Как известно, XIX век в России начинался с тревог и волнений – очередной дворцовый переворот привел к убийству царя Павла I. Весьма тревожно он и завершился – уже тогда в воздухе витали предчувствия «неслыханных мятежей».
Культуру нашей страны прославляли поэты и прозаики, для театра писавшие крайне редко, в результате, развитие сценических искусств проходило вне зависимости от драматургии. Счастливым исключением из этого довольно мрачного правила стало творчество А.Н.Островского, создавшего множество великих пьес, в течение длительного периода времени определявших лицо отечественного театра. С именем Островского связано появление в русском театре периода так называемого психологического реализма.
В театральном искусстве XIX века искусствоведы не выявили каких-либо веяний, в той или иной степени не связанных с опытом предыдущего столетия. В актерских работах еще были заметны такие приемы игры, свойственные театру эпохи классицизма, как подчеркнутое внимание к декламации и статичные позы.
В самом начале XIX столетия, в 1806 году, в нашей стране сложилась сеть национальных императорских театров. Управлялись эти театры «министерством двора Его Императорского Величества». В ведении двора находилось пять театров – три в Петербурге (Мариинский, Александринский и Михайловский) и два в Москве (Большой и Малый). Репертуары в этих театрах были практически идентичны, основных причин было две – общее руководство и не слишком большое количество пьес отечественных авторов.
После Отечественной войны 1812 года спектакли в Москве игрались во временных помещениях. Продолжалось это до 1824 года, когда было построено здание Малого театра, а через год – и Большого. Здание Александринского театра в Петербурге открылось в 1832 году, а в 1833 – Михайловского.
В провинциях театры находились в ведении губернаторов, либо городских чиновников. Представители власти полагали, что «учреждение посреди города театра» не только способствует народным развлечениям, но и обогащает духовную жизнь города.
Вокруг сети Императорских театров и их монополии велись жаркие дискуссии в течение весьма долгого времени – практически целое столетие! Играть в обеих столицах могли только актеры этих пяти театров.
В 1882 году монополия была наконец отменена, и буквально тут же появилось огромное количество так называемых частных театров, как драматических, так и оперных. Огромный вклад в развитие театрального искусства в России внесли труппы таких частных театров, как Театра Корша в Москве и Театра Суворина в Петербурге. Назывались такие сцены именами антрепренеров.
Юрист по образованию, Федор Адамович Корш (1852 – 1923) создал свой частный театр в 1882 году, который просуществовал до 1923 года, несколько раз поменяв за это время владельцев и, соответственно, названия. В репертуарном листе было много классических пьес, но и современная драматургия была здесь в почете. Именно на этой сцене впервые были сыграны такие пьесы, как «Чайка» А.П.Чехова и «Дети Ванюшина» С.А.Найденова. Здесь впервые стали давать утренние представления по воскресным дням. Основными зрителями на таких спектаклях должны были стать учащиеся, в связи с чем билеты продавались по значительно более низким ценам.
Театр Корша, как и любой другой частный театр, являлся коммерческим проектом, и для привлечения как можно большей зрительской аудитории еженедельно по пятницам игрались премьеры. За более, чем полувековой период на эту сцену выходило множество выдающихся артистов, впоследствии ставших легендарными, в том числе П.Н.Орленев, Л.М.Леонидов, А.А.Остужев, А.П.Кторов.
Алексей Сергеевич Суворин (1834 – 1912), известный журналист, драматург и издатель, владел Малым драматическим театром Петербурга, получившим название Суворинского (1895 – 1917). Характерными особенностями этой сцены были серьезный репертуар и прекрасный актерский состав.
Популярность театрального искусство в России росла, и вторая половина XIX века ознаменовалась появлением большого количества площадок в других городах. К концу столетия во всех более-менее крупных губерниях и уездах было хотя бы по одному театральному зданию. В маленьких городках труппы существовали как антрепризы, а помещение руководитель, т.е. антрепренер, арендовывал на сезон у городской управы, либо у частного лица. Проекты подобного рода имели исключительно коммерческий характер, средства из городского бюджета выделялись крайне редко.
Во время Великого поста любые развлечения в России были запрещены, а это значит, что театры в этот период не работали. Тогда проводились встречи с актерами, обсуждались условия труда и размер заработной платы, заключались договоры в письменной форме (так называемый ангажемент).
Во второй половине XIX века довольно широкое распространение получили бенефисы, то есть представления, доходы от которых поступали в пользу одного, конкретного, актера. Кроме того, так же называли спектакли, являвшиеся признанием заслуг одного из их участников, игравшиеся в его честь.
Существовали также и полубенефисы. Здесь выручка делилась поровну между артистами и организаторами вечера.
Основную часть зрительской аудитории почти всех театров, особенно провинциальных, составляли представители среднего и низшего слоев отечественного общества. Места для людей такого уровня получили известное и по сей день название – галерка. Помещались они на самых верхних этажах театральных залов, видно и слышно оттуда практически ничего не было, особенно в драматических спектаклях.
Своими впечатлениями о галерке Александринского театра с потомками поделился знаменитый поэт XIX века Н.А.Некрасов: «Какое изумительное разнообразие! Какая пестрая смесь! Воротник сторожа, борода безграмотного каменщика, красный нос дворового человека, зеленые глаза вашей кухарки, небритый подбородок выгнанного со службы подьячего». На сцене публика подобного уровня жаждала увидеть не столько «красивую жизнь», сколько «правду про себя».
Репертуар русских театров середины XIX века ознаменовался появлением нового жанра драматургии – водевиля, причем произведений в одночасье появилось весьма внушительное количество. От актеров теперь требовались в обязательном порядке дополнительные навыки – вокальные и хореографические. Своим участием в водевилях известны очень многие знаменитые артисты, много позже ставшие легендарными, в том числе М.С.Щепкин.
Через средства массовой информации знаменитее драматурги и критики призывали людей театра просвещать публику, совершенствовать Аким образом нравы.
В 30 – 40-е года ХХ века, как известно, времена были совсем не простые, и актеры старались, в первую очередь, развлечь зрителей. Помимо основной пьесы, в самом начале вечера и под его завязку обязательными элементами представления стали одноактные водевили. Иногда они заменялись дивертисментами – представлениями, очень похожими на современные эстрадные концерты, состоящие из большого количества отдельных, не связанных между собой, забавных номеров-миниатюр.
Ольга Пурчинская
Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XIX век
Культуру нашей страны прославляли поэты и прозаики, для театра писавшие крайне редко, в результате, развитие сценических искусств проходило вне зависимости от драматургии. Счастливым исключением из этого довольно мрачного правила стало творчество А.Н.Островского, создавшего множество великих пьес, в течение длительного периода времени определявших лицо отечественного театра. С именем Островского связано появление в русском театре периода так называемого психологического реализма.
В театральном искусстве XIX века искусствоведы не выявили каких-либо веяний, в той или иной степени не связанных с опытом предыдущего столетия. В актерских работах еще были заметны такие приемы игры, свойственные театру эпохи классицизма, как подчеркнутое внимание к декламации и статичные позы.
В самом начале XIX столетия, в 1806 году, в нашей стране сложилась сеть национальных императорских театров. Управлялись эти театры «министерством двора Его Императорского Величества». В ведении двора находилось пять театров – три в Петербурге (Мариинский, Александринский и Михайловский) и два в Москве (Большой и Малый). Репертуары в этих театрах были практически идентичны, основных причин было две – общее руководство и не слишком большое количество пьес отечественных авторов.
После Отечественной войны 1812 года спектакли в Москве игрались во временных помещениях. Продолжалось это до 1824 года, когда было построено здание Малого театра, а через год – и Большого. Здание Александринского театра в Петербурге открылось в 1832 году, а в 1833 – Михайловского.
В провинциях театры находились в ведении губернаторов, либо городских чиновников. Представители власти полагали, что «учреждение посреди города театра» не только способствует народным развлечениям, но и обогащает духовную жизнь города.
Вокруг сети Императорских театров и их монополии велись жаркие дискуссии в течение весьма долгого времени – практически целое столетие! Играть в обеих столицах могли только актеры этих пяти театров.
В 1882 году монополия была наконец отменена, и буквально тут же появилось огромное количество так называемых частных театров, как драматических, так и оперных. Огромный вклад в развитие театрального искусства в России внесли труппы таких частных театров, как Театра Корша в Москве и Театра Суворина в Петербурге. Назывались такие сцены именами антрепренеров.
Юрист по образованию, Федор Адамович Корш (1852 – 1923) создал свой частный театр в 1882 году, который просуществовал до 1923 года, несколько раз поменяв за это время владельцев и, соответственно, названия. В репертуарном листе было много классических пьес, но и современная драматургия была здесь в почете. Именно на этой сцене впервые были сыграны такие пьесы, как «Чайка» А.П.Чехова и «Дети Ванюшина» С.А.Найденова. Здесь впервые стали давать утренние представления по воскресным дням. Основными зрителями на таких спектаклях должны были стать учащиеся, в связи с чем билеты продавались по значительно более низким ценам.
Театр Корша, как и любой другой частный театр, являлся коммерческим проектом, и для привлечения как можно большей зрительской аудитории еженедельно по пятницам игрались премьеры. За более, чем полувековой период на эту сцену выходило множество выдающихся артистов, впоследствии ставших легендарными, в том числе П.Н.Орленев, Л.М.Леонидов, А.А.Остужев, А.П.Кторов.
Алексей Сергеевич Суворин (1834 – 1912), известный журналист, драматург и издатель, владел Малым драматическим театром Петербурга, получившим название Суворинского (1895 – 1917). Характерными особенностями этой сцены были серьезный репертуар и прекрасный актерский состав.
Популярность театрального искусство в России росла, и вторая половина XIX века ознаменовалась появлением большого количества площадок в других городах. К концу столетия во всех более-менее крупных губерниях и уездах было хотя бы по одному театральному зданию. В маленьких городках труппы существовали как антрепризы, а помещение руководитель, т.е. антрепренер, арендовывал на сезон у городской управы, либо у частного лица. Проекты подобного рода имели исключительно коммерческий характер, средства из городского бюджета выделялись крайне редко.
Во время Великого поста любые развлечения в России были запрещены, а это значит, что театры в этот период не работали. Тогда проводились встречи с актерами, обсуждались условия труда и размер заработной платы, заключались договоры в письменной форме (так называемый ангажемент).
Во второй половине XIX века довольно широкое распространение получили бенефисы, то есть представления, доходы от которых поступали в пользу одного, конкретного, актера. Кроме того, так же называли спектакли, являвшиеся признанием заслуг одного из их участников, игравшиеся в его честь.
Существовали также и полубенефисы. Здесь выручка делилась поровну между артистами и организаторами вечера.
Основную часть зрительской аудитории почти всех театров, особенно провинциальных, составляли представители среднего и низшего слоев отечественного общества. Места для людей такого уровня получили известное и по сей день название – галерка. Помещались они на самых верхних этажах театральных залов, видно и слышно оттуда практически ничего не было, особенно в драматических спектаклях.
Своими впечатлениями о галерке Александринского театра с потомками поделился знаменитый поэт XIX века Н.А.Некрасов: «Какое изумительное разнообразие! Какая пестрая смесь! Воротник сторожа, борода безграмотного каменщика, красный нос дворового человека, зеленые глаза вашей кухарки, небритый подбородок выгнанного со службы подьячего». На сцене публика подобного уровня жаждала увидеть не столько «красивую жизнь», сколько «правду про себя».
Репертуар русских театров середины XIX века ознаменовался появлением нового жанра драматургии – водевиля, причем произведений в одночасье появилось весьма внушительное количество. От актеров теперь требовались в обязательном порядке дополнительные навыки – вокальные и хореографические. Своим участием в водевилях известны очень многие знаменитые артисты, много позже ставшие легендарными, в том числе М.С.Щепкин.
Через средства массовой информации знаменитее драматурги и критики призывали людей театра просвещать публику, совершенствовать Аким образом нравы.
В 30 – 40-е года ХХ века, как известно, времена были совсем не простые, и актеры старались, в первую очередь, развлечь зрителей. Помимо основной пьесы, в самом начале вечера и под его завязку обязательными элементами представления стали одноактные водевили. Иногда они заменялись дивертисментами – представлениями, очень похожими на современные эстрадные концерты, состоящие из большого количества отдельных, не связанных между собой, забавных номеров-миниатюр.
Ольга Пурчинская
Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XIX век