Самые интересные, загадочные страны Востока с древней цивилизацией – это, в первую очередь, Индия и Китай. Они абсолютно не похожи друг на друга: живут там кардинально разные народы с характерной культурой и говорящие на специфическом языке. В то же время имеется и нечто, объединяющее все эти страны, их быт, развлечения, досуг, в том числе и театр.
Культура стран Востока складывалась очень долго – на протяжении многих тысячелетий, данный процесс развивался практически непрерывно, и каждый новый этап сохранял в себе черты предыдущих.
На мировоззрение и, соответственно, на культуру Индии и Китая довольно существенное влияние оказал буддизм – религиозные сюжеты значительно обогатили поэзию и литературу, позже они ставились на сценах театров. Именно в буддистской философии актеры китайских театров черпали законы игры, которые диктовали единство пения, танца и слова, в результате чего возникла новая, особая театральная форма – музыкальная драма. Объединение нескольких видов искусства требовало создания Свода правил, которому бы подчинялись все в театре. Основа этого учения – символ. Любые жесты, вздохи, взгляды, эмоции – все это в театре Востока носит символический характер.
ТЕАТР ИНДИИ
В Индии театральное искусство начало свое развитие несколько тысячелетий назад.
В программу древнеиндийских празднеств, посвященных божествам, обязательно включались театрализованные представления. Так, главным событием на празднике в честь бога-громовержца Индры было вынесение знамени виновника торжества. Роль этого знамени «исполняло» дерево, которое приносили из леса и украшали, после чего торжественно топили в реке, так как считалось, что сей ритуал придаст силы воде и земле. В церемонии участвовали борцы, канатоходцы, фокусники, музыканты, которым дали название «ната». Впоследствии так же стали называть всех профессиональных актеров.
Несмотря на то, что народный театр в Индии появился еще задолго до нашей эры, его представления и по сей день пользуются в стране огромной популярностью. Наиболее известный вид такого театра на Севере страны – музыкально-танцевальная драма, так называемая лила.
Центральные персонажи – добрые и злые демоны, духи, животные. Артисты появляются перед публикой в ярких, красочных костюмах и масках. Декорации отсутствуют. Все приготовления, смена костюмов, грима происходят прямо на глазах у зрителей.
На юге страны появилась иная форма – так называемый мистерический театр. В некоторой степени он напоминает северные представления, но имеются и кардинальные различия. Спектакли индийского юга связаны, прежде всего, с искусством храмовых сказителей – чакиаров. Они сперва читали стихи на классическом языке древности – санскрите, а затем переводили их на диалекты, понятные местным жителям, используя при этом, главным образом, мимику и жесты.
Спустя какое-то время вместе с чакиаром стали выступать профессиональные артисты, сопровождавшие его выступление музыкой и ритуальными танцами. Данное представление получило название куттиятам, то есть коллективный танец. Здесь хореография и слова были одинаково важны.
Середину первого тысячелетия до новой эры принято считать временем зарождения классического индийского театра. Значительная часть представлений являла собой своего рода инсценировки известных мифов и легенд. Несколько позже появилась классическая драма на санскрите (примерно I – IX вв. н.э.). Наиболее известные драматурги того времени – Бхаса, Калидаса, Шудрака. Из многочисленных пьес Бхасы выделим, в первую очередь «Явившуюся во сне Васавадатту», считающуюся лучшим его произведением.
Автором легендарной «Глиняной повозки» считают царя Шудраку (около IV века). Произведение это значительно пережило своего создателя, ведь многочисленные постановки этой пьесы осуществлялись во многих театрах мира вплоть до ХХ столетия. Вопреки традициям, пьеса повествует не о извечных конфликтах богов и демонов, а об артистке-куртизанке. Главная героиня влюбилась в человека, принадлежавшего к другой, высшей касте, да еще и женатого. На долю влюбленных выпало множество тяжелых испытаний, пока они не воссоединились.
Непременными членами труппы классического индийского театра являлись: сухтрадхара (ведущий актер, кроме того еще и постановщик, и художественный руководитель театра), нати (жена ведущего актера, ведущая актриса театра), стхапака (первый помощник, гример, костюмер), приперсвика (второй помощник, выполнявший всевозможные поручения).
Особая форма национального индийского театра – классический танец. Вообще это не просто танец в традиционном понимании данного вида искусства, это целая драма, соединяющая в себе танец, слово, а порой еще и пение.
ТЕАТР КИТАЯ
Древние китайцы представляли себе мир как нечто целое, и каждый предмет, живое существо или художественное явление представляли собой часть «единого тела Вселенной». Такое мировоззрение делало границы жизни и искусства совсем тонкими, практически не заметными. Художник представлялся лишь своего рода «передатчиком», просто доносящим до народа то, что уже сказано природой, подчиняя свое творчество канонам и закономерностям Вселенной. Это означает, что искусство имело способность воздействовать на жизнь.
Традиционный театр Китая сочетает в себе танец, пение, движение, речь и даже некоторые приемы боевых искусств. Все эти важные элементы имеют свою отдельную историю возникновения и развития, пока в определенное время они не объединились в замкнутую форму классической китайской драмы.
Истоки китайского театра берут свое начало во втором тысячелетии до новой эры, в период правления династии Шан. В эту эпоху пышные дворцовые празднества с их многочисленными балами постепенно оттачивали хореографическую технику, разрабатывали основные законы сценического движения. Тогда уже начали различать поющих и танцующих артистов (чан-ю) и шутов, лицедеев, комиков (пай-ю).
В период правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.н.э.) огромный стимул развитию театра дала простонародная музыка. Огромной популярностью тогда пользовались представления, похожие на современные цирковые. Затаив дыхание, люди смотрели на глотателей шпаг, канатоходцев, жонглеров, состязания силачей, восхищались прекрасными танцами и играми «драконов».
К этому же времени относят рождение театра марионеток. Артист такого театра, простая кукла, управляемая человеком, согласно древнекитайскому поверью, связана с фигурками, которые клали вместе с умершим в могилу. Считалось, что такая фигурка была своего рода соединением покойника с миром живых и обладала некими магическими свойствами.
В VII – Х веках стремительный рост городов значительно расширял торговые связи Китая с Западом, а также с соседней Индией.
Большой успех при дворе имели танцы на буддийские сюжеты. Также популярны были небольшие пьески сатирического характера – так называемые цаньцзюнь-си. Здесь начали появляться первые актерские амплуа – хитрый, находчивый острослов и его партнер. Постепенно «голые» диалоги стали разбавляться пением и танцами.
В эпоху династии Сун (960 – 1279) происходило активное развитие уже устоявшихся драматических форм – представлений рассказчиков из народа, сопровождающихся пением под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Эра Юань (1280 – 1367) называют золотым веком китайской драмы. Предполагается, что именно тогда возник национальный профессиональный театр. Завоеватели (а это – период монгольского владычества) сильно притесняли образованные, творческие слои населения, в результате театр тогда стал едва ли не самым востребованным видом искусства.
На протяжении очень долгого периода времени все роли, включая женские, исполняли только мужчины. Китайцы полагали, что мужчина наиболее глубоко понимает всю красоту женщины, ее души и тела, и что только он может наиболее ярко и четко рассказать и показать это.
Также существовали и женские труппы, где мужские роли, напротив, исполнялись дамами.
Актрисы считались женщинами легкого поведения, потому могли выступать только отдельно от мужчин, смешанные команды начали появляться в китайских театрах только в начале прошлого века.
Ольга Пурчинская
Экскурс в историю возникновения любимого жанра мне помогли осуществить:
Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Музыка. Театр. Кино».
История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского
Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского.
Культура стран Востока складывалась очень долго – на протяжении многих тысячелетий, данный процесс развивался практически непрерывно, и каждый новый этап сохранял в себе черты предыдущих.
На мировоззрение и, соответственно, на культуру Индии и Китая довольно существенное влияние оказал буддизм – религиозные сюжеты значительно обогатили поэзию и литературу, позже они ставились на сценах театров. Именно в буддистской философии актеры китайских театров черпали законы игры, которые диктовали единство пения, танца и слова, в результате чего возникла новая, особая театральная форма – музыкальная драма. Объединение нескольких видов искусства требовало создания Свода правил, которому бы подчинялись все в театре. Основа этого учения – символ. Любые жесты, вздохи, взгляды, эмоции – все это в театре Востока носит символический характер.
ТЕАТР ИНДИИ
В Индии театральное искусство начало свое развитие несколько тысячелетий назад.
В программу древнеиндийских празднеств, посвященных божествам, обязательно включались театрализованные представления. Так, главным событием на празднике в честь бога-громовержца Индры было вынесение знамени виновника торжества. Роль этого знамени «исполняло» дерево, которое приносили из леса и украшали, после чего торжественно топили в реке, так как считалось, что сей ритуал придаст силы воде и земле. В церемонии участвовали борцы, канатоходцы, фокусники, музыканты, которым дали название «ната». Впоследствии так же стали называть всех профессиональных актеров.
Несмотря на то, что народный театр в Индии появился еще задолго до нашей эры, его представления и по сей день пользуются в стране огромной популярностью. Наиболее известный вид такого театра на Севере страны – музыкально-танцевальная драма, так называемая лила.
Центральные персонажи – добрые и злые демоны, духи, животные. Артисты появляются перед публикой в ярких, красочных костюмах и масках. Декорации отсутствуют. Все приготовления, смена костюмов, грима происходят прямо на глазах у зрителей.
На юге страны появилась иная форма – так называемый мистерический театр. В некоторой степени он напоминает северные представления, но имеются и кардинальные различия. Спектакли индийского юга связаны, прежде всего, с искусством храмовых сказителей – чакиаров. Они сперва читали стихи на классическом языке древности – санскрите, а затем переводили их на диалекты, понятные местным жителям, используя при этом, главным образом, мимику и жесты.
Спустя какое-то время вместе с чакиаром стали выступать профессиональные артисты, сопровождавшие его выступление музыкой и ритуальными танцами. Данное представление получило название куттиятам, то есть коллективный танец. Здесь хореография и слова были одинаково важны.
Середину первого тысячелетия до новой эры принято считать временем зарождения классического индийского театра. Значительная часть представлений являла собой своего рода инсценировки известных мифов и легенд. Несколько позже появилась классическая драма на санскрите (примерно I – IX вв. н.э.). Наиболее известные драматурги того времени – Бхаса, Калидаса, Шудрака. Из многочисленных пьес Бхасы выделим, в первую очередь «Явившуюся во сне Васавадатту», считающуюся лучшим его произведением.
Автором легендарной «Глиняной повозки» считают царя Шудраку (около IV века). Произведение это значительно пережило своего создателя, ведь многочисленные постановки этой пьесы осуществлялись во многих театрах мира вплоть до ХХ столетия. Вопреки традициям, пьеса повествует не о извечных конфликтах богов и демонов, а об артистке-куртизанке. Главная героиня влюбилась в человека, принадлежавшего к другой, высшей касте, да еще и женатого. На долю влюбленных выпало множество тяжелых испытаний, пока они не воссоединились.
Непременными членами труппы классического индийского театра являлись: сухтрадхара (ведущий актер, кроме того еще и постановщик, и художественный руководитель театра), нати (жена ведущего актера, ведущая актриса театра), стхапака (первый помощник, гример, костюмер), приперсвика (второй помощник, выполнявший всевозможные поручения).
Особая форма национального индийского театра – классический танец. Вообще это не просто танец в традиционном понимании данного вида искусства, это целая драма, соединяющая в себе танец, слово, а порой еще и пение.
ТЕАТР КИТАЯ
Древние китайцы представляли себе мир как нечто целое, и каждый предмет, живое существо или художественное явление представляли собой часть «единого тела Вселенной». Такое мировоззрение делало границы жизни и искусства совсем тонкими, практически не заметными. Художник представлялся лишь своего рода «передатчиком», просто доносящим до народа то, что уже сказано природой, подчиняя свое творчество канонам и закономерностям Вселенной. Это означает, что искусство имело способность воздействовать на жизнь.
Традиционный театр Китая сочетает в себе танец, пение, движение, речь и даже некоторые приемы боевых искусств. Все эти важные элементы имеют свою отдельную историю возникновения и развития, пока в определенное время они не объединились в замкнутую форму классической китайской драмы.
Истоки китайского театра берут свое начало во втором тысячелетии до новой эры, в период правления династии Шан. В эту эпоху пышные дворцовые празднества с их многочисленными балами постепенно оттачивали хореографическую технику, разрабатывали основные законы сценического движения. Тогда уже начали различать поющих и танцующих артистов (чан-ю) и шутов, лицедеев, комиков (пай-ю).
В период правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.н.э.) огромный стимул развитию театра дала простонародная музыка. Огромной популярностью тогда пользовались представления, похожие на современные цирковые. Затаив дыхание, люди смотрели на глотателей шпаг, канатоходцев, жонглеров, состязания силачей, восхищались прекрасными танцами и играми «драконов».
К этому же времени относят рождение театра марионеток. Артист такого театра, простая кукла, управляемая человеком, согласно древнекитайскому поверью, связана с фигурками, которые клали вместе с умершим в могилу. Считалось, что такая фигурка была своего рода соединением покойника с миром живых и обладала некими магическими свойствами.
В VII – Х веках стремительный рост городов значительно расширял торговые связи Китая с Западом, а также с соседней Индией.
Большой успех при дворе имели танцы на буддийские сюжеты. Также популярны были небольшие пьески сатирического характера – так называемые цаньцзюнь-си. Здесь начали появляться первые актерские амплуа – хитрый, находчивый острослов и его партнер. Постепенно «голые» диалоги стали разбавляться пением и танцами.
В эпоху династии Сун (960 – 1279) происходило активное развитие уже устоявшихся драматических форм – представлений рассказчиков из народа, сопровождающихся пением под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Эра Юань (1280 – 1367) называют золотым веком китайской драмы. Предполагается, что именно тогда возник национальный профессиональный театр. Завоеватели (а это – период монгольского владычества) сильно притесняли образованные, творческие слои населения, в результате театр тогда стал едва ли не самым востребованным видом искусства.
На протяжении очень долгого периода времени все роли, включая женские, исполняли только мужчины. Китайцы полагали, что мужчина наиболее глубоко понимает всю красоту женщины, ее души и тела, и что только он может наиболее ярко и четко рассказать и показать это.
Также существовали и женские труппы, где мужские роли, напротив, исполнялись дамами.
Актрисы считались женщинами легкого поведения, потому могли выступать только отдельно от мужчин, смешанные команды начали появляться в китайских театрах только в начале прошлого века.
Ольга Пурчинская
Экскурс в историю возникновения любимого жанра мне помогли осуществить:
Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Музыка. Театр. Кино».
История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского
Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского.