся праздничный маскарад «Торжествующая Минерва». Организацию этой постановкой поручили Волкову.
Это было площадное действо, по столичным улицам ездили повозки, в которых стояли актеры, декламировавшие нравоучительные стихи, написанные Сумароковым и известным в те времена поэтом Михаилом Херасковым (1733 – 1807).
Маскарад состоялся ранней весной 1763 года. Организация многочасового действа, колоссальное физическое и моральное напряжение, сильнейшая простуда – все это существенно подорвало здоровье Федора Волкова, и вскоре он скончался.
В истории русского театра Волков занимает особое место, и в первую очередь благодаря тому, что он стал первым в нашей стране профессиональным актером. Сейчас уже трудно себе представить, как зарождался театр в России, но современники восхищались драматическим талантом первых актеров, и в первую очередь Федора Волкова.
Сумароков вошел в историю как создатель репертуара первой российской театральной сцены. Им было написано девять трагедий и несколько комедий.
Кроме здания на Васильевском острове, труппа Волкова давала представления в «Оперном доме у Летнего сада». Когда спектакли посещала императрица со специально приглашенными придворными, они игрались бесплатно, «для народа» развлечение было платным. Билеты стоили достаточно дорого.
Основу репертуара составляли драматические произведения Сумарокова, как трагедии, так и комедии. Кроме того, игрались пьесы Мольера и некоторых других европейских драматургов.
Позже труппа переехала в специальное здание, расположенное близ Зимнего дворца. В 1785 году рядом было построено новое помещение – Эрмитажный театр (архитектор – Д.Кваренги).
В 1763 году, после смерти Ф.Г.Волкова, театр возглавил И.А.Дмитриевский, человек очень образованный, самостоятельно переводивший пьесы французских и итальянских драматургов. Кроме руководства театром, преподавал актерское мастерство молодым талантам. С одинаковым блеском воплощал как комические, так и трагические образы.
В 1871 году Эрмитажный театр был передан в распоряжение Придворной конторы, и из частного его переименовали в императорский.
XVIII столетие оставило грядущим поколениям богатое культурное наследство. Театр превратился в профессиональный, открылось несколько театральных школ, появились первые отечественные драматурги. В глазах общества театр приобрел уважение, у народа постепенно вырабатывалась привычка регулярно посещать театр и читать драматические произведения.
Ольга Пурчинская
Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XVIII век
Спектакли устраивали горожане, которые подыскивали и снимали для этого подходящие помещения и сами играли пьесы. В наши дни подобные действа получили бы название «самодеятельных спектаклей». Русской драматургии на тот момент еще практически не существовало, потому ставились в основном переработанные и переведенные зарубежные произведения. Сохранились названия некоторых пьес: «О Кире царе Перском и о Скифской царице Тамире», «Комедия гишпанская о Иполите и Жулии». Представления эти были адресованы широкой публике, таким образом, поддерживался народный интерес к пока еще новому, но уже очень популярному виду искусства – театру. В спектаклях все еще заметны были черты сходства с выступлениями скоморохов, но постепенно постановки переходили на профессиональную драматургию.
Представления давались не только в крупнейших городах страны – Москве и Петербурге, но и в провинции. Так, в 1750 году в городе Ярославле был создан первый самодеятельный театр под руководством Федора Григорьевича Волкова (1729 – 1763), который стал впоследствии первым в России профессиональным актером. Произошло это следующим образом. Елизавета Петровна хотела, чтобы в Петербурге появился общедоступный, профессиональный, хорошо организованный театр. Но найти подходящих людей в столице оказалось не так просто – там их попросту не было. Узнав о ярославском театре и о Волкове в частности, императрица издала еще один указ, на основании которого Федор Волков, его братья Гаврила и Григорий и прочие люди, нужные для театра, должны были прибыть в Петербург. 3 февраля 1852 года они выполнили приказ, а уже 6 февраля дежурный адъютант оставил в специальном журнале следующую запись: «Ее Императорское Величество соизволили иметь выход в театр, где представлена была на российском языке ярославцами трагедия, которая началась пополудни в 8-м часу и продолжалась пополудни же до 11-го часа». Аналогичная запись была сделана и 9 февраля. К сожалению, не были указаны названия пьес, которые игрались Волковым и его товарищами.
Игра ярославской труппы пришлась императрице по душе, и она распорядилась оставить в Петербурге Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитриевского и Алексея Попова и зачислить их в Шляхетский корпус для обучения. Жилось им, мягко говоря, не просто. Приходилось закладывать вещи, а затем брать деньги у начальства для того, чтобы их выкупить. На вырученные средства приобретались пьесы.
Однако, несмотря на все трудности и проблемы, возникли условия для создания театра – актеры учились, постепенно появлялась отечественная драматургия, а власти хотели иметь государственный театр.
30 августа 1756 года состоялось важнейшее для всей дальнейшей истории русского театра событие – императрица Елизавета Петровна издала указ: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове. А для оного повелено набрать актеров и актрис… На содержание оного театра определить в год денежной суммы по пять тысяч рублей».
Директором театра согласно все тому же указу был назначен уже ставший тогда известным драматург и поэт Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777).
Если мужская часть труппы сложилась довольно легко, в ее состав вошли ярославские актеры во главе с Волковым, плюс некоторые певчие, то с формированием женской части были некоторые трудности. В те времена не многие женщины готовы были решиться выйти на сцену. Объявления о наборе женщин в труппу давались несколько раз: «Знающие грамоте девицы, желающие определиться в службу… при придворном театре, явиться могут на Васильевском острову… в первой линии у первого придворного российского театра актера Федора Волкова».
Сперва женские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно женщины так же стали выходить на сцену.
Основу репертуара театра составляли пьесы Сумарокова, исполнителями главных ролей были Федор Волков и его коллеги еще со времен работы в Ярославле – И.А.Дмитриевский (1733 – 1821) и Я.Д.Шумский (1732 – 1812).
Знаменитый драматург Д.И.Фонвизин (1744 – 1792) приехал в Петербург еще юношей. Вот фрагмент его впечатлений об игре Шумского: «Тут видел я Шумского, который шутками своими так меня смешил, что я, потеряв благопристойность, хохотал изо всей силы… комедию, виденную мною, довольно глупою, считал я произведением величайшего разума, а актеров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие». Вскоре состоялось знакомство и с Волковым, «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами», и со «славным нашим актером И.А.Дмитриевским, человеком честным, умным, знающим…».
Шумский был актером преимущественно комедийного жанра, прославился исполнением роли старухи Еремеевны в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782). С тех пор эту роль часто можно увидеть в мужском исполнении.
Становление русского театра было сопряжено с огромным количеством трудностей. Мостов через Неву не было, а театральное здание располагалось на Васильевском острове, что крайне усложняло путь до театра весной и осенью. У публики все никак не могло войти в привычку посещать спектакли регулярно.
Между артистами все чаще возникали творческие разногласия, иногда непреодолимые, что привело к отставке директора театра. В 1761 году это место было предложено Волкову. Тогда же умерла императрица Елизавета Петровна, и на престол взошел новый правитель – Петр III, которого вскоре сменила Екатерина II (1762 – 1796). По случаю ее коронации, проходившей в Москве, в Петербурге состоялся праздничный маскарад «Торжествующая Минерва». Организацию этой постановкой поручили Волкову.
Это было площадное действо, по столичным улицам ездили повозки, в которых стояли актеры, декламировавшие нравоучительные стихи, написанные Сумароковым и известным в те времена поэтом Михаилом Херасковым (1733 – 1807).
Маскарад состоялся ранней весной 1763 года. Организация многочасового действа, колоссальное физическое и моральное напряжение, сильнейшая простуда – все это существенно подорвало здоровье Федора Волкова, и вскоре он скончался.
В истории русского театра Волков занимает особое место, и в первую очередь благодаря тому, что он стал первым в нашей стране профессиональным актером. Сейчас уже трудно себе представить, как зарождался театр в России, но современники восхищались драматическим талантом первых актеров, и в первую очередь Федора Волкова.
Сумароков вошел в историю как создатель репертуара первой российской театральной сцены. Им было написано девять трагедий и несколько комедий.
Кроме здания на Васильевском острове, труппа Волкова давала представления в «Оперном доме у Летнего сада». Когда спектакли посещала императрица со специально приглашенными придворными, они игрались бесплатно, «для народа» развлечение было платным. Билеты стоили достаточно дорого.
Основу репертуара составляли драматические произведения Сумарокова, как трагедии, так и комедии. Кроме того, игрались пьесы Мольера и некоторых других европейских драматургов.
Позже труппа переехала в специальное здание, расположенное близ Зимнего дворца. В 1785 году рядом было построено новое помещение – Эрмитажный театр (архитектор – Д.Кваренги).
В 1763 году, после смерти Ф.Г.Волкова, театр возглавил И.А.Дмитриевский, человек очень образованный, самостоятельно переводивший пьесы французских и итальянских драматургов. Кроме руководства театром, преподавал актерское мастерство молодым талантам. С одинаковым блеском воплощал как комические, так и трагические образы.
В 1871 году Эрмитажный театр был передан в распоряжение Придворной конторы, и из частного его переименовали в императорский.
XVIII столетие оставило грядущим поколениям богатое культурное наследство. Театр превратился в профессиональный, открылось несколько театральных школ, появились первые отечественные драматурги. В глазах общества театр приобрел уважение, у народа постепенно вырабатывалась привычка регулярно посещать театр и читать драматические произведения.
Ольга Пурчинская
Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XVIII век