интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » История театра. Часть вторая

 
 
 

История театра. Часть вторая

Автор: Ольга Пурчинская от 3-01-2010, 21:36, посмотрело: 4750

Продолжаем погружаться в далекое прошлое с целью познать историю театра. Следующим важным этапом в развитии театра стала эпоха Средневековья.
После падения Римской империи театральное искусство в Европе надолго приостановилось в своем развитии. Единственным видом театральных зрелищ были представления, которые давали странствующие актеры – потомки античных мимов.
В IX – X веках на территории современной Франции началось активное возведение огромного количества новых городов, что привело к развитию искусства сцены. Развлечением горожан были профессиональные «шутники» (от латинского joculator), без которых не обходилась ни одна ярмарка, они же обязательно присутствовали на праздниках. Во Франции jokulator превратился в jongleur (жонглер). Средневековые жонглеры были еще и дрессировщиками, канатоходцами, акробатами. Кроме того, они показывали фокусы, рассказывали интересные, занимательные истории, пели и играли на всевозможных музыкальных инструментах. Да еще и разыгрывали небольшие смешные сценки на бытовые темы.
Католическая церковь не жаловала жонглеров. Священнослужители были уверены, что они язычники или, вообще, безбожники. Однако публика всегда принимала актеров с удовольствием. Народ смеялся над их шутками, удивлялся фокусам, потешался над дрессированными обезьянками.
Театром, каким его понимают в современном мире, такие представления, конечно же, еще не были.
Средневековый театр зародился в лоне Церкви, потому он назывался религиозным. Тогда почти всегда службы проводились на латыни, большинству простых граждан не понятной. Духовенство приняло решение сделать богослужения похожими на театральное действо, разыгрывая некоторые библейские эпизоды. Таким образом, появился первый вид религиозного театра – литургическая драма. Представления проходили у алтаря. Сначала в рождественские и пасхальные дни чтение проповедей сопровождалось незамысловатыми действиями. Так, в Страстную пятницу крест заворачивали в черную мантию и клали его на пол, что символизировало погребение Христа.
Постепенно в службы стали входить сценки, которые священники читали по ролям.
Во второй половине XII века возникла полулитургическая драма. Здесь для спектаклей писался специальный текст, однако сюжеты по-прежнему заимствовали из Библии.
В текстах уже содержались ремарки, дававшие «постановочные» указания.
Действие таких драм происходило в аду, на земле и на небесах. В самом начале возникла проблема. По ходу действа появлялась иногда нечистая сила – дьявол, часто в сопровождении свиты. Священники не могли выступать в таких ролях, поэтому на роли чертей начали брать светских лиц. Костюмом беса была собственная одежда исполнителя, вывернутая наизнанку.
Вопреки желанию постановщиков, черти становились едва ли не главными персонажами, а, зачастую, и самыми любимыми публикой. Сценки с участием нечисти сопровождались практически непрерывным хохотом зрителей. Полулитургические драмы играли уже не в самом храме, а снаружи, на ступенях.
B XVIII веке появился новый вид «религиозных» представлений – инсценировка легенд о чудесах, сотворенных Богородицей и святыми - жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на "чуде", совершаемом святым или девой Марией. Такие спектакли называли мираклями (от латинского miraculum – чудо). Земная жизнь часто показывалась как череда страданий, скорби, утрат. Но несмотря ни на что герой продолжает надеяться на чудо, и оно происходит! Благодаря вмешательству высших сил, все беды уходят в прошлое, а впереди – светлое, радостное будущее, праведная жизнь. Этот вид спектаклей не был приурочен к какому-либо празднику.
Самой любимой у средневековой публики была мистерия – еще один вид религиозного театра, расцвет которого пришелся на XIV – XV века.
Мистерии являлись неотъемлемой частью рождественских и пасхальных торжеств. Проходили они, как правило, на центральных городских площадях. Городские власти назначали человека, ответственного за проведение всех праздничных мероприятий. Они руководили строительством сцены, придумывали текст, занимались подбором актеров, выполняли функции режиссера.
Сюжеты мистерий брались, как правило, на библейские, либо исторические темы, однако иногда их посвящали и современным событиям. Драматические сцены там чередовались с сатирическими, комическими. В такие моменты на сцене появлялись черти, которые прыгали, корчили смешные рожи, выкрикивали достаточно непристойные фразы, а завершалось такое действие тем, что высшие силы карали нечисть.
Среди персонажей мистерий встречались не только библейские герои. Например, была там девушка по имени Иоанна. Как гласит легенда, она сумела занять папский престол в Риме.
Текст представлений обязательно должны были утвердить представители властей, как церковных, так и светских.
Обязательно в мистерическом представлении присутствовал шут. Его отличительной особенностью был яркий костюм: на голове шапка с ушами, чаще всего ослиными, в руках – погремушка, наполненная горохом. Шут появлялся на сцене в самые неподходящие для этого моменты действия и начинал нести полную околесицу. Эти монологи назывались «толченым горохом».
Организаторы представлений все время должны были следить за тем, чтобы действие развивалось четко по заранее написанному сценарию. Тем не менее, импровизации в мистериях разрешались. Особенно часто выходили за рамки своей роли черти и шуты.
Исполнение мистерий превращалось в грандиозную игру, которая увлекала всех участников шоу – и актеров, и зрителей. Актеров отбирали из числа простых горожан. Тогда больше внимания уделялось внешним данным, чем актерскому таланту.
Участие в таком представлении было очень почетным, и желающих всегда находилось гораздо больше, чем было запланировано действующих лиц, особенно на роли Христа и святых. Иной раз даже устраивались торги – за роль нужно было платить.
Начиная с XV века, за присутствие на спектаклях ввели плату. Участники мистерий постепенно превращались в профессиональных актеров. Стали возникать целые организации, сообщества, которые занимались постановкой этих масштабных зрелищ.
В XV веке на сценических площадках Англии и Франции появился новый вид представлений – пьесы-моралите. Они обязательно содержали мораль, нравоучение. В таких пьесах каждый персонаж олицетворял какое-либо понятие, явление: Добро, Зло, Глупость, Разум, Веру, Ненависть, Вражду, Любовь, Войну, Покаяние, Голод и т.д.
Герои вели себя как обычные люди. Каждому персонажу полагался свой особый, характерный костюм. Так, Любовь держала в руке сердце, Лесть – лисий хвост, у Глупости обязательно имелись ослиные уши. Скупость, одетая в лохмотья, прижимала к груди мешок с золотом.
В эпоху Средневековья развивался не только религиозный театр. В Европе также имели место языческие обряды. Народные праздничные гуляния (например, карнавалы) также содержали элементы театральных представлений. Сюжеты карнавальных действ стали прародителями еще одного вида театрального шоу – фарса.
В фарсах действующими лицами, как правило, была пара героев: молодой и старый. Актеры импровизировали, придумывая сюжет по ходу спектакля. Однако уже в XIII веке сценарий начали записывать заранее, придавая им литературную форму, избавляя от бранных и грубых выражений.
В XV столетии фарс превратился в небольшую пьеску, картину нравов и быта простых горожан. В последствии многие драматурги использовали сюжеты фарсов в своих произведениях.
К исходу эпохи Средневековья церковные и светские театральные формы постепенно сблизились, характерным стало заимствование художественных приемов.

Ольга Пурчинская


Экскурс в историю возникновения любимого жанра мне помогли осуществить:
История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского.
Энциклопедия «АВАНТА+», том «Музыка. Театр. Кино».

Категория: История искусств